Старинные некрополи вообще часто являются настоящим пиршеством для любителей архитектуры, будучи отражением многолетних или даже многовековых традиций местного или национального зодчества и представляя собой небольшие "музеи под открытым небом". К таковым, к примеру, относится каирский Город мёртвых, называемый в путеводителях Dead city (правда, местные под таким именем его, как оказалось, не знают) - один из самых колоритных уголков старого Каира:
Но самым интересным и красивым некрополем, что я видел, является мемориальный комплекс Шахи-Зинда в Самарканде, куда мы сейчас, с вашего позволения, вернёмся, и где уже окончательно закончим этот рассказ - я просто не могу, говоря о шедеврах среднеазиатской архитектуры, обойти стороной такой "лакомый кусочек". Тем более что его - с натяжкой, конечно, но очень небольшой - можно назвать этаким "Узбекистаном в миниатюре" - не в смысле размеров сооружений, они-то там как раз вполне "взрослые", а потому что в нём на небольшом пространстве можно увидеть практически все классические архитектурные формы средневековой Средней Азии.
Я встречал многих людей, которые относятся к некрополям настороженно, с большой долей предрассудков и суеверий. Но для меня они (возможно, из-за моего лёгкого отношения к смерти, включая собственную - причём к ней как раз в первую очерель: ведь морально-психологически намного тяжелее терять близких людей, чем уходить самому, зная, что впереди тебя ждёт не конец, а лучший мир и встреча с любимыми, "шагнувшими" туда раньше) - явления чисто архитектурные, радующие глаз и зачастую стоящие в одном ряду с лучшими достопримечательностями места или города.
..........
История некрополя Шахи-Зинда началась в 11 столетии, когда был построен Мавзолей Куссама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда, прибывшего в Самарканд в конце 7 века во главе небольшого войска с целью распространения ислама и убитого там местными язычниками. Правда, легенда гласит, что Куссам ибн Аббас не умер, а скрылся в подземелье через внезапно возникшую расщелину (по другим преданиям - в колодце), где и живёт по сей день. А потому усыпальницу, возведённую спустя 400 лет на месте гибели - реальной или мифологической - родственника самого Пророка, назвали Шахи-Зинда, что в переводе означает "Живой Шах (Царь)". Она быстро стала популярным центром паломничества, а её троекратное посещение приравнивается к одному хаджу в Мекку и Медину.
Как большой архитектурный комплекс, некрополь сложился в 14-16 веках во времена династии Тимуридов, когда вокруг Мавзолея Куссама ибн Аббаса были построены другие мавзолеи, усыпальницы и мазары, в которых хоронили родственников и сподвижников правителей. Здесь обрели вечный покой (пошли им аллах его!) жена, сестра и племянница Тамерлана, один из его военачальников, позднее - друг и соратник Улугбека Казы-заде Руми, тоже учёный и астроном, и некоторые другие известные и почитаемые люди тех времён. Большинство погребальных сооружений были богато и красиво оформлены, имели монументальные порталы, облицованные керамикой в бирюзовых, голубых и синих тонах. Таковыми большинство из них - при неизбежных проведённых реставрациях, естественно - сохранились до наших дней.
Некрополь разрастался и в последующие столетия, хотя после переноса центра власти в Бухару большие роскошные мавзолеи больше не возводились. Но менялась его общая планировка, строились мечети и медресе, появлялись новые захоронения, а уже в 20 веке на входе в комплекс был сооружён монументальный декорированный портал, видный издалека:
Сегодня через весь комплекс "Живого Шаха" проходит проложенная в 18 веке главная улица, вдоль которой и расположены все основные мавзолеи. Лестницами и особыми сооружениями - чартаками, представляющими собой арочно-купольные ворота-проходы - она делится на несколько участков, условно названными нижним, средним и верхним. С вашего позволения, я не буду "идентифицировать" каждую постройку некрополя и покажу их в "формате" прогулки ("посмотрите налево, посмотрите направо"):