План новой поездки был следующий:
1 мая – ранний прилет в Стамбул, пересадка на рейс до Кайсери, автобусный переезд в Аксарай, на долмуше в Гюзельюрт.
2 мая – долина Ихлара, пешком от Селиме до Ихлары и возвращение в Гюзельюрт автостопом.
3 мая – до обеда осмотр Гюзельюрта, переезд в Гореме, посещение Музея под открытым небом.
4 мая – полет на воздушном шаре, поездка в Гюльшехир для посещения Ачыксарая.
5 мая – прогулка в окрестностях Гореме с посещением ранее виденных долин (Мескендир, Красная, Розовая, Любви).
6 мая – переезд в Богазкале, по возможности осмотр Хаттусы.
7 мая – Хаттуса, Язылыкая, Аладжахююк, переезд в Полатлы.
8 мая – посещение Гордиона, переезд в Анкару.
9 мая – Анкара (Аныткабир, Музей анатолийских цивилизаций, Красная крепость), ночной переезд в Измир.
10 мая – на долмуше в Сельчук, посещение Эфеса.
11 мая – переезд в Бергаму, осмотр Акрополя.
12 мая – осмотр Асклепиона, переезд в Измир.
13 мая – Измирский зоопарк, перелет в Стамбул, пересадка на рейс до Краснодара.
План выглядит очень насыщенным и может сложиться впечатление, что вышеупомянутые достопримечательности будут осмотрены «галопом по Европам». Но на самом деле мы отдавали себе отчет в том, что отдых будет очень «активным». И при нормальной подготовке к поездке возможно всё хорошо посмотреть. Вот только отдохнуть не получится.
Так всё и вышло. Восемь отелей. За тринадцать суток путешествия – 47 (!) единиц транспорта. План выполнен на 100%! А отдохнуть мы и дома на диванчике успеем.
Учитывая, что о районе Каппадокии, а также о побережье Эгейского моря отчетов (и очень хороших!) достаточно много, мною решено написать небольшой отчет о посещении сердца хеттской империи (Хаттуса, Язылыкая, Аладжахююк), а также столицы Фригийского царства – Гордиона. Так как хочется верить, что я являюсь не только потребителем этого форума, но и мои знания могут кому-либо помочь. А данная область Турции у нас на форуме освещена достаточно слабо.
Прежде чем начать отчет, связанный непосредственно с упомянутыми местами, хотелось бы поделиться несколькими моментами из поездки, которые оставили сильное впечатление.
1. Прибыв в аэропорт Кайсери нам нужно было добраться до отогара. Найдя близлежащую автобусную остановку, дождались автобуса. Поговорив практически на языке жестов с водителем, объяснили, что нам нужно на вокзал. «Да, садитесь». Таких как мы было ещё три иностранца. После начала движения по маршруту в автобус постоянно подсаживались люди, расплачиваясь картой (как в Стамбуле – Истанбулкард), а у нас-то их нет. Остановившись на одной из остановок, водитель вышел и позвал нас наружу. Показал находящийся на другой стороне дороги офис автобусной компании, деньги наотрез отказался брать. Так мы дружной туристической кампашкой и почапали в офис «Сюхи». А уж отсюда попасть в Аксарай было совсем несложно. Мораль – турки в принципе, а уж в далеких от туристических троп местах, тем более, очень легко идут на то, чтобы помочь. Также неоднократно пользовались автостопом, никто денег не взял. Как-то стояли на трассе недалеко от Ачыксарая, ждали автобус в Невшехир, водитель автобуса, подъезжая, показывал, что мест нет, и проследовал дальше. Ехавшая перед ним легковушка, с водителем немного бандитского вида, увидев, что автобус проехал мимо нас, тормознула метров через 150, а потом задним ходом подъехала и довезла куда нужно. Спасибо!
2. Очень понравился Гюзельюрт. И свой подземный город (конечно, не такой большой, как Деринкюю или Каймаклы), и Монастырская долина (очень красивая), и церкви с фресками. Какая-то благостность так и витает в воздухе. Идешь, со всеми здороваешься, с тобой также - не ленятся. И очень сильный контраст по приезду в Гореме. Толпы людей со всего мира. Не могу сказать, что в Гореме я испытывал дискомфорт. Нет, там тоже всё отлично. Но вот той умиротворенности уже нет.
3. При посещении долины Ихлара (красиво, хорошо) поели в самой дорогой кафешке Турции. По крайней мере, за проведенные в Турции 41 день (общего времени), лично мы - дороже ещё нигде не ели. Это место находится, разумеется, там, куда привозят организованные группы и других вариантов обеда просто не существует. Белисырма, на берегу, а можно и прямо над рекой Мелендиз.
4. Очень поразило количество воздушных шаров, запускаемых каждое утро в окрестностях Гореме. Я, конечно, могу ошибаться. И даже значительно. Но с учетом того, что один шар может делать и несколько подъемов в один день, количество запусков приблизительно равняется 150! В среднем с 12 человеками на борту. Почти 2000 человек в день!
За три дня до того момента, как я пишу эти строки, по новостным каналам прошло известие, что в Каппадокии упал воздушный шар. Минимум трое погибших.
Всё равно я остаюсь при своем мнении, что в сравнении с авиаперелетами, а уж тем более с автотранспортом, это более безопасно.
Тем, кто решится на полет, могу дать совет, как немного сбросить стоимость.
Сейчас стандартная цена полета – 165 евро с человека (двенадцатиместная корзина, длительность полета около 45 минут). Не бронируйте полет в отелях или маленьких конторках. Кидалова не будет, но и цену, таким образом, не собьете. Лучше всего, прийти накануне полета часов в пять-шесть вечера в фирму, проводящую эти самые полеты. Если въехали в Гореме со стороны Невшехира, то не увидеть эти фирмы нельзя. Мы пошли в фирму «Каппадокия баллонс». И сошлись на цене 150 долларов за человека. Экономия существенная. Обязательно платите сразу! Вам дадут квитанцию с пометкой «Оплачено» («Paid»). Утром эту квитанцию и предъявите. А вообще утром там творится дурдом: одна за другой подъезжают машины, привозящие новоявленных воздухоплавателей, очередь стоит к кассе и, разумеется, в этот момент никто с вами торговаться не будет. Тем более что люди с горящими глазами и так, очень даже добровольно и быстро, расстаются со своими кровными. А если представить, что на глазах у всех, кому-то скинут этак процентов 25, то что может получиться? Правильно, скандал!
5. То, что турки очень большие патриоты своей страны, и то, что они искренне почитают Ататюрка мы уже и так знали. Но ещё ярче это видно в Аныткабире (мавзолее Ататюрка).
6. Очень понравилось лазерно-музыкальное шоу фонтанов в центральном парке Анкары. Смотрели его два вечера подряд, программа была различная.
7. Также в этом самом парке, находится и Лунапарк – всевозможные аттракционы и карусели. Лично меня поразила их стоимость – 4 лиры. То есть за один билет на любой аттракцион нужно заплатить 70 рублей. Я не знаю, как обстоят дела по всей России, но в Краснодарском крае, билетик на детскую карусельку «Юнга» стоит 60 рублей! А что чуть получше, то минимум 100. Всё для детей!
8. И последним пунктом выделю локанту, находящуюся в Сельчуке. Хотя в Турции таких и не одна сотня, главное найти место, где кушают местные! Очень понравилась «Шюкрю баба»! Вкусно! Дешево! Душевно!
Находится совсем недалеко от отогара, если от него двигаться в сторону Измира, то очень скоро увидите небольшую площадь с Ататюрком. Перед площадью уходите вправо, потом второй перекресток налево, а там метров 25 всего осталось. Рекомендую!
Ну вот я и перехожу непосредственно к теме моего отчета.
Посмотрев фильм «В поисках Аратты», и вдохновившись возможностью увидеть лично эти места и остатки строений, я почитал кое-какую литературу о хеттской империи.
Вот кратенько о самом важном:
История изучения хеттов начинается с 19 века, когда ученые заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной».
Хеттская империя - могущественная древняя держава в Малой Азии (ок. 1800 — ок. 1180 до н. э.).
Вот известный перечень царей с годами правления:
Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю, существовали мелкие полузависимые царства, а также области, выделенные в управление крупным сановникам. За время существования империи было одержано много побед, в том числе и над Египтом. На западе империя ограничивалась Эгейским морем, не исключается, что и Троя также относилась к хеттам. На севере практически доставала до Черного моря, но там постоянно шли какие-нибудь военные действия с местными племенами. На юге – практически всё побережье Средиземного моря (современная Турция). А на востоке – всё восточное средиземноморье вплоть до Палестины. Совершались походы на Верхнюю Месопотамию и Вавилон. Около 1335 года до н.э. был заключен мирный договор с египетским фараоном Хоремхебом, что привело Хеттскую империю к вершине своего могущества.
Но уже в следующем столетии возобновилась борьба с Египтом за территорию современной Сирии и, после битвы при Кадеше, эти территории отошли Египту. Но был заключен новый мирный договор, а дочь Хаттусилиса III стала женой Рамзеса II.
В XII в. до н. э. разразился упадок империи, который совпал во времени с общеближневосточным кризисом. В результате внутренних дрязг, нападок внешних врагов, а возможно и нагрянувшего голода, империя развалилась на несколько царств. Каждое из которых хотело видеть себя приемником великой империи, но силенок не хватало. И если центральная часть империи практически сразу перешла Фригии (о которой речь пойдет ниже), то восточные царства к VIII в. до н. э. были в основном покорены Ассирией.
Хетты владели двумя языками письменности. Клинопись и оригинальная идеографическая письменность, чем-то перекликающаяся с иероглифами. Главный божеством был бог грозы Тешуб. В государстве очень четко были прописаны законы, а внешняя политика была грамотной.
Хетты одними из первых стали обладать технологией обработки железа. Известно послание египетского фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. с просьбой прислать ему железный кинжал, что в ту эпоху было очень дорогим подарком. В последующие столетия хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц, давало огромное преимущество. Эти колесницы хетты заимствовали у кочевников-ариев, и на территории Передней Азии, именно у хеттов, они появились впервые около XVI в. до н. э. В последующем именно от хеттов колесницы пришли в Грецию.
Учитывая вот такую, богатую на события, историю хеттов, а также существующую вероятность постройки Хаттусы и Аладжахююка на остатках каких-то сооружений, оставленных совершенно неизвестной цивилизацией, нами (мной и супругой Натальей) и было решено отправиться на разведку в эту местность.
Забронировав одну ночь в отеле городка Богазкале, задача была в течение 6 мая попасть туда из Гореме.
Богазкале находится примерно в 150 километрах восточнее Анкары и именно здесь находится столица хеттской империи Хаттуса. Между прочим, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рассматривал возможность переезда через Йосгат, но все рекомендовали это сделать через Анкару. Всё же более оптимальным вариантом является Кириккале, а уже оттуда пересесть на автобус следующий до Сунгурлу.
Вокзал Сунгурлу нас встретил очень неплохой столовой, а также весьма приветливым таксистом, желающим оказать нам любую посильную помощь, за наши денежки разумеется. Его последнее предложение о перевозе наших, пышущих здоровьем, тел в Богазкале равнялось 40 лирам. Но в виду того, что мы только что плотно и вкусно поели, решили найти остановку долмуша, идущего в нужную нам сторону. Конечно, мы её нашли. И даже посидели, ожидая её, около 40 минут. Но заподозрив, что сидеть мы можем долго, пришлось достать русско-турецкий разговорник (а английский там – такой же ненужный, как и русский) и составить фразу с которой мы и подошли к местным. Очень, кстати, доброжелательным людям.
«Во сколько же будет долмуш до Богазкале?»
«В 17 часов»
Ой-ёй! А сейчас то, только начало третьего. Экономить лиры в ущерб трем часам мы были не готовы, поэтому быстро нашли такси и за те же 40 лир доехали до Богазкале.
Забронированный отель увидели сразу.
Тем, кто передвигается по Турции, используя общественный транспорт. Из Сунгурлу до Богазкале на долмуше можно доехать либо в первой половине дня, либо только в 17 часов. Поэтому, если вы оказались в Сунгурлу сразу после обеда, то не экономьте деньги, как мы, а сразу садитесь в такси!
Оперативно заселившись в отель, узнаем о часах работы Музея под открытым небом. Оказывается, что, не смотря на понедельник, он работает и открыт до 19 часов.
Бежим туда.
А это реконструированная часть стены Хаттусы.
Сам же город располагается в весьма красивой местности: