Изначально я рассматривал круиз не как отдельный вид отдыха, а как удобный и не очень дорогой транспорт, чтобы посетить много карибских островов сразу. Поэтому хотелось обойтись подешевле и я забронировал внутреннюю каюту за 400 евро с человека на австрийском сайте, но провафлил момент оплаты и бронь сбросилась, а каюты без окон закончились. Пришлось брать с окном за 550, а при распределении досталось нечто с кодом AP-Premium. Не знаю, что это значит, но на поверку оказалась весьма просторная каюта с окном на первой палубе.
Каюта с окном - класс, можно сидеть на подоконнике, выискивать рыбок в свете прожектора и пить пронесенное на борт вино. Но не скажу, что это окно реально стоило доплаты в 300 евро.
Кстати, про вино - всем было пофиг на принесенный с берега алкоголь - что при посадке в Гваделупе, что в промежуточных портах.
День в море
Откровенно уныло. Загорать на лежаках я не привык, меня хватило на час. В обоих микроскопических бассейнах, равно как и в джакузи - народу больше, чем людей. Развлечения все крайне унылые, в стиле сельской дискотеки. Оставалось только безостановочно жрать. Немного развлекла стая дельфинов, да косяки летучих рыб, разлетавшихся из-под корабля. В 17-45 пригласили на Costa Club Show, как нового члена клуба Коста. Честно, я вообще не понял, что это за хрень была, 45 минут постаченного впустую времени - разве что шампуньского налили за счет заведения. Лучше бы закат посмотрел. Перед этим "шоу" все фоткались в костюмах с галстуками и бабочками, а я - в любимой футболке "Iron Maiden" с картинкой с моей аватарки. Эта фотка - одна из того немногого бесплатного, что есть на борту - сувениром будет))
На ужин (в меню было что-то написано со словом Gala) пришел сразу с шоу, в той же футболке и шортах, а там - вау, все нарядные, разодетые, в вечерних платьях в пол, костюмах-тройках (в том числе молодежь). Первый круиз, поэтому я вообще не в курсе был, почему так, зачем это нужно, и как вообще людям в голову пришло с собой в отпуск галстуки брать. Это сейчас я понимаю, что формат такой и вроде бы "положено", хотя по-прежнему мне только в страшном сне может присниться, что я в отпуске в костюм одеваюсь)) Впрочем, наш собственный формат, а именно 10 дней во всяких Гайанах, перелеты лоукостерами без багажа и прочие радости жизни, все равно не позволили бы взять с собой такое количество лишней одежды. Ну а поскольку на входе в ресторан никто нам и слова не сказал, то я так и продолжил ужинать в "неподобающем" прикиде.
Скарборо, Тобаго
Такое ощущение, что этот остров живет только для того, чтобы опустошить кошельки круизников. в терминале - наплыв таксистов, которые очень удивляются, "как это тебе не нужно такси?" Официальные расценки - какой-то ад. Такси до форта и обратно (2 км в каждую сторону) - 25 баксов. Такси на топовый пляж Pidgeon Point (13 км) - 20 долларов в один конец.
До форта, естественно, дошли пешком. Как раз в этот момент из него уехала первая экскурсионная группа с Косты и где-то на подъезде была вторая. Под это дело бесплатно зашли в музей форта (на часах было 8:30, а музей официально открывается в 9:00 и стоит 3 доллара - видимо его открыли как раз под посещение круизниками, у которых билет включен в цену).
Новый челлендж: где-то должны быть автобусы до пляжа, вот даже один проехал мимо (правда, пустой). Пытаемся узнать у местных - но они либо ненавидят белых, либо просто тупые. Отправляют каждый в свою сторону, типа "вон там за углом остановка, там есть билетный киоск и расписание", но за углом оказывается гребаное ничего. Ситуация усугубляется тем, что сегодня воскресенье, почти все закрыто, да и вряд ли автобусы, если они вообще есть, ходят достаточно часто. Встретив еще пару таких же искателей, поняли, что смысла это не имеет. Пошли к таксистам. "Вы с корабля? - 20 баксов туда и 20 обратно". Пришлось врать, что мы сюда собственно с Пиджен Поинта и приехали, а теперь нам надо обратно в гестхаус (нашел какой-то на карте около пляжа) - и тут свершилось чудо. Таксист направил нас на "local taxi stand", где нас с удовольствием отвезли за 40 местных долларов (~6.5 американских), и это я еще торговаться не стал.
Сам пляж Pigeon Point - тоже такое себе странное местечко. Понятно, что сюда тем или иным путем попадают все 3 тысячи человек с корабля, поэтому тут яблоку негде упасть. Тут же едальни, кабаки, все виды водных развлечений, громкая музыка и толпа полиции (так-то Тобаго - не самое благополучное место на Земле). А, да море там некупабельное, потому что глубина огороженной буйками секции - по колено.
Пляж этот платный (точнее, платный вход в национальный резерв, где он находится) и славен своим рифом Buccoо, но поплавать с маской там невозможно - все оккупировано лодками и прочим туристическим шлаком. Кроме того, очень мелко даже далеко от берега, поэтому ни плыть самому, ни идти по кускам кораллов у меня не вышло.
В общем, из этого места мы спешно свалили. Но далеко ходить не нужно - достаточно пройти метров 400-500 ближе к выходу из платной зоны - там все та же прекрасная береговая линия в стиле "баунти", но зато ни туристов, ни навязчивого "сервиса".
Правда купаться тут все равно плохо - по-прежнему воды по колено. Зато можно посмотреть, как охотятся пеликаны, коих тут достаточно много.
В поисках нормального места для купания, вышли из платной зоны. Как оказалось, платить вовсе не обязательно - достаточно выйти из такси местров за 200 до кассы и пройти через сам пляж. Зря только 7 баксов потратили. Прошли через городок Crown Point, где у них расположен аэропорт. Подвоевали в интернете (из-за изменения маршрута круиза, о чем позже, пришлось менять и наши планы), а потом наконец пришли на пляж, где купаются местные. Тут тоже есть лодки, лешаки и кабак с музыкой, но все гораздо менее навязчиво. Под скалой еще и нашли довольно уединенное место. Море здесь глубокое, наконец-то смогли искупаться.
Так и прошел весь день, а ближе к 5 вечера мы стали искать такси обратно в Скарборо. Первый же остановившийся таксист на минивене спросил - "вам на корабль? - 20 баксов". Но мы уже проверенным способом сообщили ему, что нам в ботанический сад, а потом на форт - встретить закат, а потому поедем не дороже, чем за 40 местных. На том и договорились, но взяв нас, он поехал на пляж забирать других круизников. Заплатив в 3 раза больше, трое итальянцев погрузились к нам в машину и мы поехали. В процессе езды они общались с водилой о всякой чуши, а заодно и просили нас, не с круиза ли мы. Мы, конечно, все отрицали. Высадив нас у ботсада, таксист повез итальянцев к кораблю. Мы же пошли туда пешком (500м), а по прибытию, встретили в очереди на вход тех самых итальянцев - таксист тоже нас видел из-за забора. Да и хрен с тобой, чувак, мне ни разу не стыдно.
Вечером в театре корабля было единственное за весь круиз стоящее шоу - дуэт гимнастов показывал чудеса гибкости и эквилибристики.
Сен-Джорджес, Гренада
В Гренаде все оказалось гораздо спокойнее. Сперва - тоже в форт. Тут не прокатило пройти бесплатно (5$ на двоих), хотя стоило быть умнее - на территории форта постоянно живут люди, а потому можно было просто зайти со стороны города. В форте ничего особо интересного нет, разве что качалка, баскетбольная площадка прямо по центру, на пара неплохих видов.
Городок, особенно набережная бухты Carenage - довольно симпатичное место.
Мы пытались найти здесь велосипеды, ведь я заранее знал, что как минимум 2 конторы их сдают. Но вот незадача, нигде не указаны их адреса, только телефоны. Тратить бешеные бабки на звонок не хотелось (билайн предлагал роуминг по 200р за минуту), поэтому пошли в официальное турбюро. Там за нас позвонили в одну из контор и оказалось, что надо было бронировать заранее, потому что в тот момент все сотрудники уже отчалили на велотур и сдать велик нам никто не смог бы. Зато подсказали, что в районе пляжа Гранд Анс есть контора, что сдает мопеды.
До пляжа мы доехали на местной маршрутке за 1 бакс, а точнее за 2.5 местных восточно-карибских долларов ("и-си", как их тут называют). Мопед мы нашли, хотя контора снаружи выглядела как склад металлолома. 35 долларов, и синенькая 125-кубовая Хонда без зеркал - наша, равно как и прекрасный шлем с рогами викинг-стайл.
Сперва отправились в парк подводных скульптур, для чего доехали до пляжа Dragon Bay (по дороге есть указатели, но вот последний поворот никак не обозначен). Там местный чувак только что привез троих русских туристов с места и предложил то же самое нам. Торг начался с 30 долларов за человека, но договорились на 30 за пару, плюс пиво в его "баре". Место весьма стоящее, скульптуры прекрасно видно с маской, при желании можно до них донырнуть. Правда, некоторая часть скульптур сломалась от разных штормов - этакие "трупы" на дне... Рядом с нами плавали и туристы от Косты - страшно сказать, во сколько такое развлечение обошлось им.
Далее отправились через центр острова, охраняемый парк Grand Etang, на другую сторону. Там, конечно же, толпы туристов идут по платной части тропы, чтобы на 5 секунд подняться на смотровую вышку. С другой стороны дороги, около кратерного озера, есть точно такая же, только бесплатная.
В 30 километрах к северу от этого озера посетили одну из старейших специевых плантаций острова - Belmont Estate. Ничего особенного, как растят специи мы уже видели в других местах, но тут еще немного рассказали о производстве шоколада. Он, кстати, очень вкусный. А, и еще живет у них дико разговорчивый попугай, знает больше 20 фраз и охотно откликается на зов туристов.
Далее проехали через южную оконечность острова, производя фурор в местных деревнях - то ли рогатым шлемом, то ли самим фактом, что белые едут на мопеде. До возвращения на корабль успели искупаться на опустевшем уже пляже Morne Rouge, а затем сдали мопед и снова за доллар уехали на маршрутке к кораблю.
Гренада оставила очень приятное впечатление, особенно тем, что все были приветливы и дружелюбны и никто не пытался нагреть о нас свои ручонки.
Бриджтаун, Барбадос
Особых планов на Барбадос не было - остров не знаменит чем-то уникальным, а ездить втридорога по похожим пляжам не хотелось. Единственное, сам город Бриджтаун охраняется ЮНЕСКО как уникальный пример чего-то там. Именно "чего-то там", потому что обнаружить хотя бы одну причину включения его в список нам не удалось. Обычная столица банановой республики, только с уклоном в туризм - рынок, ширпотреб, кабаки. Парламент ничего так вот:
Искупавшись на Carlisle Beach решили дойти пешком (3.5 км) до завода Mount Gay, где делают довольно известный ром. Плохая идея, закончившаяся на*баловом: экскурсия для круизников стоила 20$, отбрехаться, что мы не с корабля, мы не смогли (а там в то время как раз была тургруппа). Но самое главное, вместо экскурсии по производству, за 20 баксов тебе показывают сраный видос с коротким описанием истории завода (в Википедии и то подробнее написано) и длинным описанием 5 сортов производимого рома. Потом - дегустация этих сортов рома (а я не фанат его чистоганом пить, он для меня одинаково-невкусный весь). В общем, дичайше не советую - если некуда потратить 20, баксов можно бутылку купить и упиться им.
Накануне в Гренаде я еще забронировал экскурсию на подводной лодке. Как обычно, через собственный сайт компании Atlantis вышло процентов на 15 дешевле, чем на борту Косты. Достаточно прикольная поездка, во время которой тебя погружают на глубину 50 метров, показывают рыбок и затонувший 44 года назад водяной танкер. Недешево, конечно (110 долларов с человека), но как раз тут потраченные деньги стоили того.
От подлодки - еще 3.5км обратно на пляж, а потом и еще 2 км на корабль - итого вышло около 17 километров пешком за день. По жаре довольно ощутимо.
Розо, Доминика
По плану должны были идти в Сен-Люсию, где я заранее забронировал машину у SIXT, по неопытности - с полной предоплатой. О смене маршрута мы узнали только на корабле, якобы в Сен-Люсии что-то не то с трафиком в порту. Деньги мне никто не вернул, Коста включила полный игнор "пишите жалобу, а на борту мы ничего сделать не можем"...
Но вообще-то, Доминика - остров более интересный, так что кроме денег, мы ничего не потеряли. Я забронировал машину за 68$ еще с Тобаго, и нас готовы были даже встретить в порту, но из-за недопонимания пришлось пройти 2 км от стоянки корабля до туристического центра в городе. Кстати, корабль пришвартовали где-то в грузовом порту, среди контейнеров, и до центра обещаны были бесплатные шаттлы, но по какому расписанию они ходили - вычислить не удалось. В любом случае, в туристическом центре мы оказались раньше этого шаттла, придя пешком.
Сперва отправились в охраняемый ЮНЕСКО национальный парк Морн-Труа-Питон, где под проливным дождем встретили бельгийку-автостопщицу, подвезя ее последний километр до Freshwater Lake. Когда дождь кончился, решили все втроем пройтись по хайкинговой тропе вдоль озера. Очень красиво, несмотря на низкую облачность:
Но дождевой лес не был бы дождевым, если бы нас не накрыло новой порцией проливного ливня прямо посреди тропы. Промокли, конечно, до нитки, еще и тропа стала ужасно скользкой. Встретили краба.
Кстати, в каждую локацию на Доминике нужно покупать отдельный билет стоимостью 5 долларов, либо можно купить недельный пропуск по все сразу за 12. Но в дождь на озере не было ни души и что-либо купить было просто невозможно.
Далее отправились на Трафальгарские водопады. Тут уже было полно туристов, пришлось обгонять.
Хотели зацепить еще Wotten Waven - серные источники, но там было столько людей, что не то что припарковаться, проехать-то было сложно. Пропустили это место, тем более чего ты там не видели после Гавайев и Филиппин, поехали на Scott's Head - это мыс на юге острова, откуда видно даже Мартинику. Но и виды на наш остров были впечатляющие:
Высадив бельгийку где-то в Суфриере, доехали до Champaigne Bay - небольшой бухты, где под водой кипит вулкан, выпуская пузырьки воздуха, словно в бокале шампанского. Красиво, и вода теплее обычной. Рыбок тоже посмотрели, хотя снорклинг тут не чета гавайскому.
За ужином на корабле разливали шампанское, представляли капитана Марио Моретту и других членов коллектива. Официанты пели и плясали на лестнице между этажами ресторана "Портофино".
Фор-де-Франс, Мартиника
А на Мартинике мы закончили круиз, забив на последнюю ночь на корабле - назавтра у нас был запланирован обратный рейс в Париж. На Мартинике также выходила часть людей, которые на ней же и погружались. Странно, что я не видел в продаже круиз с началом из Мартиники, видимо где-то не там смотрел. Нам выдали бирку с временем выхода аж в 10-45, но багаж мы решили не сдавать, а потому, как только нам отдали паспорта в 8-30 утра, мы вышли с корабля.
Из полезного - на Мартинике прямо рядом с терминалом есть остановка BRT (Bus Rapid Transit, автобус с выделенной полосой). Там две линии, и линия А ведет в аэропорт. Ни в одном путеводителе, равно как и на сайте аэропорта, информации о нем нет. И даже местные, которых мы спрашивали, говорили, что автобусы в аэропорт не ходят, не знаю почему. Но он есть, ходит раз в полчаса и стоит 1.45 евро.
В аэропорту взяли авто в Avis, и за 2 дня проехали весь остров:
Прекрасный ботанический сад и собор в Балате:
Сен-Пьер, который в 1902 году был сметен извержением вулкана Пеле, унесшим 28 тысяч жизней.
Городок Морн Руж, у подножия того самого вулкана, где в музее вулканологии нам бесплатно (на входе значилась цена 4 евро, но сотрудница сказала - free) показали длинный фильм о карибских вулканах на Мартинике, Доминике, Монтсеррате и об извержении 1902 года в частности. Вот он виднеется вдали:
Городок Гран-Ривьер с милейшим отелем и рестораном тетушки Арлетты (Tante Arlette) прекрасным пустынным вулканическим пляжем в окружении скал:
Тартан, где песок уже золотистый, туристы катаются на досках, а в кабаках подают вкуснейшие морепродукты:
Диамант, где пляж тоже черный и при этом очень узкий, а на одноименной горе парят парапланеристы на фоне заходящего слонфа:
Вот только сам Фор-де-Франс и остался непосещенным.
Резюме
Если не считать дня в море, формат круиза мне понравился. Особенно, конечно, что нет границ - выгружаешься в новой стране каждое утро и сразу идешь по своим делам. Ну и качественная еда, хорошее жиль и транспорт в одном флаконе - это тупо удобно. Есть и минусы, но если забивать на всякие формальности типа костюма к ужину, а также заранее готовиться обходить туристическое разводилово на суше - получается весьма приятный "полупляжный" отдых.
По посещенным местам:
Доминика - однозначно топ, очень красивый остров, не откажусь сюда вернуться.
Гренада - тоже крутой остров, но, пожалуй, на нем реально достаточно одного круизного дня.
Барбадос и особенно Тобаго - шлак. Посетил - вычеркнул на карте - забыл.
Гваделупа и Мартиника - Франция, этим все сказано, хотя местный неспешный темперамент иногда подбешивает.
По кораблю:
Хоспиталити сервис Costa - незачет, хорошо хоть для австрийского рынка сервис-сбор платить не нужно:
1. Три раза просили поменять язык корреспонденции с немецкого на английский, пока не начали уже ругаться - всем похер. "Да, да, я сейчас позвоню ответственному" - и на следующее утро я достаю из почтового ящика "Diario di Bordo" на немецком.
2. От ответственности за смену маршрута отморозились, не предложили даже частичной компенсации бортовым кредитом. От предъяв, что не сообщили заранее - тоже отморозились, причем показания девушек в гостевом сервисе отличались - одна говорила, что узнали о смене за неделю, вторая - что за 3 дня, третья - что при заходе в Гваделупу только.
3. На всех, кроме собственных экскурсантов им видимо пофиг. О том, что швартовка в Доминике будет непонятно где, узнали только накануне прибытия, при этом ни какой-либо карты, ни информации по расписанию шаттлов не предоставили.
Еда - большой жирный плюс. Даже в буфете все очень качественно и вкусно, не говоря уже о ресторане. Меню в ресторане очень крутое - и итальянские деликатесы, и местные карибские блюда (с итальянским оттенком от шеф-повара Луиджи, конечно). В морской день устроили пиршество с морепродуктами, а перед заходом на Мартинику - ночной дожор с фруктами (кокосы были просто огромные!), сладостями и чем-то типа шавухи.
Развлечения на корабле - наоборот минус. Bo-o-o-o-ring!