Станицы-закаты, лиманы-проколы. На велосипедах из Краснодара в Ростов
Тролль-трип на 8 колёсах. Норвежский юг на великах, пешком и по скале
Эстония на велосипедах: 3 водопада, 4 дня, 5 степеней утепления и 319 км
На велосипедах по Балканам и Апеннинам: 5 стран, 641 км и 1282 ругательства, которыми осыпал нас Паша
Вдольволгитрип: Рыбинск-Ярославль-Кострома на велосипедах
Велопаромотрип "6К": Калининград - Куршская Коса - Клайпеда - Киль - Копенгаген, или "Утомлённые сурепкой"
Ноябрьский велотрэштрип. Достучаться до Ельца
5 улиток, 3 доширака, 120км на велах по братской Беларуси
277 км пробега и 288 не попадающих друг на друга зуба
5 проколов, 2 потерянных велосипеда, 368 км радости и пота
Прокатились на майских праздниках вдоль Ликийской тропы, общий пробег 442км за 6 дней, общий набор высоты 5265м.
Последний велотрип до этого у нас состоялся аж в 2019 году, в 2020 уже собрались в евротрип из Бильбао в Нант, купив билеты, но всё спутал ковид. Пропустив год, попытались спланировать поездку в мае 2021, тогда и родилась идея Турции как одной из немногих стран, для въезда в которую не требовалась евровакцина. На этот раз наша традиционная тормознутость сыграла нам на пользу - пока собирались брать билеты, пошла очередная N-ная волна ковида, и перелёты в Турцию закрылись. Ещё через год откопали наши турецкие планы и взяли билеты в феврале аккурат за неделю до начала войны. Практически сразу после 24 февраля стало понятно, что велотрип не состоится - и время неподходящее, и обратные билеты накрылись (S7, которыми мы собирались возвращаться из Антальи, прекратили международные полёты). Решили подвесить вопрос до весны, и в марте у нас с Пашей возникли дополнительные важные дела в Турции, что стимулировало взять альтернативные обратные билеты Redwings втридорога и всё же поехать втроём с Колей.
Вечером 27 апреля я возвращался в Москву из командировки, а уже ночью с 27го на 28е у нас был вылет, чуть не опоздал на свой рейс из Екатеринбурга, но всё обошлось. Немного поспав в самолёте, рано утром приземлились в Даламане и стали собирать велы. Мы с Пашей до этого собрали себе новые гравелы на китайских титановых рамах, так что было очень интересно, как они покажут себя в трипе.
28 апреля. Dalaman - Göcek - İnlice - Fethiye (73км у меня, давшего круголя, и 59км у парней)
При перелёте мне было лень заморачиваться с коробкой - велосипед в чехле долетел благополучно, но вот мой видавший виды шлем не выдержал и окончательно развалился, пришлось его сразу выкинуть и, как и в нашем балканском трипе, обходиться баффом на голове.
Выехали на улицу и сразу ощутили, что на юге - жаришка.
Уже через несколько километров остановились у придорожного магазинчика купить воды и пивка. В аэропорту я поменял на лиры 25 долларов, но глобально проблему денег мы пока не решили, надеялись снимать наличку с карточек Мир. Велотрип начался.
Практически сразу оказалось, что мы проехали нужный поворот - восстанавливали маршрут по грунтовке через местные живописные деревни.
Преодолели первый подъём - внезапно оказалось, что на новом велике закручивать гораздо легче - то ли дело в более удачно подобранном диапазоне скоростей (перешёл на систему 1х11), то ли дала эффект овальная передняя звезда. Выехали к автомобильному туннелю с запретом проезда для велосипедистов. На въезде были воротца с пунктами оплаты для машин, я не останавливаясь проехал одновременно с одной машиной и сотрудники службы охраны туннеля меня не заметили, а Коля с Пашей немного отстали, и их развернули. Доехав до туннеля, я прождал их некоторое время, потом вернулся пешком - тут и меня запалили и сказали ехать по серпантину в объезд. Мужики показали мне пальцем, куда уехали мои друзья, я бодро двинул за ними, но оказалось, что на развязке поехал совсем не туда. Через некоторое время заподозрил неладное, созвонился с Пашей, и он прислал мне координаты.
расстояние до чуваков в момент созвона
Вернулся обратно к туннелю, вкрутил наверх по серпантину и со свистом долетел вниз до парней, зачем-то ждущих меня на солнцепёке. При сборке велика накосячил с соответствием диаметров, пришлось немного подработать наждачкой 25,4мм вынос под 26мм руль, я читал, что при таком трюке ездить можно, но у руля меньше точек соприкосновения с выносом, и при нагрузке есть риск проворачивания, так что ускоряясь с горы, немного нервничал (ещё и без шлема!), но тест показал, что с рулём всё в порядке. Доехали до курортного Гёчека и решили присесть на обед, выбрав идеальное место со столиками на самом берегу.
Там же обнаружились банкоматы сразу нескольких банков - удалось снять с Мира лиры, оплата непосредственно картой в кафе не сработала. После обеда, проехав ещё немного по шоссе, решаем дать небольшой крюк до пляжа. Заходить холодно, всё же сезон в мае ещё не начался, но в воде уже достаточно приятно.
Едем дальше. Я за Колей, вдруг раздаётся треск и из него во все стороны начинают лететь детали. Оказалось, что задний переключатель засосало в колесо. Грустно присаживаемся на обочине и пытаемся накинуть цепь на звёзды напрямую, но мою китайскую выжимку заклинивает, делаем вывод, что в данных условиях велосипед неремонтопригоден.
По счастливой случайности всё произошло рядом со своеобразной "зоной отдыха" у дороги, где стоял фургончик продавцов какой-то еды. Не знаю, насколько он востребован в течение дня - турки (судя по всему, семейная пара) как-то жили там своей жизнью, заваривая себе чаёк в самоваре, пока на их голову не свалились чуваки, жестами показывающие, что им надо вызвать такси. Абсолютно англонеговорящий мужик, судя по всему, всё же понял, что нам нужно, и стал кого-то вызванивать. Договорились с Колей, что мы доедем около 20км до Фетхийе своим ходом и встретимся там в условленной точке, и двинули с Пашей чуть раньше, чтобы он нас там не ждал. Минут через 10 нас обогнал бибикающий универсал с радостным Колей в окне, и мы поняли, что по крайней мере эта проблема на сегодня решена и можно насладиться покатушкой по вечерним пригородам Фетхийе. Подъехав в городу, сворачиваем к набережной - остаток пути лежит по велодорожке через гигантский парк, который тянется практически через весь город, очень круто. Поблизости от точки встречи Коля нас окликает - недолго думая присаживаемся в ближайший ресторанчик на ужин.
Параллельно ищем на букинге место ночёвки - поскольку наша группа потеряла мобильность, жильё в городе на сегодня остаётся единственным вариантом. Находим идеальный отель с 3-местным номером метрах в 200 и доходим туда пешком, запланировав на следующее утро поиск веломастерской.
29 апреля. Fethiye - Gökben - Kabaağaç - Esen - Gölbent - Letoon - Patara beach (71км)
За ночь велики, припаркованные под окном, не украли, садимся употребить наш включённый в стоимость завтрак за столик на улице. От души закидываюсь местным турецким чаем, за время поездки очень к нему пристрастился.
Берём Колин злополучный вел и ведём его в выбранный по гугл-картам веломагазин, питая скромные надежды, что там с ним смогут что-то сделать.
На наше счастье, хозяин говорил на английском, более того, увидев повреждения, не послал с порога. Порывшись в закромах, он отыскал подходящий задний переключатель. Мы оставили Колю общаться и пошли в магаз за пивом, так как намечался явно небыстрый ремонт. Минут через 15 он к нам присоединился с хорошими новостями - хозяин взялся за дело и сказал подойти через час. Попытались угадать общую стоимость - я поставил на 3000 лир (~15000 рублей), но ошибся ровно в 4 раза - за всю работу (включая выпрямление погнутого петуха) и запчасти (новый переключатель и б/у цепь) с нас взяли всего 750.
Прогулявшись, вернулись в магазин - всё уже было готово, помощник хозяина донастраивал передачи, а он сам пригласил нас выпить чаю. Пообщались на велосипедные и актуальные политические темы, с удовлетворением отметили, что чувак разделяет нашу антивоенную позицию, расстались друзьями.
Вернулись в отель, подхватили велики и сумки и выдвинулись. Немного проехали по вчерашней велодорожке.
В какой-то момент наш путь свернул с цивилизованной дороги в какую-то холмистую сельскую местность. Устроили привал и похоронили Колин старый переключатель.
Дальше пошла грунтовка, а холмы так никуда и не исчезли - иногда приходилось затаскивать вел на руках. Оказалось, что на гравеле с широкими бескамерными покрышками на таком покрытии чувствуешь себя намного уверенней, чем раньше на шоссере. Вокруг почему-то валялось много стреляных гильз, вспомнил, что до этого несколько раз видел дорожные знаки со следами пуль, и стало немного тревожно из-за хобби местных жителей))
Наконец, вышли на дорогу к какой-то деревне с красивыми панорамными видами.
Ещё немного грунтовых подъёмов, и долгожданный длинный спуск.
Доехали до шоссе и немедленно сели на обед в пиццерию у заправки. Оказалось, что на заправках запрещена продажа пива, это касалось и кафе - взяли пепси.
В качестве цели для ночлега выбрали пляж недалеко от местечка Patara. Постепенно наступили сумерки. Проложили себе маршрут через древние руины Летоон, некоторое время нас к ним сопровождали местные детишки на своих велосипедах, но доехали мы до них уже в абсолютной темноте, так что просто поехали дальше к пляжу. Навигатор снова завёл нас в какие-то сельские дебри на узкую дорожку вдоль канала с квакающими лягушками, на которой мы обогнали небольшую компанию русскоязычных ребят с рюкзаками, которые явно шли по Ликийской тропе. Вскоре выехали на открытое место, где нас атаковали местные собаки. Наконец, доехали до пляжа и начали выбирать место для ночёвки. До изначально выбранной точки на карте (в комментариях говорилось "можно поставить целый полк палаток") надо было переть куда-то вверх, мне идея не понравилась, но пляж был не слишком уютный, голый песок и всё. Всё же поднялись в сторону точки, я остался с великами, а Паша с Колей дошли до места, но явным фаворитом оно так и не стало. Вернулись к пляжу и в итоге встали в местном кемпинге, но за его официальной территорией, на песке. Хозяин сказал, что у них внутри был пожар и там пока останавливаться нельзя, но мы можем за символическую плату воспользоваться розетками и душем. Так и сделали - пока раскладывали палатки и устраивались с вином за столиком, хозяин (явно скучающий тут один в несезон) пришёл к нам за деньгами - уже изрядно подпивший. Пока мы блуждали в поисках места, те ребята с рюкзаками тоже дошли до пляжа и встали рядом с нами, но ни вечером, ни утром пообщаться не успели, они рано свернулись. В общем, в компании местного большого доброго пса испили дынного вина и под шум волн легли, я решил не лезть в палатку и устроился в спальнике на коврике на свежем воздухе.
30 апреля. Patara beach - Karadere - Kumluova - Ksantos - Kalkan - Kaputaş Beach - Kaş (66км)
Проснулись в отличном настроении и немедленно окунулись. Прямо около нас в море впадала река, окунулись и туда, и туда. Внезапно оказалось, что собака там не одна, а три примерно одинаковых.
Обратно поехали вчерашней дорогой и практически сразу остановились на завтрак в очень аутентичном заведении, публика которого состояла исключительно из пожилых мужчин, пьющих чай и играющих в какую-то смесь домино и нардов. Взяли по донеру.
Проезжая по какому-то городку, увидели за воротами развалины. Калитка была открыта, внутри никого - зашли, оставили Пашу с великами и пошли осматривать. Это оказался древний город Ксантос. В процессе осматривания амфитеатра за Колей побежал какой-то мужик - выяснилось, что мы зашли с неофициального входа. Поскольку прямо через развалины проходит автомобильная дорога, и проезжающим ничего не мешает остановиться и осмотреть руины бесплатно, специальный мужик патрулирует их, отлавливает всех, кого сможет, и отводит в кассу. Пришлось купить билеты.
День жаркий - проехав ещё какое-то расстояние, устраиваемся на обед в теньке в ресторане прямо у трассы. Берём тарелку mixed grill и пробуем пиде - турецкие лепёшки с разной начинкой (мясо, сыр, зелень).
Сразу за рестораном начинается затяжной подъём, который награждает нас шикарными видами. Спустившись, пополняем запасы воды и прохладного пива в магазине (чаще всего заходили в сетевые Migros).
По дорожному движению. Водители в Турции очень адекватные, впритирку к велосипеду никто не едет, очень многие приветственно сигналят - не сразу поняли, к чему это, сначала думали, что косячим на дороге.
Доезжаем до пляжа Капуташ - дорога в этом месте проходит высоко над уровнем моря, поэтому к пляжу ведёт лестница. Приковываем велики у ограды, чтобы видеть их снизу, и спускаемся купаться.
Едем дальше в сторону Каша.
В Каше в качестве места ночёвки выбран местный амфитеатр - рядом с ним на карте нарисованы палатки.
Идём на разведку, в зарослях действительно стоит несколько палаток, но место не очень нравится. Едем в другое - на небольшой перешеек между морем и заливом. Там уже намного лучше, уже есть соседи с палатками и даже парочка автодомов. Ставим свою палатку, скидываем в неё сумки и налегке едем на велах в город закупиться в Мигросе и поужинать. От души наедаемся мясом в местной донерной, потом возвращаемся к себе (у Коли по пути прокалывается шина) и ещё некоторое время сидим перед сном на лавочке с видом.
Я опять укладываюсь на улице - и парням посвободнее, и мне кайфово. Рядом ставит палатку новоприехавшая парочка, видимо, местные используют этот небольшой пляжик для романтических ужинов и ночёвок.