Сразу хочу представиться. Автор этого путешествия имеет слабость к индивидуальным турам и особенно на автомобиле. Управляю автомобилем, без преувеличения, с пятилетнего возраста. Да, в этом возрасте до педали газа я с трудом дотягивался с папиных коленок, но навыки приобретались. Эта «болезнь» передалась от отца и от наших путешествий на Кавказ и Крым (вечная память). Сейчас любое путешествие в Европу, как правило, сопровождается взятием машины на прокат. И поверьте – это незабываемые впечатления.
Прелесть индивидуального тура , на наш взгляд, в том , что успехи и проколы в пути это результат вашей подготовки. И в этом вам не приходится винить кого-то. И важно, что свои пожелания для вас превыше всего. Также необходимо обладать гибкостью в пути. Жесткие рамки - плохой попутчик.
Обратите пристальное внимание на следующее:
- Отчет содержит сугубо субъективную оценку.
- Информация изложена по возможности подробно для удовлетворения различных потребностей читателей.
- Не имею ни финансовой, ни дружеской, заинтересованности в изложенном материале.
- Маршрут составлен по отзывам других путешественников, поэтому не могу лично оценить преимущества и недостатки моего варианта движения.
Волею случая возникла, в том числе экономическая, необходимость прилететь в Украину, в Чернигов с Израиля и пригнать новый автомобиль Hyundai Accent седан, двигатель 1,4 в Тель-Авив. Авто собрано в Санкт-Петербурге (данный факт сыграл злую шутку в момент растаможивания в Израиле) выпуск 2012 , пробег на 2015 составлял - 1945 км. Согласно пробегу, про машину просто забыли, и это, соответственно, было одним из решающих факторов в данном проекте. Увидев сочетание этих цифр в момент старта ( утро суббота, 3.10.15) , я понял – все будет в порядке.
Теперь о целесообразности. В Киеве перекупщики давали 11,5 тыс. У(битых) Е(нотов) за данный автомобиль. Мы принципиально не опускались ниже 12. Но поскольку авто рынок Украины был крутом пике, конечного покупателя мы так и не увидели. Кругом перекупщики.
Информация в интернет пространстве о передвижении на авто из точки А – Чернигов-Киев в точку В - Тель-Авив отсутствует напрочь. Поэтому за основу анализа были взяты участки и отрывки, соответствующие направлению ветра. Это в частности путешествия украинцев и россиян на авто в Грецию, а то и далее. Также отчеты путешествия израильтян на авто в Грецию.
Карта маршрута выглядит так:
https://www.google.co.il/maps/dir/%D0%A ... !3e0?hl=ru
К сожалению, на данный маршрут было отведено всего 5 дней, в том числе два дня отдыха с оформление документов на погрузку авто на паром компании Розенфильд http://www.rosenfeld.net/ С сайтом работать достаточно легко - указываете порт прибытия и порт отправления. Далее получаете даты ближайшего отправления. Дополнительные вопросы согласовываете при переписке или непосредственно по телефону с контактным лицом по данной теме. Не забудьте указать все, на ваш взгляд, не стандартные ситуации, дабы не столкнуться с проблемами трудноразрешимыми.
На подготовку было потрачено 3 месяца. Прежде всего, это
- согласование паромной переправы из Греции в Израиль – стоимость, даты, документы;
- согласование доставки авто с министерством транспорта Израиля;
- покупка билета в Украину;
- согласование даты и времени покупки Грин карты и страховки авто для движения по Украине (на пол года минимальный срок страхования) и установки фаркопа в Киеве. Цены на доработку авто в Украине просто смешные. В связи с этим, было желание поставить высококлассное газовое итальянское оборудование. Были договоренности и согласования - но, к сожалению, сроки выбили этот план. С другой стороны ГБО создало бы дополнительные проблемы при растаможивании авто (газовые баллоны из Украины не имеют сертификацию в Израиле);
- технический осмотр авто на СТО и реализация талонов на бензин как в бак, так и в дополнительные емкости так как они действительны только в Чернигове;
- составление маршрута движения с обновлением на два IPhone карт пересекаемых стран - настоятельно рекомендую иметь запасной вариант навигации. Запишите в последовательности населенные пункты, которые пролегают по Вашему маршруту. В случае перекрытия трассы по техническим причинам, можно знать какое направление спрашивать у туземцев;
- поиск вариантов гостиниц и прочих достопримечательностей на всем протяжении маршрута – ведь неизвестно что случится на протяжении 2,5 тыс. км. В этих поисках, мне кажется, я везде уже побывал. И, кое-где, мне понравилось, а где-то нет;
- изучение тонкостей пересечения границ и парома через Дунай, а также моральная подготовка к дорогам, включая качество, виньетки (они не похожи на австрийские наклейки на лобовое стекло), финансовый расходы;
- приобретение в больничной кассе страхового полиса на двоих для заграничной поездки. Цена вопроса - 60 долларов, максимальный ущерб до 1 миллиона долларов.
Ну и конечно минимальный набор инструментов плюс емкость с водой (что сыграла злую шутку в Одесской области). Билеты на самолет из Греции в Израиль не покупался сознательно, что бы, не рассмешить кое-кого своими грандиозными планами. Болтаться на пароме вместе с машиной времени не было, в связи с этим, подумать о желании поплавать даже не пришлось. Сейчас, думаю, это было бы романтично, не смотря даже на то, что это не круизное судно. Ведь важно не как, а с кем.
Наличие израильского загранпаспорта освобождают от многих проблем прохождения границ. Помимо отсутствия визового режима граждане этой страны воспринимаются как благонадежные субъекты изначально. Это сугубо личное восприятие после путешествия по Европе. Например, в Барселоне после пристального изучения таможенниками всех пассажиров рейса из Киева были приятно удивлены мимолетным вниманием и приветливым «Шалом» от таможенного контроля. Данное обстоятельство, судя по всему, освободило нас от каких-либо проблем от таможенников Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Как известно, чем беднее страна тем, «беспристрастна» таможня. Проверка авто или личных вещей? Вопросы аптечки, двойной аварийный знак в Румынии? Очевидное вымогательство? О чем Вы?
И теперь о самом маршруте.
Начну с оценки дорожного полотна по пятибалльной системе.
Чернигов – Одесса - 4 , местами 5 ;
Одесса - Маяки – 3;
Маяки – Затока – 2,5;
Затока – Болград – до села Арциз - 2 , после «печать ставить негде»;
Румыния 3,5 – 4, вне населенных пунктах;
Болгария 3,5 – 4, аналогично;
Греция - 5. Потрачено 55 евро – пересечение границ со стороны Турции до южной точки континентальной страны. На мой взгляд, бесплатные автобамы Германии с периодическими ремонтными работами «отдыхают».
Маршрут продиктован не выбором навигатора, а рекомендациями бывалых путешественников. Предпочтение отдавалось качеству дорог, а не расстоянию. Придерживаюсь правила – не экономить на плохой дороге. Но в случае Украиной это не реально. По отзывам, направление через западную Украину в Венгрию не славится хорошей дорогой. Одесская область от славного села Маяки (не считайте это иронией) до Болград, полный трэш. В конце трассы Киев – Одесса, на кругу выбирая то или иное западное направление стоит у поста ДАИ поинтересоваться об отсутствии закрытых участков дорог. Может и существовал стенд о закрытии моста в Маяках, но специфика езды с GPS характерна слепому подчинению рекомендаций указателей маленького прибора и дорожных знаков. Внимание на информационные стенды может не сфокусироваться. И как вы догадались, в селе Маяки нас ожидал сюрприз – мост через Днистер был поврежден на противоположной стороне. Так как я предпочитаю лично увидеть проблему перед принятия ответственного решения, пришлось исследовать поломку моста самостоятельно. Выяснил, что там все запущено. Пробежка придала телу первоначальную форму. Неприятный инцидент я решил использовать с пользой для дела – коль машина остановлена пора и резерв залить. Залив половину пятилитровой канистры, мозг прошептал – ты попал и застрял. Да. Это была резервная канистра с водой. Поиск мастерской в субботний вечер был безнадежен, а с учетом праздника Дня деревни с симптомами грандиозного гуляния был равен нулю. Радует спокойствие и безмятежность жены, которая уверена, что муж решит любую проблему. Воспитание или практика? Выбирайте сами. И так возвращаемся к нашим баранам или барану (простите за самоиронию) . Язык довел меня до Киева, вернее к хорошим людям. Молодая семья с коляской направляющаяся на гуляния прониклась ситуацией и позвонила мастеру Володе, который в ближайшее время должен был присоединиться к торжеству. Через 10 минут я был отбуксирован в частный гараж, на коротком тросе, добавивший дополнительный адреналин в кровь. После непродолжительных раздумий, успешно были удалено топливо и вода через отверстие топливного насоса (сливной клапан в баке отсутствовал). Полтора-два часа и машина на дороге. Помимо оговоренной благодарности я с удовольствием вручил Володе раритетный одесский коньяк 90 годов купленный лично в период сухого закона.
Наш маршрут был скорректирован в сторону увеличения на 100 км и пролегал через приморскую косу, через, чуть позже, нашумевший городок Затока. К качеству дорог я был подготовлен, а к возможности потери или покрышки или дисков не был готов. Данный факт заставил сохранить и первое и второе. Ночное время, не исключено, сыграло положительный момент. Любое углубление в дорожном полотне воспринималось с большим чувством опасности, чем, если бы это было днем. Скорость в 20 км ч роскошь, а остановки перед неизвестным углублением – норма. Защита днища картера периодически работала. Альтернативой дорожного полотна была накатанная дорога по полю с обеих сторон. Три варианта движения. Просто роскошь! Один хуже другого. Но у любого начала, как правило, есть конец. Он был на подъезде к городку Болград. А, до границе с Молдавией оставалось 12 км.
Таможенный контроль с Молдавией – без очереди и пристрастий. Это было в 1 час ночи. Молдавская территория в GPS отражалась не корректно - глючил спутник. Рекомендую иметь список населенных пунктов по маршруту движения и название таможенных переходов в случае непредвиденный обстоятельств, так как таможен в одном районе может быть несколько. Мой маршрут пролегал через переход Кагул Cahul-Оанча Oancea оборудованный зоной Duty Free. Я сделал небольшой крюк не по своей прихоти, а по отзывам. Основной аргумент советчиков был – лояльность контрольной службы, без «быкования» должностных лиц. По советам путешественников мной были приобретены различные бренди молдавского производства за смешные деньги от 1 евро Белый аист (не покупал, не смотря на то, что в Израиле он стоит 12 евро) до выдержанных 3-9 летние, до 7евро – взял ). Сказка! Не правда ли? На самой таможне есть сигнал WI-FI присутствовал, но он был «пустой». В 10-ти км. от границы остановила дорожная полиция. Попали под выборочную проверку. Без замечаний продолжили путь. Ах да. Не забудьте приобрести виньетку на румынской таможне – оплата в евро. Этого никто не сказал при прохождении кордона, но помог предварительный сбор информации. На руки вы получаете лист формата А4 со всей информацией в киоске, чуть в сторонке. Не факт, что в ходе проверки не было звонка на предмет наличия этого документа, но у нас его не спросили.
Дорога в Румынии пролегала через Галац и Браила к Силистре. В одном из первых двух городков необходимо снять с банкомата местную наличность для переправы через Дунай. Это сделать легко. При возникших трудностях, Вам любой окажет помощь. В отчетах путешественников фигурировала цифра 28 лей. Мы сняли 40. На всякий случай. Этот случай наступил! Переправа опустилась в цене до 17 лей! В результате появления конкуренции в этом бизнесе – цена снизилась. При движении к переправе я увидел уже загруженный паром. Приблизившись, я увидел перестановку машин на палубе и жест - приглашение. Удивившись оперативности – заехал. Но билет еще надо купить. В 80 метрах перед паромом киоск. Забежав в него и оплатив, возвратился. Билет, почему-то не спросили. Я почувствовал, что не все еще потеряно для Румынии. Оказавшись на воде, увидели еще одну переправу чуть дальше по движению дороги. Т.е. если на одной из переправ «лодка» отчалила, езжайте на следующий. И удача вам в руки. Советую иметь деньги про запас. Путешественники бывали свидетелями неприятной ситуации, когда приходилось кому-то платить евро, тем самым переплачивая. Может это все в прошлом. Куда приятней моя проблема – куда деть свалившееся на голову «целое состояние». На противоположном берегу оказался еще румынский киоск, где были куплены румынские вина, кофе и прочее. Сразу за переправой болгарская таможня. Сдал документы и ожидание. Минут 20 и въезд разрешен.
Дороги Болгарии мало чем отличалась от румынских. Разве что на нашем пути отсутствовали телеги. Не забудьте на первой заправке приобрести виньетку. Виньетка в виде талончика с вашими данными. Оплата в, том числе, кредитной картой.
Эти две страны рекомендуют пересекать в дневное время по причине наличия гужевых транспортных средств, которые, как призраки, могут появиться даже без светоотражателей.
Дорога на юг пролегала через Тырговиште, а не через Шумен. Этот путь был обусловлен менее напряжным серпантином через горы (по опыту других путешественников). Совершили на минуту остановку на перевале Котел. Обстановка не показалась дружественной ( много зрителей с пристальными взглядами) и мы решили уехать. Кому покажется наоборот, могут посетить местные закусочные, кафешки. Чем ближе к Свелинграду, в радиусе 200км, тем реже заправки. Дорога пролегает мимо деревушек без признаков цивилизации. Возможный развод в гостиницах по дороге – закрываешь цену ночлега, а чуть позже тебе сообщают, что это на одну персону, после заселения. Главное уверенно сообщить, что вы не в Риме или в Париже, чтобы сбить спесь работника, который «первый день» вышел на работу ( об этом вам предварительно сообщат).
Граница с Грецией находиться в 8 км от Свеленгрда – дорога № 8 и 80. Это последний таможенный переход в Европе для машины. 5минут и мы продолжаем путешествие.
Хочу сказать, что досмотр автомобиля был произведен только один раз молдавской таможней путем открытия багажника. Далее никто к машине не подходил. Только Греции заработал мой смартфон в полном объеме – интернет и телефония с Израилем бесплатно. Спасибо условиям израильского мобильного оператора.
Греция поразила своими дорогами и хождением европейской валюты, в смысле – наконец-то. Весь проезд платный – 55 евро ( кроме 51 ,она же Е85) , был разделен десятком полтора, два терминалов оплаты. Один участок от 1,8 до 3,5 евро. В середине пути спросил на оплате, могли я приобрести абонемент на проезд и точки А в точку В. Ответ отрицательный. Принимают к оплате различные виды платежей. При подъезде выбираете, по картинке как хотите оплатить. Если, не готовы делать это самостоятельно через автомат, можете подъезжать к проезду с нарисованным человечком. Первые 350 км. были почти в одиночестве. Перед Афинским аэропортом последний платный участок. Ближе к Афинам, трафик плотнее. Первое общение с греками – заправка. В результате заправки машины были удостоены подарком – кухонной пластиковой лопаткой. Приятно. Но я бы посоветовал заправляться на не платной трассе, а на простой, где топливо дешевле.
Паромный терминал Lavrio. Мы прибыли в понедельник вечером. В вечернее время после закрытия всех служб пришлось общаться только с охранной службой в головном здании. Невероятно дружеское, внимательное и позитивное отношение руководства поразило. Один охранник, по направлению старшего, показал контору занимающейся отправкой парома в Израиль. Я же предложил воспользоваться моей машиной. На что получил вежливый отказ. Инструкция, понимаешь ли. Представитель в Израиле, этого парома, компания «A. Rosenfeld Shipping». Контактное лицо паромного сообщения Alisia. Язык общения – иврит, английский. Телефон и почтовый ящик, на сайте. Не факт, что Греческая компания носит тоже имя.
Итак, точки на следующее утро намечены можно и в греческий ресторан. Дело не завершено, но какой-то этап пройден. Завершение, если Вы не забыли, только после растаможки авто в Израиле. Для ночлега, я писал, выбран перечень гостиниц вблизи порта. Окончательный выбор пал на гостиницу Aegeon Beach Hotel на мысе Sounio. Маленький совет. В не курортный сезон арендуйте номер по прибытию, а не через знаменитые сайты. Цена на месте не имеет посредников. 20 евро остались в моем кармане за ночь. Ведите разговор с ресепшн тет-а-тет, дабы не портить отдых другим жильцам. Гостиница находится в заливе с видом на развалины Храма Посейдона. С учетом того , что мы фанаты сноркелинга залив был в нашем распоряжении. Подводный мир оказался удручающим. Решили проехать еще на несколько других пляжей, отмеченных путешественниками как стоящих для отдыха. Та же картина. Для нас подводный мир водоема важнее надводного. Крымский мыс Тарханкут – куда живописней. После увиденного, я перестал с восхищением воспринимать рекламные постеры прозрачных берегов Греции встречающиеся у нас на пути. Ведь они МЕРТВЫЕ. Извините за тавтологию, но Мертвое море с кристаллами белоснежной соли, завораживает больше.
Погрузочное оформление авто происходило со скрипом. Оказывается, служащие грузового парома прибывают на место за день и в день отправки грузов. Пришлось созваниваться с представителями фирмы, согласовывать пересылку по факсу бланков на склад для оформления авто на площадку с последующим оформлением на площадке контейнеров, авто и прочих грузов. На удивление, в течении 2-х часов все процедуры были закончены. На руках сопроводительные документы. Оплата услуг или в Греции или в Израиле – на выбор. Теперь пора подумать и о билетах на самолет. Напомню, что 3 дня на пароме нас не устраивало. Здесь намечалась еще одна проблема. Финансовая. «Регулярный» El Al –под 1000 дол. на двоих за час с лишним перелета или лоукостер за 300 но позже. Остановились на втором варианте. Важно отметить, что если вы заказываете билет на израильских сайтах перевозчиков, то у них отсутствует опция покупки билета в одну сторону, да еще и не с Израиля. Опять же, все вопросы решались по телефону. В результате, факт оплаты билета вы получаете на свой почтовый ящик. Распечатывать авиабилет для вылета нет необходимости. К 19.00 авто сдано на территорию порта. Сделана видео запись состояния кузова, поставлены подписи и… Мы без колес.
В порту находится остановка с автобусом в аэропорт. Интервал движения 1 час. Необычный для Израиля порядок в автобусе. Водитель только ВЕЗЕТ и отвечает за безопасную доставку пассажиров. Другие люди продают билеты, и они же осуществляют контроль. Необычно было увидеть и пообщаться с русскоговорящим водителем Кристофором что вез нас в аэропорт. Маршрут пролегал через небольшие уютные городки с пересадкой в одном из них. Время в пути 1 час. Маршрут самолета пролегал через мыс Соунио и гостиницу в которой проживали. Это тоже символично.
Процесс растомаживания авто в Израиле уникальная процедура для русскоязычного пространства, не имеющая описания на просторах интернета, но в тоже время, не имеет отношение к этому сайту. Поэтому эта тема не освещена в этом материале.