«Средние века - самый динамичный период в истории человечества. Рушились империи и возникали новые, великое переселение народов, великие открытия, объединение романо-германской Европы, формирование централизованных государств, бесконечные войны, победы и поражения. И все это нашло отражение в произведениях искусств – архитектуре, скульптурах, живописи. Это просто необходимо увидеть ученику 6 класса своими глазами, окунуться в атмосферу средневековых городов, понять, как жили люди в те времена, какими рычагами приводили в движение колесо истории…».
Примерно такую тираду я готовил для классной дамы, чтобы в плюс к зимним каникулам отмазать Вовчика еще на две недели от занятий в школе. Но речь не понадобилась. Достаточно было написать заявление и услышать традиционное: «Опять весь январь прогуляет. Обещайте, что будет делать всю домашку». «Да!» - и мы на воле!
Мысль посетить Испанию возникла в голове не сразу. Первоначально были определены две цели – Канарские острова с Мадейрой и TUIcruise с Mеin Schiff 4. Новый год, наконец-то, хотели встретить дома, а двух-недельный круиз планировали на конец октября, когда на островах можно заниматься тем, для чего едут туда все нормальные люди. Но карты легли иначе. TUI наотрез отказались продавать круиз на троих по всем агрегаторам и всем знакомым агентам. Вот на двоих – пожалуйста, а троим – мест нет.
Пришлось опять НГ и Рождество праздновать на чужбине. У двухнедельного круиза решено оторвать крыло с Агадиром в пользу материковой Испании, все-таки январь не лучшее время для посещения Канариков, могут быть сюрпризы с погодой. А слегка пораскинув мозгами, решили прихватить еще недельку для Португалии. Быть рядом и пролететь?
Таким образом пазл сложился в классический треугольник: «херес – мадера – портвейн». Ничего лишнего - жесткая самодостаточная конструкция.
В общих чертах получили такой маршрут: 21.12 – 31.12 – Мадрид и окрестности. 31.12 – 06.12 – Севилья и окрестности. 07.01 -14.01 – круиз – пять островов. 14.01 -19.01 – Португалия – две столицы.
Отчет о путешествии, в котором круизу отведено лишь четверть времени, правильнее было бы размещать в профильной ветке по Испании, но, поскольку, маршрут строился вокруг круиза, то по традиции отчитаюсь здесь. Надеюсь, информация и по сухопутной части будет полезной для будущих круизеров. Понятно, что при трезвой памяти мало кто захочет пристегнуть к недельному круизу трех-недельный материковый вояж, но использовать любой сегмент из нашего путешествия вполне возможно.
* все, что выше и ниже написано курсивом, можно смело пролистывать не читая. Это к отчету не имеет ни какого отношения. Почти…
Последний раз редактировалось ЛАРИ 13 июн 2018, 21:35, всего редактировалось 51 раз(а).
Мадриду отведено девять ночей нашего турне, большую часть из которых предполагалось проживать в апартаментах в центральной части города. Но поскольку, прилетали ночным рейсом, а хозяева аппартаментов по ночам гостей не жалуют, решили первую ночь переспать в ближайшем к аэропорту отеле. Выбор пал на отель «Ibis Madrid Aeropuerto Barajas» - близко, не дорого, доступный трансфер. Правда, трансфер не круглосуточный. Последний шатл отправлялся в 23.30, у нас прибытие в 23.05.
Границу прошли быстро, забрали багаж, немного побегали по перрону в поисках остановки шатла. Нашли. Опоздали на семь минут. Зная испанскую «пунктуальность», решили не спешить брать такси, и правильно решили. За несколько минут до полуночи подкатил наш бусик. Жизнерадостный водитель весело закинул в салон еще не распухшие чемоданы, и мы поехали в отель.
Отель вполне пригоден для ночлега, можно позавтракать с 04.30 до 10.00 за 7,95 е, допоздна работает бар. Вокруг обычная городская инфраструктура - магазины, офисы, кафе, в том числе сетевые.
Осмотрев окрестности, позавтракали в полупустом Макдональдсе, собрали вещи, вызвали такси и покатили в апартаменты.
Больше всего на свете Бестолковый Педро любил путешествовать. Педро был настолько бестолковый, что, в то время, когда умные вкладывались в золото, нефтевышки, экзотические острова и футбольные клубы, он все до последнего гроша спускал на незатейливые прогулки по Земному шару.
Вот и сейчас, после долгих месяцев изнурительного труда, Бестолковый Педро, аккуратно завернув в непромокаемую холстину пропитанные потом деньги, отправился в очередной поход, на этот раз в столицу страны И, город М.
Несмотря на то, что в собственной конюшне томилось несколько сотен лошадей, Бестолковый Педро отправился в путь на перекладных, заблаговременно и безвозвратно оплатив ночлег в постоялом дворе на все время пребывания в городе. Бестолковый Педро считал себя знатоком арифметики, знал все девять цифр алфавита. Его очкастая училка постоянно намекала, мол есть еще десятая цифра – нуль, но поскольку этот бублик сам по себе ничего не значит, то Педро его и знать не хотел.
На исходе второго дня пути дилижанс въехал в растопертые ворота стольного города М. Дверь в забукенные апартаменты открывалась с помощью секретных знаков, которые Педро получил накануне по тайной голубиной почте. Вскрыв послание, Бестолковый Педро впервые осознал насколько он действительно бестолковый. Кроме знакомых цифр в коде присутствовал незнакомый нуль и еще неведомые штучки – одни веселенькие, похожие на рождественские снежинки, другие – страшные – на ржавую тюремную решетку.
Из волнительных рассказов Бестолковой Бабки про ее знакомца Симбаддо Морреходо Педро знал, как в этой ситуации действовать. Чтобы дверь открылась надо назвать секретное словцо и громко крикнуть : «Откройся!!!»
Умных людей даже днем с фонарем трудно встретить, а ночью и подавно, да еще в чужой стране, где даже каждый шибко умный прохожий издевательски говорит на непонятном языке. Толку от его ума никакого и помощи не жди.
Исчерпав весь скудный запас знакомых цифр и слов не хороших, Бестолковый Педро так и не смог открыть заветную дверь.
Местные жители рассказывали, что еще долго бородатый мужик день за днем приходил на постоялый двор, до хрипоты и потери голоса орал на закрытую дверь, затем долго бродил по городу в поисках ночлега, в мыслях и в голос проклиная градоначальника, установившего по всему городу антивандальные холоднючие бетонные скамейки.
Место проживания в Мадриде выбирали ближе к центру, так, чтобы основные достопримечательности можно было осмотреть не прибегая к услугам общественного транспорта. Вначале забронировали апартаменты в районе площади Соль. Однако, уже в декабре попались на глаза неприятные отзывы об этом объекте размещения и его хозяевах. Тут же отменили бронь и начали искать замену. С учетом приближающегося Рождества достойные варианты исчезали прямо на глазах, так же стремительно росли цены. С трудом удалось найти что-то стоящее, причем уже не мало стоящее. Выбор пал на San Miguel Suites. (наши балконы на 5 этаже)
Утром на почту пришло сообщение от хозяина апартаментов о том, что заселится можно после 15.00, открыв кодовые замки – один на входе в подъезд, второй - непосредственно у дверей квартиры. Коды выглядели несколько странно, примерно так: **#4067#* и **#5098#*. Нужный дом нашли быстро, благодаря заметным ориентирам. Он стоял через дорогу от рынка Сан Мигель и в ста метрах от площади Майор.
На часах было минут двадцать по-полудни, тем не менее решили испытать удачу и попробовать войти в квартиру. Вова с разгону набрал первый код, дверь не открылась. Схлопотал за спешку и невнимательность. Вторая попытка, выполненная с подчеркнутой осторожностью, предельной концентрацией внимания и акцентированной координацией движений, так же не дала результата. На помощь пришла мама. Раз, два, три….пять…. семь – результат ноль.
Решили позвонить хозяину, может что-то напутал с цифирью. Спросили: “Говорите по-английски?”. Ответил утвердительно. Однако, его английский мало чем отличался от испанского. Тем не менее поняли: “Все окей, приходите после 15.00” Ага, система понятна, (халявная) мышь не проскочит! После 15.00 сменят коды на указанные в письме, и мы спокойно войдем. Сами виноваты, приперлись раньше времени, теперь гуляйте с чемоданами.
Даже такой обломчик не испортил настроение. Первый день отпуска, погода прекрасная, вокруг красота. Прогуляемся, пообедаем, три часа пролетят незаметно.
Люблю Испанию! Но вот в Мадриде все больше транзитом. Пишите про Мадрид по подробнее, фотографий не жалейте. А вы как перемещались между городами - бронировали машину или поездами? С удовольствием буду следить за Вашим повествованием.
Marina K, передвигались исключительно на общественном транспорте, если таковым можно считать поезда, самолеты и круизный лайнер. Фотографий не жалко, их тышши, скоро посыплются. Может и видео подоспеет.
Оставив в покое неприступные двери апартаментов, волоча за собой чемоданы, пошагали на площадь Майор.
Раньше эта территория находилась за воротами Мадрида и в 13 веке представляла из себя рыночную площадь под названием Аrrabal – окраина. Постепенно Аррабаль превратился в главную рыночную площадь города. В начале 17 века король Филипп III по проекту Хуана Гомеса де Мора начал строительство новой площади Майор.
Основное предназначение Пласа Майор – проведение массовых зрелищ и народных гуляний. Здесь проводились рыцарские турниры, коррида, свадебные церемонии членов королевских семей.
Вот с этих балкончиков местная знать лицезрела за происходящим, а простой люд толпился внизу на площади.
Окончательный вид, сохранившийся до наших дней, площадь приняла в 18 веке, когда в центре был установлен памятник ее создателю Филиппу III.
И сейчас здесь проводятся концерты, массовые дискотеки, художники выставляют свои картины, артисты разных жанров развлекают публику.
Маг Мерлин перед выступлением листает местную прессу
и готовит реквизит
.
После выступления проводит мастер-класс с желающими познать секреты его ремесла. Как объяснить непонятливым, откуда в шапке взялся кролик?
Желающие заработать на хлеб стараются чем-то удивить окружающих,
или, слегка покривляясь, откровенно просят денег.
Все это предстало перед нами во всей красе, лишь только ступили на площадь. Разместив поклажу под фонарем, по очереди совершали прогулки,
время от времени поглядывая на часы.
Последний раз редактировалось ЛАРИ 10 мар 2018, 00:35, всего редактировалось 1 раз.
В наблюдении за жизнью площади, время пролетело незаметно. Когда куранты пробили три раза, начали собираться в дорогу. Вдруг на выходе, под аркой раздался истошный крик. Моментально образовалась толпа зевак, к которой со всех сторон бежали полицейские. Конечно, я не смог пройти мимо. Протиснувшись сквозь плотное кольцо наблюдателей, увидел следующую картину. Мужик бомжевидной наружности, решив подвести итог трудового дня, размахивал литровой бутылкой «ABSOLUT», пытаясь употребить содержимое по назначению. Полицейский изо всех сил старался отобрать «нажитое непосильным трудом» и восстановить порядок на вверенной ему территории. Борьба шла с переменным успехом. Несмотря на жесткий прессинг, мужику иногда удавалось сделать несколько глотков. Такой успех оглашался громогласным ревом и аплодисментами зрителей. Вскоре на помощь и мужику и полицейскому подоспели коллеги. Одному из «членов профсоюза» удалось вырваться из окружения вмести с бутылкой. Вся полиция погналась за ним, как будто это у них отобрали заветный пузырь.
Интрига угасла, толпа рассеялась. Виновник события немного поорал навзрыд, затем затих, улегся на картонку и погрузился в глубокий счастливый сон. Его лицо отражало вселенское спокойствие и полное удовлетворение от прожитого дня.
Несмотря на острое желание поскорей избавиться от чемоданов, мы не смогли пройти мимо ряда кафе, издающих парализующий волю запах свежей жареной рыбы. С трудом втиснулись с чемоданами в перепоенное кафе, заказали тапасы с кальмарами.
И вот мы снова у загадочных дверей «Сан-Мигель Сюите». На часах 16 с копейками. Лена уверенным шагом подходит к двери, набирает знакомый код. В ответ тишина...
* * *
Каждый попробовал продемонстрировать свои ловкость рук и сообразительность, но дверь оставалась неподвижной. Со стороны это выглядело, как попытка шайки домушников проникнуть в помещение и набить, припасенные для этой цели чемоданы, ворованным добром.
Звоню хозяину, мол не можем попасть в квартиру. Ответ не отличался оригинальностью: «Набирайте коды, указанные в письме. Первый – для подъезда, второй – для квартиры. Будете уезжать не забудьте оставить ключи». «А не смогли бы вы подъехать, помочь открыть двери?» Только сейчас хозяин начал выяснять, откуда мы звоним: «В Мадрид? Нет, не смогу. Я в Малаге».
На улице стемнело, после захода солнца резко похолодало. Расслабляющее тепло от выпитого в кафе вина вмиг покинуло леденеющую кровь. В памяти один за другим всплывают сюжеты о квартирных кидалах.
Решили звонить в Букинг.ком, пусть ищут хозяина или дают замену. В ответ звучит легкая популярная музыка. Но «не долго музыка играла…». На повторную попытку пришло сообщение: «На вашем счету недостаточно средств. Подкиньте деньжат, плиз.» Самое время приобрести местную симку. Рядом были офисы «Водофон» и «Оранж». Выбрали «Оранж».
Менеджер "Оранж" хорошо говорил по-английски, помог активировать симку. Узнав про нашу проблему, вызвался поговорить с хозяином. Из короткого разговора на испанском выяснил, что никакие звездочки и решетки набирать не надо. Просто нажать четыре цифры. Для чего в коде указывались хештеги и звезды осталось тайной.
Последний раз редактировалось ЛАРИ 10 мар 2018, 00:36, всего редактировалось 1 раз.
ЛАРИ писал(а) 07 мар 2018, 12:33:Менеджер "Оранж" хорошо говорил по-английски, помог активировать симку. Узнав про нашу проблему, вызвался поговорить с хозяином. Из короткого разговора на испанском выяснил, что никакие звездочки и решетки набирать не надо. Просто нажать четыре цифры. Для чего в коде указывались хештеги и звезды осталось тайной.
Есть добрые люди! Но по коду вообще попробуй догадайся
Пока жена с сыном добывали «Оранж», я сидел на чемоданах и тратил последние гроши в позаимствованном у Вовы телефоне в поисках близлежащего ночлега. Краем глаза узрел несущиеся во весь опор знакомые силуэты. Владимир первым подбежал к замку, четыре раза ткнул в него пальцем. И, о чудо! Дверь открылась!
* * *
Подъем на четвертый этаж с чемоданами по узкой крутой лестнице не смог затмить радость от мысли, что удалось избежать суеты с поиском ночлега.
Время позднее, а нас пустой холодильник. Через пол-часа Вова вывел по навигатору на супермаркет.
Не спеша, под приятный звон пакетов, вместе с людским потоком поплыли по Гранд Виа, через площадь Соль, на Майор и домой.
Последний раз редактировалось ЛАРИ 08 мар 2018, 10:27, всего редактировалось 1 раз.
Видимо только мой организм сохранил в памяти родной часовой пояс. Остальные члены команды мгновенно перестроились на GМТ+1 и без зазрения совести досматривают сны. Вышел на балкон обозреть окрестности. Надо сказать - балкон знатный, огибает комнату буквой "Г". Широкой частью нависает над улицей Майор и смотрит искоса на рынок Сан-Мигель.
Смотрю налево:
Смотрю направо:
Поворот на 90 градусов - вид на улицу Меланесес:
На первом этаже, возле входа в подъезд - шоколадница и тапасная. Рядом все необходимое, включая две станции метро.
Сегодня едем в Толедо. Добраться туда можно, как минимум, четырьмя способами.
1.Самый дешевый - автобусом. Отправление с автовокзала на площади Elipticа. Проще всего попасть туда на метро. Выходить на станции Plaza Eliptica и сразу подняться по эскалатору на третий этаж. Важно: на втором этаже, не далеко слева от эскалатора есть уютный М/Ж. Билеты можно приобрести на сайте alsa.es или в автоматах на вокзале. Автобусы компании ALSA курсируют с 06.30 до 23.00 с интервалом 30 мин. Есть два маршрута прямой - DIRECT, и с промежуточными остановками - RUTA. Стоимость билета чуть меньше 10е. Время в пути - 45 минут.
Пешеходный маршрут в Толедо от автовокзала до ворот Bisagra.
Вот это красное здание и есть автовокзал Толедо. .
2.Поездом. Отправление с вокзала Atocha. Важно: в метро надо выходить не на станции Atocha, а на станции Atocha Renfe. Ехать в Толедо поездом имеет смысл, только если живете возле вокзала. Есть небольшой выигрыш времени в пути по сравнению с автобусом. Но эта разница с лихвой покроется потерей времени на личный досмотр при посадке, как в аэропортах, и в Толедо на дорогу от жд вокзала до старого города. Поезда курсируют с 07 до 22 часов с интервалом 2 часа, Цена билетов около 20е, время в пути 30 минут. Билеты на скоростной поезд AVANT можно приобрести на сайте renfe.es, в автоматах и в междугородних кассах. Важно: в пригородных кассах билеты продаются только на электричку. В Толедо от вокзала в старый город можно добраться на автобусах 5, 61. В обратный путь на них же с площади Zacodover до вокзала Renfe.
3.Такси - 120 е. Даже в голове не укладывается, при какой ситуации можно использовать этот вариант.
Пешеходный маршрут в Толедо от жд вокзала до ворот Alcantara.
Выбираем вариант 1.
Вышли из дома в 8 часов, прибыли на автовокзал в 8.30. Все по плану. Я иду занимать очередь у гейта, Лена у двух автоматов за билетами. Ближайший DIREKT в 09.00. Все по плану. Вообще редчайший случай - "все по плану"! Все, кто стоял впереди жены, становятся за мной. Опыт помноженный на врожденную смекалку - великое дело! 08.50 - подали автобус, распахнулись ворота. Я великодушно пропускаю сзадистоящих, и вижу как Лена у автомата давит на все клавиши, поочередно всовывая в него то кредитку, то кэш, а эта шарманка все выплевывает назад. Больше пропускать не кого. "Что случилось?", - спрашиваю. "На сегодня билетов нет", - отвечает. План накрылся вместе со смекалкой.
Готовясь к поездке, я целый месяц тщетно пытался купить билеты он-лайн. Доходил до оплаты и все зависало. Мысль о том, что все билеты проданы, не возникала вообще. А тут, нате вам - сюрприз! Надо менять планы? Идем пить кофе.
Варианта два. Или ехать завтра, или не ехать вообще. Есть только два свободных дня. Первый - завтра в воскресенье, что само по себе не айс, да еще канун Рождества. Второй - послезавтра - Рождество. Исключено. Остальные дни расписаны.
"Не верю!" - попытка не пытка. Возвращаемся к автоматам. Сразу высвечиваются завтрашний и последующие дни. И кто тут скажет, что кофе не стимулирует мозги? Коню понятно! Это же автомат по предварительной продаже билетов! А рядом нормальный. И вся очередь брала билеты у нормального, а Лена направилась к свободному. Мы спасены. Вперед, к намеченной цели.
Расположившись на самом высоком холме, на высоте 548 м над уровнем моря, Алькасар доминирует над всем архитектурным ансамблем Толедо. Основу зданию заложили римляне в III веке, из четырех фасадов с тех пор сохранил стиль только восточный, остальные перестраивались по нескольку раз.
Современный вид Алькасар приобрел в XVI веке. По приказу Карла V старинная крепость была перестроена под королевский дворец. Однако королевской резиденцией он так и не стал, так как столицей испанского государства стал Мадрид.
Тем не менее дворец не пустовал. Некоторое время там проживали члены королевской семьи, затем разместилась королевская тюрьма, военные казармы, пехотная академия.
Алькасар несколько раз подвергался разрушению во время пожаров и военных действий, но каждый раз воccтанавливался. Последний раз он был разрушен в 1936 году во время гражданской войны. Во время 72 дневной осады республиканцы разбомбили его до основания.
Сейчас в Алькасаре открыт Военный музей, посвящённый защитникам крепости, и одна из крупнейших испанских библиотек.
Время работы: вторник — воскресенье: 9:30 — 19:00 (с марта по август), вторник — воскресенье: 9:30 — 18:00 (с сентября по февраль), понедельник: выходной.
Вход: 5 EUR, в воскресенье вход свободный. Билет для осмотра верхнего двора стоит 3 EUR.
Во внутрь дворца мы не заходили, часа полтора провели вокруг него. Со смотровых площадок, расположенных вблизи Алькасара открываются шикарные ландшафты.
Кафедральный собор Св. Марии — воздвигнут на месте, где по приданию случилось явление Девы Марии Ильдефонсу Толедскому, впоследствии ставшему покровителем города. Почти три столетия тянулось строительство нового храма — первый камень был заложен в 1226 г. по указу короля Фернандо III , а заключительные работы произведены в 1493 г. Итогом грандиозного труда стало монументальное строение весьма внушительных габаритов. В высоту оно достигает 44 м, а Северная башня — 90 м.
Подошли к собору. Ринулись в первые попавшиеся ворота. Ими оказались Puerto-del-Relox - Ворота часов. Сверили часы.
Портал богато украшен резьбой.
По бокам скульптурные картины из земной жизни Христа.
Конечно мы открыли ворота и зашли во внутрь. Никто этому не препятствовал и денег не требовал. Но дальнейшему продвижению препятствовали перила, ограждающие небольшую площадку, с которой можно осмотреть не большую часть интерьера.
Первая мысль: "Поздно пришли, суббота, Рождество". Дежурный, наблюдавший затем, что бы народ не лез через ограду, любезно указал направление к настоящему входу(на схеме красная стрелка).
Продолжили внешний обход собора против часовой стрелки.
На пути к главному входу собора, за его оградой осмотрели рождественский вертеп.
Билеты продаются в здании напротив входа в собор. Несмотря на субботний предпраздничный день, стояние в очереди не заняло более 5 минут.
О богатстве и роскоши внутреннего убранства собора ходят легенды, убедился на практике в их правдивости. Чувствуется, что освоение новых земель приносило конститадорам несметные богатства. Золото никто не жалел.
Главная капелла (Capilla Mayor) расположена в центральной части собора. Рентабло выполнено из позолоченного дерева и разделено на семь вертикальных частей, на которых размещены скульптуры на евангельские сюжеты, по бокам рентабло находятся статуи святых.
Среди многочисленных капелл, расположенных по периметру зала, выделяется своим видом капелла Transparente - Прозрачная. Капелла считается шедевром испанского барокко, и среди строгого готического окружения смотрится чужеродным элементом. Свое название капелла получила из-за оригинального способа освещения. Напротив в своде пробито окно, дневной свет падает по центру дарохранительницы, выделяя ее из общего мрачного интерьера.
В соборе мы провели около двух часов, любуясь капеллами кастильской знати, скульптурами и картинами Эль Греко, Караваджо, Тициана.
Напоследок заглянули в сокровищницу. Главным шедевром экспозиции служит гигантская дароносица, созданная в XVI веке ювелиром Энрике де Арфеes. 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, которые скрепляют 12500 винтов, её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантами. На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра. В Толедо существует традиция торжественной процессии с этой дароносицей по улицам города на праздник Тела и Крови Христовых. Драгоценный предмет везётся в ходе этой процессии на специальной платформе.
К сожалению пришло время покидать собор. Очень хотелось еще забраться на колокольню, но день уж близился к закату, а мне еще больше хотелось попасть на обзорную площадку с панорамным видом на Толедо.
Вход: 12.50 EUR. Время работы: понедельник — суббота: 10:00 — 18:00, воскресенье: 14:00 — 18:00. Музеи не работают 1 января и 25 декабря.
Музей Эль Греко был создан в 1911 г., в старинном здании, построенном в 16 веке. Художник жил в небольшой доме поблизости, который сгорел при пожаре.
Обстановка музея воспроизводит интерьеры конца 16 века, в оформлении использовались подлинные предметы декора и личные вещи живописца, уцелевшие после пожара.
Основа экспозиции - художественные полотна мастера. Визитная карточка музея — картина мистический «Вид Толедо». Автор частично изменил пропорции и расположение зданий, усилил контраст грозового неба, город и зеленые холмы залил не реальным мистическим цветом. Если бы это была фотография, можно было сказать, что художник изрядно поработал с кривыми и подергал все ползунки.
В настоящее время оригинал картины хранится в Нью-Йоркском музее Метрополитен.
Картина "Вид и план Толедо" написана с использованием правил картографии, но и здесь Эль Греко пошел на изменение реальной картины местности ради большей информативности документа.
Вот что написано на карте в руках юноши: "… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещённым здесь, как модель, и перевёрнутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»
Здесь же экспонируются произведения современников и учеников Эль Греко - Луиса Тристана и Герреро Малагона.
Время работы: вторник — суббота: 9:30 — 19:30 (с марта по октябрь), вторник — суббота: 9:30 — 18:00 (с ноября по февраль), воскресенье: 10:00 — 15:00, понедельник: выходной. Музей закрыт 1 и 6 января, 1 мая, 24, 25 и 31 декабря. Вход: 3 EUR, льготное посещение: 1,50 EUR. Для посетителей до 18 лет, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями вход свободный. Бесплатно в музее можно побывать по субботам с 16:00, по воскресеньям, 18 апреля, 18 мая, 12 октября и 6 декабря.
Церковь Сан-Томе находится в еврейском квартале Толедо. Именно для этой церкви Эль Греко написал самую большую и, по мнению ценителей его творчества самую выдающуюся из своих картин - «Погребение графа Оргаса». В основе сюжета лежит легенда о том, что граф Оргас был весьма благочестивым человеком и регулярно жертвовал в пользу церкви крупные суммы, за что после смерти был собственноручно погребен святыми Августином и Стефаном и переправлен в Царство небесное.
Полотно поражает не только талантом живописца, но и монументальными размерами — 4,8 м на 3,6 м. Картина вписана в арку капеллы и за четыреста лет своей истории ни разу не покидала стен церкви.
Композиционно произведение делится на две смысловые части: материальную земную сцену и мистическое небесное видение. Нижняя посвящена похоронам графа, святые придерживают тело умершего Оргаса, а вокруг стоят монахи и представители испанской аристократии, облачённые в траурные одежды с белыми воротничками. В погребальную процессию помимо знатных современников художник вписал и себя вместе с внебрачным сыном Хорхе. Верхняя же часть изображает устремляющуюся на Страшный суд душу графа, за которую перед Спасителем заступается целый сонм святых.
Время для посещения: понедельник — воскресенье: 10:00 — 18:45 (с 1 марта до 15 октября), понедельник — воскресенье: 10:00 — 17:45 (с 16 октября до 28 февраля).
Первоначально на том холме, где сейчас возвышается Сан-Сервандо, находился римский бастион, потом его сменила вестготская церковь, следом за ней возникла арабская крепость. В 1386 г. была проведена очередная реконструкция, после которой крепость получила сегодняшний вид. До 19 века Сан-Сервандо преимущественно не использовался и пришёл в довольно заброшенное состояние К середине 20 века его отреставрировали и передали молодёжной ассоциации, крепость успела послужить общежитием и колледжем, одно время там располагался парламент провинции Кастилия.
В настоящее время здесь организован студенческий хостел Albergue San Servando, и, к сожалению, никаких туров или экскурсий по замку для гостей не проводится.