День 5 (Ср 28.06.2017): Гродно - БрестКем работала госпожа Лиза дель Джоконда? Бесы в армейской форме. Пуговицы городских фонарщиков...Хоть западную границу Беларуси нам нарушить так и не удалось, но сегодня мы будем гулять по самым что ни на есть "европейским" городам соседней страны. Так что будем считать, что мы всё же сумели попасть на Запад обеими ногами. Давайте посмотрим, чем он, проклятущий, нас порадует? ;)
Ну, прежде всего, порадовал он нас местом ночлега. Гостевой дом "коттедж в Соснах", в котором нас до глубокой ночи ждали накануне, оказался невероятных размеров хороминой, обшитой сайдингом.
гостевой домВнутри просторные и чистые комнаты, большущая кухня, всё необходимое для жизни. На нашу ораву объем бака в нагревателе, правда, оказался явно недостаточным. Приходилось делать перерывы между сменами на помывку. Хозяева пообещали к нашим замечаниям прислушаться и усовершенствовать систему в будущем.
внутриСнаружи большой двор, какие-то хозяйственные постройки, беседки, место для игр и барбекю.
во двореА вокруг дома очень окультуренный сад - такой ждешь в каком-нибудь придворцовом парке. Сосен, правда, не видели.
в садуВся эта роскошь обошлась нам в 82$ (4840 руб.) на 10 человек. В уплату мы отдали ассорти из долларов, рублей и белорусских рублей. Друзья-беларусы говорили нам, что своего соотечественника они всегда могут узнать по скорости, с которой он переводит в уме три-четыре валюты друг в друга.
Отоспавшись после вчерашних приключений, наша орда в 11:30 покинула гостеприимный особняк. Через 15 минут мы уже припарковались неподалеку от пожарной каланчи в центре Гродно.
Пожары в старом городе случались нередко. В 1875 году огненная стихия уничтожила сотни домов и десятки людей. Уцелевшие местные жители решили, что надо как-то поспособствовать предотвращению подобных бедствий в будущем и скинулись на строительство пожарной части с кирпичной каланчой. И, видимо, хорошо скинулись, потому что построенная в 1902 году каланча уцелела в последовавших войнах и смутах, до сих пор возвышаясь над окрестными домами.
Конечно, в качестве наблюдательного пункта, с которого можно вовремя заметить возгорание, каланчу уже не используют. Товарисч наверху - это всего лишь муляж. На случай пожарной тревоги в пол башни вмонтирован автоматический "ревун". Но традиции тут хранят. Ровно в полдень на площадке появился уже более живой персонаж и бодро огласил окрестности звуками "Белорусских фанфар".
ГорнистКаланча, вроде бы, должна служить музеем и смотровой площадкой, но никаких сведений о возможности посещения нам обнаружить не удалось. Для туристов тут есть лишь панно снаружи, рассказывающее о героических сотрудниках пожарного ведомства.
панноОдна из сотрудниц МЧС заслуживает особого внимания. Все узнали эту скромную девушку в форме?!
есть женщины в белорусских селеньяхУсладив и уши, и глаза шедеврами пожарной охраны, наш кагал отправился на прогулку к гродненским замкам, расположенным в двух шагах от каланчи. Их тут целых два, старый и новый. История у них, особенно у Старого замка, внушительная, но когда-то мощные оборонительные сооружения столько раз были полностью уничтожены, а затем подверглись настолько радикальной перестройке, что как-то особого желания их посетить не вызвали. Зато виды отсюда и на каланчу, и на другой берег Немана открываются очень неплохие.
Руины стен для наших отпрысков мгновенно стали сценической площадкой, где они (непроизвольно) создали живую картину: «эволюция человека или что-то пошло не так...»
Экспозиции в историко-археологическом музее Гродно, который разместился в этих двух замках, самые разнообразные:
Наших исследователей, однако, больше всего заинтересовал хищный зверь, обнаружившийся среди выставленных на улице мин и якорей. Видимо, он в юности плавал на корабле "Иван Федорович Крузенштерн" или еще каком. Так или иначе, Наташа - наш главный зверовод - занялась дрессировкой местного мышелова и, надо сказать, не без успеха:
дрессировка котаПора однако продолжить исследовать Гродно. Спускаемся к реке. Пройдя немного вдоль Немана, вновь карабкаемся вверх по довольно крутому склону к Коложской православной церкви (полное ее название Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь). Снизу она, по большей части, выглядит довольно убого: барак бараком, к которому сбоку прилепилась каменная постройка.
Но это уродство и делает Коложскую церковь по своему уникальной. Дело в том, что эта жемчужина XII века - инвалид. Когда-то ей довелось побывать даже главным храмом города, но в XIX веке половина церкви рухнула в Неман вместе с береговым склоном. Еще два оползня добавили повреждений уже заброшенной церкви, так что реставрировать ее посчитали делом слишком сложным и накладным. Вместо этого, утраченную часть здания заменили деревянным костылем. И ничего, вот уже сто лет храм-инвалид исправно служит людям и привлекает туристов, вроде нас.
Коложская церковьОчарования древней церкви добавляю вмурованные керамические сосуды-"голосники" и украшенные майоликовыми крестами и круглыми камнями стены.
От церкви мы прогулялись через одноименный парк.
Коложский парк - охотники на привалеОн небольшой и ничем особо не примечательный, но как-то нам в этом парке то и дело попадалось что-нибудь любопытное или забавное.
Через парк мы вышли к паутине улиц, составляющих исторический центр Гродно. Особо ярких достопримечательностей тут нет - кроме самих улиц. Я обожаю малоэтажную застройку. Может быть, поскольку она не слишком свойственна Питеру. Поэтому улочки, по которым мы всласть погуляли в Гродно, мне очень понравились.
исторический центрА вывески! Цырульни, кавярни, часописы... просто бурный восторг!
Остановившись заплатить за мороженое, мы принялись обсуждать, как правильно склоняются белорусские деньги. 1 рубель - это он или она? Тогда 2 рублi - это что? Наша беседа привлекла внимание проходившей женщины средних лет. Кажется, она заподозрила нас в шовинизме и насмешках над ее родным языком. Рублиную грамматику объяснила, но тут же сурово стала доказывать, что ничего смешного в таких словах нет. Впрочем, убедившись, что нам просто любопытно, - женщина заметно подобрела и постаралась обратить нас в поклонников беларуской мовы, которую, по ее мнению, Лукашенко всячески зажимает. Пожаловалась на отсутствие белорусских школ, добавив "спасибо вашему Путину!" =\
Впрочем, как мы позже выяснили, жители других регионов Беларуси считают, что в Гродно вообще любят жаловаться на жизнь. Школы с преподаванием на белорусском есть, хотя и не столь распространены, как хотелось бы белорусским патриотам. Ну и, как мы убедились, надписи-то все на родном языке.
Вообще, белорусский язык, а точнее — его орфография, оказались для нас отдельной достопримечательностью в этом путешествии. Почти каждая вывеска или дорожный указатель вызывали неумеренные восторги и желание сфотографировать их на память. Дети наши вообще стали мечтать о переезде в благословенную страну, где всё пишется, как слышится: «малако», «карова» и т.д. Кстати, друзья-белорусы рассказывали, что сдавать экзамены по русскому языку для многих их соотечественников довольно сложно, именно из-за близкого, но не совпадающего написания. Им очень трудно запомнить наши орфографические «извращения». Ладно, мы отвлеклись...
Устав от каменных лабиринтов и политических баталий, наша компания проложила маршрут через крошечный, но живописный парк под названием "Швейцарская долина". Заложен он тут был давно, но две мировые войны не оставили от вековых деревьев и дворцовых построек и следа. В конце XX века парк родился заново, и для центра города смотрится вполне неплохо. Там стоит памятник Джузеппе де Сакко, градостроителю, потрудившемуся и в селении Поставы. Нос бедолаге-памятнику натерли до золотого сияния, видимо, это помогает в строительстве домов?
Оттуда речушка Городничанка привела нас в парк им. Жилибера. Это тоже новодел на месте Ботанического сада, когда-то заложенного французским ботаником и медиком. Его аптекарский огород со временем превратился в один из лучших ботанических садов Европы, но политические бури, бушевавшие на этих многострадальных землях, не пощадили и наследие Жана Жилибера. Ну хоть памятник основателю в парке поставили. И место довольно романтичное.
А впереди уже показалась еще одна церковь - наша следующая цель. Это Покровский кафедральный собор.
Церковь довольно симпатичная, в неорусском стиле, но все же только ради внешнего ее облика мы бы сюда не пошли. Тем более не впечатляет Покровский собор своей древностью. Он был построен в начале XX века в память о воинах гродненского гарнизона, погибших в Русско-Японскую войну. Списки погибших были размещены на мемориальных досках по стенам церкви. Правда, мы их умудрились не заметить. Единственная доска с именами, которую я увидел в Покровском соборе, была посвящена вовсе даже погибшим в другой проигранной войне - в Афганистане. Ну что же, значит, традиция прижилась.
Однако, куда необычнее и, поэтому, привлекательнее для любопытствующих, оказались иконы собора. Есть такой жанр в религиозной живописи, когда изображаются мучения, выпавшие святым. Чаще всего, издеваются над праведниками бесы, иногда это какие-нибудь жестокие язычники. Вот что-то в этом роде и изображено на многочисленных картинах в Покровском соборе. Только в роли бесов/язычников - красноармейцы. Они тут расстреливают, топят или избивают новомучеников - священнослужителей и верующих времен советской власти. В общем, покруче любого "музея советской оккупации" будет.
страдания от красноармейцевСоветская власть, особенно до войны, успела причинить много зла и боли Церкви, с этим не поспоришь. Но вот как раз Покровскому собору коммунисты невольно подсобили. Он ведь изначально задумывался как всего лишь гарнизонная церковь, но из-за разрушений, причиненных атеистическими властями другим храмам Гродно, вынужденно стал кафедральным собором города.
При этом, общее впечатление от собора самое положительное. Тут явно идет активная работа с населением, какие-то встречи, служения. Дружелюбные на вид священники с людьми беседы проводят:
Вообще, друзья-протестанты рассказывают, что православная церковь в Беларуси очень активна в служении людям. По их мнению, причина в том, что власти страны подчеркнуто дистанцируются от церковной иерархии, на практике реализуют принцип отделения церкви от государства и равенства конфессий. В итоге ни одна деноминация не может прибегать к административному ресурсу, участвовать в политических играх. Приходится использовать творческий подход к привлечению новых прихожан, и православные священники тут дают фору и протестантам, и католикам. В частности, православные курируют бесплатные курсы русского языка для беларусов, готовящихся к экзаменам по этому предмету.
Что-то нас сегодня языковой вопрос преследует...
Выйдя из собора, мы заметили объявление на его двери, что по таким-то дням и по предварительной записи здесь осуществляются экскурсии на колокольню. Иван, который явно разделяет мою страсть залезать на верхотуру, но при этом лишен моей чрезмерной стеснительности, тут же отправился к грозным церковным бабушкам, выяснять, что и как? Бабушки оказались вовсе не грозными, позвали специального дядечку, который беспрекословно (и без каких-либо намеков на деньги) отпер нам башню и повел крутыми лестницами наверх.
на колокольнюНаверху не только открыились очень недурственые виды на окрестности, но еще и представилась возможность посмотреть вблизи на колокола собора.
Дети бы, конечно, тут же попробовали себя в роли звонарей, но дядечка их все-таки удержал в узде. Тоже вполне добродушно, но твердо заметил, что будет очень трудно объяснить сбежавшимся прихожанам, для чего их собрали набатом. Ну, тогда вниз пойдем. И так удалось побывать там, куда мало кто из туристов в Гродно попадает.
Время, между тем, уже явно было обеденное. Наш импровизированный гид по колокольне на вопросы о кафешках честно признался, что общепит - не по его части. Разве что, напротив тут университет, можно в студенческой столовке пообедать...
Это звучало не слишком заманчиво. Побегали мы по окрестностям, поискали другие варианты. И, в конце концов, именно на университетской столовой и остановились. Благо, никакой пропускной системы тут не существовало, а имевшийся охранник охотно подтвердил, что столовка вон там, в конце коридора, кушайте на здоровье. В итоге, взрослые смогли получить ностальгическое удовольствие от подносов, компотов и котлет с пюре, а дети просто вкусно и сытно поесть. Все это удовольствие обошлось нам примерно в 90 (девяносто!) руб. на человека.
Назад возвращались по улице Чапаева, местами переименованной во что-то другое. Не такая прилизанная, как более туристические улочки исторического центра, она являла собой забавные контрасты старого и нового, отшлифованных памятников и дверей, давно утративших свои функции.
улица ЧапаеваТак мы вновь вышли на Советскую площадь.
Здесь всех желающих катали на забавных агрегатах, которые мы уже видели в Витебске. Там мне удалось отговориться нехваткой времени, но теперь дети вцепились в меня мертвой хваткой и потребовали развлечений. Похоже, накатавшись, они собирались предложить мне для продолжения путешествия махнуть нашего железного коня на несколько таких самоходных установок.
Каково же было их разочарование, когда обнаружилось, что данное транспортное средство только выглядит "самоуправляемым", а на самом деле за ним ходит специальный дядька с пультом! Но это мальчишки сообщили мне уже позже. Пока они разочаровывались в развлекательном транспорте, я решил воспользоваться моментом, чтобы сбегать через площадь в главную католическую церковь Гродно. Остальные члены команды церквями, похоже, уже пресытились.
костел Франциска КсаверияФарный костел в Гродно построили иезуиты. Их сюда позвал король Стефан Баторий еще в 1584 г., с целью просвещения населения - данный орден и до сих пор известен тем, что высоко ценит образование. Правда, то ли почта работала из рук вон плохо, то ли высокоученым католикам не хотелось ехать в Гродно, но добрались они до города лишь через 50 лет. Еще через полвека собрались, наконец, построить каменную церковь, а освятили новый собор лишь в 1705 году. Зато на церемонии умудрились присутствовать и польский король Август, и русский царь Петр I.
В советское время верующие продолжали здесь собираться, несмотря на то, что им было отказано в праве иметь священника. А в пост-советские годы костел стал кафедральным собором католической общины. При нас его активно ремонтировали, что отчасти лишало нас удовольствия любоваться шедевром барокко без помех.
Однако, внутри костел был по-прежнему хорош. Алтарь, когда-то названный лесом скульптур и колонн, гипер-реалистичная, а иногда сюрреалистичная скульптура...
В общем, не зря сбегал. Но пока я любовался католическими святынями, наши успели уйти с Советской площади. Я бросился их догонять, да так резво, что на парковку прибежал первым. В ожидании нашей команды принялся проглядывать заранее заготовленный список достопримечательностей города Гродно. Практически все мы посмотрели. Была у нас мысль поискать еще и гродненскую синагогу. Вообще, в Гродно когда-то было 44 синагоги, а эту, хоральную, впервые построили даже раньше, чем католический костел (правда, она несколько раз дотла сгорала в страшных гродненских пожарах). Но к 1943 году Гродно был объявлен "свободным от евреев" городом. Из 29,000 местных евреев войну пережили едва ли 200. О Хоральной синагоге в интернете были противоречивые сведения: то ли в руинах лежит, то ли реставрируется... пока мы гуляли, я пытался сориентироваться в туманных указаниях путеводителей, но где искать это здание, если оно еще совсем не развалилось, так и не понял. Ну, что делать...
А любопытно, что это за странные знаки на дверях дома, возле которого мы припарковали свои машины?!
неожиданная синагогаКак вы, наверное, уже поняли, синагога оказалась прямо по соседству с парковкой. Ее довольно успешно отстроили, хотя, если обойти здание кругом, виден забавный контраст между историческими и современными частями.
Вместе с подоспевшими Иваном и Наташей мы даже заглянули внутрь (для чего пришлось долго стучать и выкликивать сотрудницу синагоги.
На музей, расположенный в здании, сил и времени уже не было, но, в целом, мы остались довольны.
Центр города покинули около 17:00. Ненадолго остановились возле Каси и Баси. Это две водонапорные башни, построенные в Гродно на рубеже XX века. Откуда взялись ласковые прозвища хозяйственных построек - точно неизвестно. Кто-то ссылается на то, что в одной в советское время располагалась касса, а в другой - бухгалтерия. Есть и более романтичные истории. Но так - были бы они просто водокачками, а с именами - сразу стали городскими достопримечательностями. Их даже художники полюбили и стали рядышком свои творения выставлять.
А наши дети тут и вовсе окончательно освоили трудную науку телепортации. Так что под конец путешествия пришлось вводить законодательные ограничения на этот способ перемещения в пространстве. Но не будем забегать вперед…
телепортацияПора нам делать ноги из Гродно, пока детей еще можно удержать по машинам. Прощаясь с городом Городен, скажем, что нам здесь очень понравилось. Несмотря ни на какие шторма, здесь по-прежнему есть что посмотреть и где погулять.
В 17:30 мы выехали из города. Магистраль, как здесь водится, быстро закончилась, аисты, опять же по своему обыкновению, начались. В 19:35 проезжаем Пружаны. В 20:10 мы уже было повернули на Брест по Р83, но после радио-переклички с родственниками вернулись на АЗС. И не зря! Там даже герои мультфильмов заправляются:
В 21:10, немного поплутав по частному сектору, мы уже были у гостевого дома в Бресте.
Пробег за день 298 км, от выезда до финиша 4 часов, средняя скорость движения 66 км/чПолучили ключи и помчались в центр города. Такое поведение нам не слишком свойственно, но в данном случае нужно было обязательно успеть к определенному времени. Для указания этого времени в центре Бреста даже завели специальные "часы".
Дело в том, что в Бресте возрождена традиция зажигания уличных фонарей. Специальный фонарщик обходит их один за другим и зажигает с соблюдением всех деталей ритуала. И лишь потом вспыхивает электрическое освещение остальных пешеходных улиц. Прекрасное завершение такого "европейского" дня путешествия!
Фонарщика в Бресте нашли великолепного. Очень колоритный и "достоверный", он невозмутимо вершит обряд, не отвлекаясь на толпу зрителей. А это не просто. Ладно все его фотографируют, ладно каждый хочет сфотографироваться с ним, но тут еще и бытует поверье, что потереть пуговицу его сюртука - к счастью. Каким ангельским терпением надо обладать, чтобы бесстрастно стоять, пока все от мала до велика теребят пуговицы на твоей одежде, я не представляю! Надеюсь, за это хорошо платят. Тем более, что, как нам рассказала официантка в кафе, куда мы потом завалились, на ее памяти старик не пропустил ни одного вечера или утра (когда надо гасить фонари), независимо от дождя или снега.
Мы пуговицы трогать не стали. И фонарщика жалко, да, в конце концов, мы ведь и сами - достопримечательности. С нами (особенно с Иваном) тоже хотели сфотографироваться!
Спасая пуговицы, мы отправились прогуляться по симпатичной пешеходной улице.
Она совсем не такая, как в Гродно, но, по своему, тоже очаровательна.
Ну все. Перекусив в одной из множества туристических кафешек и пиццерий на этой улице, можно и на боковую отправляться. Завтра наш караван тронется в путь на восток, но по дороге мы еще немало грозных и прекрасных крепостей собираемся взять штурмом...