Открыла архив, посмотрела несколько видео и фото, теперь рука не поднимается просто выгрузить заметки и оставить лишь список полезностей.. уж слишком самобытная страна и казалось бы провела там всего без году неделю, а интенсивность впечатлений как будто растягивает время, нарушая все законы физики, и хочется хоть немного побрызгать эпитетами и эмоциями перед тем, как приступить к основной части. Пусть это будет такой странный формат - не отчет, не отзыв, а вот такой уот мой опыт.
Прилетела в Мандалай я 23 декабря из Камбоджи. У меня в запасе было только 8 дней, чтобы завершить мой путь к воротам тайского монастыря, поскольку уже 31го в аккурат нового года я планировала быть готовой ко встрече с новым для себя опытом 10-дневной випасаны, а стартовала она 01 января, куда благо был прямой рейс Янгон-ЧиангМай. Старт этого месячного путешествия был положен в Лаосе, с него выложила скорее полезные заметки по маршруту. Потом переместилась в Камбоджу, для которой тоже хочется выделить пару вечеров и написать несколько строк здесь, несмотря на то, что отчетов по Анкору достаточно, похожего пешеходно-велосипедного опыта, чтобы в 2 дня уложить трек, длинною в 150км с неспешным посещением основных кругов и отдаленного БантайСрея не встретила, по крайней мере на тот момент.
Итак, про Мьянму,
Пока самая босоногая страна, где мужчины носят юбки, а женщины разукрашивают лица узорами древесной танакхи. Страна миллиона пагод, звона миллиарда колокольчиков, страна глубокой тишины на фоне городского шума. Страна искренних приветствий и душевных любопытных взглядов, неиспорченных туристическим кэшем, страна вкусных фруктов и гостеприимных приемов. И да, скорее всего я буду сильно не объективна, потому что уезжала через неделю уже по уши влюбленной и с абсолютной уверенностью, что вернусь туда вновь.
А началось всё с того, что за несколько месяцев до этого, я по старинке планировала просто купить билеты до столицы, прилететь на месяцок и уже на месте составлять маршруты, но папа прислал заметку о похищении русских на границе, со словами куда-куда ты там собираешься :D - пришлось открыть гуглоновости. Волею судьбы состав участников поменялся и сократилось количество дней, которые могла выделить, помимо этого конечно достаточно быстро пришло осознание, что это не просто очередная ЮВА страна. И там все будет «немножко» по другому. Спасибо и свежим отчетам, и группе в ТГ, кстати впервые встретила настолько душевный, отзывчивый и полезный чат. Во многом благодаря ему мне удалось закрыть большинство вопросов и впихать невпихуемое в свои 9 дней/8 ночей)).
Маршрут, согласно заявленному плану, выглядел достаточно оптимистично
1 день Мандалай (прилет + осмотр ближайших к центру Швенандау, Сандамуни, Кутодау + закат на Холме)
2 день Мингун + Сагайн + деревянная пагода + мост
3 день Баган (переезд из Мандалай + осмотр царства)
4 день Шар на рассвете + переезд Баган-Инле
5 день Рассвет на озере Инле + на закат на Каку Погоде
6 день переезд до Золотого Камня
7 день Рассвет на Камне + переезд в Янгон + Шведагон
8 день - запас на случай непредвиденных обстоятельств + прогулка по Янгону
9 день вылет в ЧиангМай
Типичное такое планирование, чем больше цель, тем легче в нее попасть) Намерение закреплено, пальчики перекрестила и с богом в путь.
МАНДАЛАЙ
Прилет днем. 4 часа до заката.
Аэропортовская бытовуха (виза-штамп, симка, обмен денег) заняла не больше 30 минут с момента посадки. Летели без багажа, только с ручной кладью. По выходу из аэропорта подъехало такси, завидя неместных, водитель вышел навстречу, уверенный что это именно я и тыча пальцем в приложение. Через минуту выяснилось, что сзади шёл австралиец.. в общем кто я такая, чтобы отказываться от знаков судьбы, мы конечно объединились и доехали до центра, поделив расходы пополам. Была суббота, доехали без пробок, минут за 35-40, дорога отличного качества.
Местный колорит встретил уже с первых минут, как только въехали в город и обогнали яркую процессию то ли свадебную, то ли еще какого-то культурно-значимого празднования. Те, кто называли Мандалай городом, где нечего смотреть и вообще он грязный, пыльный и вонючий, наверное только начинают своё знакомство с Азией, да что уж там с Африкой, Латинской Америкой и примерно всеми городами нашей большой родины:) По некоторым отзывам формировалось устойчивое ожидание по крайней мере Дели, но в реальности меня ждал с одной стороны такой узнаваемый азиатский колорит, с другой - всё как будто было совершенно по-иному. Яркие наряды, мужские юбки, интересные лица, улыбки, практически полное отсутствие туристов, в общем можно словить ощущение, что ты попал на один из уровней игры дикого запада)
На Мандалай было выделено только 2 ночи, и после заселения оставалось примерно 2,5 часа до заката и полный следующий день. 1 день или вернее его остаток дня нужно было использовать по полной.
Shhwenandaw, Sandamuni, Kuthodaw от отеля до первой точки доехали на тук-туке (заказ через граб, приехал через 1-2 минуты, стоимость 5000 кьят, дальше все цены буду указывать в уе - местных кьятах). Купили турбилетик на вход, который действовал на все входы достопримечательностей Мандалая на 2 дня. Между остальными прошлись пешком.
На закат поехали на Mandalay downhill, машину поймали перед подъёмом на гору за 10000, хотя предложения начинались с 30-20-15. У входа - обувные шкафчики, далее лестница в сам храм наверху, или можно воспользоваться лифтом. После заката храм быстро опустел, но уходить совершенно не хотелось, в первый день чаще какое-то особо восторженное состояние, когда хочется посидеть подольше, подышать новой страной. Никто нас не торопил, и мы могли насладиться видом на ночной Мандалай в абсолютной тишине. Пока где-то через часик комары не начали настойчиво предлагать нам сворачиваться и двигать в сторону гостишки.
На заметку -в Su Taung Pyae Pagoda ведут несколько лестниц с разных сторон дороги и только возле одной есть лифт, который ходит только в светлое время. Естественно пока мы собрались, он уже не работал, и то ли ограждения были как-то переставлены, то ли опустевшие магазинчики полностью сменили облик обратной дороги, в общем мальчик-с-пальчик заблудился) и пришлось немного поплутать, чтобы найти правильную лестницу. Если бы мы захватили обувь с собой в рюкзак, то можно было бы спускаться по любой из них, но нужно было найти именно тот вход, возле которого она ждала. К слову обувь обязательно нужно снимать, входя на территорию всех святых мест, а не только непосредственно помещения, о чем вам всегда напомнит специально обученный человек и поможет разместить её в специальных шкафчиках или полках.
Тук-туков вечером на горе уже не было, спускались пешком в кромешной темноте в сопровождении пары местных собак. Дойдя до главного дворца, отметили красивую ночную подсветку и не смогли отказать себе в удовольствии пройтись пешком еще и до отеля. Прохлада, тишина, ухоженные дорожки вдоль канала.. эти 5 км были как нельзя кстати, чтобы уложить впечатления от первого дня.
2 день - я так впечатлилась парком возле стен дворца во время вечерней прогулки, что решила еще и на рассвете пробежаться по внешнему кругу, вернее квадрату:) Предрассвет, легкая туманка, 10км - ррромантика) По пути очень много спортсменов- бегают, занимаются гимнастикой, даже группы каких-то боевых искусств встретились, все местные, ни одного туриста. Я сделала несколько диковинных снимков местных шаолиней, в ответ они меня позвали и с искренним любопытством сначала порасспрашивали меня, а потом поочередно устроили индивидуальные и групповые фотосессии). Хотела еще совместить приятное с полезным и пробежаться внутри стен до самого дворца, но охрана была непреклонна - вход иностранцам строго после 8 утра.. а это никак не вписывалось в мои планы, там и так ждал немаленький вишлист на сегодня:
Mingun (со всеми пагодами, царь-колоколом, и конечно белоснежной зефиркой)
Sagaing (Umin thonze и действующий монастырь Shin Sivali)
Kyauksein pagoda - Jade
U -бридж
Первым делом нужно было найти обменник (в аэропорту обменяли только часть денег), и потом найти машину на весь день, поскольку как выяснилось лодочное сообщение с Мингуном отсутствовало.
Все три обменика из трех близлежащих и обозначенных на гуглокартах оказались закрытыми в воскресенье (вот об этом хорошо было бы узнать на этапе подготовки), но язык до Киева доведет.. Возле последнего удачно разговорились с одним из водителей тук-тука, который кому-то позвонил, потом еще кому-то позвонил и нашел, кто может прямо сейчас обменять. Многие обменники выглядят так, что случайно распознать невозможно, если только не идете в него целенаправлено, часто он закрыт решеткой, которая поднимается только после вашего стука в неё. Курс дали 3400кьят за 1$ (накануне в аэропорту обменяли 3350). Я обменяла всю сумму сразу, но поскольку состояла в чате, где народ делился своими болями, поэтому забегая вперед в Багане и Инле предлагали за 2700-2800 (некоторые не стеснялись в своих желаниях и озвучивали даже 2300).
Этот же водитель предложил осуществить нашу программу на целый день за 80000, для сравнения отель предлагал 200000 за машину и 150000 за тук-тук. Из национальных особенностей передвижения - подъезжая к заправке ты никогда не знаешь дадут ли тебе добро на покупку бензина, чаще наш тук-тук разворачивали, несмотря на то, что бензин был и другим наливали, но на вас не рассчитано, так что едет куда ехали, если доедите). В стране введены строгие лимиты - не более 2л на тук-тук, уж не знаю за день или за раз, но прям ностальгия по 90ым накрыла, когда не больше 2х булок хлеба в одни руки выдавали). Еще особенность - граб позволял вызвать машину только в рамках одного дистрикта, т.е. мы не смогли заказать машину в приложении например из центра Мандалая до Мингуна.
По итогу дня мы выполнили весь свой маршрут + водитель завез в дополнительные три места (Shweibin monastery, sangar muni и вроде Bagaya) и уже на обратном пути после заката успели на автобусную станцию и купили билеты напрямую в JJ за 25000 (при покупке онлайн курс был бы официальный).
Про пагоды можно писать вечно, или если точнее - не знаешь что и написать. Как будто все слова не те.. Там время просто останавливается и наступает вечная тишина, которую не хочется прерывать. Myatheindan это просто вау.. Shin Sivali настолько впечатлил -что не могли уйти почти до захода солнца и пожертвовали закатным видом на мост ради него.
В завершение дня водитель привез нас на фруктовый рынок, который кстати даже в восьмом часу вечера еще функционировал. Выбор тоже порадовал - дыни, манго, авокадо, мандарины, ананасы, недорогая экзотика -драгоны, рамбутаны, лонганы. Не хватило только дуриана для полного счастья)
БАГАН
Тот же водитель утром доставил нас до автобусной станции. Автобус уже ждал, большой, комфортный, отправился в 7-00 без опозданий, без туалета (поэтому с одной остановкой, совмещенной с завтраком), заполнен был на 10-15%, кроме нас была еще одна пара туристов, дороги отличные, блок-посты проходили быстро (один раз зашли военные бегло посмотрели паспорта, улыбнулись и вышли), через 5 часов мы уже вышли на автовокзале Багана.
Первым делом нужно было разузнать возможность доставки до Инле, вообще вариантов там оказалось не мало - минибасы были и прямые, и с пересадками в разных деревнях по пути, цены разнятся от 50 до 200%%. Направление популярное у местных, поэтому билеты раскупаются в солдаут. Т.е. когда они нужны за пару дней видится купить их не проблема, а вот на следующее утро, вариантов оказалось не так много, но удача мой верный спутник. В первой конторе мест уже не было, во второй нам отдали последние два билета на минибас за 35000, который шел прямиком в нужную деревеньку Nyaungshwe. Ура! Можно отправляться исследовать местность.
Заселились быстро, из особенностей - и в Багане, и потом на Инле оплату охотнее берут в долларах, курс кьятов помножают на неофициальный, у нас был по 3400, так что съэкономить на обмене в этих городках не получилось (не только у нас). При этом нет никакой понятной ставки, по которой они меняют, каждый ставит согласно внутреннему курсу, нашептанному собственной совестью, ну и нуждой в деньгах наверное).
На осмотр выдвинулись пешком, посмотрели золотой Shwezigon в лесах, Bulethi и поняли, что таким темпом до закаты мы много не посмотрим, поэтому взяли тук-тук, сделали основной круг Praya thone Zu, Dhammayazaka, Naga Yon, Sein Nyet Stupa, еще несколько каких-то по пути и отправились на башню смотреть закат. Вид оттуда конечно потрясный.
Там же получили предложение утром подняться на шаре почти в полцены от того, что предлагали в городе - там было 130$ c носа, то тут за 280 000 (что по мандалаевскому курсу выходило - 80$). Для понимания того, как это происходит технически - вас забирают из отеля в 5-30 утра, привозят на площадку и грузят в корзину на 12-16 человек, в 6-30 начинается предрассветный подьем, в 7-30 вас спускают, выдают грамоты, бокал шампанского, фотографируют и к 8-30 возвращают в отель.
У нас на 8 утра были уже билеты до Инле, поэтому рассвет было решено встретить внизу на холме с видом на долину. И это было лучшим решением. Предрассветная прогулка и Баган кажется сознаны друг для друга:) Этот момент когда свет только начинает очерчивать тени пагод среди этой прерии, дымка тумана, стелящаяся по кустам, а потом когда первые лучи солнца начинают играть под разными ракурсами, освещая вершины башенок и куполов и создавая каждую секунду разные картинки.. любители фотографировать поймут, тут невозможно остановиться. При этом в воздухе пока ещё звенит тишина, караваны тук-туков не поднимают пыль.. эххх.. это было прекрасное утро!
Конечно полдня на Баган это критично мало. Я бы походила там пару дней, при чем именно пешком, ну максимум на велосипеде, но в этот раз так - времени было только прикоснуться по касательной. На этапе подготовки у меня сложилось впечатление, что Баган это какой-то храмовый комплекс, или несколько, куда ты приезжаешь и гуляешь несколько часов, потом переезжаешь в следующий. В реальности же это скорее несколько десятков плюс/минус небольших отдельно стоящих пагод, на посещение которых достаточно 10-30 минут, и относительно большие расстояния между ними. Но самый сок в том числе в этой площади между ними, на которой в хаотичном порядке еще нескончаемое число небольших и маленьких пагод в разной степени сохранившихся до наших дней. И по мне так гулять пешком между ними даже более атмосферно и впечатляюще, нежели посещение более крупных из них, особенно в рассветные и закатные часы когда свет меняет картинку почти каждые 5 минут.
ДОРОГА БАГАН-ИНЛЕ (Nyaungshwe)
Однозначно заслуживает отдельного абзаца, потому что местные минибасы это не просто автобусы, это песня какая-то:D Они едут скорее не по маршруту, а по направлению заданной цели, это значит, что по пути будут выходить/заходить разные люди, козы (ха-ха), меняться тюки, бочки и прочий провиант как внутри салона, так и снаружи, преимущественно на крыше. Часто груженная машина в высоту больше, чем сумма всех остальных ее измерений.
Также вы должны быть готовы, что это не рейсовый автобус, у которого только вы и пункт назначения, а время в пути можно предугадать открыв навигатор и построив маршрут. Это скорее сообщество единомышленников, собравшихся вместе проехать в одну сторону)) те вы должны быть готовы к бесконечным остановкам на покурить, попить, пописать, поприветствовать старых знакомых, спросить как дела у дяди, заправиться, поесть, размяться, подобрать кого-то, купить жевачку, сигареты, чипсы ну и еще какие-то причины, которые без знания местного менталитета сложно себе объяснить:)
Про оптимизацию логистики, времени в пути тут пока не слышали, поэтому лучшим решением было запланировать морально целый день, попустить контроль и просто окунуться в жизнь, такую, какая она есть, разве что немного держать пальчики, чтобы к закату вас всё-таки довезли до места назначения. Мы прибыли в аккурат заката часикам к 18. К этому моменту жизнь уже ушла по домам, плотно закрыв ставни, засовы и забрав с собой последний искусственный свет. В гостишке нас встретили фонариками, сказали что электричество отрубили по всему району, но вот-вот они очень ждут его включения. Тогда будет и вай-фай, и горячая вода, и возможный ужин)
Выбор чем заняться был небольшой, решено было оставить рюкзаки и сходить прогуляться по окрестностям вдоль реки, размяться после 10 часовой дороги. Хозяйка пару раз переспросила, точно ли мы хотим идти в темень, посоветовала быть бдительными, выдала фонарик и благословила:)
Любопытство к исследованию закончилось также быстро, как и несколько домов улицы. Минут через 7 мы уже вышли в чистое поле, и хоть русская душа и любит просторы, но честно стало немного жутковато) полная тишина, кромешная темнота, разве мертвых с косами не хватало. Дабы не встроиться в эту картину этими персонажами, мы повернули обратно «к центру» и решили посидеть/постоять на пирсе. Тут тоже не стоит представлять себе черноморскую набережную, скорее несколько досок между домами, для более удобной посадки в лодки:)
Через час по нашему возвращению свет действительно дали, то, что мы были единственные туристы говорило не только пещерное эхо по всему этажу, но также единственный накрытый стол по середине огромной столовой, т.е. не только единственный накрытый, а единственный собранный и стоящий в огромной зале в принципе. Остальные были перевернуты и стояли кучей малой по стенкам помещения, прям как в наши времена на школьных дискотеках) За ужин хозяйка денег не взяла, сославшись на велком-порыв зова души.
ОЗЕРО ИНЛЕ
На следующее утро, не дожидаясь восхода, мы взяли лодку на полдня за 50000 (стоимость будет такая же, даже если брать на весь день) и поехали искать знаменитых рассветных рыбаков. Утро было среды, а значит в Мьянме это отдельный день - 8ом по номерации и по совместительству праздник, рыбаков застали маловато, но чудеса управления веслом одной ногой все-таки лицезрели) Фотогеничных конусов не было, вместо них рыбачили объемными металлическими сетками, напоминающие наши советские снасти.
Пока солнце не взошло, на лодке было достаточно прохладно, поэтому заботливое напоминание взять плед было как нельзя кстати.
Дальше было озеро, рыбацкая деревня, дом и магазин длинношеих женщин и невероятный комплекс Shwe inn - просто мастси для посещения, учитывая, что вы уже добрались в такие дебри. На обратном пути заехали еще в одну деревню на другой стороне озера, посетили местную святыню с золотыми колобками, одна легенда чего стоит:) Также бонусом посетили плавучий рынок и через помидорные и еще какие-то плавучие сельхоз поля взяли обратный курс, поскольку сегодня были еще большие планы на вторую половину дня. Уж очень хотелось посетить и встретить закат на долгожданной пагоде какку.
Вернувшись около двух часов дня, хозяйка уже организовала тойоту за 80000. Дорога в обе стороны заняла 4 часа. Примерно 1,5 туда и 2,5 обратно - вечером дорога загружена, в том числе поскольку фуры встают караванами на ночь.
Kakku Pagodas я заприметила еще на этапе подготовки и влюбилась сразу, но не было свежей информации о возможности проезда, кто-то говорил, что все норм, кто-то как обычно фонтанировал страхами и сомнениями о напряжённости в тех краях. Район и вправду не самый спокойный, после 19 лучше планировать уже вернуться восвояси, тк блок-посты могут просто закрыться, именно на этом направлении из всей поездки были самые длительные остановки для проверки документов, причем не только или не столько наших, сколько и водителя тоже.
Как только подъезжаешь ко входу, становится понятно, что все переживания стоили того. По мне так это топ3 мьянманских мастси, если не топ1. Место немного отдалённое, возможно поэтому не такое популярное. Если и на остальных достопримечательностях было малолюдно, то тут просто рай интровертов + абсолютное отсутствие продавцов. До заката хотелось бродить среди леса из ступ, слушать перезвон колокольчиков, сидеть облокотившись на эту вечность.
Вернувшись обратно в деревушку ближе к 8 часам вечера, поняла, что предыдущий день был не исключением, и отключение электричества было совсем не случайным, после заката тут закрыто всё, вот представьте себе самый прямой смысл этого слова) ВСЁ!
На 8 утра хозяйка уже забронировала билеты до Янгона на JJ бас за 40000 с трансфером из гостишки до трассы, поэтому можно было со спокойной душой завалиться в кровать после насыщенного дня и полученной тонны впечатлений, даже не дождавшись, когда же включат электричество, и бойлер хоть немного нагреет воду в душе.
ДОРОГА ИНЛЕ - ЯНГОН, точнее ЗОЛОТОЙ КАМЕНЬ, точнее ПОПЫТКА до него добраться с первого раза :)
Тут будет особенно трепетная история, которая есть в загашнике у всех путников, кто хоть раз начинал предложение со слов, а давай сэкономим время/деньги (нужное/подчеркнуть). Ха-ха-ха (читать зловещим голосом).
Была задача после Инле добраться до Золотого камня и я решила сэкономить время и не делая круг до Янгона, сделать пересадку в г.Пегу, он же Баго. Расстояние Пегу-Янгон около 80км, экономия по моим расчетам должна была составить 1,5-2 часа в каждую сторону, а с учетом вечерних пробок и того больше. Итак на кону стояли минимум 5 часов времени и возможность одним днем добраться от Инле до Камня, чтобы уже на следующее утро встретить рассвет на самой важной точке паломничества штата Мон.
Водители автобуса сразу предупредили, что в связи с беспорядками уже какое-то время маршрут изменен и сейчас (на декабрь 2023) он проходит по окружной, не заезжая в г.Пегу. Тогда было решено сойти на трассе в районе развилки и там уже найти вариант добраться до конечной точки. Оставим за скобками эмоции по поводу слабоумия и отваги, помня, что действия происходили в стране, где идет открытый внутренний вооруженный конфликт, в районе, который считается одним из активных, где введен строгий комендантский час, закрываются блок-посты и тд и тп)
Идея выйти по пути, не доезжая конечной точки маршрута, не показалась водителю чем-то уж совсем невероятным, он быстро согласился на высадку в нужном месте. По прогнозу прибытие должно было случиться часиков в 17-18, что фактически граничило с закатом. Надежда поймать попутки в темени совсем не билась с реальностью, поэтому план был таков - заказать такси из Янгона, чтобы водитель такси выехал пораньше в аккурат, чтобы встретить нас уже на точке, и тогда, не теряя времени, мы добрались бы до городка Kin Pun (по расчетам за пару часов), там предполагалась ночевка (несколько часов) и пеший предрассветный выход на камень.
Итак, в 8 утра автобус Инле -Янгон (JJ за 40000) подобрал тоже на трассе в поселении Shwenyaung (тк он стартовал из Taunggyi). Сразу списалась с организатором такси-трансфера и, надо отдать ему должное, он по своим каналам сам нашёл водителя автобуса, связался с ним, договорился о точной точке предполагаемой высадки и потом всю дорогу отслеживал время перемещения. Дорога прошла комфортно, сидения в автобусе аля бизнес-класс самолета, пледы, вода, дорога ровная, одна большая пробка была в районе блок-поста, еще не доезжая главной дороге Мандалай-Янгон. Судя по общению с народом, пробка там каждый день из-за большого потока фур по тому направлению. Сделали пару остановок возле едален и с небольшим отставанием в 18-30 вечера подъехали к нужной точке.
Немного напряженности ситуации добавил мой организатор, когда часиков в 16 вдруг написал, что один из блок-постов, расположенный на мосту через реку Ситанг возможно закроется в 20-00. От нашей точки это 33 мили, те как раз 1-1,5 езды. Те мы приехали в аккурат ластколл) Времени конечно без запаса, но если обойтись без приключений, то шансы успеть очень даже велики.
Таксист встретил прямо у раскрывшейся двери автобуса, быстро забросив рюкзаки, через пару минут мы уже двигались в сторону моста. Я была рада сработавшей схеме, и счастливая откинулась на заднем сидении.
В идеале дальше должна была заиграть музыка из «кто хочет стать миллионером» и голосом Диброва зачитать.. итак, вариант А - мы добрались не только в Кинпун, но и успели подняться на гору, поскольку узнали от водителя, что даже на горе возле камня есть ночлежки,
вариант В - кто мы такие, чтобы приехать в новую страну и двигаться согласно таким скучным планам,
вариант С - когда еще будет шанс увидеть реальную Мьянму, а не из окна трансферов,
вариант D - а пусть нам в этом приключении помогают все местные, включая военных, полицию и просто добрых людей.
Конечно опытный путник уже на словосочетании «счастливая откинулась» почуял не ладное. Как горят, не говори гоп.. Усевшись в машину немного напряг свист, с которым завелась наша далеко уже не новая тойотка, а также сначала мигающие, а потом просто постоянно горящие лампочки аккумулятора и масла на панели инструментов, но не настолько сильно, чтобы мы начали переживать, мы родом из СССР!! и не на таких катали). Скорее это добавило автомобильной романтики и настроило лад воспоминаний и историй, связанных с прошлым автоприключенческим опытом.
Дальше сухие факты:
19-35 (ровно час в пути) водитель сворачивает на обочину в 15 метрах от того самого моста. Мы выдыхаем, потому что кажется все по плану, и мы приехали с запасом в 25 минут.
19-36. Водитель открывает капот.. уже можно смеяться)
19-40 водитель просит 10-15 минут и предлагает выпить чашечку кофе в лавке напротив, пока он порешает свои технические делишки.
19-45 оставим за рамками качество напитка, который было предложено себя побаловать, но глядя вокруг на весь этот сюр, мы не могли не устроить там фотосессию. Ночь, темень, какая-то одинокая кафешка с заваркой какой-то травы внутри термоса, этим вместо воды можно было разбавить любой из пакетиков 3в1, тем самым превратив его в 4 или фантазируя количество ингредиентов может быть все 10в1. Уровень чистоты и захламленности какими-то канистрами и прочим скрабом оставлю вашей фантазии.
19-55 -посмотрев на часы, я начинаю что-то подозревать, иду к водителю, тот заверяет, что переживать не стоит и мост останется открытым вплоть до 22-00, просит еще минут 10-15 и отправляет за второй порцией снадобья.
20-25 - вооружившись поддержкой кого-то из местноых, он откатывает машину метров на 20 вглубь, там появляется свет и становится виден баннер с гаечным ключом. Мы молча переглянулись. СТО в таком случает никого не оставит равнодушным. Это как ожидание результатов анализов, ты либо дико счастлив, что всё обошлось в этот раз, либо очень грустишь, патамушта дело дрянь))
20-26 -приходит осознание, что наш случай -второй. Полностью разорван ремень, запасного нет, попытки что-что сляпать за 30 минут не увенчались успехом. Водитель просит ещё 10-15 минут..
Из предыдущих нескольких таких десятиминутнок уже сложился час, и жаренный петух наконец-то больно клюнул - походу сегодня мы не попадаем не то, чтобы на камень, а уже и до Кинпуна вопрос подвис. Дальше на быстрой перемотке - переговоры с организатором трансфера, общение с проходящими местными, военными блок-постов и всеми встречными по возможностям оперативной доставки на попутках, такси, осле, ковре-самолёте, в сопровождении или внутри полицейской машины)
До Кинпуна оставалось 23 мили, те максимум час езды, если бы мы отреагировали сразу, то в 19-30 точно бы уехали и уже были бы там. Надо отдать должное попутки останавливались практически все, кроме дальнобойщиков, но либо ехали не туда, либо были полные. Что что, а надеяться и верить мы умеем, в 21-50 остановился грузовичок, высунулся обладатель шикарной улыбки в 36 светящихся в темноте зубов, выкрикивая через каждое предложение «расия ура» и делая соответствующий приветственный жест рукой. Конечно я вас довезу, куда вам надо, садитесь, -по крайней мере так я поняла его отрывистые английские слова, секунда раздумий, мы уже в грузовичке. Высовываюсь в окно помахать водителю такси, как слышится звук, с которым завелась наша тойотка. Еще 2 минуты на мольбы нашего таксиста все же вернуться и все простить.
Ладно, мы не злопамятные, в 21-57 стартуем. Уже знакомые военные машут нам в добрый путь и откатывают баррикады, которые уже успели наставить поперёк дороги, приготовившись к комендантскому часу, мы растекаемся по заднему сидению.. ещё ровно на 4 минуты, пока не достигаем второго блок-поста уже с обратной стороны моста, где другие, уже совсем незнакомые нам, военные из соседнего штата ушли на свои ночные позиции, плотно установив необходимые преграды.
КОНЕЦ ПЕРВОГО АКТА. ЗАНАВЕС.
Комендантский час тут длится 6 часов, открытие движения по блок-посту предполагалось в 4 утра. Естественно в зоне видимости не оказалось ни одного открытого в 10 вечера нормального постоялого двора. Так волею судьбы я узнала, что метров за 300 вдоль дороги есть специально отведенные места. Там есть лежаки, свет, кабинка деревенского туалета, шланг с холодной водой возле корыта, и даже можно было прикупить джентльменский набор- 2 пледа и мини подушечка. Контингент соседей был соответствующий. В первые секунды казалось это розыгрыш, и сейчас прилетит ковёр самолет и заберет попить тёплого молочка и уснуть в тёплой кроватке.. но эти фантазии побыстрому спугнул таксист, протянув в подарок по стопке тех самых пледиков.
Ужином послужила связка бананов - единственное, что оказалось доступным в округе в это время. И на том спасибо. В 23-00 мы расположились таки в отведенном месте, крепко обняв сумочки с документами и техникой, оставлять на трассе, хоть и в закрытой машине чёт не решилась. Несмотря на время и предполагаемый ранний подъём, сон пришли не сразу) Впечатлений были полные штаны))
В 4-05 водитель предложил выезжать и за час довез до Кинпуна. Первый грузобас, курсирующий туда-обратно каждые 30 минут, должен был стартовать в 6 утра, в реальности поехал ок 6-30. Еще 40 минут серпантина и мы наконец-то вышли наверху, возле дорожки, ведущей к заветному камню. Паломническая тропа обычно подразумевают несколько иное перемещение, но думаю кто ж будет против защитать нам этот:)
Сам камень в секунду сгладил все дорожные приключения. Очень сильное место. И да, там наверху оказалась целая жизнь- монахи, продавцы подношений им, огромное число ночлежек и ларьков. Конечно ехать туда нужно вечером предыдущего дня, чтобы успеть подняться на последнем грузобасе в 6 вечера и тогда откроется возможность встретить рассвет там. Ночью не только на автобусе, но и пешком сегодня вроде подняться нельзя из-за комендантского часа, если верить словам ребят с блок-поста. Сама территория вокруг камня не маленькая - посещение заняло ок3 часов.
Уже спустившись с горы, рядом с нашим такси стояли рейсовый автобус и минибас по 10 и 20000 соответственно, которые с удовольствием и комфортом готовы были доставить до Янгона, но мы загрузились в уже родное такси, устроили по телефону финальную стадию переговоров с организатором поездки, который пошёл навстречу и скинул почти половину изначальной стоимости.
Обратная дорога заняла ок 3 часов и в районе часа дня мы въехали на фрукто-овощную базу в Янгоне. Wholesale market расположена чуть севернее центра Янгона, недалеко от аэропорта. Специально из центра не поедешь наверное, но по пути было очень кстати закупиться на несколько дней. Цены и ассортимент там прямо порадовали. Желтые арбузы стали отличным завтраком, а несколько килограмм лонганов по 0,5$/кг еще пару дней грели душу:)
ЯНГОН
Конечно центровым место является золотой Шведагон. Он огромен, прекрасен и днем, и с ночной подсветкой. Много гидов с удовольствием расскажут обо всех его уголках и традициях - куда идти, сколько кругов наворачивать, на какого из Будд лить водой, кого потрогать на удачу. На посещение можно смело закладывать 2-4 часа. За пагодой красивый небольшой парк, через который можно прогуляться до чайна-тауна. Вечерняя жизнь в Янгоне просто кипит по сравнению с остальными городками. Хорошо развит общественный транспорт, за 300 кьятов иногда можно быстрее добраться до нужного места, чем состыковаться с водителем в грабе, который вдруг решил вас подождать «на другой стороне дороги», или за другим поворотом и пока вы пошли туда, он с завидной скоростью перемещается на ваше место:). Кстати граб работал хорошо только в Мандалае и Янгоне.
Еще несколько моментов, которые сама искала при подготовке.
Ночные автобусы ходят по направлению только из /в Янгон. Билеты можно брать через любой отель, либо на автобусных станциях напрямую у перевозчиков. Когда вас привозят желательно сразу берите тут же следующий билет по нужному вам направлению. Направление Инле-Баган загруженное, только минибасы, поэтому берите за пару дней, чтобы избежать солдаута.
Обменники дают хороший курс в Мандалае и Янгоне. Баган/Инле - курс был «туристический», да и само количество предложений критично мало. Найти что-то открытое в воскресение - это отдельный квест, основные все закрыты.
Кроссовки можно упаковать поглубже в рюкзак сразу после прилета и перемещаться в шлепках:) поскольку количество раз, когда придется их снимать за день исчислялось десятками) в какой-то момент я просто перестала их надевать, даже выходя из тук-тука). Со светлыми кроссовками тоже подумайте дважды.
Количество туристов, точнее практически их отсутствие не может не радовать, в большинстве отелей мы были единственными постояльцами. За всю поездку встретили наверное с десяток иностранцев - большинство на рассвете в Багане (Янгон не беру в расчет, усё-таки столица).
В завершении много писать не хочу, пусть каждый, кто соберется в эту аутентичную и пока еще очень самобытную страну составит своё личное впечатление. Эта страна точно в топе моего личного рейтинга, возможно и вам понравится;)