В круиз мы ехали впервые, путёвку покупали в турфирме «Маринера» (забронировали внутреннюю инва-каюту).
С момента бронирования искала информацию по городам стоянок, тк изначально предполагалось, что развлекать будем себя сами (ПАК-групп не предлагает русскоязычных экскурсий для колясочников). Сразу же хочу выразить искреннюю благодарность форумчанам ветки «Морские и речные круизы» - в значительной степени благодаря Вашим отчётам, фотографиям и обсуждениям, я смогла составить по каждому городу некоторый список достопримечательностей (доступных для коляски), которые можно было успеть посетить во время стоянки.
День 1. Санкт-Петербург, Морской Фасад.
От Московского вокзала Пак Групп организует бесплатный трансфер, но автобус большой, экскурсионный, без пандусов.
Общественным транспортом нам из Весёлого посёлка добираться нереально, решили вызвать такси. Прочитала в ветке «Круизный порт Санкт-Петербург», что у «Морского Фасада» есть своё «прикормленное» такси, а другие даже на территорию не пускают. Услугами этого авторизованного такси никогда не пользовались, поэтому позвонили в уже проверенную фирму. Диспетчер сказала, что постороннее такси на территорию «Морского фасада» таки пустят, но надо будет заплатить на шлагбауме 100 руб, а то высадят и придётся тащиться через всю территорию порта. Странная история, конечно, но это их порядки, что ж делать. На деле оказалось по-другому - нас на шлагбауме попросили предъявить билеты и загранпаспорта‚ посмотрели багажник и предупредили, что бесплатная стоянка - 15 мин, потом надо платить по 250 руб (не помню уже, за час или за полчаса). На обратном пути тоже обошлось без проблем – впустили «постороннее» такси безо всяких поборов.
"Poesia" стояла на самом дальнем причале, но мы успели за эти 15 минут доехать до терминала и выгрузиться.
Паспортный контроль прошли быстро, народу было немного (человек 30-40). На пирсе у нас забрали багаж и пришёл помощник помочь катить коляску. Я думала, что высадка-посадка на круизный корабль будет происходить с терминала через "рукав", ан нет - пассажиры бодро топали по трапу, который вёл на 5 палубу. Колясочников завозили по другому трапу - вниз, на 4ую палубу, вместе с тележками, нагруженными багажом.
В дальнейшем выходили с трапа в носовой части корабля (не багажному).
Должна сказать, что процедура посадки-высадки на протяжении всего круиза вызывала у меня изрядную нервотрёпку. Сначала мы жалели обслуживающий персонал (это были хрупкие юноши азиатской внешности) и пытались с отцом сами катить коляску (моя мама дама весьма крупная+20 кг коляски), но на второй раз у нас чуть не соскользнуло колесо с трапа, поэтому в дальнейшем мы решили не рисковать, ждали сотрудников. И каждый раз при посадке-высадке было такое шоу - очередной субтильный юноша, дежуривший у трапа, выволакивал коляску, а мы с отцом страховали сзади.
Инва-каюта выше всяких похвал. Но были пара недостатков (никоим образом не омрачившим наш круиз, но всё же) - очень высокая кровать (матрас удобный, всё хорошо, но пересадить человека с коляски на кровать было непросто) и (уж извините за интимные подробности) в туалете мусорное ведро размером чуть больше стакана, и мусорных мешков нет, а это ведь ИНВА-каюта, куда памперсы-то девать?
День 2. Море.
Дни в море пролетали незаметно - турлидеры проводили лекции, можно было гулять по открытой 7й палубе (любая дверь туда доступна)
посещать концерты классической музыки, вечером - шоу в театре. Театр огромный, на 2 палубы. Вход для колясочников с 6 палубы, там справа и слева есть места для колясок.
День 3. Копенгаген.
Новый терминал Oceankai c330, где стояла «Poesia», действительно в "...опе мира"
Компанией MSC был организован трансфер до центра города за 12,9 евро (в оба конца), но автобусы были доступны для колясок весьма условно. Т.е., как мне объяснила русскоговорящая сотрудница, шаттл может быть и низкопольный, и большой, типа экскурсионного, но поскольку автобусы предоставляет порт Копенгагена, нельзя предсказать, какие именно машины будут.
Посоветовали взять такси, что мы и сделали. Тем более, что шаттл вёз в центр города, а мне хотелось свозить родителей в Копенгагенский зоопарк (кроме Ленинградского, они никаких больше не видели).
Стоянка такси была рядом с терминалом, и машины подкатывали к трапу с частотой поездов метро. Такси работает по счётчику, до зоопарка доехали за 267 крон, от зоопарка до причала - за 263.
Зоопарк действительно огромный, прекрасный и полностью безбарьерный. Входной билет 160 крон на человека.
День 3. Варнемюнде.
Поскольку я уже была в Германии и видела своими глазами, что нет никаких препятствий для путешествий по железной дороге на коляске, решили посетить город Росток. Железнодорожная платформа рядом с терминалом, но колясочникам надо идти в обход (700 метров), через кемпинг и автостоянку (указатели есть).
Любезный кондуктор помог нам купить билет (на 1 день, групповой, действителен как на S-Bahn, так и на трамвай и автобус Ростока, стОит 14.10 евро), сам закатил нам коляску в спец.вагон (на нём нарисован велосипед).
До Ростока ехать 20 минут. На платформе есть лифт
надо спуститься на этаж -2, прямо там остановка трамвая 5 и 6, можно сесть на любой из них (трамвай низкопольный, на одном уровне с платформой)
и ехать до Neuer Markt.
Душевно погуляли по историческому центру Ростока. Было воскресенье, все магазины были закрыты (а в Варнемюнде, кстати, в воскресенье магазины всё-таки открывают с 13 часов ради туристов с круизных кораблей).
Инва-туалет в Ростоке располагается за зданием Ратуши, стОит 50 центов.
День 5. Море.
День 6. Берген.
В Бергене наша пристань тоже находилась далеко от исторического центра, а поскольку пешеходам запрещено ходить по порту, городом был предоставлен бесплатный шаттл – обычный муниципальный низкопольный автобус, есть пандус
(кстати, у нас в Петербурге тоже низкопольные автобусы, но никогда ни одного колясочника в них не видела. Может, потому что для наших инвалидов элементарно выбраться из дома – уже проблема?..) Завозят в салон сами работники Бергенского порта.
Остановка шаттла - около озера Lille Lungegårdsvann, оттуда до рыбного рынка шли минут 15. Рядом с рынком - инфоцентр, где можно взять карту города и есть бесплатные туалеты (инва нет).
От рыбного рынка дошли до Fløybanen funicular (там дорога в гору, но подъём не очень крутой). Билет 85 крон. Для колясочников - отдельный турникет, есть лифт на перрон
Сотрудники помогают (кстати, ни в каких больше городах не видела таких отзывчивых людей, как бергенцы!) Наверху горы Fløy тоже лифт и есть бесплатные туалеты (инва-туалет в том числе).
Гулять там на коляске особо негде, тк все тропинки и дорожки уходят куда-то вверх. Полюбовались панорамой Бергена, спустились вниз, прошлись по набережной и пошли назад на шаттл.
День 7. Флом.
Наверное, очень бездарно провели время в этом очаровательном месте, но я так и не смогла найти информацию о развлечениях, доступных для колясочников. Вагоны Фломсбаны старого образца, никаких рамп я не заметила. Есть музей Фломской железной дороги, но вход туда через сувенирный магазин со ступеньками в центре торгового зала. Видела на причале паромчик с названием «Fjord 1» - вероятно, он шёл в Гудванген, но не нашла на причале рядом с ним ни расписания, ни кассы, ни кого-нибудь из членов команды, у кого можно было бы уточнить подробности.
Так что просто посидели на пляже, полюбовались на фьорд.
Буду очень признательна, если уважаемые форумчане что-нибудь посоветуют по Флому (вдруг нам ещё доведётся там побывать).
День 8. Гейрангер.
Это был самый экстремальный день круиза
Я знала, что корабль в Гейрангере стоИт на рейде и высадка на берег производится тендерами. Здесь, на форуме Винского, разглядывала фотографии и как-то эти оранжевые шлюпки не показались мне безбарьерными. Ладно, думаю, не удастся выйти на берег - погуляем по палубе. Но всё-таки решила узнать поподробнее о высадке в экскурсионном бюро. Там русскоговорящая девушка заверила меня, что тендеры оборудованы специальной рампой, по которой легко и непринуждённо коляска и въедет. Мы обрадовались, взяли билетики на тендер, дождались объявления о нашей очереди и спустились на 4-ую палубу.
Каково же было моё удивление и паника, когда никакой рампы я не обнаружила, и сотрудники буквально на руках занесли мою мамку в шлюпку. Так же на руках доблестные итальянские моряки выволокли её на причал в Гейрангере. Я, конечно, перепсиховала - шлюпка на волнах качается, причал то вверх, то вниз, и мальчиков тоже жалко. Или это принято таким способом пересаживать пассажиров на колясках, и нет никакой рампы?
В самом Гейрангере, увы, тоже не нашла по интернету достойных занятий, ибо вокруг высокие горы, даже по городку не погуляешь - все эти чудесные домики и церквушка очень высоко.
На сайте Гейрангера вычитала про автобусы Hop-on Hop-off, которые по определению должны быть доступны для колясок. Зазывалы на разнообразные экскурсионные автобусы встречали туристов прямо на причале. Русскоговорящая девушка на кассе «хоповых» автобусов сказала мне, что, как правило, по этому маршруту они пускают маленькие автобусики, а вот такой большой двухэтажный будет у них только на один рейс (завершающий), в 13.00.
Купили три билетика (1 билет – 200 крон), дождались автобуса, закатились, закрепились на тормозах и ремнях. Сели с отцом такие радостные в кресла, воткнули в уши наушники, настроили 8-й русский канал, приготовились слушать экскурсию.
Автобус плавненько поехал вверх в горку… и начался аттракцион;) Никакие ремни и тормоза на таких виражах коляску не удерживали. Мы с отцом побросали наушники, вцепились в ручки коляски и такой вот сплочённой кучкой проехали весь серпантин. Остановка 15 минут, фоточки, загрузились назад, придавили собой коляску – и на другой «view point». Опять крутые виражи, стоянка, фоточки – и вниз, к причалу. Несмотря на несколько экстремальные условия путешествия, остались страшно довольны
В Гейрангере есть бесплатный инва-туалет – прямо в Инфоцентре, рядом с причалом тендеров.
День 9. Море.
День 10. Копенгаген
В этот раз нас поставили ближе - с палубы была видна станция Nordhavn и S-tog.
Опять шаттлы от MSC за 12,90 евро. Как я увидела сверху с палубы, действительно, часть автобусов были низкопольные, часть – большие, экскурсионного типа. Решили заранее билеты на шаттл не брать, сориентироваться на месте. Если что, всегда был второй вариант - такси (катить коляску до станции мне показалось далековато). Ура, автобус оказался и низкопольный, и с пандусом.
Остановка шаттла у церкви св. Петра, недалеко от пешеходной улицы Строгет. Пожалуй, это был самый непростой день для нас, сопровождающих. Весь центр Копенгагена замощён брусчаткой, что чрезвычайно затрудняет передвижение. К счастью, кое-где есть такие полосы – наверное, специально для детских и инвалидных колясок.
Дошли до Nyhavn, посидели на набережной, полюбовались домиками. На развод караула к Амалиенборг уже не успевали, задумали покататься в метро (смотрела видео в интернете - в Копенгагене очень интересное метро, поезда ходят без машинистов). Ближайшая станция к нам была Kongens Nytorv. Покатались в метро, всё доступно: лифт вниз на платформу.
Поезд без порожков, расстояния между платформой и вагоном практически отсутствует.
( С грустью думала о нашем питерском метро, где, скажем, переход со Спасской на Сенную могут преодолеть только физически подготовленные люди).
К сожалению, мало что успели посмотреть в Копенгагене, тк скорость у нас невысока, а уж на брусчатке почти нулевая, и надо было успеть на шаттл (причём дождаться именно низкопольного).
День 11. Варнемюнде
Родители так впечатлились датским зоопарком, что решили опять проигнорировать Варнемюнде и посетить ещё и немецкий (для сравнения). Как вариант времяпрепровождения, я при подготовке к круизу рассматривала в числе прочего и зоопарк Ростока (на сайте было написано, что он доступен), Добираться туда чрезвычайно удобно – прямо от Hauptbahnhof Ростока к воротам зоопарка идут трамваи 3 и 6.
Но дорога туда оказалась непростой Мы опять купили проездной для маленькой группы на целый день, доехали до Ростока, спустились на трамвайную остановку, и тут обнаружили стенд с большими буквами "Ахтунг!". Оказалось, именно в эти субботу-воскресенье, 14-15 июня, проводятся какие-то работы трамвайных путей как раз на том участке, где располагается остановка у зоопарка. Но для удобства пассажиров пущен автобус от Doberaner Platz до зоопарка. Тяжело, конечно, добираться с пересадкой, но решили рискнуть. Доехали на трамвае до Doberaner Platz (от вокзала туда шли трамваи 5 и 6), пересели на автобус - он ехал по трамвайным путям, а там платформы на уровне пола автобуса, даже пандус раскладывать было не надо.
Дошли до зоопарка. Билет 16 евро.
Ну, не сказала бы, что зоопарк Ростока весь из себя доступный. Асфальтовых дорожек немного, в основном - что-то вроде утоптанного песка с примесью камней, на которые постоянно натыкались маленькие передние колёса коляски. Территория неровная - то в горку, то под горку. Есть туалеты (в том числе, и инва), бесплатные (перед входом - такой вот пингвин, и предлагается порадовать его мелочью, если понравилась чистота в туалете).
Зоопарк Ростока больше напоминает какой-то огромный парк, где идёшь по тенистой дорожке и - внезапно! - гепард греется на солнышке.
Потом опять идёшь, идёшь (а через каждые пару метров - уютные полянки со скамеечками), и вдруг - белые медведи.
Есть кафе, большая детская площадка.
Не могу сказать, что в этом зоопарке какая-то большая и уникальная коллекция животных, но атмосфера там приятная.
Зоопарк поделён на две части (как и копенгагенский, кстати), но сил осмотреть обе части уже не было, поехали назад в Варнемюнде. К сожалению, оставалось слишком мало времени для осмотра этого уютного городка, так что не видели ни маяка, ни "Чайника".
День 12. Море.
День 13. Стокгольм.
MSC опять организовали шатл (за те же 12,9 евро), хотя порт, как мне кажется, был совсем недалеко от центра города (Stadsgarden, Tegelvikshamn, там швартуется Викинг Лайн).
Поскольку в Старом городе мы в своё время уже были (ещё до инвалидности, на своих ногах), решили воспользоваться территориальной близостью к Tegelviksgatan и посетить Музей транспорта (Sparvagsmuseet) и Музей игрушек (Leksaksmuseet). Очень всем рекомендую, и взрослым, и детям, музеи интересные. Идти туда нормальным шагом минут 15. Музеи (они располагаются в одном помещении) полностью доступны - есть подъёмник,
вся экспозиция на одном уровне.
Стоянка в Стокгольме была очень короткая, поэтому после музеев успели только часик прогуляться по набережной (замощена брусчаткой, но есть широкая велосипедная дорожка, по которой гуляли мамочки с детскими колясками, по ней и ехали)
и вернулись на корабль.
День 14. Таллин.
Вот и закончилась Европа, началась Россия-матушка Я это поняла, услышав у причала громко матерящегося продавца сувениров и увидев состояние дорожного покрытия.
Более разбитого асфальта, чем в порту, где стоЯт круизные корабли, не видела даже во дворах родного Невского района. Это ужас и кошмар - заплатка на заплатке, трещины, ямы... Что любопытно, в двух шагах - паромный терминал, там всё аккуратно вымощено плиточкой, всякие вокруг клумбочки и скамеечки.
Порт Таллина находится вообще в шаговой доступности от Старого города, но в ежедневной газете было написано, что до исторического центра аж 30 минут езды на автобусе, предлагали шаттл (кажется, около 6 евро).
Исторический центр Таллина был изучен ещё в советские времена, да и не хотелось ломать колёса о булыжники старого города.
В одном из выпусков передачи "Орёл и решка", посвящённых Таллину, рассказывали о музее советского быта. Никаких адресов не давали, но по интернету выяснила, что он находится в квартале Rotermanni. Квартал этот оказался совсем недалеко от порта, но, увы, как нам рассказал русскоговорящий продавец одного из местных сувенирных магазинчиков, музей в настоящее закрыт на капремонт.
Так что в Таллине ограничились просто прогулкой (хорошо, что стоянка была недолгой).
Видела в круизном порту вереницу такси, но не представляю, куда можно было бы съездить. Опять же, буду очень признательна форумчанам за «наводку» на что-нибудь интересное и безбарьерное.
День 15. Санкт-Петербург.
Причалили в 7 утра, но выпустили на берег нас только в 9.30 (о времени выхода предупредили накануне днём).
Если подводить итоги поездки, могу сказать, что круиз – практически идеальный вид отдыха для пассажиров, пользующихся инвалидной коляской. Корабль полностью доступный, в городах тоже можно найти варианты неплохо погулять. Даже если нет возможности сойти на берег, на корабле всегда достаточно развлечений, скучать не придётся
Персонал вежлив и предупредителен (им, конечно, за это деньги платят, но всё равно приятно). Пассажиры, как правило, отзывчивые и душевные люди. Особенно – французы, немцы и японцы. И дверь всегда придержат, и в лифт пропустят, без конца предлагали помощь, а однажды французы (не знаю, с нашего или с другого круизного корабля) чуть ли не силой пропихивали нас впереди себя в очереди на фуникулёр в Бергене.
Турист на инвалидной коляске ни у кого, кроме русской группы, не вызывал ни удивления, ни недовольства. Кстати, на Poesia 17 инва-кают! За две недели круиза видела где-то человек 5-7 на колясках (не считая случаев, когда коляску брали для пожилого, но вполне ходячего человека, – просто для удобства передвижения). Все инвалиды и их сопровождающие были радостны и улыбчивы (у нас, наученных суровой российской действительностью, было вечно настороженно-угрюмое выражение лиц). Иностранные колясочники и их сопровождающие активно участвовали во всех развлекательных мероприятиях, не стесняясь и не прячась по углам (у нас первое время на все варианты корабельного досуга была реакция: «Куда мы туда потащимся с коляской… неудобно… людей стесним…давайте здесь в уголочке посидим, чтобы никому не мешать»).
Ещё пара слов об этом круизе. Читала на форуме Винского, 1. что у неграждан ЕЭС отбирают на время круиза паспорта, 2. что существует строгая алкогольная полиция и 3. что нельзя на шведском столе набирать воду в бутылки.
На деле - паспорта никто не отбирал. Утром в Копенгагене пришли на корабль датские пограничники и поставили штампы, а в Таллине перед отплытием корабля пришли на борт эстонцы и проставили штамп о выезде.
Что касается алкогольной полиции - не знаю, была ли она? Багаж каждый раз по возвращении на корабль просвечивали, но цеплялись только к перочинным ножам (в моём случае, в роли ножа выступал набор ключей для коляски - каждый раз приходилось их предъявлять и объяснять назначение;)). Я законопослушный пассажир и не собиралась распивать на борту корабля купленное в порту спиртное, но хотела привезти в подарок друзьям и родственникам пиво «Ростокер», и несла в рюкзаке при посадке в Варнемюнде некоторое количество бутылок - службу безопасности они не заинтересовали. Сотрудники внимательно смотрели в мониторы, я уже приготовилась раскрывать рюкзак и вытаскивать бутылки пивусика – нет, ничего, выехал на ленте мой рюкзачок, «thank you, madam».
Воду в бутылки на шведском столе (13-ая палуба) набирали все беспрепятственно. Я, начитавшись форума, первые дни набирала воду в малюсенькую бутылочку в условиях строжайшей конспирации, а вот иностранцы вообще не скромничали, набирали и кофе в термос, и сок в 1,5 литровые пластиковые бутылки. Глядя на них, я потом тоже расслабленной походкой подходила к автоматам, не шифруясь от официантов