3.1. Santa-Cruz by boat (на Санта-Крус на лодке) 28.11.2016.
Из Перу вылетел по одному билету LATAM с кучей остановок Куско-Лима-Кито-Гуаякиль-Остров Бальтра. Как я знаю, все самолеты, которые летят на Галапагосы, летят через эквадорский Гуаякиль. И в аэропорте Кито, скорее всего, ваш рейс, который в билете часто записан как Кито-Остров Бальтра, на табло будет стоять как летящий в Гуаякиль. Надо ориентироваться на номер своего рейса и время. В Гуаякиле те, кто летит на Галапагосы, из самолета не выходят.
Багаж в Перу оформляют только до Кито, так как там надо проходить таможню. При прибытии в Кито на таможне мою сумку как следует перетряхнули и забрали из нее все съестное растительного происхождения: изюм, финики, персики. Ввозить продукты питания в Эквадор нельзя. Первый раз с таким встречаюсь. Оставили шоколад. Штраф за провоз запрещенного не брали.
Для летящих на Галапагосы надо идти и платить за “миграционное оформление” – 20$ (1300 рублей). В отдельной будке в аэропорту Кито продаются анкеты, которые следует заполнять и сдавать при въезде. За их покупку и платишь деньги. Я подошел и подал 100$ сотруднице средних лет в форме. Она быстро дала сдачу 20$ и стала готовить для меня бумаги. Я держу эту сдачу 20$ в руке, не убираю. Пытаюсь сказать ей - посмотрите, вы, видимо, дали мне мало сдачи. Она мельком взглянула непонимающе. Потом отдает мне бумаги. Может быть, я и был похож на совсем бестолкового иностранца, не знающего толком даже английский, но слова twenty и eighty я на слух в состоянии различить. Также на анкете была крупно написана ее стоимость - 20$. Поэтому уже с нотками скандала я начал говорить, сколько дал ей, сколько она дала в ответ сдачи и что должна она мне 60$. Тут она быстро согласилась – ой случайно ошиблась с раннего утра - и вернула недостающее. В ее нечаянную ошибку не верю. Воспринимаю это так, что при въезде в Эквадор меня сразу же попытался обсчитать государственный чиновник, надеясь, что я запутаюсь в их многочисленных поборах. Поэтому с ними нужно внимание.
Далее надо идти в отдельное помещение, где проверяют, не везете ли вы что-либо запрещенное уже, конкретно, на Галапагосах. Запрещено для ввоза то, что на Галапагосах может начать расти или размножаться и вытеснить традиционных обитателей. В первую очередь, опять же запрещены продукты питания растительного происхождения. После проверки замки сумки обвязывают жгутом. Теперь можно идти и регистрироваться на рейс.
Приземляемся на остров Бальтра:
После приземления происходит проверка документов, сдача заполненных анкет и оплата сбора за въезд в национальный парк Галапагосы - 100$ (6500 рублей). Чиновники сидят двойками. Первый занимается документами, а второй прямо так сразу и говорит: “Сто баксов”.
Остров Бальтра – это чисто аэропортовый остров. После выхода из аэропорта практически все намереваются сесть на бесплатный автобус и доехать до переправы. Переправа находится на самом юге острова Бальтра –(0.48347, -90.27736). Оттуда на лодке за несколько минут переправляются на остров Санта-Крус.
После получения багажа я вышел и увидел возле здания аэропорта 5-8 больших автобусов, возле которых толпились люди. Я пошел вдоль них, определяя, в какой сесть. Ко мне обратилась местная представительная женщина с примерно таким вопросом: “Do you need Santa-Cruz by boat?” Я ответил ей – “да”. Мне ведь надо именно переправиться на остров Санта-Крус на лодке. Тогда она указала: вот ваш автобус, багаж ставьте в это место (там уже стояло много сумок), вот вам анкета – надо заполнить. Вокруг автобуса все заполняли эту анкету, и я тоже начал ее заполнять. Кроме всего прочего в ней надо было указать свою страховую кампанию, ее координаты, контакты родственника в случае несчастного случая с человеком. “Ух ты, как тут все серьезно!” - подумал я. Что-то не похоже на Южную Америку по предыдущему опыту в Перу. Но потом подумал – все-таки это не Перу, а Эквадор. Нам ведь сейчас и переплывать с багажом тихоокеанский пролив, и ехать на автобусе по Санта-Крусу немало. А может, эти данные будут использоваться и весь период пребывания туриста на Галапагосах. Заполнил анкету названием своей русской страховой компании и все другие данные. Показываю на всякий случай анкету женщине. Она смотрит и говорит – окей, Россия, все верно заполнено, садитесь в автобус, багаж повезем отдельно. Сажусь, хотя это и удивительно, что багаж едет отдельно, даже не в днище нашего автобуса. Ехать ведь недалеко, и что-то я не читал в отчетах о таком. Мы поехали, других русских в автобусе не слышал. Включил навигатор, чтобы контролировать куда едем. Но он все никак не мог определить местоположение. За несколько минут мы приехали. Первая половина автобуса пересела в открытые лодки, вмещающие человек по 10, остальные остались ждать. Мы с ветерком и брызгами поплыли, оплату за лодку у нас не брали.
Через некоторое время вижу, что приближаемся мы к большому белоснежному тихоокеанскому лайнеру в несколько этажей. Пристаем к нему и поднимаемся на борт. Нас встречают команда корабля в белых накрахмаленных рубашках во главе с капитаном и подают нам апельсиновый сок и влажные полотенца (вытереть пот с лица) со словами “Welcome on board” (Добро пожаловать на борт). Тут я уже точно чувствую, что это какая-то ошибка. Никак такого не должно было произойти, что капитан большого корабля подает мне апельсиновый сок. Все еще не теряя надежду, что все идет правильно, думаю: “А может это на острове Санта-Крус такая пристань оригинальная, в виде большого корабля, отслужившего свое?” Тогда где-то с другой стороны корабля должен быть выход на землю. Пошел вглубь, но там начались каюты. Тогда окончательно понял, что попал не туда, и вернулся. Там у входа на корабль была и женщина, которая всем руководила. Я ей сказал: “Это какая-то ошибка, мне нужен остров Санта-Крус, а не корабль”. Тут она тоже поняла, что это ошибка.
Как оказалось, это была большая круизная группа. Круиз должен идти с заходом в определенные точки острова Санта-Крус и других островов. Читал о таких круизах, когда готовился к поездке на Галапагосы. Стоили они неподъемных для меня денег (несколько тысяч долларов). А назывался этот конкретный круиз “Santa-Cruz by boat”. Несколько русских тоже должны были оказаться на его борту, видимо прибывавших другим самолетом. Отсюда и возникли все недоразумения. В аэропорту надо было сесть в другие автобусы.
В итоге мне следует отправляться обратно в аэропорт. Но багажа нет, он еще не прибыл на корабль. Меня все равно сажают в лодку, и мы с двумя матросами плывем обратно. Смотрю на навигатор - наконец он определил местоположение. Правильно - вместо того, чтобы находиться на юге от острова Бальтра, мы находимся на северо-западе от него. Подплываем к берегу, как раз пришла грузовая машина, полная багажных сумок. Водитель таинственным образом, ничего у меня не спрашивая, сразу вынимает из этой груды мою сумку. Сажусь в кабину, жду, когда весь багаж сгрузят в лодки. Потом водитель вместе со мной будет возвращаться в аэропорт. Думаю – а ведь все бесплатные автобусы из аэропорта уже уехали к переправе на юге Бальтры. Скорее всего и в Санта-Крусе относительно дешевый автобус уехал на юг в город Пуэрта-Айора. Поэтому мне надо будет сейчас везде пользоваться дорогим такси. Или ждать следующего прибывающего на Бальтру авиарейса, что чревато потерей большого количества времени, которого итак мало.
Но опасения были напрасны. Когда грузовая машина приехала в аэропорт, то из него выходили люди уже со следующего авиарейса. На этот раз сел в правильный бесплатный автобус без всяких анкет и багажом с собой. На пристани пересел в лодку примерно за 1$. На северной пристани на острове Санта-Крус сел в автобус. Если не ошибаюсь, стоил он 2$. Автобус доехал до города Пуэрто-Айора минут за 40. Остановку в городе, к счастью, автобус сделал не на удаленном терминале (-0.73771, -90.32412), а на пересечении Av. Baltra и Isla Dunkan (-0.74269, -90.31654). Там мне и было удобно выйти.
Сделаю небольшое техническое отступление – так как в Южной Америке и особенно на Галапагосах часть улиц абсолютно по-разному называются в картах openstreetmap.org и Google, то я указываю название улиц из openstreetmap.org. В большинстве случаев все равно привожу координаты. По ним и на картах Google видно, о чем идет речь.
По приезду кроме заселения в отель, мне надо было сделать определенные дела.
В первую очередь, купить билет на лодку на завтра на утро, чтобы переплыть на остров Изабелла. Сводная информация касательно лодок между островами будет далее.
Во-вторых, надо было поесть. Едят на Санта-Крусе обычно на двух улицах: Charles Darwin (-0.74678, -90.31265) и Charles Binford (-0.74592, -90.31446). Проезжая улица Charles Binford с наступлением темноты заставляется столиками и выглядит так:
Улица Charles Binford считается дешевле прибрежной улицы Charles Darwin. Об этом мне сказали в отеле. По факту цены на обеих улицах не малы. Сносно поесть стоит от 10$ (от 650 рублей). Если планируешь поесть хорошо или отлично, то приведенную цену следует увеличить вплоть до нескольких раз. Во второй свой приезд на остров Санта-Крус нашел неплохое кафе “Oasis food” (-0.74282, -90.3164), расположенное на правой стороне, если идти к океану, Av. Baltra. В нем можно было хорошо поесть за цену в пределах 10$.
В-третьих, запланировал сходить на пляж Тортуга-Бей (Playa Tortuga -0.762, -90.3377). Но пеший маршрут туда из Пуэрто-Айоры можно начать не позже 17 часов, потом не пускают. Я не успел.
3.2. Остров Изабелла, туннели, 29.11.2016.
Лодка прибыла на остров Изабелла с Санта-Круса между 9 и 10 часами. На пристани Изабеллы (-0.96301, -90.95893) новый побор – так называемый сбор за въезд в муниципальный порт острова Изабеллы. Сейчас с иностранцев 10$ (650 рублей). Выглядит этот мелкий доморощенный рэкет под присмотром полиции вот так:
Следует также учесть, что банкоматов на Изабелле нет. Деньги можно снять только на Санта-Крусе и Сан-Кристобале.
Мой отель находился минутах в 15 ходьбы от пристани, пошел пешком. Виды по пути:
Кстати, мне так и не удалось найти во дворе, где расположена прачечная на последнем фото, ни одного работника. Заходил в этот двор раза 2-3 в разное время.
По пути к отелю находится офис туроператора Rosedelco (-0.95726, -90.96391). У них я собирался покупать некоторые туры, находясь на острове Изабелла. Решил, не теряя времени, зайти и узнать, что почем и наличие мест. В первую очередь, интересовал дневной тур под названием “Туннели” (The tunnels). Сразу был огорошен – цена 90$. Я говорю: “Читал, что цены 65-70$”. Мне они казались большими, планировал еще торговаться. Менеджер – белый приятный молодой человек, говорящий по-английски, – сказал, что такие цены были несколько лет назад и с той поры уже повышались несколько раз. А с декабря 2016 года планируется очередное повышение до 100$ за человека. Он сказал, что, может быть, мне стоит предпочесть более скромный тур со снорклингом - Tintoreras, который стоит менее 50$. Но я специально ехал на Галапагосы за Туннелями и Tintoreras предпочитать не желал. Тогда он сказал, что через 2 часа у них отбывает дополнительная группа на The tunnels (основные группы отбывают с утра). Осталось 2 свободных места, и я могу поехать за 85$. Я сказал, что 5$ - это очень маленькая скидка, давайте договоримся до бОльшей. Он ответил, что он только менеджер, скидывать больше не вправе и пригласил владелицу. Ее жилой дом сообщается с офисом. Владелица сказала, что я не найду этот тур дешевле нигде в городе, больше она не скинет, и удалилась. С удивлением, что им лучше оставить непроданными несколько мест, чем еще немного скинуть цену, я стал раздумывать. Насчет того, что подобные цены теперь кругом в городе, они были убедительны. Идти сверять цены в городе, честно говоря, не было никакого желания, так как времени на островах не много. Ехать в этот тур все равно планировал. В итоге согласился ехать через 2 часа за 85$.
После заключения сделки уже облегченно перекинулись с менеджером несколькими фразами. Он узнал откуда я, и в ответ сказал “О, Россия, - Достоевский”. Услышать фамилию Федора Михайловича вместо другой фамилии, набившей оскомину, на этом краю земли было приятно. Это несколько сгладило недовольство конской ценой. Но потом в отеле понял, что все же совершил ошибку. После транспортировки на лодке Санта-Крус – Изабелла более 2 часов я не чувствовал себя огурчиком. Хотелось поесть и как следует отдохнуть. Поэтому следовало брать тур на завтра за 90$, скидка на сегодня все равно была копеечная.
В последующие дни на Изабелле для успокоения совести спросил цены на этот тур в других местах. Действительно, везде были названы цены выше 90$. То есть едущим туда сейчас надо готовиться к 100$ с человека за The tunnels.
Решил перед туром попробовать, наконец, блюдо южноамериканской кухни под названием севИче (seviche или sebiche). Это практически сырая рыба в соусе с гарниром. Несмотря на то, что люблю рыбу (нежирную) и морепродукты, это блюдо не впечатлило. Впоследствии съел еще севиче из осьминога в приличном заведении (вроде бы с названием ресторан) в аэропорте Кито. Тоже восторгов нет. Но, читая восторженные отзывы о севиче, не теряю надежду, что может быть мои два севиче были просто не очень хорошо приготовлены. И когда-нибудь я съем очень вкусное севиче.
Для тура Rosedelco были выбраны не случайно. Читал хорошие отзывы о них. Один из плюсов - они снимают фото и видео поездки. Потом весь материал можно в офисе переписать себе на флешку. Поэтому далее бОльшая часть фото будет от гида, в том числе все подводные снимки.
Вкратце тур состоит из поездки на яхте в район мыса Cape Rosa (-1.0484, -91.1549). Там два снорклинга и посещение своеобразной местности около берега, которую трудно описать словами. Все с возвратом занимает около 5-6,5 часов.
Вначале в офисе Rosedelco подбираются гидрокостюм и ласты для не имеющих собственных. Как неоднократно писали люди, ездящие в этот тур, гидрокостюм нужен обязательно. Вода там не тепленькая. Чтобы увидеть много, снорклинг нужен долгий. Без гидрокостюма человек быстро замерзнет. Я и в гидрокостюме после часа снорклинга стал немного промерзать. Маски с трубками для снорклинга находились на яхте. Тут бы мне хотелось сказать, что лучше иметь собственную маску с трубкой или арендовать ее в другом месте на Изабелле и промыть заранее в отеле. Все-таки маска идет на лицо, а трубка крепко в рот. Непонятно, как их дезинфицируют после предыдущих туристов, если все остается на яхте. Может быть, просто споласкивают в воде океана. У меня своей маски не было, полученную на яхте маску с трубкой слегка промыл в океанской воде.
Команда яхты состояла из 3 человек, включая гида. Туристов было человек 12. По пути к мысу высматриваем всякую живность в океане. Тормозим и слегка меняем курс, если кто-то появляется. Удалось поймать на фото крупного белого ската во время его выныривания (второй скат в отдалении):
Вот этой катушкой с крючком гид и помощник капитана ловили на пути рыбу (в итоге что-то поймали):
Приплыли на место - Cape Rosa. К нам сразу же направился катер, и с него сошли на яхту два человека. Как я понял, из Министерства охраны окружающей среды. Они проверили документы у команды. Зарабатывать на туристах позволено только авторизованным лицам. Свою личную яхту без найма местных сюда пригнать нельзя.
А дальше туристы с гидом спустились с яхты в воду и поплыли на основной снорклинг. Кроме гидрокостюмов, все были в спасательных жилетах, которые держали на воде. Снорклинг происходит на относительно мелкой местности, которая напоминает собой длинные извилистые коридоры без крыши на дне океана. Периодически можно коснуться дна ногой или подержаться за выступающий из воды камень. Эту местность облюбовали для своего обитания многие живые существа. В прозрачной воде тучи разноцветных рыбок и других мелких водных. У меня это был первый в жизни снорклинг, и на рыбок смотрел зачаровано. Но большинство туристов сюда приехали все же посмотреть на обитателей океана покрупнее, которых мы вскоре и обнаружили. Вдруг под собой увидел сноровисто рулящую гигантскую морскую черепаху (человек на следующей фотографии я):
Черепаха в окружении рыбок:
Другая черепаха:
Потом мы начали охоту за скатами:
Далее гид фотографирует морского конька. Признаться, я его не видел. Видимо отстал и засмотрелся на кого-то другого. Сливается с растительностью:
Далее поплыли смотреть на акул. Читал в отзывах о посещении Туннелей несколько лет назад, что гид размещал туристов соответственно, подплывал к акульему логову, вспугивал акул, и они проносились мимо туристов. Потом люди плыли к другому логову и делали то же самое. Если подумать, то это вряд ли идет на пользу акульему здоровью. Так как групп там за день приезжает не мало, то получается, что акул шугали по несколько раз на дню в собственном жилище. И так без конца. Не думаю, что пристанищ акул в этом месте бесконечно много. Сейчас нам акул показывали по-другому. Туристу надо было снять спасательный жилет, который держал на воде, и гид, объяснив куда смотреть, окунал этого туриста под воду и держал под водой. Несколько акул лежат в расщелине под скалой. В выход из этой расщелины и смотрит турист. Правда не знаю, может быть это только нам так показывали акул, а другие организации продолжают показывать по старинке вспугиванием.
Снять нормально логово гиду не удалось, наверное, из-за освещенности. Но он сфотографировал отдельных акул. Плывущая:
Лежащая:
Когда гид подозвал меня, чтобы окунуть под воду, я не до конца осознавал, что там должен увидеть. Но слово shark понял. Из расщелины под водой на меня немигающим взглядом смотрели 4 или 5 акул. Размеры отличались, но очень больших среди них не было. Может быть, некоторые были меньше метра и некоторые больше метра. В глазах акул как бы читался немой вопрос без признаков агрессии: “Ну и зачем, дебИлушка, ты сюда заглядываешь?” Через пару секунд гид вытащил обратно. Я отдышался, гид спросил – “Еще хочешь?”. Я ответил: “Конечно хочу”.
По опасности акул – не знаю. Но, наверное, если бы они периодически прокусывали людям конечности, то этот тур как-нибудь перестроили давно. Поэтому, будем считать, что этот вид акул не опасен для человека. Хотя люди с рассечениями бояться снорклить.
Поплыли назад. Опять гигантские черепахи:
Наблюдать за ними можно бесконечно.
Гид снимает нас, своих подопечных туристов. Видно насколько прозрачна вода в тот день:
Гид снимает туристов, находясь под водой:
На фотографиях не до конца видно, что там все дно в разноцветных рыбках и других мелких обитателях и выглядит живущим. Крупные обитатели – это лишь одни из обитателей этого места.
Снорклинг занял около часа. После него я практически вывалился на палубу яхты и понял, что очень устал. На яхте мы, не снимая гидрокостюмов, передохнули в пределах получаса, нам дали поесть что-то типа пирожного и жидкое. Потом раздали по неочищенному апельсину с отрезанной верхушкой. Один из туристов спросил, как предполагается его есть. Член команды объяснил, что сначала надо выдавливать руками внутрь апельсина сок, потихоньку выпивать его. А после, при желании, разломать и съесть оставшуюся мякоть внутри.
Когда направились на второй снорклинг, не мог решить, что делать. Сил нет, но хочется. В итоге собрался и поплыл. Гид в воде сказал: “Плывем в этот раз медленно, но не отстаем, держимся группой, так как желательно все успеть посмотреть”. Поплыли в направлении небольших скал, выступающих не больше метра из воды. По пути, как обычно, любуемся в маске дном. Суть да дело, смотрю - группа уплыла далеко вперед. Пытаюсь ее догнать, гребу изо всех сил, но они не приближаются. Тут слышу, что мне свистят с нашего корабля. Корабль подплыл поближе, и этот свист означает - возвращайся обратно, раз не тянешь. И я поплыл к яхте.
На яхте нас таких относительных неудачников оказалось трое. Маленькая девочка – ее хватило только на первый снорклинг минут на 10-15. Женщина поцарапала ногу о камень в кровь. И я. Как уже писал, изначально чувствовал себя несколько подуставшим после переезда между островами. Надо было ехать в этот тур завтра. На следующий день встретил в городе русскую семью, которая вместе со мной приплыла на Изабеллу. Потом они тоже ехали по моему маршруту на Галапагосах, но с небольшим опережением. Они правильно поехали на тур The tunnels на следующий день после прибытия на Изабеллу, и то сказали, что чертовски устали. Поэтому рассчитывайте свои силы, особенно, если вы не мастер спорта по плаванию (а я до этого дня последний раз плавал более трех лет назад).
Судя по фото гида, под водой никого нового они не увидели. Но некоторые старые знакомые были. Возле скал фотографировались с пингвином и другими птицами. Также на скалах было несколько морских котиков. Второй снорклинг продолжался меньше – около получаса. Часть людей сами стали возвращаться.
На палубе после снятия гидрокостюма один из моряков облил меня приятной водой из шланга – типа душа. Дали полотенце. Потом нам выдали обед – вареную океанскую рыбу с гарниром. Оставалась последняя ключевая точка маршрута.
Так как Галапагосы являются вулканическими островами, то там много таких образований как туннели. Они образуются, когда верхняя часть текущей вулканической лавы уже застыла, а под ней все еще продолжает течь жидкая лава. В итоге могут возникать своеобразные природные арки разных видов. На местность с множеством таких арок в воде мы и высадились:
Тут можно встретить почитаемую на Галапагосах птицу – олуша с голубыми лапками:
На фото видно, что гид по одежде стилизован под олуша. Гид, конечно, молодец. Знает, где наиболее вероятно в этих местах под водой можно встретить крупных обитателей. Плывет с группой на снорклинге в качестве ведущего, рассказывает, помогает, окунает под воду и вытаскивает туристов, некоторых по несколько раз. При этом снимает фото и видео происходящего.
Еще птица:
По этим аркам можно спокойно ходить, не боясь их проломить и упасть в воду. Как объяснил гид, этот вулканический камень настолько тверд, что для опасности разрушения арки требуется вес на порядок более веса человека.
Никаких особых физических усилий для посещения арок не требуется. Поэтому и относительные неудачники с яхты все были здесь. Жаль, что территория там довольно мала по площади.
Попрохаживались и постояли в этом прекрасном месте где-то полчаса и поплыли назад в город. Проплыли мимо пингвина:
По пути у людей лица были довольные, как у слонов. После прибытия на пристань по отелям развезли на автобусе.