К майским праздникам 2014 г. мы с женой начали готовиться еще в конце февраля и запланировали путешествие в Латвию, Эстонию и Стокгольм. Визу оформляли в Эстонию через Пони-Экспресс в Ярославле, т.к. в Эстонии получалось больше всего времени. Как просили мультивизу на год такую и дали, чем нас очень обрадовали. Было некоторое беспокойство в связи с последними событиями на Украине когда начали вводить санкции против России, но простых туристов это не коснулось. Забронировали гостиницы через http://booking.com;?aid=325219; по всему маршруту, а также приобрели билеты на паром компании Tallink http://www.tallink.com/ в Стокгольм и обратно, включая питание на борту и экскурсию.
Выехали из Рыбинска 26 апреля через Тверь, Ржев далее по Новорижскому шоссе до пограничного перехода Бурачки. Хочу сказать тем кто опасается ехать по этому шоссе М9. Состояние трассы очень даже неплохое, на большем протяжении даже отличное. Единственное, что дорога неширокая всего 2 полосы, но и машин немного. Для многих крейсерская скорость на ней 140-150 км/ч. Ближе к границе ремонтируется участок протяженностью прибл. 2 км., но его сделают быстро судя по обилию техники.
При подъезде к границе встречает огромная очередь из фур. Водителей легковых автомобилей она не должна беспокоить, т.к. у них есть своя, которой в тот день не было, не считая 3-4 машин, которые подъехали уже за нами. Поэтому спокойно можно проезжать вдоль всех фур. Среди скопления фур есть несколько заправок. Я заехал на ТНК последний раз перед границей заправиться дешевым бензином. Далее первая будка. Остановиться нужно метров за 30 до неё у стоп-линии. Далее идете пешком. Девушка в форме смотрит только паспорта и визы в них. Затем едем к нашим таможенникам и пограничникам. Смотрят документы на машину (рег. удостоверение), паспорт, просят открыть все двери, багажник и капота автомобиля, но ограничиваются только внешним осмотром, спрашивают про запрещенные к ввозу предметы. На нашей половине выдают листы для декларирования товаров, алкоголь, табак, бензин. Запрещены к провозу мясные и молочные продукты из-за афр. чумы свиней.
Далее латвийские пограничники и таможня. Процедура похожая. Просят открыть все двери, капот, также удовлетворяются только внешним осмотром. Впрочем, могут провести и полный досмотр. У владельца одной из машин стали спрашивать диагностическая карту ТО, которой у него не оказалось. Водитель стал говорить, что он ездит в Латвию несколько раз в году, но и это не помогло. Не знаю чем закончилось дело. Краем уха услышал, как один из водителей в очереди сказал, что ТО можно пройти прямо на переходе. Но утверждать не берусь. Кто-то на форуме уже писал об этом, поэтому я взял сервисную книжку и диагн. карту, но у меня их не спросили (М.б. потому, что машине нет еще 3-х лет). Если кто-то сталкивался с этим и что делать при отсутствии диагн. карты на границе разъясните, пожалуйста.
После скоростного режима на М9 передвижение по Латвии в населенных пунктах 50 км/ч, а загородом часто не выше 70 км/ч казалось мучением, но появилось время на осмотр окрестностей и мы неторопливо поехали на Лудзу. Дорога к месту нашей первой остановки оказалась не такой хорошей, как представлялось. Надо сказать, что скорость на самом деле и не должна быть высокой, т.к. дорога очень извилистая, а местность холмистая. Отель в Лудзе нашли быстро.
В ресторане на первом этаже праздновали свадьбу, танцевали под Верку Сердючку. Все кто вышел покурить на крыльцо говорили по-русски. На ресепшене тоже все говорили по-русски, как и в ресторане. И на след. день в супермаркете “MAXIMA” тоже. Своеобразный «когнитивный диссонанс» получился – все надписи по-латышски, расчеты в Евро, а говорят по-русски. Наверно сказывалась близость границы. Вообще, Латвия показалась «более русский» по сравнению с Эстонией, хотя и там тоже с «трудностями перевода» почти не встречались.
По пути в Ригу посетили городки Цесис, Сигулду и Турайду. В Цесисе и Турайде есть замки и небольшие музеи при них. Замок Цесиса показался интереснее. При покупке билета там выдают фонарь со свечкой внутри для подъема по лестницам. Также в Цесисе проходил велосипедный марафон. Было огромное скопление велосипедистов.
К сожалению, не успевали заехать на тарзанку в Сигулде. Рекламные буклеты раздают прямо на парковках. Вот наткнулся на интересную заметку о тарзанке: http://belport.by/84763-vlyublennye-spr ... video.html
После обеда поехали в Ригу. С навигатором нужно быть внимательнее. Иногда предлагает повернуть туда, где поворот запрещен.
На пребывании в Риге долго останавливаться не хочется, т.к. уже много написано. Но, поразил музей оккупации Латвии с 1940 по 1991 на центральной площади Старого города. Здание прямоугольной формы черного цвета резко выделяется на фоне исторической застройки. Музей уже был закрыт, когда мы к нему подошли, но работал магазинчик на 1 этаже. Я спросил у девушки-продавца: «Кто вас так долго оккупировал?». Она ответила: - Сначала немцы, а потом русские.
Но, справедливости ради нужно сказать, что опасения по поводу плохого отношения к русским в Прибалтике оказались напрасными. Все с кем нам приходилось общаться были очень доброжелательны, не было никакого негативного отношения. Все подробно объясняли на русском языке.
Поужинали в “LIDO” в Старом городе. “LIDO” это такая сеть ресторанов в средневековом стиле. Большие порции и невысокие цены. Остались довольны.
На след. утро мы поехали на остров Сааремаа в городок Курессааре. Дорога была вдоль Рижского залива. Останавливались в дюнах среди сосен. Красота! Затем мы направились к переправе Virtsu. Можно было приобрести эл. билеты заранее через интернет (http://www.tuulelaevad.ee/), но посчитали, что на неделе не должно быть много машин. На самом деле очереди не было. Билеты купили прямо у шлагбаума. Взяли 12 Euro за машину и 2 пассажиров. Паром удобный. С одной стороны заезжаешь, потом с другой выезжаешь. Наверху палуба и несколько кафе. Но особенно долго посидеть не получится. Паром идет четь больше 20 мин. Ходят 2 парома одновременно навстречу друг другу. Причал находится на острове Муху, который с островом Сааремаа соединяет дамба. Вдоль дамбы и на берегах огромное количество птиц (лебеди, гуси, чайки и пр.). На острове пришлось первый раз заправиться на автоматической заправке. Не нужно подходить к кассе. Вставляешь пистолет в бак, вставляешь в колонку карточку или купюры и заливаешь бензин. На дисплее бензоколонки можно выбрать русский язык.
Остров Сааремаа в большей степени посещается эстонцами, чем туристами из других стран. В гостинице встретил немолодой мужчина, который почти не говорил по-русски. Сказал, что здесь по-русски особо не с кем особенно разговаривать. Последний раз много говорил по-русски только в армии. Несмотря на то, что город Курессааре невелик, в нем есть и супермаркеты и несколько автосалонов и епископский замок. За замком есть пляж и набережная с дорожками для прогулок. Несмотря на вечер мы с удивлением увидели, что одна пара купается в заливе у берега, вдали плывет еще один человек и это было 30 апреля. Я спросил у «моржа»: «-Как водичка?». Он достал из воды термометр, привязанный к лестнице и сказал, что 17 градусов.
Утром осмотрели метеоритный кратер и ветряные мельницы в деревне Англа. Если вы там не побываете, то много не потеряете, но для общего впечатления об острове заехать можно. А без чего нельзя уехать так это не попробовав водку Saaremaa. Она есть во всех магазинах Латвии и Эстонии (из зерна смолотого на ветряных мельницах, если верить рекламе). Не знаю, правда это или нет, но водка у них удалась. В комбинации с Vana Tallinn тоже неплоха.
Переехав на пароме на материк двинулись в Таллин. Разместились в отеле, оставили машину на парковке за 2 Euro. Интересно, что есть например такие парковки EuroPark, которые разбросаны по всему городу. Т.е. если имеется, например, во дворе дома грунтовая площадка, то ставят при въезде автомат для оплаты и выдачи парковочных билетов и все. Никто эти парковки не охраняет, даже забора нет. Платишь за необходимое количество дней, кладешь билет под стекло и оставляешь машину. Буквально в 100 метрах от такой парковки м.б. другая этой же частной фирмы EuroPark за 5 или за 6 Euro за сутки. Самое главное – не оставлять в салоне на виду ценные вещи. В Таллине оставались на 2 ночи. Было время посмотреть и Старый город и Кадриорг.
В Таллине есть несколько смотровых площадок, есть пивная в ратуше на ратушной площади с хорошим пивом и бочкой с бесплатными солеными огурцами. Интересный паб Hell Hunt попался по дороге к башне церкви Oleviste. А на саму башню пускают за 2 Euro, но подъем непростой – 60 м.. По пути обязательно нужно остановиться, посидеть, остыть. Наверху довольно прохладно и ветренно, но виды того стоят. Видно все: и порт, и Старый город, и новую часть.
Вечером посетили Kalev Spa.
Это бассейн (водный центр) с влажной и сухой сауной, жемчужными ваннами (джакузи) и горками, а также тренажерным залом. Подробнее (http://kalevspa.ee/ru/) Взяли билет на 2,5 часа за 8 Euro/чел. в водный центр и сауны. В сауны у бассейна входят все вместе и мужчины и женщины в купальных костюмах. В раздевалках тоже есть по 2 сауны и маленький бассейн с холодной водой, где можно посидеть уже голышом. В общем, после такого СПА нужен еще день на отдых.
Выходя из центра в 21-00 зашли в супермаркет Rimi за продуктами и заметили, что горячие готовые блюда после 20-00 продают со скидкой 30%. Вообще во многих супермаркетах (Rimi и Comarket) есть большой выбор готовых горячих блюд, которые вкусные и можно взять в дорогу.
1 мая утром пошли в Кадриорг. Это такой парк с дворцом и домиком Петра I. Очень красиво внутри, много картин, в том числе известных художников Шишки, Айвазовский, Босх и др. В Кадриорг лучше идти не по Нарвскому шоссе, а через город. Очень интересная архитектура у старых деревянных домов.
В 18-00 отправлялись на пароме в Стокгольм. На втором этаже терминала D проводится регистрация. Выдают посадочные талоны, купоны на доп. услуги (экскурсии, резервирование столиков в ресторане al’carte, скидки на пиво/сидр). В талоне указан номер каюты, количество купленных ужинов и завтраков, пароль к wi-fi. На первом этаже регистрируют тех, кто с машинами. Нам досталась каюта на 8-й палубе парома Victoria 1. Условия хорошие: большой иллюминатор, диван и откидывающаяся кровать, ТВ, душевая с туалетом. На 7 и 6 палубах есть несколько магазинов Duty Free, концертный зал, казино (1 рулетка и 1 black jack). На рулетке и максимальная и минимальная ставка 0,5 Euro. Есть еще 2 бара с живой музыкой, дискотека для молодежи, игровая зона для детей. Скучать не придется.
Рекомендую брать ужины и завтраки и питаться в Tallink Buffet, в другие рестораны м.б. имеет смысл сходить, если вам предстоит романтический ужин. В буфете же представлен шведский стол. Тут и семга, и креветки в разном виде, и мясо всякое и много еще всего разного и вкусного. А в других местах за те же деньги лишь небольшая порция чего-то одного, что вам принесет официант.
В самом Стокгольме была стандартная экскурсия. Интересно все, конечно. Осталось время на шоппинг, но Стокгольм город не самый дешевый. И самый крупный универмаг Åhléns City, который позиционируют как универмаг с демократичными ценами на самом деле не так уж и дешев. В порт возвращались на метро. Проезд для двоих стоит около 76 крон, т.е. около 10 Euro. Билеты почему-то продают в магазине в переходе.
По возвращению в Таллин машина нас ждала на парковке. Цела и невредима, хотя в багажнике были все наши вещи и покупки за поездку. Обратный переход через границу нам предстоял через Нарву-Ивангород. Здесь есть одна особенность, которую полезно знать всем кто собирается пересечь этот переход впервые.
Я забронировал через интернет время перехода с 18-00 до 19-00. Но подъехав к переходу, оказалось, что этого недостаточно и проблема только начинается. Не было никакой информации о правилах перехода. Всем прибывающим все объясняет какой-то дядя в будке. Оказалось, что нужно ехать через весь город в зону ожидания, который найти довольно сложно. Опять же из-за отсутствия каких-либо указателей. Но, благодаря программе MapWithMe в планшете я нашел эту зону ожидания. Приехали. На Google картах въезд на площадку я нашел по этому адресу: Rahu 7 21003 Narva, Эстония 59.377705, 28.154389. Т.е. НЕ НУЖНО ЕХАТЬ СРАЗУ НА ПОГРАНИЧНЫЙ ПЕРЕХОД!!! ВНАЧАЛЕ СЛЕДУЙТЕ В ЗОНУ ОЖИДАНИЯ ПО АДРЕСУ ВЫШЕ!
Если нет брони через интернет, то при въезде нужно заплатить 1,3 Euro и тебе выдадут талон со временем, когда можно уезжать с этой площадки. Потом стоишь на площадке ждешь, когда номер твоего автомобиля высветится на дисплее. После этого идешь в будке, платишь еще 3 Euro и тогда тебе дают талончик для пограничного перехода. С ним уже можно ехать к мосту и вставать в очередь. Сразу в очередь с площади не подъедешь. Висит «Кирпич». Приходится пару кварталов объезжать. Встав очередь с уже заветным талончиком видишь, что в очереди стоят люди, которые никуда не ездили и их заворачивают. Начинается скандал. Потом им долго объясняют, как ехать на площадку. В общем, есть им еще над чем работать. Смысл площадки для ожидания в отдаленном месте понятен. Если бы её не было, то прибывающие фуры, легковые авто и автобусы с туристами заняли бы всю центральную Таллиннскую улицу Нарвы.
Границу прошли довольно быстро. Тоже и эстонцы и наши ограничились только внешним осмотром. Обратная дорога была через Пушкин, затем по Мурманскому шоссе на Череповец и домой.
Поездка очень понравилась!
Александр