Я не большой ас эпистолярного жанра. Посему предпочитаю писать отчеты в предельно сжато-информативной форме, с максимумом полезной информации и минимумом собственных впечатлений. Перед вами – попытка изложения таковой информации для тех, кто планирует посетить Мальдивы с целью понырять.
Особенности мальдивского дайвинга
По отзывам бывалых друзей-дайверов, а также по информации, почерпнутой мною из Интернета и ТВ, - если хочешь насмотреться под водой крупной живности как-то: китовая акула, манты, белоплавниковые и леопардовые акулы, наполеоны и т.п. (причем в больших количествах!), не говоря уже о всяких черепахах, непременно нужно ехать на Мальдивы…
Причем высоким сезоном на островах является период с января по апрель включительно. Именно в эти месяцы меньше всего дождей, облаков, самая высокая температура и самая низкая скорость ветра. (С) «Dive Maldives. A guide to the Maldives Archipelago» by Tim Godfrey.)
Как и везде, дайвинг на Мальдивах доступен в двух форматах: сафарийный и дейли. Дейли предлагается дайв-центрами, которые есть при многих (но далеко не при всех) отелях мальдивских островов. Поэтому, решаясь на дейли, стоит внимательно подойти к выбору острова и отеля, при этом особо не рассчитывая, что вас будут возить куда-то далеко. Нырялка, скорее всего, будет происходить на ближних дайв-сайтах. Цены на островные дейли лично я не мониторила (за полным отсутствием интереса к этому виду). На Мале дейли (2 дайва) обойдется в 80 дол., могут сделать скидку за полный комплект вашего оборудования, но чисто символическую: 10 дол. Присутствуют скидки за покупку пакетов на 3 дня и выше. На других островах, скорее всего, ценник будет долларов 50 за 1 дайв.
Сафари, безусловно, предоставляет гораздо больше возможностей с т. зр. охвата наиболее интересных дайв-сайтов. Однако будьте готовы выложить от 1800 долларов за 7-дневный трип. Стоимость может существенно возрастать в зависимости от комфортабельности выбранной яхты. При этом, как я поняла, нормальной практикой считается делать не более 2 дайвов в день. В моем случае в 7-дневное сафари было включено 14 дайвов + 1 ночной. Конечно, после минимум 4 дайвов в день на симиланских или египетских сафари двух явно маловато. Однако местные инструктора объясняют это правило так: сложные условия для погружений, а именно сильные дрифты.
Одним из непременных условий сафари является наличие полного комплекта собственного снаряжения, компьютер и декобуй (маркерный). В стоимость не входит найтрокс, да и предоставляют его далеко не на всех сафарийных ботах.
Приглашения принять участие в сафари можно легко найти в Интернете, их предлагают многие русские дайв-клубы или организаторы.
В моем конкретном случае сафари включало в себя проживание в 3* отеле на Мале (2 ночи до сафари и 2 ночи после), 7 дней на яхте M/V Keyif, трансферы а/п-отель-яхта-отель-а/п, 15 дайвов (из них 1 ночной), стандартную туристическую страховку. Цена вопроса – 1900 дол. Авиабилеты, дайверская страховка по условиям в стоимость не входили и покупались самостоятельно.
Перелет
Ну тут я, наверное, никому Америки не открою. Наиболее распространенные варианты перелетов из Москвы до Мале: прямой рейс «Трансаэро», через Доху «Катарами» или через Дубаи «Эмирейтс».
«Трансаэро» мною изначально не рассматривался. Рассматривались катары и эмирейтс. Цена билетов в эконом-классе практически не отличается, у катаров на 1 тыс.руб.дешевле. Объективности ради: мне показалось, что у катаров стыковки между перелетами покороче. Однако я лечу эмирейтс.
Отдельный респект Mike29, вовремя подсказавшему мне позвонить в офис эмирейтс и забронировать себе места у окошка на все плечи перелета! Очень удобно, работает железно.
Общее время полета – часов 10 (4 с хвостиком МСК-Дубаи + около 6 до Мале). Прибавьте сюда минимум часа 3 стыковки в Дубаи. В худшем случае еще 2 часа, если Ваш рейс летит не напрямую в Мале, а через Коломбо (час сидения в самолете в Коломбо + час Коломбо-Мале). У меня именно так и было. Итого 15 часов дороги от места до места.
Аэропорт Мале
В аэропорту Мале (маленьком и непримечательном) прибывающим форейнерам для получения штампа на въезд в страну достаточно предъявить действующий з/п и заполненную Immigration card. Карточка практически аналогична той, что заполняется на въезде в Тай. Часть «Arrival» забирается на въезде, соответственно «Departure» бережно хранится до дальнейшего изъятия погранцами на вылете.
Прибывших катарами и эмиратами на просвечивании багажа не досматривали и вообще глядели сквозь пальцы. Народ провез в чемоданах незамаскированный алкоголь. Проблемы были только у тех, кто о сухом законе на Мальдивах не знал и вез дьютиковское бухло в ручной клади. Как известно, такое бухло изымается, складируется в спецсейфах, а на вылете хозяину возвращается.
Забегу вперед, чтобы к этой теме более не возвращаться. Дьютик на вылете очень и очень скромный, а главное – дорогой. Сувениров выбор небольшой и раза в 2 дороже, чем в сувенирных лавках Мале.
Вход-выход из аэропорта рядом с пирсом, к нему причаливают дони (местные плавсредства человек на 20), которые курсируют между Мале и аэропортом и возят всех желающих за 10 руфий. Если руфий пока нет – готовьте 1 доллар.
Деньги
Местные тугрики – руфии. Курс обмена в марте 2008 – 12.85 руфий за доллар в обменнике. При этом баксы берут везде (в такси, ресторанах, магазинах, аптеках и т.п.), охотно, пересчитывают по курсу 12 обычно, сдачу дают руфиями, если нет долларов. Большой необходимости и выгоды менять доллары в обменниках я не заметила.
Мале
Крупнейший остров Мальдивов, он же столица республики. Ничего особо интересного ни город, ни остров из себя не представляют. Каждый клочок земли застроен 3-10-этажными зданиями, в которых размещаются офисы, банки, агентства, магазины, государственные учреждения. Ну и, конечно, жилые квартиры и отели.
Город грязноватый, строящийся (причем застройка в кварталах абсолютно хаотичная), очень мало зелени – и сосредоточена она в основном вдоль побережья. Видимо, признаком местного колорита является большое количество абсолютно ничего не делающих мужчин, кучкующихся по всей набережной и прилегающим улицам и праздно глазеющих на все вокруг с утра и до вечера. (Интересно, они вообще работают? Откуда у них деньги? Как можно сидеть/стоять целыми днями на улице и ни фига не делать, просто втыкать, не сдохнув при этом со скуки?)
Центральная площадь
Для туриста лучшее средство передвижения по городу – пешком или на такси. Такси дешевое (за 2-3 доллара доберетесь до любого места просто потому, что остров маленький), кондиционированное, радиофицированное. Можно поймать такси на улице, можно попросить вызвать в отеле или еще где-то – это ничего не будет стоить.
Отелей в Мале есть. 8) Но не могу сказать, что очень много. И совсем недешево. Сингл в 3* отеле Beehive Nalahiya, в котором мы жили, стоит 150 дол. в сутки с завтраком. То есть цены на уровне европейских.
Кстати, о нашем отеле. Сервис нормальный, номера тоже. Фены-сейфы-шампуни присутствуют. Завтрак шведский стол в ресторане на крыше (9-й этаж) с видом на окружающее море и соседние стройки. В лобби бесплатный wi-fi.
Вернада ресторана
По большому счету туристу на Мале делать нечего. Сувениры только купить. Улицу сувенирных магазинов вы не пройдете. Мимо сувенирных тоже – вас станут хватать за полы одежды и на русском просить зайти только посмотреть. Пройдете мимо - будут бежать еще километр и уговаривать. В общем, сервис навязчивый. Сувениры мальдивские на любителя. С моей т.зр. самым интересным были серебряные черепашки, хаммерхэды и пр.подводная живность в виде кулончиков на шею. Остальной набор – всякая посуда из кокосовой скорлупы, футболки с местными надписями, коралловые и перламутровые украшения, магниты и брелки made in China… Торговцы считают тоталь за товар, делают скидку процентов 20… и после этого их надо еще жестко прессовать, чтобы цена стала адекватной.
Поход по дайверским магазинам лично меня не сильно впечатлил. Выбор в магазинах Хургады или Ко Тао гораздо больше. Цены - как повезет. Кто-то купил Аванти Кватро за 80 долларов, а кто-то – катушку и маркерный буй абсолютно по московским ценам. Книги по дайв-сайтам Мальдивов, определитель рыб и пр. дешевле будет купить в книжных магазинах, а не дайверских.
Что удивило – это отсутствие рифовых крюков в дайв-магазинах, и это при том, что течения – специфика Мальдивов.
Едальных заведений на Мале не так уж и много. Самые приличные обозначены в рекламной брошюрке «Hello Maldives!», которые лежат на ресепшенах отелей, в дайверских (и не только) магазинах. Опять же сугубое ИМХО – мальдивская кухня не относится к разряду супервкусных, как, напр., тайская, и особого впечатления не производит. Готовить на Мале особо не умеют, поэтому не ожидайте сильных гастрономических впечатлений.
Совсем никак на Мале с алкогольными напитками. В общепите вы не найдете ничего, бары отсутствуют как класс. При этом вполне реально найти пиво или что покрепче из-под полы, но для этого надо либо знать места, либо иметь местных знакомых, либо методом научного тыка самим найти в нетуристических кварталах магазин, который вам нелегально продаст алкоголь.
Никаких развлекательных заведений на Мале замечено не было. Пляж, можно сказать, отсутствует, а то, что есть, и пляжем-то назвать трудно.
Особенность местных заведений – практически все (ну, может, за исключением сувенирных магазинов и пары-тройки кафе) закрываются в 13.30 на обеденный перерыв, который длится минимум час.
Один из способов скоротать время на Мале (а у нас его было 3 дня, ужас!) – это заняться дейли-дайвингом. Здесь есть целых 2(!) дайв-центра:
1) «Ocean Diving Desk» найти очень легко. Он находится на Бич роад (для простоты назовем ее так), метрах в 100 от причала, куда прибывают дони из аэропорта. Если стоять к причалу спиной, то идти надо влево. Хозяйка и инструктор – очень приятная дама-японка, зовут Кьёко Уно.
http://www.hpmix.com/home/oceandiving/T1.htm
За дейли просят 80 дол., за свою снарягу скидывают десятку. Есть скидки на пакеты дейли. К 08.45 необходимо быть в ДЦ – прибытие самостоятельное. Далее ваша снаряга укладывается в бокс, пока вы пишете всякие отказные бумажки. Стафф грузит боксы дайверов в грузовичок и едет к пирсу, а вы топаете пешочком, но налегке с полкилометра. На пирсе боксы грузятся на дони, туда же садятся дайверы – и поехали. На дони нет абсолютно никаких удобств: ни туалета, ни переодевалки. Поесть-попить приносите с собой.
Возят на ближние сайты: Банана риф, Виктори рэк, Эмбуду каньон… не более часу ходьбы на дони. Нам попался один день с плохой погодой: дони болтало так, что даже не страдающих морской болезнью типа меня слегка мутило.
К удивлению, даже рядом с Мале можно увидеть много чего интересного: стаи барракуд, черепах, белоплавниковых акул, пару раз встречались наполеончики.
2) «Sea Explorers Assotiates». Этот дайв-центр найти оказалось совсем непросто. Адрес и телефон есть в «Hello Maldives!». Улицу нам на карте обозначили на ресепшене отеля. А вот дайв-центр надо искать по табличке на стене дома. Просили 80 дол. за дейли, скидку за снарягу не давали. Как-то не срослось у нас с ними…
Другой способ времяпровождения в мальдивской столице (на мой взгляд, последний из возможных) – это поехать купаться/загорать на какой-нибудь из соседних островов. На Мале этим заниматься просто негде.
Например, можно поехать на Бандос – цивильный курортный остров. Однако для этого нужно предварительно, за сутки договориться о вашем визите на сайте http://www.bandosmaldives.com/
Стоимость посещения – 53 дол., включает пермит и трансфер туда-обратно с Мале (jetty номер 2 на северном берегу острова, рядом с Президентским причалом).
Ближе всего к Мале Вилингили – некурортный остров, на нем живут мальдивцы, работающие на Мале. С острова на остров перебраться легко – надо воспользоваться паблик-ботом (билетик 3 руфии), отходящим с западного берега острова. Ходят они с утра до вечера каждые 5-10 минут. Время в пути примерно 5-7 минут.
При выходе с причала Вилингили лучше всего свернуть налево и разместиться на ближайшем пляже. Никаких лежаков/зонтиков там, разумеется, нет, но зато есть густая тень деревьев, а также платный туалет и душевые с переодевалками. Рядом с причалом ресторан.
Один нюанс: на Вилингили барышням нельзя купаться и загорать в бикини. Дресс-код: футболка и шорты.
Почти рэк
Сафари
Сафарийных корабликов на Мальдивах великое множество. От больших и суперкомфортабельных 3-палубных и больше до небольших и менее комфортабельных парусных. Информацию об этих корабликах можно найти в Интернете, там же получить информацию о предстоящих сафари. С этим проблем никаких нет.
Как я уже упоминала, мое 7-дневное сафари проходило на парусном двухмачтовом M/V Keyif, принадлежащем компании «Dive Explorer». Яхта рассчитана на проживание где-то 14 гостей. Комфортабельность лично для меня была вполне достаточной, мне приходилось бывать в худших условиях. А переплачивать деньги за ненужные навороты типа СПА-салона мне не хотелось.
В частности, в каютах, помимо спальных мест, есть еще шкафы, а также место для размещения ваших чемоданов. Каюты кондиционированы и оборудованы персональными комнатами с душем, туалетом и раковиной. В кают-компании есть телевизор, всякие плееры на случай, если захочется посмотреть фильм или послушать любимую музыку. На палубах достаточно места, чтобы как позагорать, так и полежать с книжечкой в тени.
Из недостатков, на мой взгляд, надо отметить слегка однообразную и к концу сафари уже надоевшую корабельную еду и невесть откуда появлявшихся таракашек. От жареного тунца (надо отдать должное, свежевыловленного) тошнит уже через 4-5 дней… Скажете, зажралась? Ню-ню…
Спиртного на борту было более чем достаточно. Могу привести расценки для ориентации.
Пиво баночное 0,33 л – 2,5 евро
Вино бутылка 0,75 л – белое и красное по 18 евро, розовое – 15 евро
Все остальное (виски, джин, ром, водка, текила, мартини, кампари etc.) – по 30 евро за бутылку «под одну гребенку» или 2,5 за дриньк
Неспиртные напитки (софт дринкс) по 1,5 евро за баночку 0,33 л..
Стафф дружелюбный, хотя иногда чисто по-мальдивски расслабленный, приходилось попинывать. Все вопросы и проблемы решаются через «главного по тарелочкам» на корабле – дайв-лидера Флориана.
За время сафари ни у кого из гостей ничего не пропало. Акцентирую на этом внимание, т.к. были случаи воровства на других яхтах. У нас камеры, фотики, мобильники были раскиданы по всей кают-компании – все осталось в целости и сохранности. Кэш лично я хранила в закрытом чемодане за неимением на судне более подходящего и достоверного места хранения.
Нырялка физически осуществляется с дони, которая постоянно сопровождает яхту. На этой дони, кстати, есть туалет, в котором при необходимости можно переодеться. Снаряга раскладывается по ящикам и одевается на баллоны и остается на дони на все время сафари.
Найтроксной мешалки здесь нет, поэтому все 15 дайвов сделаны на воздухе. На время забивки баллонов дони отчаливает от яхты и отходит на приличное расстояние, дабы шум не беспокоил отдыхающих сафарийцев.
Расписание дня на яхте примерно следующее:
06.15 – побудка;
06.30 – сбор на корме (открытая кают-компания), кофе/чай и брифинг по первому дайву;
06.45 – 07.00 – дони отчаливает от яхты на первый дайв;
07.15 – 07.20 – прыгаем в воду;
08.00 - 08.20 – дони собирает закончивших дайв.
Как я уже упоминала, каждому дайверу необходимо иметь буй и катушку. Понятно, что запуск буя делается одним из бадди (поочередно, чтобы не сильно напрягало). Но потом народ так расслабляется, что все начинают ждать, кто же запустит сосиску первым, а к нему присоединяется еще с пяток ленивых.
09.00 - 10.30 - возврат на яхту, завтрак, свободное время;
10.30 – брифинг по второму дайву;
10.45 - 11.00 - дони отчаливает от яхты на второй дайв;
11.15 – 11.20 - прыгаем в воду;
12.00 - 12.20 – дони собирает закончивших дайв;
К 13.00 обычно все уже на яхте, на сегодня нырялка закончена. Яхта начинает переход на следующий дайв-сайт.
14.00 – обед;
19.00 – ужин;
23.00 – обычно все уже спят как убитые.
Какие возможны варианты в распорядке дня? Ну, во-первых, ночной дайв. Нам удалось сделать всего один, запланированный и оплаченный. Возможно, кому-то удастся сделать и больше (за доп.плату). Это сильно зависит от места ночной стоянки яхты (вряд ли дайв-лидер согласится на ночной в местах со сложными условиями погружения) и вечерней погоды.
В моем случае совпадений этих двух факторов не было, к вечеру зачастую погода начинала портиться. Пару дней вообще дождило с утра до ночи. Вот тебе и март, самый сухой и солнечный месяц на Мальдивах!
Во-вторых, вылазка на барбекю на необитаемый остров. Как правило, это мероприятие запланировано и включено в стоимость сафари.
В-третьих, ужин в ресторане отеля на каком-либо острове. Вносит разнообразие в гастрономические ощущения, увядшие было на шедеврах корабельного кока. Для этого нужно сообщить о своем горячем желании отужинать в отеле сафарийному «главному по тарелочкам». Дело в том, что на остров просто так не пустят. Туда нужно позвонить заблаговременно, договориться о визите и забронировать столик в ресторане.
Самая большая удача нашего сафари – мы видели китовую акулу! Это произошло на Maamigili Beyru (South Ari atoll). Мы возвращались с дайва и с дони увидели характерный спинной плавник, а следом и пятнистое туловище рыбы. Народ в панике напяливал ласты-маски-трубки, а капитан дони в это время подходил к китовой поближе. Китовая дала посноркать рядом с собой недолго, а потом ушла в глубину.
Вторая удача – мы видели хаммерхедов! Дайв был заточен именно под эту цель, происходил в районе Расду атолла (Rasdhoo madivaru) в «blue», как выражался наш Флориан. Прыгаем в воду, погружаемся на 30 м. Вокруг никаких рифов, действительно сплошная блю. И вдруг… метрах в 20 от нас первый хаммер. Завидев такую банду дайверов, хаммер быстро сваливает. Минут через 5 под нами метрах в 10 появляется второй хаммер. Он не такой пугливый, как первый. Плавает совсем недалеко. Мы зависаем и смотрим на него, он смотрит на нас. Наверное, выбирает себе завтрак. Дав насмотреться на себя во всех подробностях и оценить хищную грацию, животное лениво уплывает.
Самая большая неудача – мы так и не увидели больших мант, ни разу, ни на одном манта пойнте. Пришлось удовольствоваться стаей мобулов, которые тоже принадлежат к семейству мантовых, но по размерам совсем небольшие.
В общем и целом впечатление о подводном мире Мальдивов сложилось положительное, хотя и слегка смазанное из-за сваливших куда-то мант. Сохранились достаточно красивые коралловые формации (а ведь многие погибли из-за Эль Ниньо), помимо большого количества рифовых рыб много живности, которую не везде увидишь: черепахи, белоплавниковые акулы, серые рифовые, иногда леопардовые, наполеоны, лобстеры, стаи барракуд, батфишей… Конкурирующие группировки дайверов встречались нечасто и не более одной, то бишь о затоптанности здешних мест говорить грешно. Со сложными условиями погружения пришлось столкнуться только один раз (повезло!), в Guraidhoo kandu, когда мы внезапно попали в сильнейшее нисходящее течение и, прежде чем успели что-либо понять, оказались на 43 метрах. К слову, народ справился, не попав на деку. Но воздух у всех кончился минут через 30.
Погода – в очередной раз убедилась в этом – вещь капризная и абсолютно непредсказуемая. Казалось бы, март – самый сухой месяц на Мальдивах. И тем не менее 3 дня из наших семи были дождливыми и ветреными, а однажды шквалом ветра с яхты сорвало в море матрасы, которые плавали вокруг наподобие surfboard’ов. (Crazy Russians, ни минуты не раздумывая, с воинственными кличами попрыгали в воду и, оседлав матрасы, погребли к яхте. Надо было видеть округлившиеся глаза и рты французов-дайверов и корабельного стаффа!..)
Что еще о сафари?
Ах, да. Сотовая связь есть всегда – просто потому, что почти на каждом острове-отеле стоит собственный ретранслятор. Более того, в 50% мест сафарийный народ с ноутами использовал халявный wi-fi. Так что посмотреть почту с работы не проблема. Если кому это серпом по …. сами знаете чему, просто не берите с собой ноут.
Под завершение сафари, когда «банановые часы»* были объедены, – команда яхты, как и полагается, устроила нам прощальный ужин. Заключался он в том, что приготовленные специально по этому случаю блюда мальдивской кухни надо было есть руками (наш служка-официант предлагал всем вымыть в руки в тазике с водой и нарезанными лимонами) или специальными лепешками. При этом сперва наедаются мужчины, а уж потом женщины довольствуются тем, что осталось. Весело, смешно, в принципе вкусно, но одноразово. Мне кажется, подсесть на мальдивскую кухню невозможно.
*Термин «Банановые часы» придуман не мною. Дмитрием Виноградовым. По аналогии с песочными часами, показывающими, что время закончилось, когда весь песочек пересыплется. На всех мальдивских сафарийных ботах в открытой кают-компании подвешивают 1-2 ветви с бананами. В начале сафари ветвь практически зеленая, с каждым днем она постепенно желтеет и объедается. К концу сафари ветвь практически голая, лишь наверху желто-гнилые жалкие бананчики. Что означает «ваше время истекло»…
А это просто наши развлечения…
Последнее желание
Между дайвами
Мой День рождения
Наверное, стоит все-таки упомянуть, что как раз на середину сафари пришелся мой День рождения. Было очень приятно начать этот день с общего интернационального хорового исполнения «Happy Birthday» и закончить его party, а в подарок от команды получить самый настоящий торт!
Есть тост выпить
(C) Фотографии сделаны участниками сафари: Е. Васильченко, М. Шустровым, С. Тонконоговым, Я. Косоговым, А. Даниловой. Несколько подводных фото сделаны Флорианом Мартинелли.