Пока матросы выносили с теплохода мешки с отходами, с интересом наблюдаю за жизнью этого небольшого речного царства... :rolleyes:
А это действительно маленькое царство, всю навигацию стоящее посреди реки – иногда к нему подходят пассажирские теплоходы и иные суда, а в остальное время жизнь здесь идёт размеренно и неторопливо – в свободное время работники станции ходят на моторках в протоки на рыбалку, а улов коптится и хранится прямо рядом с рубкой.
День перевалил за экватор, но самое интересное сегодня будет именно вечером и ночью - Вороговское многоостровье, Осиновский порог, скалы "Барочка" и "Кораблик", осиновские "щёки", устье Подкаменной Тунгуски и удивительно красивый посёлок Бор.
Покинув Ворогово и завершив техническую стоянку, теплоход направляется далее вниз по реке.
Удивительно ведёт себя Енисей ниже по течению! Ниже Ворогово начинается Вороговское многоостровье – Енисей здесь разливается на 20 с лишним километров в ширину, русло дробится на десятки островов, отделенных друг от друга причудливыми протоками – впереди, сзади, слева, справа – везде кругом водная ширь, острова, протоки. Фарватер идёт то прямо, как по линейке, то лавирует между островами…
Длина Вороговского многоостровья – более сорока километров. Этот разлив – естественное водохранилище, сразу за которым река устремляется в Осиновский порог.
С бешеной скоростью (10-15 км/ч) несётся могучая река, которая равна здесь полутора Волгам и семи Днепрам...
Сразу за порогом взору открывается освещенный солнцем узкий проход в скалах - направляемся туда!
Сразу за порогом могучий Енисей входит в Осиновские щёки – пожалуй, самый живописный район в нижнем течении реки. Енисей здесь с обеих сторон стискивается скалами, образующими узкий каньон, шириной всего 700 метров, при этом глубина реки составляет до 60-ти метров. Именно здесь, как нигде доселе, ощущаешь мощь великой сибирской реки!
Кстати, в половодье в этом каньоне часто возникают мощные ледяные заторы, образующие естественную плотину – тогда паводком накрывает все вышележащие места вплоть до Ворогово.
Через несколько километров после порога, за поворотом, прямо на фарватере возникают два скалистых островка – «Кораблик» и «Барочка». При определённом ракурсе они напоминают пароход, который тянет за собой баржу
Первый возвышается над водой на 50 метров, покрыт редким лесом с единственной сосной на вершине, напоминающей трубу парохода. За ним в 150-200 метрах – остров Барочка.
Сразу за ним - остов Барочка, отделённый от Кораблика узким проходом:
Проход между островами:
Барочка:
А налево от Барочки, уже по левому борту теплохода – большой остров Монастырский, поросший мощными деревьями. В старину сюда отправляли беглых монахов Спасского монастыря.
Да, Осиновская система действительно одно из самых живописных мест на Енисее! Для любителей точной хронологии, а также для тех, кто будет рассчитывать временные расклады при подготовке к дальнейшим путешествиям – Вороговское многоостровье мы проходили с 18-50 до 21-00 (с учётом упоминавшейся получасовой технической стоянки), Осиновский порог – 21-00, Осиновские Щёки и острова Барочка и Кораблик – в 21-30… 22-00.
Уже почти одиннадцать часов вечера, а солнце и не думает садиться – до чего потрясающе красивое освещение!
В 22-50 теплоход справа проходит устье Подкаменной Тунгуски – одного из трёх крупнейших притоков Енисея.
Длина реки 1865 километров, она протекает в пределах Среднесибирского плоскогорья, главным образом, в Эвенкии. Тунгуской река названа потому, что так называли себя раньше эвенки, а Подкаменная – так как течение реки пересекает Енисейский Кряж, называемый Камнем. Подкаменная Тунгуска – это очень бурная река потрясающей красоты, выдающийся природный феномен Сибири. Бывалые люди говорят, что нет более живописной реки, чем Подкаменная.
Подкаменная Тунгуска судоходна в половодье на 1146 километра до села Ванавара. Навигация на реке возможна только в течение 25-30 дней в июне. За этот короткий период суда должны успеть доставить грузы и топливо до порта Ванавара. Летом уровень кристально чистых вод реки значительно снижается, и суда уже не могут преодолевать многочисленные шиверы и пороги, в которых река не течёт, а прыгает. Особенно впечатляет узкий скалистый каньон, называющийся Горлышком, где на протяжении десятка километров пароходы идут по узкому скалистому ущелью и преодолевают множество опасных порогов – например, Большой порог, а также пороги Дедушка и Мучной. Почти безлюдны берега реки, поросшие кедрачом. На всём протяжении реки (1865 км) не наберется и полутора десятков селений. С давних пор Подкаменная Тунгуска – единственный путь в Южную Эвенкию, где прибытие первого каравана с грузом (состоящего обычно из пары танкеров и нескольких могучих толкачей типа ОТ с баржами) – настоящий праздник для местных жителей. Проводка караванов вверх по Подкаменной Тунгуске – необычайно сложная, ответственная, но в тоже время удивительно красивая и ювелирная работа, которой по праву гордятся енисейские речники!
Сразу за устьем Подкаменной Тунгуски находится посёлок Бор, расположенный на крутом обрыве по левому берегу Енисея. Улицы посёлка проложены среди вековых сосен и берёз. В Бору живут охотники, лётчики, рыбаки и научные работники Центральносибирского заповедника, находящегося ниже по реке. Несколько работников заповедника ехали и на нашем теплоходе.
В Бору наш теплоход стоял полчаса – с 23-10 до 23-40. Эта стоянка оказалась одной из самых красивых на нашем маршруте – крутой обрыв, могучий Енисей, озаренный заходящим вечерним солнцем, буйство красок… Фантастика!!!