Так как лень нам было лететь в Майами или куда еще поближе к Карибам, выбрали круиз NCL из Нью-Йорка, благо по датам очень даже подошло: 3-го января отплыли, 13-го приплыли. Таким образом, изначально предполагалось достаточно много времени в море, а оказалось еще больше, но об этом ниже.
Схема посадки напоминает самолетную, багаж отдавать нужно было прямо у входа в терминал, получив у носильщика квиток, на котором сами писали ФИО и номер каюты, далее его на ручку чемодана.
Досмотр тоже примерно как в аэропорту.
Далее очередь на регистрацию и получение карты-ключа. На карту записывается фотография пассажира, и потом, при посадке-высадке, прокатывается через терминал и сличается с пассажиром. Т.е. в портах выходя ключ брать обязательно везде, паспорт кое-где.
Паспортный контроль происходит при регистрации. При этом забрали из паспорта квиток, который оставили при паспортном контроле по прилете от заполненной миграционной карты. (Потом, по прибытии, заполнили мы новую, и квиток он нее опять нам вложили в паспорт). Паспорт куда-то уносят «to validate». Я, как обычно, собрался очковать, что проблема с нашими паспортами или визами, что не пустят счас на корабль и все такое (ну нервный я в обстановке, когда не все понимаю – английский только школьный у меня), но заметил, что все неамериканские паспорта уносят.
Виза у нас была только американская, и, как и предполагалось, никаких проблем. На островах паспорта вообще не смотрят, ни при высадке, ни при посадке. Кстати, жадные до наживы турфирмы в Москве вешали лапшу о необходимости виз на каждый остров, о том что они их делают, ну и суммы конечно.
На карте написано было: STN B2 DECK 7, т.е. палуба 7, а что такое STN B2 мы не знали? Но предположили что Standard Balcony 2, т.к каюта была у нас с балконом, но по идее у нас должна быть 9-палуба . Пошли к гомосековатому латиносу, который нас регистрировал, выяснять что и почему. Он нас невежливо (!) отправил на корабль, типа там разбирайтесь. Оказалось все просто - STN B2 DECK 7 – это указание места, куда надо ломиться в случае тревоги.
При входе на корабль, и далее везде при входе всюду, стоят стойки «санитайзеры» с дезинфицирующим раствором для рук и где большой поток людей – скачет представитель обслуживающего персонала с пульверизатором и брызжет на руки пытающимся уклониться от дезинфекции.
Зашли на корабль, выяснили тот факт, что доступ в каюты с 14-00 (отплытие в 16-00, регистрация с 11-00). Оставалось полчасика.
Чаевые. Подошел к бару, заказал пиво мне, шампанское жене и стакан воды ребенку. Воду эти маньяки льют из-под крана, валят туда льда и дают бесплатно. Деньги наличными – не берут, потребовал кей-карту, причем ошибочно протянутую ребенкину не взял – на ней отрезан уголок и спиртное по ней не дают. В чеке так: сумма по меню, далее 15% чаевых, далее пустые строки
Доп. Чаевые,
Итоговая сумма,
Фамилия,
Подпись
У меня было 4,95 пиво + 8,50 шапманское + 2,02 autograduity (автоматические чаевые), итого 15,47
Я сначала сдуру пытался исчислить доп. чаевые процентов 10, прибавить, округлить… В общем бред. И так уже 15% сами взяли. Если уж особо хочется вознаградить – проще в строку add. graduity вписать цифру и все (1,5 или 2, а может и 10), не заморачиваясь на исчислении. Фамилию писать тоже не обязательно, главное – расписаться. Так помимо этого – каждый день на каюту начисляют 12 долларов с человека чаевых.
Каюта. Пришли в каюту. У нас была на 9-й палубе, с балконом. Я, когда заказывали поездку, кривил нос: мол зачем переплачивать, все равно в каюте сидеть не будем и проч. Дурак, одно слово. Если есть возможность – обязательно надо брать с балконом. Во-первых, там окно до пола, и перила стеклянные, т.е. море, волны и все прочее видно прямо с кровати. Во-вторых, можно выйти и смотреть приплытие, отплытие и просто на море самим по себе, а не на верхней палубе, где очень много народу.
В-третьих, удобно для курящих, а я, к сожалению, к таковым отношусь. Каюта с балконом – СУПЕР.
Нас было двое взрослых (30 лет) и ребенок (11 почти). Кровать – две составленные в огромную двух-, а то и трехспальную и диван раскладной. Вечером пытались разобрать диван… Искали белье, одеяло, мучались с механизмом раскладывания… В общем, нужно было спокойно идти на ужин, приходит хаускипинг и все делает. Утром, пока завтракаем, убирают.
Санузел отличный. Более того, область унитаза отгораживается, так что можно и вдвоем одновременно совершать различные процедуры (ну мало ли вдруг один в душе, а у второго острый приступ морской болезни или диареи от непривычной пищи).
Есть телевизор. ЖК 15 дюймов. Подключен к единой системе корабельного мультимедиа, на пульте написано «красть бесполезно, работает только тут (но мы и не собирались). Подключить к нему, как я планировал свой портативный DVD-плеер, для чего взял соответствующий кабель, не удалось. Там есть местные каналы про рестораны, экскурсии, безопасность и проч., а также навигационный канал с информацией о местоположении, скорости, волнах. Большинство единиц измерения – морские (мили и узлы).
Далее была учебная тревога. Нужно было взять спасательные жилеты в каюте и идти в уже упомянутое место на 7-й палубе. Откосить от этого дела, насколько я мог заметить, никому не удалось. В месте сбора отмечали наличии пассажиров в списке, а за не отметившимися, по-моему, шли в каюту.
Питание. Дождались отплытия, пошли искать, где поесть. Мы, блин, когда ехали, даже не знали, что путевка с питанием, запаслись деньгами на еду. Оказалось ЕДА ВКЛЮЧЕНА! Только напитки, кроме чая и кофе, платные. Просишь бокал вина – пытаются навязать бутылку. Реально дешевле получается, и ее можно таскать с собой в любой ресторан и там пить. Мы один раз повелись, потом я утомился с рюкзаком или пакетом таскаться – я вино не пью, а жене ее на 2 дня хватило.
Список ресторанов с часами работы есть в подобии ежедневной корабельной газеты.
Еще было 5 или 6 a la carte ресторанов с доплатой от 10 до 25 долл. с человека. Китайский, суши-бар, французский, стейк-хаус, итальянский и еще какой-то. Т.е. платишь 25 и заказываешь по меню, что хочешь. С ребенка 50% везде брали, хотя это и не озвучивалось нигде. Напитки отдельно. Graduity (чаевые, сбор за обслуживание) начисляются только на сумму бара (все напитки и сигареты в казино).
По качеству еды… Средне. Не плохо, именно средне.
Развлечения.
Казино. Работает всегда, когда плывем. Единственное место на корабле, где можно курить и продаются сигареты пачками, а не блоками. Мы не игроки, только ради галочки слили за 3 минуты 20 долл. в рулетку и 15 в автомате, где монетки выталкиваются. Вокруг стола с холдем покера я поотирался раза три, но так и не присел (опять недостаток языковой подготовки – иногда даже не мог уяснить размеры ставок). Но играли там явно с большим разбросом ставок, и 1 долл. малый блайнд я видел, и 200(!).
Боулинг, театр (юмористы, пародисты, женщина-чревовещатель, концертики) и мини-сцена с чередующимися пианистом и гитаристом – не посещали, но заглядывали с целью ознакомления.
Спорт.
Мини-гольф (убогий), площадка для волейбола/баскетбола/минифутбола, скалодром (на трубе прчмо, забавно), дорожка для пробежек по палубе. Тренажерный зал. В него ходили все дни, что были в море, причем с ребенком. И только в предпоследний день пристала крыса (иначе не назовешь, вредная очень), типа тренер и пыталась выгнать ребенка: с 13 лет и все такое. Но не на тех попала, жена дала ей отпор и она отстала.
Качка и морская болезнь. Если думаете о круизе, но не решаетесь из-за боязни качки – нет препятствий патриотам. У нашего ребенка достаточно слабый вестибулярный аппарат, ее раньше постоянно укачивало в машине. На этот раз ее часа 2-3 потошнило и один раз изрыгнула на пути туда, на обратном пути дали половинку драмины, и все обошлось 1-2 часами мути.
Мы отплыли в воскресенье, а во вторник я вдруг глядь в окошко – стоим! Смотрим навигационный канал – точно стоим, вернее дрейфуем со скоростью 2 узла. Это длилось около часа, потом поплыли, объяснений не было. Вскоре по громкой связи объявили, что какие-то технические проблемы, корабль не можем развить должной скорости. И точно, впоследствии, глядя вниз с кормы, мы обнаружили след от одного двигателя, нессиметричный относительно продольной оси корабля, из чего сделали вывод, что работает лишь один двигатель. Это выливается в дополнительный день в море, т.е. мы пропускали Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), прибывали сразу на Сент-Томас и стояли там не с 9 до 17, а с 8 до 22. Столь длительная стоянка в том благословенном порту была обусловлена наличием там ремонтной бригады, которая за тот день и привела судно в порядок.
За подобное нарушение графика (в это сложно поверить, но это так!) нам сделали возврат 75 долл. на каюту! К этой сумме я так и не выработал однозначного отношения: то ли «лучше, чем ничего», то ли «да пусть бы подавились своими грошами».
В общем, плыли мы до первого порта 3 с половиной дня. Нормально.
Острова. Что делать по прибытии на остров? Наши американские друзья долго твердили нам о необходимости загодя озаботиться бронированием экскурсий на каждый остров, аргументируя ажиотажным на них спросом и настаивая, чтобы мы при первой же возможности их заказали. А без экскурсий на островах просто нечего делать.
Ну что тут сказать… С одной стороны они были правы: через 10 минут после отплытия, когда мы стояли у стойки в процессе бронирования, на вопрос «много ли мест» сотрудники отвечали, что места на исходе. С другой стороны: во-первых, экскурсии одна другой рознь, во-вторых, заняться всегда можно найти чем.
Если в названии тура присутствует слово beach или название одной из достопримечательности, упомянутой в вашем путеводителе, значит выглядеть эта экскурсия будет следующим образом. У трапа соберут толпу нереального размера, выстроят в очередь (а то и парами, только что за руки не требовали взяться),вокруг будут сновать представители экскурсионного отдела с корабля и принимающей стороны. Потом это стадо загонят в автобусы и отвезут либо на пляж, либо к достопримечательности. Часа через два сбор и в обратный путь. В такой экскурсии два плюса: вы можете быть уверенными что корабль без вас не уплывет и вы не заблудитесь. Минусы:
1. Цена. В нашем случае 50 за взрослых и 40 за ребенка = 140 против 9*3 туда +9*3 обратно своим ходом (на маршрутке). 86 долл. это знаете ли не шутка.
2. Стадность. Ну тут все понятно участникам форума самостоятельных путешественников.
3. Чувство, которое испытываешь, узнав, поняв и подсчитав подробности
Короче говоря, если минимальный английский у вас есть, карта местности не вызывает ступора, то эти экскурсии – не для вас. При этом все островитяне прекрасно знают, где какой корабль стоит, и остается только следить за временем.
Другое дело экскурсии, включающие в себе такие вещи, как поход в лес (пусть на час-полтора, но все же), катание на канатах меж древесных стволов, плавание на лодке и снорклинг. Стоят они немало, например описанная выше по 159 долл. с человека, зато реально интересно. Вообще, экскурсии они делят на три уровня сложности, Соответственно 1-й – это самый элементарный, куда можно даже на креслах-каталках и древним старушкам, 3 – типа с ограничениями по возрасту, весу, выносливости. Нам по душе пришелся третий конечно.
Ну вроде все.
Резюме: круиз – это хорошо.