Хочу написать отчет о нашем с мужем путешествии на машине в из Нидерландов в Черногорию, в июле 2023 года.
Важно! Этот отчет будет сфокусирован на путешествии на электрокаре. Инфраструктура для подобных автомобилей развивается с каждым годом, и путешествовать становится все удобнее, хотя есть нюансы. Я постараюсь подробно их описать в своем отчете и раскрыть все плюсы и минусы таких поездок. Также, стоит учесть, что к некоторым минусам мы оказались не готовы, учитывая, что ехали мы из страны, где владение электричкой не отличается по удобству от машины с двигателем внутреннего сгорания - об этом тоже расскажу.
Итак, план путешествия! Мы никогда не бывали в Черногории ранее, для нас это был первый раз, я была вдохновлена рассказами тех, кто там уже побывал и была настроена максимально позитивно. Ехали мы в высокий сезон - да, не лучший выбор, но даты были обусловлены тем, что ехали мы вместе с друзьями, у которых есть 7-летний сын, а значит, что их отпуск жестко привязан к датам школьных каникул.
У нас был сложноватый год, поэтому мы хотели просто отдохнуть: побывать на красивых пляжах, искупаться в лазурном море, насладиться вкусной едой. Планировали провести на побережье Черногории всего неделю, поэтому поездки в горы были под вопросом. Договорились, что на месте посмотрим и решим.
Дорога
Выезжали мы из Амстердама, и проехать нам надо было около 2000 км - мы забронировали проживание в небольшом отеле возле Свети Стефана. У нашей машины запас хода (по заявлениям производителя) - 520 км, но это, конечно, в идеальных условиях. По факту выходит меньше - с учетом работающего кондиционера и с учетом скорости выше 130 км/ч энергопотребление, конечно, увеличивается.
Подготовка и планирование маршрута с учетом зарядок
Есть приложения, где можно спланировать дорогу с учетом зарядок по пути - там можно выставить начальную и конечную точки, а также, модель своей машины, уровень заряда на момент старта и желаемый уровень заряда на момент прибытия. Планировщик рассчитает остановки таким образом, чтобы провести на зарядке минимальное количество времени. Но! Это хорошо работает в странах, где достаточно станций быстрых зарядок (вроде Нидерландов, Германии, Франции), а дальше уже приходится довольствоваться тем, что есть (мы не жалуемся пока что!).
Выходило, что нам надо будет ехать 2 дня, и мы решили выезжать рано утром в пятницу, запланировав одну ночевку где-то в Словении. Небольшое уточнение - в Нидерландах скоростной лимит - 130 км/ч с 19:00 вечера до 6:00 утра, а в промежутке 06:00 - 19:00 можно ехать только 100 км/ч. Поэтому мы часто выезжаем в 04:30 - 05:00 утра, этого времени нам хватает, чтобы доехать до Германии, где уже нет ограничений скорости.
Пробки в Германии
Есть один важный момент, который мы стараемся учесть во время путешествий в/через Германию. Там будут пробки на автобанах. Особенно в летний период (когда активно проводится ремонт дорог) и особенно в период отпусков. Вы будете медленно двигаться в одной колонне вместе с фурами, автодомами, машинами с прицепами, с лодками на прицепах и на крыше - в общем, с этим надо просто смириться. Мы заложили на всю Германию, которую нам надо было проехать от границы с Нидерландами до границы с Австрией - целый день.
Где-то в районе 9 утра мы остановились на первую зарядку и завтрак - рядом со станцией суперчарджеров была отличная булочная, где мы с моим скудным словарным запасом из 5 немецких слов смогли заказать свежую выпечку и кофе и отдохнуть на террасе, пока машина заряжалась.
Надо сказать, что у меня сложилось впечатление, что очень-очень многие в этом году поехали отдыхать на собственном транспорте вместо привычных авиаперелетов - видимо, цены на авиабилеты ну никак не располагают. Я такого количества машин на дорогах не видела никогда. Всю оставшуюся дорогу по Германии мы развлекались тем, что считали, сколько км мы сможем проехать до следующего ремонтируемого участка, и где-то к 5 вечера мы заехали в Австрию.
Ночевка в Словении
В Австрии зарядились один раз и покатили в Словению - там у нас была забронирована ночевка в районе Марибора. Надо сказать, что я почти все места проживания/ночевок подбираю таким образом, чтобы поблизости был суперчарджер. Предполагалось, что мы приедем к вечеру на низком заряде, и утром можно будет зарядить машину, пока мы будем завтракать.
Но в этот раз все вышло немного иначе. Мы забронировали ночлег в гостевом доме, где внезапно оказалась зарядка прямо на территории! Она, конечно, была совсем мало-мощной, но за всю ночь нам все равно удалось прилично зарядиться, и с нас за это не взяли денег (это все еще достаточно распространено, но я думаю, что с ростом количества электрокаров отели/гостевые дома все же начнут взимать плату за зарядку).
В гестхаузе нас радостно встречает владелец с щенком на руках. “Вы как раз вовремя!” - говорит он нам - “в 21:00 у нас винная дегустация! Сейчас я достану еще 2 бокала”. Не успев ничего возразить, нас заселяют в номер, где мы быстро приводим себя в порядок с дороги. Ну кто мы такие, чтобы отказываться от дегустации домашнего словенского вина?!
Остаток вечера проводим в подвале (как бы это ни звучало!), дегустируя вино и местные деликатесы: домашний хлеб, мясо, сыр. Знакомимся с семьей из Чехии и с парой из Франции. Обмениваемся с владельцем гостевого дома особенностями виноделия (ведь мы из Молдовы, нам тоже есть что рассказать).
Утром после завтрака, при выселении, покупаем 2 бутылки местного вина, хлеб и мясо, которое они сами засаливают (тут я, честно говоря, совсем не уверена в способе приготовления, но это точно было не вяленое мясо) и едем дальше. Сегодня нам надо добраться до Черногории, и мы еще не представляем, что нас ждет дальше.
Борьба за зарядки в Хорватии
Небольшое вступление: в Хорватии совсем недавно появились Тесла-суперчарджеры в количестве 7 локаций (на всю страну). Ожидаемо, что владельцы Тесл радостно поехали отдыхать на Адриатику на машинах. Что не было ожидаемо - так это то, что количество зарядных мест на каждой станции крайне мало. Также, зарядки были старого поколения, что означает - более длительное время зарядки плюс сильное проседание мощности, когда все места заняты.
На первой же запланированной остановке - зарядиться удается не сразу. Была огромная очередь на въезд. Мы решаем ехать до следующей станции - нам должно хватить заряда батареи.
К следующей станции подъезжаем на условных 7% заряда - то есть, отсюда мы уже никуда не поедем. Осматриваемся - огромная очередь из Тесл, 2 или 3 зарядки в нерабочем состоянии, там же - сотрудники Теслы, которые пытаются эти зарядки починить под палящим солнцем при температуре 37 градусов. Ок, становимся в очередь и ждем. Минут через 40 нам достается место, и мы оставляем машину еще на 40 минут, чтобы зарядиться полностью. Выходим пройтись, умыться, перекусить. Местные кафе доверия не вызывают, поэтому мы довольствуемся водой и снеками из ближайшего магазина.
Зарядились, едем дальше. Следующая остановка на зарядку - такая же история. Огромная очередь на въезд (мы насчитали 22 машины перед нами), хвост очереди уже вылезает на обочину основной дороги. Мы сначала становимся в очередь, но пока ждем - муж ищет альтернативные варианты. Находит относительно быструю зарядку на заправке, примерно в 20 км от текущей точки, и мы решаем ехать туда.
Приехав туда, не без труда находим зарядную станцию - всего 2 места посреди огромной парковки, и они заняты. Но это не проблема - мы подходим уточнить, сколько примерно времени нужно заряжающимся машинам, чтобы понять, имеет ли смысл ждать. И выясняется, что одна из машин не может подключиться. Муж присоединяется к решению проблемы, и минут через 10 общими усилиями трем водителям удается подключить и вторую машину. Водитель из первой машины говорит нам, что ему надо минут 25, и мы договариваемся, что встанем за ним в очередь.
Немного выдыхаем и садимся пообедать - благо, в Хорватии очень распространены буфеты на территориях крупных заправок, где можно взять первое, второе и компот. После обеда, наконец, подключаем машину к зарядке, берем кофе и отдыхаем в теньке.
Что еще хочется упомянуть про Хорватию - огромные пробки на всей протяженности пути от Загреба до Сплита. После Сплита становится посвободнее, из чего я делаю вывод, что большинство людей доезжает до Средней Далмации и там оседает (либо разъезжается в разные стороны).
Следующие 2 остановки проходят без происшествий - мы решаем не заряжаться в районе Задара, а дотянуть чуть дальше, южнее по побережью. Заряжаемся там в каком-то стремном районе, у заброшенного отеля, но зато место достается нам без очереди. Аналогично проходит зарядка ближе к черногорской границе - там станция находится на территории отеля, на платной парковке. На ресепшене отеля можно взять жетон, сказав что ты на зарядку, и тогда платить за парковку не надо. Здесь мы тоже заряжаемся до 100%, так как это последний суперчарджер на нашем пути, в Черногории их не будет (мы знали это заранее, когда планировали поездку).
Зарядившись, едем в Черногорию. Мы уже изрядно потеряли время со всеми этими сложностями, но выбора нет, нам надо сегодня добраться до отеля.
Что удобно - до Дубровника и далее до Черногории уже можно добраться в объезд Боснии и Герцеговины, то есть, не надо тратить время на прохождение границы. Хорваты построили мост в объезд боснийской территории, что значительно упрощает путь. В прошлый раз мы были в Хорватии в 2020, и тогда этого моста еще не было.
Черногория - граница, паром, заселение
Я не помню, во сколько мы приехали на хорватско-черногорскую границу. Помню только, что было уже очень темно, а пробка начиналась сильно раньше пограничного пункта. Мы абсолютно точно провели там 2, а может даже 3 часа. В очереди были машины, которые разворачивались и ехали на другой погранпункт. Мы тоже рассматривали такой вариант, но в итоге решили остаться там, где стояли. Я мониторила состояние границы на обоих погранпунктах онлайн на google maps, и вроде бы разницы не было никакой.
Доезжаем до Котора, и здесь нам нужно пересечь залив на пароме, дабы не объезжать его по периметру. Уже около часа ночи, и я не была уверена, что паром будет ходить, но на удивление - все работает четко и по расписанию. Предполагаю, что в высокий сезон он ходит круглосуточно, учитывая поток туристов. Покупаем билет на паром за 5 евро и грузимся на борт. Минут за 5-10 пересекаем залив, и вот мы уже на противоположной стороне. Остался последний рывок.
Примерно за час (а может, минут за 40) доезжаем до отеля. Владелец отеля звонил нам заранее, чтобы уточнить время приезда. Чек-ин у нас был вроде бы до 22:00 - 23:00, но мы очень сильно задерживаемся - пробки в Хорватии, эпопея с зарядками и очередь на границе сделали свое дело. Он сказал, что без проблем нас подождет, главное - позвонить ему, как приедем, так как он может уснуть.
И вот мы на месте. Уже примерно 2 часа ночи. Не с первого раза, но дозваниваемся до владельца отеля - он выходит нас встретить, помогает припарковаться, дает ключ от номера. Извиняемся, что ему пришлось нас заселять в середине ночи, он говорит: “Ну что вы, какие проблемы! Я не первый год здесь живу, тут каждое лето такие проблемы на дорогах. Добро пожаловать, отдыхайте!”. И вот тут мы немного расслабляемся - мы добрались, а с остальным разберемся на месте.
(фото сделано на следующий день утром, естественно)