26.06.2005
Прелюдия
Снова Кузнечное и снова местный дизель Кузнечное - Сортавала. Сажусь, вместе с местными жителями в старенький вагон, беседую с бабульками, показываю свой паспорт пограничнику. Все, как и год назад, но в этот раз я еду не только в Финляндию. Мои планы гораздо больше.
Уже зная дорогу, я быстро покидаю Сортавалу и направляюсь в сторону границы. Ближе к полуночи подъезжаю в район знакомого водопада, где и ночую на поле (ночевать около автомобильной стоянки не захотелось).
27.06.2005
Просыпаюсь от чьих-то звуков. Меня приветствует небольшое стадо коров! Спасибо коровы, вы очень милы, но палатка предназначена совсем не для еды, а целоваться с вами я совсем не хочу. Быстро собрав вещи, еду немного назад к водопаду. Бурная река, разойдясь на несколько рукавов спадает уступами с высоты 1-3 метров. Шум падающих струй, шелест травы, влажный запах воды и леса. Божественное место. Оно мне приглянулось ещё в прошлом году. Конечно, финны тут устроили бы санаторий и многокилометровые пешеходные, велосипедные и лыжные дорожки, но и местные жители что-то делают - на автостоянке поставили небольшое кафе, территорию прибрали от мусора, построили пару мостиков. Красиво, но мне надо ехать дальше, и, искупавшись в озерце водопадного каскада, я направляюсь в сторону границы.
На этот раз наши пограничники решили таки меня досмотреть. Провели через рамку, просветили рюкзак.
- А что это у вас на дне?
- Баллоны для газовой горелки, вот они.
- А, ну проходите, и заполните бумаги на провоз велосипеда.
И вот я опять пересекаю границу России. Впереди развевается финский флаг.
Финляндия
Далёкая страна на задворках Европы, Чухляндия. Деревянные избы, бани по-чёрному. Нация, зародившаяся буквально 200-300 лет назад. Нация, не имевшая государственности до 1917 года.
И страна, за неполных сто лет, добившаяся одного из первых мест в мире по уровню, а тем более по качеству жизни (с учётом уровня образования, безопасности и экологии). При этом ни нефти, ни газа. Из «полезных ископаемых» только лес, причём «ископаемое», которое надо выращивать и за которым надо ухаживать. В чём секрет? Может в столетней взаимовыручке финнов, в бережном отношении к природе, без которых на Севере просто не выжить? Или как в том, что на пустом месте гораздо проще построить современную страну, чем на месте старых и костных городов и культур?
Финский пограничник был серьёзен.
- Вы говорите по-английски?
- Литл
- Цель поездки? Куда направляетесь? Где будете жить?
- Покажите деньги, - проверил прибором и кредитку, и всю наличность.
Я начал немного волноваться, а вдруг не пустит? - но всё обошлось.
Опять милые финские домики, велодорожки и обилие дорожных знаков. Сказывалось многомесячное отсутствие практики многокилометровых заездов на велосипеде – проехав всего 90км за день, я сильно устал. Зато вспомнил вкус финских йогуртов, и место для ночёвки выбрал превосходное – чистый сосновый лесочек у дороги.
28.06.2005
Встав попозже, занялся мелким ремонтом – поправил колодки, подтянул болты. Время от времени это приходится делать – машина не живое существо и само чиниться не может. Продолжил путь к Joensuu под мелким дождиком, медленно падавшим с серой пелены туч над моей головой. В прошлом году я уже был в этом городе и хоть и заезжал новым путём, безошибочно доехал до центра. Keskus (центр города), Info (туристический офис), добрые лица, я снова в Дорогой для меня стране - Финляндии!
Отпраздновав своё возвращение в эту чудесную сказочную страну посещением шведского стола Golden Rex и, купив батарейки, я включил музыку в наушниках и поехал дальше, дождь закончился, и я с радостью ехал по финской велодорожке под приятную музыку. В этот день мне предстояло заехать на местный «вторник» ориентирования. Да, в Финляндии тоже есть свои тренировочные соревнования - «вторники», «четверги», а так же «средники» и «пятницы». Проводятся они во всех городках местными клубами, в крупных городах бывает несколько разных стартов в день. Интересная особенность – карты и районы проведения «закреплены» (неофициально, но это принятое правило) за отдельными клубами и проводить старт без их разрешения и их участия нельзя. Подъехав к, обозначенной на схеме в интернете точке старта, я нашёл «домик на колёсах» организаторов и несколько автомобилей участников. Соревнования, надо сказать, проводились на уровне ниже моего «Московского Меридиана» - отметка компостером, переколка дистанции на карты итп, потом мне говорили, что это, видимо, слабый и малочисленный клуб, обычно такие старты проводятся намного лучше, но я был всё равно рад побегать дистанцию средней сложности по прозрачному лесу. После финиша финны были рады сообщить мне, что пока я первый. Главный судья – пожилой финн, всё пытался накормить меня и напоить газировкой. он приглашал меня на следующий год к ним на старты Fin5, которые должны были проводиться именно в этом районе, жаль, но у меня другие планы и, если всё будет благополучно, я вернусь сюда не раньше, чем через два года.
Покинув приветливых организаторов, я направился в сторону Kajaani. В окрестностях этого города будет проводиться очередная многодневка ориентирования KRV-2005 и мне надо туда попасть пораньше.
Вечерело, мелкие мухи летели вслед моему велосипеду. Зачем я еду? Зачем трачу силы, время, деньги на это приключение? Зачем мы вообще живём в этом мире? Менять этот мир? Управлять им, выбирая ту цель, которая нам кажется наиболее важной? А может мы просто без особой цели «танцуем» свою жизнь? Красиво или не очень. Просто танцуем, выбирая путь, а не цель? Конечно, я как и все люблю побеждать, но всегда, где-то параллельно понимаю, что все эти победы, звания, медали, слава и деньги просто Игра. Игра в Жизнь, игра, которую можно и нужно играть, но можно и нужно понимать её игровую сущность. И не заиграться.
Все Миры в Твоих Руках!
29.06.2005
Утро выдалось солнечным, тёплым и малооблачным и, искупавшись в небольшом озере, рядом с которым ночевал, я решил немого постирать палатку. После длительного, многодневного использования, когда прочное дно палатки начинает постепенно покрываться слоями грязи, а на тенте многократно конденсируется влага выдыхаемого ночью воздуха, такие процедуры приходится делать хотя бы раз в полмесяца, иначе палатка приобретает стойкий и едкий «запах бомжа». В странах с бережным отношением к природе, вроде Финляндии, не принято использовать моющие средства в водоемах, и я просто ополаскиваю свою палатку. Немного подсушив её под летним солнцем, я собираю вещи и отправляюсь дальше.
Этот дневной переход выдался, как и планировалось, достаточно однообразным. Шоссейные дороги со слабым автодвижением, финские грунтовки, отсутствие даже небольших городков и достопримечательностей как всегда стали утомлять меня, как утомляет и однообразный, однотипный образ жизни, от которого я скрываюсь в своих путешествиях. Но тут, видимо, моё желание разнообразия и приключений, таки исполнилось. Правда, нежданным образом.
Неспешно крутя педалями, я постепенно приближался к запланированному месту ночёвки – небольшому озерцу в чистом сосновом лесу, где я уже ночевал год назад. Судя по карте автодорог Финляндии надо было передвигаться по «основной» дороге, не сворачивая на протяжении 20 км, я немного расслабился, перестал читать указатели, и…. пропустил поворот!!! Оказывается на карте (европейского издания!) была ошибка – основная дорога была показана второстепенным поворотом, а второстепенная – основной. Увы, я это обнаружил слишком поздно и, расстроенный совершённой оплошностью, завершил свой дневной переход уже поздно вечером, сделав лишний крюк в 30км. Хорошо еще, что в Финляндии летом белые ночи и я, сильно уставший, ставил палатку при свете. И при жужжании множества слепней и других жаждущих моей крови мух – ситуация с этой живностью за год не изменилась.
30.06.2005
В прошлом году я уже двигался по этой дороге (шоссе870). Тогда мне очень понравился на ней один длинный, абсолютно прямой семикилометровый участок, с одного конца которого виден другой – длинная ровная и узкая полоса, уходящая к горизонту меж стволов сосен. Машин мало, а фур совсем нет. И вот опять я проезжаю по этой спокойной дороге, музыка из наушников сопровождает моё движение. Музыка – ещё одна моя страсть. Весёлая и печальная, активная и медитативная. Она позволяет мне, как усиливать то состояние, в котором я нахожусь, так и менять его по выбору. Помогает жить. Вот так с музыкой из маленького МР3 проигрывателя, с запахами сосен, облаками, лениво плывущими по небу, я двигаюсь по этой спокойной дороге всё ближе к Kajaani. Под вечер ищу место для ночлега, долго не могу найти подходящее и, чтобы вы подумали? Встаю опять почти на старом месте. Причём понимаю это, уже расставив палатку и идя купаться в озерке, когда обнаруживаю здоровый трёхметровый валун на своём пути. Именно здесь я ночевал год назад!
1.07.2005
А день начинался так хорошо…
Светило солнце, красивые места. С приятным настроением приехал в Kajaani, хотя стал уже понемногу раздражать встречный северный порывистый ветер, дувший уже третий день подряд. Городок этот я уже видел в прошлом году и почти сразу отправился дальше к месту расположения лагеря соревнований по спортивному ориентированию KRV-2005. Проехав участок пути по дороге на Kuusamo, где испытал несколько неприятных часов, двигаясь по узкой дороге рядом с большегрузным транспортом, наконец, свернул на второстепенную дорогу. Постепенно приближаюсь к населённому пункту, обозначенному на карте как Paljakka, где, судя по информации, должен быть центр соревнований. Сворачиваю с асфальтовой дороги на грунтовую, поднимаюсь всё выше и выше, а никаких следов ни лагеря, ни этого населённого пункта нет! Зная привычку финнов заранее вывешивать различные указатели, этот факт вызывал во мне всё большую тревогу. Наконец я, поняв уже, что где-то допустил ошибку, остановился и начал методично проверять всю имеющуюся у меня информацию. И, в результате долгих сличений разных схем, с ужасом понимаю, что населённый пункт, обозначенный на карте, вообще какой-то «левый» хуторок, а двигаться мне нужно было к горе Paljakka , где и расположен нужный мне лагерь!!!
ИДИОТ!!!! Ну надо же так... Теперь надо объезжать гору и проехать целых 40км, а уже и так поздний вечер!..
«Ну что ж», - подумал я, - «Назад я не поеду – там я уже был, поеду объезжать возвышенность против часовой стрелки».
Так, в расстроенных чувствах, еду по грунтовке, на часах – 22:30. И тут - Чудо! Подъезжаю к шикарной асфальтовой дороге. На ней указатели – направо пойдешь –Vaisala (5км), налево – Paljakka (20км). Оказывается, недавно между двумя горнолыжными курортами построили новое шоссе!
Я был готов расцеловать этот указатель! Окрылённый приятным известием, с усердием кручу педали и, уже через час, подъезжаю к центру соревнований. В кемпинге ещё мало народа, но уже издалека я замечаю группу молодых людей в спортивной форме. «Русские!», - по каким-то особым признакам, отмечаю я. И оказываюсь правым!
Пчему то во многих местах я безошибочно узнаю русских. То ли по манере одеваться, то ли по манере двигаться и разговаривать друг с другом. Интересно это отличие только русских или и другие народы так же безошибочно угадывают «своих» в чужой обстновке?
1-22.07.2005
Со 2го по 22 июля я участвовал в трёх многодневках спортивного ориентирования. Кайну20005, Fin5 и O-ringen2005. Рассказывать ориентировщикам об этих многодневках наверное будет излишним, да и не ориентировочные старты я тут описываю, а для незнакомых со спортивным ориентированием всё это будет, наверное, очень туманно, непонятно и неинтересно. Скажу лишь, что организовывают старты скандинавы и финны интересно и по-другому, чем в России, не скажу что «лучше» - иначе. Это надо видеть и чувствовать. И в каждом способе организации – и в российском и в северноевропейском есть свои плюсы и минусы. Приезжайте – увидите.
А по собственно приключениям запомнились два эпизода. Первый – как несмотря на предварительную договорённость с организатором переезда на автобусе с Кайну на Фин5 (на велосипеде было бы доехать нереально – там километров 500, а был всего один свободный день между стартами), его водитель сильно заартачился по поводу моего велосипеде и успокоился только после того, как узнал, что я еду не на границу с Россией, а в Швецию – как мне потом объяснили, некоторые русские «товарищи» воспринимают свободно стоящие в Финляндии велосипеды как «ничьи» и забирают их к себе в Россию, а водителям транспорта с пойманными «хитрожопыми туристами» потом геморрой – вот отсюда и сложности.
Второй запомнившийся момент – переезд на гигантском пароме Викинглайн из Финляндии в Швецию (там тоже было мало времени и я тоже использовал автобус наших ориентировщиков), паром огромный, красивый и очень красивый выход из порта Турку через сотни и тысячи средних, маленьких и крошечных островов в заливе – я уже был здесь год назад, путешествуя на велосипеде по Финляндии, а теперь стоял на верхней палубе парома и наслаждался красивейшими видами моря, скал и мощным ветром, развевающим мои волосы – и пусть меня окружали совершенно ненужные и неприятные мне бутики, дютифри с алкоголем и прочие, скучные мне развлечения, мне было приятно и хорошо. Здесь же я познакомился с интересным и умным собеседником – Алексом Фридманом из Израиля, бывшим нашим соотечественником, который тоже увлекается ориентированием и ехал с нами на Оринген.
Швеция
Когда-то сильные и грозные шведы, воевавшие Руссию, да и другую Европу сейчас милые и спокойные люди. Любят природу, любят спортивный образ жизни. Любят помогать слабым и немощным. Точнее любили, а теперь попали в традиционную для Европы проблему – помогая несчастным обездоленным из других стран (Сомали, Ближний Восток, Магриб, да и Россия), они приютили сотни и тысячи иммигрантов, а сейчас, эти сотни и тысячи стали превращаться в сотни тысяч отдельно живущих людей, со своей, часто агрессивной, культурой, торговлей наркотиками, кражами и житьём на пособия для себя и 5-10 своих детей. И что делать с этой проблемой не знаю по всей Европе. Пока же, по большей части, используют политику страуса – официально никаких проблем нет…
22.07.2005
Отбегал последний день O-ringen. Жаль, но всё когда-нибудь заканчивается, даже такие красивые старты. Оставив Андрею Шведову (он ехал в Москву на своей машине) уже не нужные мне в дальнейшем ориентировочные шмотки и разные тёплые вещи, которые я брал в расчёте на плохую погоду в Питере и Финляндии, но которые мне так и не пригодились (к счастью), попрощавшись со знакомыми, я отправился дальше, к проливу, разделяющему Швецию и Данию. Попутный ветерок, дорога со слабым движением, хорошее настроение... Впереди был небольшой городок Varnamo, на подъезде к которому я взял у стенда его карту. Вообще на подъезде ко всем шведским городкам обычное дело – стенды с водонепроницаемыми ящичками для различной рекламно-туристической продукции и картами этих городков. Очень удобно! Городок был типично шведский – небольшой старый город, жилые кварталы из двух-трёх этажных домов в окрестности, городской парк с вело и пешеходными дорожками. Как раз в этом парке я и обнаружил, что состояние педальной втулки начинает угрожающе портиться - при прокручивании начинал раздаваться треск и хруст. Что делать? Ехать дальше? Попробовал, но, не проехав и 8 км от города, я понял, что втулка совсем разваливалилась. Пришлось возвращаться немного назад к лесочку, который я видел на выезде из города. У сломанной ели в этом лесочке я и заночевал.
23.07.2005
Вернувшись поутру в городок, стал искать веломастерскую. Моросил мелкий дождик, но маленькие фонтаны в городке всё равно работали. Забавно, как я заметил, в Швеции любят украшать центр городков небольшими скульптурами обнажённых девушек. Вот и один фонтанчик был именно с такой девушкой. Рядом находился веломагазин, но мастерская в нём на выходные была закрыта. В остальных местах был тот же результат. Увы – в субботу всё не работало. Не желая оставаться в городке на два дня, решил отправиться на транспорте - искать счастья на переправу в Данию в крупный город Helsingor. Поехав на железнодорожную станцию, встретил там одного шведа. У шведа были проблемы с велосипедным замком, и я одолжил свой ключ для починки. Швед объяснил, что со станции поездом на Helsingor не доехать (правда я не понял почему – в расписании поезд был) и отвёз меня на автостанцию. Увы, ждать автобуса надо было два часа. Вновь изменив план, я решил доехать таки на поезде, но города Hassleholm. Поезда долго ждать не пришлось, и уже скоро я был в этом городке.
Увы, мастерские там по субботам работали, но только утром… Вернувшись на вокзал попробовал поехать в Helsingborg, но поезда туда шли без специальных вагонов, в которых можно провозить велик (вот о чём говорил мне швед). Ну горе – не беда. Поеду в Malmo, решил я. Перед отправлением поезда видел забавный сюжет – в зале ожидание сидел шведский бомж (отличаются от русских бомжей более чистой и опрятной одеждой и помытым видом) и через некоторое время его там «застукала» местная полиция (мужчина и женщина). Очень культурно, очень вежливо, но решительно бомжа допросили, обыскали, проверили ID по рации и куда-то повели.
Мальмо – крупный портовый город. В центре было многолюдно – многочисленные местные жители отмечали выходные (в том числе алкоголем), но достаточно спокойно. Приехав на городской пляж, я искупался, наблюдая вдалеке гигантский, многокилометровый мост через пролив и нашёл для своей палатки место в кустах на берегу.
24.07.2005
В крупных городах, тем более в портовых, во всех странах повышенное число люмпенов, даже в Швеции. Грязь, граффити, остатки украденных велосипедов (вроде колеса прикованного на замок), тем не менее очень понравился парк в регулярном стиле на востоке Мальмо – высоченные стриженные буки, словно многометровые зелёные стены по бокам просек, плакучи ивы, склонившиеся над прудами, стриженные линии кустов и фонтаны. Птицы в европейских городах очень «наглые» и непуганые, видимо бомжам и собакам их вкус не нравится - вот и в этом парке утки нахально требовали их покормить. «Нет у меня зерна для вас!»
Доехав на поезде (опять лишние траты) в Helsingborg, медленно проехал по городу – мой велосипед скрипел, трещал, но пока ещё держался. Недалеко от порта обнаружил овощную лавку ливанца. Наконец в дорогой стране мне удалось купить относительно дешёвых фруктов! Ливанец спокойно принял у меня евро (в Швеции своя валюта) и я, отягощённый фруктами, отправился к парому в Данию. Долго не мог обнаружить авто/вело въезд на паром, а, обнаружив, пролетел с ошибки место остановки у шлагбаума. Объяснив мне мою ошибку, меня отправили назад, но уже скоро я снова подъехал к парому и погрузился на него.
Не бойтесь совершить ошибку по незнанию. В европейских странах вам очень вежливо укажут на неё. Без применения санкций. Если же вы будете настаивать, вас вежливо оставят в покое. И вежливо вызовут полицию.
Паром работает быстро и слаженно. Четыре судна, как конвейер, сажают, перевозят за 20 минут и выгружают людей, машины, мотоциклы. И вот я в Дании, Helsingor!
Дания
Страна – родина викингов – лихих разбойников с далёкого Севера, которые смогли завоевать половину Западной Европы, в том числе Англию и Париж, бороздили Средиземное море. Но годы идут и сейчас вся Северная Европа населена спокойными и неагрессивными жителями. Жителями, на единицу которых приходится больше велосипедов, чем машин.
Замок Кронборг внешне мне очень понравился, а вот внутренне мне не приглянулся. Вспомнилась крепость в Турку – финны к «погружению» в атмосферу прошлого отнеслись гораздо детальнее – всё «под старину», специально подобранные и включённые звуки и мелодии, служащие в стародавней одежде.
Музеи – не моя слабость. Информацию лучше узнать и понять на родном языке и через интернет, общий внешний вид – на фотографиях там же, а особенности, много говорящие и интересные специалисту, ничего не скажут простому обывателю. Ну, черепок, вроде такой же, как все, ну картина немного иначе исполненная. Для археолога или культуролога это может быть ошеломляющим откровением, а для меня – просто мусор.
Иногда я мечтаю об открытии музея ИНОГО типа. Представьте, вы входите в замок. Вначале вас одевают в одежду того периода, обучаю манерам тех давних времён, заставляют подписать бумагу с правилами поведения, а потом впускают внутрь... Там живут короли, которые одеты, разговаривают, ведут себя как короли той эпохи, их королевы и пажи, герцоги и крестьяне. А вы будто гость и далёкого мира, гость который может чего-то не знать, но должен соблюдать определённые правила той эпохи. Иначе – тюрьма (настоящая, например на час, с казематами и охранниками) или секир башка (выдворение из музея). Всё на высоком уровне, с отличными актёрами, режиссерами постановки и историками-консультантами по периоду. Конечно, всё с поблажками и поправками на «чайниковость» посетителей, но до определённых пределов. Под конец можно выдавать памятный диплом – «Посетил королевский замок XIII века и остался жив!»
Стоило бы это, конечно немало, но оно бы того стоило!!!
25.07.2005
Утро в буковом лесу, гладкие стволы и относительно прозрачный лес. Озеро рядом с тропой, по которой я приехал к месту ночёвки. Милое местечко - таких в Дании мало. Страна в основном равнинная и почти вся запахана, лесов совсем мало. Необычным в Дании для меня было большое количество огромных слизней и улиток, такие в России не водятся, да и в континентальной Европе я их потом не видел. Мелкий дождь шёл практически весь день из нависших туч, но был понедельник и я, наконец, мог продолжить поиски веломастерской. В городе она мне на глаза не попадалась, и я спросил совета у одной из жительниц. К счастью, её английский был такой же литл, как и мой – я всё больше убеждался, что в таких случаях взаимопонимание ближе, так как мы пользуемся одинаковым набором основных английских слов. Увы, указанная мастерская предложила починку за 85е и 6 часов!!! С горя на такие деньги я, возможно, и согласился бы, но ждать 6 часов???
Плюнул и двинулся дальше к Копенгагену, скрипя поломанной втулкой на скорости 9км/ч под противной моросью. И вот у дороги вижу веломагазин. Прошу помощи и меня отсылают на 50м в сторону к другому магазинчику.
- Вот, поломался, путешествую из России в Париж. Можете помочь?
- Ок, - говорит хозяин магазина – пожилой и улыбчивый датчанин и зовёт своего помощника – молодого студента-велосипедиста из Португалии.
- У тебя появился новый друг из России, - усмехается датчанин.
В руках специалиста и в качественных тисках мой велосипед достаточно быстро избавляется от проржавевшей и поломанной детали.
- Тут вода затекает через отверстие, титановой раме без разницы, а стальная втулка коррозирует, – объясняет парень, - Ничего, сейчас заменим.
Я начинаю беспокоиться о сумме ремонта...
- Вот живу в Москве, сейчас путешествую в Париж.
- Живёшь в кемпингах?
- Нет, в палатке в лесах, у меня денег немного, - начинаю намекать я, всё больше боясь счёта за «дополнительные» услуги.
Не прошло и часа, а всё вставлено и завёрнуто.
- Готово! - говорит португалец, - Теперь до Парижа доедешь!
- Отлично!.. Сколько с меня?
Хозяин отводит в сторону португальца, и они некоторое время совещаются.
- 15 евро!
ВАУ!
- Большое спасибо! Рад был вас увидеть! – говорю я и дарю на память небольшой сувенир – мои наклейки с эмблемой «МосМеридиана». Может и не ахти какой подарок, но ничего другого под рукой не было.
Вот так бывает. На кого попадёшь – не угадаешь.
После скрипучих 8-9км/ч ехать по велодорожке под весёлое настроение на скорости 30км/ч одно удовольствие! Причём велодорожка шла сама по себе без параллельной автодороги, да ещё и петляла по лесу, ныряя время от времени под железнодорожным полотном и минуя местные посёлки.
По дороге заехал в аквазоопарк. Не плохо, но финский в Хельсинки мне понравился больше. И рыбок/крабов/медуз больше и, что возможно главнее, опять повторилась история с музеем – финны не только позаботились об экспонатах, но и поместили их в соответствующий «футляр» - звуки моря, растения, подсветку и оформление. Финляндия – форева!
В Дании и, как потом оказалось, во всех европейских странах, свои особенности велодорожек и правил передвижения на велосипеде, к которым привыкаешь несколько дней. Тут меня удивили карманы-отвороты для велосипедистов и частое применение цветного асфальта. А уж число велосипедистов в Копенгагене зашкалило все мои самые смелые предположения. Велосипедистки-старушки, велосипедисты-работники офисов в костюмах и при галстуке, девушки в платьях и туфлях, велосипеды для двух-трёх седоков, крытые велоприцепы-коляски для маленьких детей, грузовые велоприцепы! Сотни, тысячи запаркованных вдоль домов велосипедов и велопробки на велодорожках! На некоторых улицах общее число велосипедов явно превышало число пешеходов и машин вместе взятых!
Ошарашенный таким обилием велосипедистов, я передвигался через город. Увы, подняться на винтовую церковь (собор св. Петра) и осмотреть город сверху я уже не успел по времени, и, отложив это на следующий день, стал просто ездить по центру и рассматривать достопримечательности. Королевский собор и церкви, Русалочку и готические соборы, центр города и королевскую гвардию.
Заехал в Христианию – район компактного проживания хиппи, где они осели много лет назад. Вначале городские службы пытались бороться с самозахватом квартала, но потом плюнули и смирились. В Христиании было разрешено употребление слабых наркотиков, но сильные остались под запретом. Надо сказать, квартал произвёл на меня удручающее зрелище. И дело тут не в самих наркотиках, обшарпанных лачугах, замалёванных граффити стенах или полицейских, наблюдающих за кварталом в больших количествах. Дело в лицах жителей – апатия, печаль, грусть. Не увидел я жизни в их лицах, не увидел радости. Печально, что красивые идеи, зачастую, приводят к такому финалу, впрочем, это так обычно для истории.
Заночевал я в парке на окраине Копенгагена, проехав по дороге через арабский квартал. Это был мой первый опыт видения таких объектов в европейских городах. Для меня было необычно наблюдать рядом с европейской столицей совсем другую жизнь и культуру – высокие заборы, толпы арабских детей, арабский язык. В дальнейшем я часто проезжал через подобные образования, и они не радовали меня.
Возможно, я не прав, но считаю, что человек, переезжающий на ПМЖ в другую страну, в другую культуру, должен, обязан отречься от своих старых культур и традиций. Если тебе плохо жилось на прежней родине, зачем ты везёшь с собой старые порядки и законы? Меняйся! Ведь причина твоих несчастий на прежнем месте может скрываться не в невезении, а именно в этих традициях и в тебе самом. Изменить своё тело мы почти не в состоянии, так измени хотя бы свои привычки! И если ты настойчиво сохраняешь свою старую родину вокруг себя на новом месте, то кто ты как не захватчик?
26.07.2005
Интересно, откуда в глубине парка появилась черешня? Причём всю черешню на деревьях уже объели птицы, осталось лишь несколько красных шариков на земле.
Вернувшись в город, рассматриваю архитектуру, прогулялся по ботаническому саду. Наконец смог сходить на верх в собор св. Петра – туда ведёт длинная винтовая лестница, проходящая в конце по самой крыше собора. Интересно, почему то «природная» высота (высота с гор, обрывов, оврагов) никогда так не страшит меня, а вот «городская» высота (крыши домов, высокие переходы) сразу вбрасывает гормоны в мой организм и заставляет деревенеть мускулы. С высоты 80 метров открывается потрясающий вид всего Копенгагена и его окрестностей – краснокирпичные стены и черепицы, позеленевшая бронза. Вдалеке я впервые в жизни увидел действующие ветровые генераторы – гигантские трёхлопастные цветки, в дальнейшем я ещё не раз видел их, разных видов и гораздо ближе. Ещё раз заехав в центр, заметил, что нарушаю правила. Оказывается, в старом городе на некоторых центральных улицах есть ограничение на время передвижения на велосипеде (в середине дня, когда там много туристов). То есть надо слезть с велосипеда и везти его рядом с собой.
Постепенно выехал из города, а затем и из пригородов. В Дании, в отличие от Финляндии, почти все домики в пригородах и небольших городах построены не из дерева, а из кирпича, видимо сказывается отсутствие и дороговизна леса. Эта тенденция продолжилась и дальше, в континентальной Европе, причём в каждой стране я замечал свои особенности в постройки домов. У кого-то они более функциональны, у кого-то - консервативнее, кто-то делает окна больше, кто-то - меньше. Думаю так или иначе это должно иметь связь с менталитетом народа. Какие окна построит в своём доме человек с открытой душой, и какая культура поведения будет у народа, предпочитающего высокие глухие заборы?
По дороге попал на небольшой пустынный песчаный пляж – дождь кончился, но низкие тучи ещё висели, было прохладно и дул сильный ветер. Столики, скамейки, туалеты – всё стоит чистое, ухоженное и бесплатное. Увидев качели, не удержался и покачался немного на них. Зачем я приехал в Европу? Качаться на качелях Дании, вспоминая детство! ;)
Велодорожка потерялась и я стал передвигаться уже просто по шоссе, снова приближаясь к морю. Наконец появился долгожданный лесок. Снова красивые буки! Отличное место для ночёвки, но вначале немного купания в море и чудо – вижу красивую медузу, плавающую по волнам!
27.07.2005
Давным-давно, десятки и сотни миллионов лет назад, маленькие морские живые существа накапливали в своих панцирях и скелетах карбонат кальция. Потом они умирали, их маленькие останки падали на дно и накапливались. За миллионы лет они постепенно превращались в толстые слои камня - известняка. Прошло много времени, климат менялся, и наступающие с севера ледники смяли его слои. Потом вновь потеплело и море дошло до смятых каменных скал. Когда в этих местах появились предки датчан, они дали им имя –Монс Клинт. Туда я направлялся.
Путь предстоял долгий. Скалы были расположены на самом востоке Дании на среднем размером острове. По дороге узнал, что не во всех магазинах Дании принимают кредитку Visa, датских крон я уже не имел, но кассир принял евро (оказывается в Дании можно расплатиться и евро, правда курс обмена не очень хороший и зависит от банка магазина). До скал через остров ехал по велодорожке – в Дании они рассчитаны больше не для перемещений между городами, а для рассматривания пейзажей – часто петляют, проходят через маленькие городки и красивые места, избегают интенсивных автотрасс. Асфальт на них среднего качества, иногда грунтовка. По такой грунтовке я и передвигался. Чуть сбоку опять появилась группа ветряков.
Ветровые электростанции кажутся мне наиболее «экологически чистыми». К сожалению, любая электростанция, так или иначе, негативно вторгается в природу. Атомные – непредсказуемы серьёзными авариями, тепловые – сжигают ценное топливо, загрязняя окружающую территорию химически активными веществами и радиоактивными изотопами, гидро – перекрывают движение рыб, затопляют ценные почвы и увеличивают вероятность землетрясений, солнечные – при производстве нуждаются в использовании ядовитых химических веществ, приливные – замедляют вращение Земли. И даже мои любимые – ветровые, убивают, порой, птиц. Увы, современная цивилизация пожирает всё больше и больше, все альтернативные источники энергии составляют ничтожную долю от традиционных, а мировые запасы ископаемых тают на глазах. И пока цивилизация мчится навстречу своей гибели, не только не останавливаясь, а даже наращивая скорость. И самое печальное, что большая часть ресурсов и энергии уходит на «игрушки» для взрослых и проедание пищи безумно расплодившимися хомосапиенс.
На подъезде к скалам, поля закончились и начался небольшой лес с кемпинг-зонами. Толпы туристов на машинах и автобусах останавливались на паркинге, недалеко от центра парка. Заметную часть среди туристов, как ни странно, составляли китайцы. Всё больше и больше появляется их на туристических маршрутах всего мира – страна явно богатеет и развивается.
Информационные стенды, туалеты, ресторан, продажа сувениров – Европа. Вниз к морю со скал вела длинная деревянная лестница, по которой спускались и поднимались вереницы экскурсантов. Скалы были действительно хороши – бело-желтоватые, с узким «пляжем» из полуразмытого глинистого известняка, по которому, поскальзываясь, передвигались посетители. Скалы постепенно размывает, и иногда от них отваливается очередной гигантский кусок, по этой причине часть тропинок по верху скал была закрыта, но на одну смотровую площадку сверху ещё можно было зайти и насладится пейзажем.
Мысленно сказав спасибо датчанам за краны для обмывки грязных ног (я тоже напачкался внизу у моря), я поехал назад с острова.
Долгая дорога, один мост пройден, другой, переезжаю по трёхкилометровый мосту через очередной пролив, красота! Ради удовольствия заночевать в лесу, ещё немного проезжаю и, наконец, достигаю его.
Леса – моя любовь. Самые любимые – сосновые. А уж если выпадает счастье проехать в Европе по узкой асфальтированной велодорожке, петляющей по такому лесу, я испытываю массу приятных эмоций. Увы, леса, даже если они есть, не всегда сосновые, а велодорожки, не всегда асфальтированы, даже когда существуют в наличии. Но и при этом я радуюсь жизни.
28.07.2005
Паром в Германию. 50 минут наслаждаюсь видами моря. Правда, таких как я не так уж и много. Странная особенность - как только пассажиры заходят на паромы (в любой стране) первым делом выполняют некий ритуал – туалет, жратва, «дютик». Или в другом порядке. Можно подумать, что господ не кормили, не поили и не пускали в туалет в течение долгого времени...
Германия
Два тысячелетия назад на северных окраинах огромной Империи существовали разрозненные племена диких варваров. Варвары воевали с империей, но не могли ей противостоять и отбрасывались всё дальше и дальше на север. Но время шло, и внутренние противоречия ослабили Империю – всё в этом мире переходящее, даже Империи. И варвары начали одерживать одну победу за другой. Империя пала, а дикие завоеватели основали на её обломках свои королевства, впитав в себя часть культуры погибшего гиганта. Королевства тоже воевали друг с другом, объединялись и дробились, погибали и возрождались. Постепенно развиваясь, лишь спустя тысячелетие они смогли достичь уровня былой империи, а потом и превзойти её.
Новые флаги, новые дорожные знаки - в каждой стране они своеобразные, даже конструкции светофоров отличаются (увеличенный или парный красный глаз). Без свежей карты немного запутался, но быстро разобрался и направился в сторону Любека. Опять длинный красивый мост и напряжённая езда – шоссе переделывают в автобан, ремонтируют и я еду в притык к автомобилям (велодорожки нет). Впереди заправка и я, наконец, покупаю в ней роскошную трёхкилометровку всей Германии всего за 4 евро. Дальше ехать становится легко и просто. После скандинавских стран очень непривычна большая плотность населения и густая сеть дорог. Городки плавно переходят из одного в другой, в каждом – небольшая готическая церковь и магазинчики. Асфальтовые дороги – как паучья сеть. К сожалению, качественный асфальт только на автомобильной части, а на велодорожках, идущих параллельно, корни деревьев часто портят асфальт.
Тучи сгущаются, и я ставлю палатку. Как необычно начинается ливень в широколиственном лесу. Отдалённые раскаты грома и приглушённые зарницы. Слабый запах озона и звуки порывов ветра, проносящегося где-то у высоких крон. Потом слабые шуршания капель и вот настоящий шум падающей воды! Но эта вода только шумит, но не падает на вас ещё несколько минут. Буки словно зонтиком защищают вас от дождя некоторое время.
29.07.2005
Континентальная Европа и Скандинавия хоть и близки по культуре, но имеют и отличия. Так в Скандинавии и Финляндии редко увидишь «крутую тачку» с разносящейся из неё ухающей музыкой.