Итак, где-то в одной из предыдущих жизней (еще до мобилизации, но уже после 24 февраля), осуществилась моя давняя мечта (как оказывается мы все мелко мечтали до 2022 года) – побывать в Грузии. Почему я этого так хотела? Может, потому что обожаю их кухню, люблю горы, а еще хотелось составить свое мнение о грузинском гостеприимстве.
Летели из Москвы от родителей в Баку, оттуда в Тбилиси. На обратном пути из Тбилиси в Прагу через Стамбул. Цены на билеты снивелировали всю экономию в самой Грузии. 2022 год, детка. Велком ту нью реалити. Эх, коронавирус, какой же ты был ерундой…
Маршрут на 13 дней нарисовала нам следующий. Тбилиси – Сигнахи – Мцхета - Степанцминда – Боржоми – Кутаиси и округа – Батуми. Состав отдыхающих: я, муж и сын семи лет. Транспорт – арендованное авто. Хотелось бы до рассказа по дням тезисно пройтись по основным моментам, которые очень могут пригодиться тем, кто собирается предпринять подобную авантюру.
Итак, начнем.
1. Отношение к русским. Почему-то именно это у меня спрашивали в первую очередь после возвращения. Никого особо не интересовали горы и хачапури. А вот плюют ли в рожу очень хотели знать. Так вот, ребята, я искренне восхищаюсь грузинами. Иметь способность не распространять вину на весь народ за действия отдельных персонажей, это талант. Нигде, повторяюсь, нигде мы не встречали плохого отношения. Оно было либо хорошим, либо очень хорошим, либо пофигистичным, но в последнем случае оно было таковым ко всем клиентам. Увы, сервис существует еще не везде. Добавлю несколько моментов. 95% ресторанов были выбраны заранее по отзывам (это лучший способ не разочароваться в еде и сервисе и не только в этой стране) и разговор я всегда начинала с «Гаморджоба». Вот честно, искренне не понимаю русских, которым сложно выучить 2 слова на-грузинском. После можно спросить «English or Russian?» и, поверьте, с вами в абсолютном большинстве случаев будут говорить по-русски, ну либо максимально стараться. Оставьте уже эти свои имперские замашки, порой было просто противно смотреть со стороны. Вы в гостях, а не у себя дома.
2. Аренда авто и дороги. Здесь я могу написать целую лекцию. А можно просто одним словом. Это трэш. Когда я читала перед поездкой про «хорошие дороги», я не могла представить, что нас на самом деле ждет. Никаких хороших дорог там нет. Ну либо они хорошие по сравнению с тем, что было там же 100 лет назад. Действительно добротная дорога по международным стандартам с непересекающимися встречными потоками идет километров 100 между Батуми и Тбилиси. Все остальное, это серпантин по одной полосе в каждую сторону с постоянными выездами на встречку бесстрашных горячих парней. Это натурально русская рулетка. Правил не соблюдает никто. Пойти на обгон в гору перед поворотом на серпантине – да легко. Никого не трясет при этом, что он может и вашу жизнь прихватить с собой. Если пробка – значит поедем по встречке. Они реально могут ехать тебе навстречу, объезжая пробку и сигналить тебе фарами, чтобы ты ушел на обочину! Понятия сплошной не существует в принципе. Порой на разметку просто забивают, ее нет. На 370 км пути между Батуми и Тбилиси нам потребовалось 6,5 часов. Это нормальная дорога, господа?
Когда мы ехали на такси из аэропорта, муж отметил занятную деталь – немалая часть машин имела только один бампер, а иногда и ни одного. Наивный, уже через пару дней он понял, куда они все деваются. Отсутствие правил и дороги это только два фактора, которые могут ускорить вашу встречу с Богом. Есть еще третий – скот. Коровы, собаки, лошади, а иногда еще и свиньи – это полноправные участники дорожного движения в Грузии. Они везде, ночью и днем. У животных в Грузии больше свободы, чем у людей на территории некоторых стран постсоветского пространства. Причем правила они знают примерно также, как местные водители, то есть никак. И вот этот комплекс условий держит тебя в тонусе от начала до конца. Поэтому с высоты уже имеющегося опыта, я не рекомендую брать машину в аренду или водить свою машину в Грузии, если вы не очень опытный водитель. Кто-то скажет, ой да ладно, я ездил и со мной ничего случилось. Да, но тот, с кем случилось, уже не расскажет. За 13 дней мы действительно почти не видели мелких аварий – на них тут похоже никто и не обращает внимание – а вот крупных было достаточно. Перевернутые фуры были все три дня в Казбеги, сбитая корова и машина всмятку рядом с Батуми, а в Кутаиси на наших глазах сбили человека насмерть. Из всех стран, где мне удалось побывать, хуже обстановки на дорогах я не видела нигде. А мой итальянский муж и вовсе находился в состоянии перманентного ужаса, уж на что генуэзец с опытом тамошнего вождения. Для рафинированного немца это был бы просто конец.
3. Собаки. Их хотелось бы выделить в отдельный пункт, так как они этого заслуживают, а вернее их количество. Столько бездомных собак на квадратный метр нет, пожалуй, нигде. Чаще по одной, иногда по две-три особи. Не могу сказать, что они были агрессивны, скорее вяло-апатичны и лежали в характерной южной позе дохлого животного на одном боку. Но сам факт постоянного присутствия беспризорных четвероногих очень напрягал. Людям, которые боятся собак, как мой сын, будет там максимально некомфортно. Хотя, как считают психиатры, клин клином вышибают и вполне возможно, принимая яд по чуть-чуть каждые пять минут, через пару дней вы перестанете быть к нему восприимчивы. С моим сыном это почти сработало, но ровно до тех пор, пока мы не оказались в ночи посреди разборки собачьей своры – вся терапия моментально пошла насмарку. У каждого пса в ухе чип, что говорит о том, что все особи посчитаны, но судя по всему, пересчетом дело и ограничивается, стерилизацией не пахнет.
4. Ночное освещение. Его нет. Ни в городах, ни на дорогах. Ну на центральных улицах еще что-то могут подсвечивать, и то не факт. А уж если решишь свернуть куда-то, то просто оказываешься в туннеле, хорошо если со светом в его конце в качестве путеводной звезды, а то и этого нет. Идешь, светишь себе гугл мэпс и молишься ногу не сломать в яме. Иногда темные улицы еще и сочетаются с собаками (см пункт 3) и тогда вся гамма ярких ощущений вам обеспечена.
5. Безопасность. Ну от людей, слава Богу, никакой опасности мы не чувствовали. Это вам не Наполи и не Генуя. Люди здесь наоборот готовы помочь. Бояться надо водителей на дороге и, пожалуй, лучше не болеть. По крайней мере отзывы нескольких клиник в Батуми (ребенок вздумал потемпературить) привели меня к такому умозаключению. Рада, что обошлось.
6. Еда. Ребята, это мой рай. Конечно, мы выбирали места по отзывам заранее, но это не были какие-то пафосные рестораны и везде было вкусно. Ну может пару раз за две недели прокололись, но там частично сами виноваты. Некоторые рестораны практикуют два вида меню – для своих и для русских. Понять несложно. Цена на хинкали будет завышена раза в три. Нормальная цена для хинкали 1,1-1,5 лари. Если выше, что-то не то. Хачапури должен быть в диапазоне 12-16. Оджахури (мясо с овощами) – 18-20. Лимонад грузинский (любимый) – 2-3 лари. Смело ориентируйтесь на эти цены, чтобы понять, на кого рассчитан этот ресторан. Потому как эти позиции есть в меню практически каждого ресторана.
7. Заправки. Их много и они разные. Есть известных крупных 4 бренда, которые предлагают бензин на 0,5-1 лари дороже, чем заправки попроще. И когда ты заправляешь внедорожник за 3 лари/литр вместо 3,8, разница, знаете, ощутима. Нам было сказано заливать Regular, мы и заливали примерно по 3-3,2 лари за литр. Чем объясняется такая нехилая разница в цене, пояснить не могу.
Приведу наши траты на август 2022 за 13 дней.
Машина на 11 дней (арендовали через брокера) вместе с бензином – 570 евро (аренда 350 вместе со страховкой, остальное бензин), (проехали Тбилиси – Сигнахи – Степанцминда – Боржоми – Кутаиси – Батуми – Тбилиси, ну и окрестности немного.
Отели вышли примерно по 58 евро за ночь. Брали уверенный комфортный вариант, были много дешевле.
Еда и развлечения на 2,5 человек 74 евро в день. Ни в чем себе особо не отказывали. Не представляю, где в Европе можно так отдохнуть. В Италии у нас на троих человек один ужин выходил евро 70.
Итак, начнем. Аэропорт Тбилиси нас ничем не поразил, ну может ценами на кофе. 30 лари – где еще можно выпить кофе за 11 евро? Только в аэропорту Тбилиси и в Портофино. Больше вы таких цен не увидите в Грузии. Кстати, а вот ларек с чурчхелой в аэропорту совсем не отличается ценой от городских точек. Поэтому, есть смысл закупиться там перед вылетом, потратив последние лари.
В Грузии работают как минимум два знакомых приложения такси – Яндекс Такси и Болт. Пользуйтесь только ими. Не берите машину у зазывал, это в два-три раза дороже. Дорога до центра стоит примерно 12-15 лари через приложение. По городу можно ездить и за 3-5 лари! Это просто песня - такси за евро. Как нам сказал один таксист – «да тут все таксуют, работы нет особо», ну собственно закон экономики предложение-спрос в действии.
День 1.
Отдохнув с дороги, идем навстречу Тифлису. А он обещает жаркие объятия – уже с утра +28. В обед было +38. Хорошо, что шляпы взяли, обошлось без солнечного удара, но выпили по два литра жидкости на брата – ровно как советуют книги по ЗОЖ. Хотя, наверное, в такое пекло они советуют пять.
Итак, взяли такси из отеля до Цминды Самебы – решили не тратить силы и запасы жидкости на подъем. Цминда Самеба – второй по важности собор в Грузии и первый в Тбилиси.
Видно, что новодел – построен в 2004 году, видно, что монументально – хотели с размахом и величием, но, по моему мнению, именно в древности и скромности прелесть грузинских церквей. В мой топ 5 Цминда Самеба не вошла, хоть и иконы внутри украшены драгоценными камнями, а ночью действительно красиво подсвечивается (только она и мост и подсвечиваются толком во всем ночном Тбилиси). Вокруг собора приятная территория со смотровой на город.
Уже через 15 минут прогулки по территории платье прилипло к телу и началась страшная жажда – каменный город разогрелся до обещанных 35 градусов. И хотя нормальные люди утоляют жажду в зной водой, мы решили начать с грузинских лимонадов. Тут же есть кафе Воды Lagidze, где газировку сделают прямо при вас, наливая сироп из длинных колб, как в старом советском научно-фантастическом фильме. Все рекомендовали брать сливочный, читай наша советская крем-сода, что мы и сделали. Неплохо, но грушевый грузинский из бутылки просто топ.
Идем ниже на Queen Darejan Palace, в котором сейчас действующий монастырь. Территория к посещению открыта маленькая, но место не обсижено туристами, здесь действительно тихо и спокойно и красивый вид с балкончика на город. Лучше, чем с Цминда Самеба.
Идем еще ниже, постепенно корректируя на ходу план, чтобы не погибнуть в адском пекле. Решаем попасть на внешнее представление театра Габриадзе к 12, вместо запланированного 19-часового. Да, куклы выходят два раза в день. Место очень милое, европейское по атмосфере и ценам тоже.
Все в радиусе 100 метров в два-три раза дороже остального Тбилиси: от магнитов до кофе. Но именно магниты, заразы, оказались здесь самыми красивыми. Пришлось купить по цене Зальбурга)
Идем назад на тот берег, теперь уже по знаменитому мосту Дружбы. Мост, несомненно, самое людное место в городе.
Сфотографировать сам мост, или себя на его фоне – миссия невыполнимая. Причем непонятно, кого больше: туристов или зазывал на лодочные экскурсии. Ничего не имею против осмотра города с воды, но не в +37. Мы идем на канатку на Нарикалу. Народа немного, мы в кабинке сами, едем любуемся.
На Нарикале можно пойти направо посмотреть на Мать Карли,
а можно налево в крепость и потом вниз. Изначально крепость 1500 города постройки в планы входила, но пятна перед глазами звали настойчиво вниз, в тень, а еще лучше под кондиционер. Ресторан мы выбрали в районе Серных бань (Sulfur Baths) и совершенно неожиданно именно здесь мне Тбилиси понравился больше всего. Мы заблудились, но вокруг было так мило, что я даже была рада и на десять минут забыла о жаре.
Ресторан назывался Usakhelauri и это был лучший ресторан за все наше путешествие, ну или по крайней мере в тройке лучших. Еда, сервис, цена, атмосфера, кондиционер! Просто топ.
Ходить после двух хачапури на троих оказалось невозможным, и мы уехали на такси за евро пережидать сиесту в отель. Вечером выбрались снова в город, но уже на проспект Руставели, дошли до Рэдисон Блу (очень захотелось суши) и еще раз прошлись по мосту, но уже ночью.
План минимум по Тбилиси был выполнен ценой стертых ног и двух литров пота. От усталости закрывались глаза, но тут мне пришло сообщение, но машину нам к отелю доставят не завтра утром, а сегодня. Без доплаты, конечно. Ну ладно, давайте сегодня. А отель у нас был на левом берегу южнее Нарикалы. Тоже на горе. Таксисты не все знали, как проехать, так что и эта доставка не ожидалась легкой. Но чтоб настолько! Он два часа ездил по округе, два часа, Карл! Он не мог найти нас ни по адресу, ни по гугл координатам. Когда я попросила его позвонить хозяину отеля, чтобы он объяснил, ему это показалось оскорбительным. Ну ок, ночь длинная, ищи. В конечном итоге, он прислал смс, что если мы сами его найдем, то он нам даст скидку. Муж ответил категоричным отказом. Тут уже у меня начали сдавать нервы, я поняла, что мы можем оказаться без авто, ибо там у чувака уже тоже закипает южная кровь, и это совсем не айс, ибо весь план полетит к чертям. В общем, муж ушел в ночь и примерно через полчаса вернулся с машиной. Как они объяснялись, понятия не имею. Курьер не говорил по-английски, муж по-русски. Но это неважно. Главное – машина есть и возможно даже в рабочем состоянии. Уже на следующий день хозяин попросил скинуть фотки авто со всех ракурсов. Вот интересно, а если бы мы на ней гоняли всю ночь по этим лабиринтам… Так у мужа еще до посадки за руль случился первый культурный шок.
День 2.
Второй культурный шок не заставил себя долго ждать. Как только мы выехали на дорогу утром следующего дня в направлении Сигнахи, так он сразу и случился. За два часа пути пропотели также, как в первый день, только не от жары, а от волнения.
От Сигнахи я не ожидала ничего особенного, зная, что город специально пытались превратить в туристический центр, но мне там очень даже понравилось.
Мы пробыли всего три часа, излазив его вдоль и поперек, пройдя по стенам с видами на Алазанскую долину, посидев в одном из ресторанчиков с панорамным видом.
До сих пор помню свои ощущения в этот момент – благодать. От тишины, красоты и вкусной еды.
Вечером решили сделать приятное ребенку и поехали в парк развлечений на горе Мтацминда, предварительно поев в Klike’s Khinkali. Нетрудно догадаться, что мы ели.
И уже тогда было понятно, что ели мы их не в последний раз. При этом я ни разу не фанат пельменей и равиоли.
На гору идет фуникулер за 10 лари в одну сторону. Ехали битком. Наверху территория очень большая и очень плохо освещенная. Так, до колеса мы шли по карте, ибо его просто не было видно. Ни территория рядом, ни оно само не освещается (что??). Представьте, в кромешной темноте вы парите на этом огромном колесе высоко над городом. Какие американские горки, вот где жуть!
После этого прокатились всей семьей на цепочках в виде дерева. С виду забавно, по факту эти сидения нехило бьются друг об друга при движении, так что надо быть все время начеку и отталкивать их ногами. Ребенок еще покатался на чем-то детском, и мы стали выбираться назад вниз. По плану мы должны были спуститься пешком, в теории есть тропа минут на 20, что не так-то и плохо. Но дойдя до ее начала и глянув вниз, мы увидели только темную бесконечную бездну. Я только в этой поездке отчетливо поняла выражение «южная ночь». Муж был настроен оптимистично, я же сказала, что лучше заночую здесь, чем сломаю шею на этом спуске, и мы начали пытаться вызвать такси. Дураков ехать в гору по серпантину за 15 лари, естественно, не нашлось, и после 7-го отмененного вызова, мы решили проверить до которого часа работает фуникулер. В общем, подожди еще 5 минут и мы бы точно остались там встречать рассвет, ибо последний идет вниз в 22:30. На нем и уехали.
На этом с Тбилиси мы простились, дальше нас ждал Казбеги.