6-11 октября 2023 г.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
...
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
...
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
Геннадий Шпаликов
Мы все - или почти все - очень любим к месту и не очень цитировать крылатые фразы и красивые высказывания, но как же редко сами к ним прислушиваемся... Ведь сказал один очень мудрый человек: "Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы" (кстати, я, очень давно зная это изречение, только сейчас узнал, что оно принадлежит Агате Кристи и говорит о её уме и жизненном опыте больше, чем все её детективы, вместе взятые), а далее пояснил (в данном случае - пояснила) свою мысль: "Пока вы не делаете этого, все остаётся живым в вашей памяти". И ничего более точного уста человека ещё никогда не произносили...
Стамбул долгие годы - а после моей последней поездки туда прошло 14 с лишним лет! - был для меня лучшим городом на земле, вершиной (прости, Испания!) всех моих туристических впечатлений и единственным местом, куда мне хотелось (как я считал!) не просто вернуться, а возвращаться и возвращаться снова и снова. Он действительно оставался живым в моей памяти, и не просто живым, а некоей "путеводной звездой", которая продолжала светить мне все эти годы, где бы я ни был и куда бы ни ездил. Оставался ... пока я не сделал огромную ошибку и вернулся туда - но уже в другой жизненной ситуации, в другом состоянии души и с другими желаниями, а главное ... ну да ладно... И всё произошло в полном соответствии с третьей частью высказывания "Великой Агаты": "Если вы оказываетесь там снова, все разрушается". Нет, великолепный Стамбул, конечно, не упал, но его образ, который грел меня долгие годы, распался в момент, как карточный домик и, как пел Боярский, мне "от него осталось только имя"...
Так что яркого вдохновительного рассказа у меня не получится, ибо нельзя выпустить наружу то, чего нет внутри (как грустный человек никогда не сделает другого радостным, а несчастный - счастливым), но я надеюсь, что он всё же кому-то покажется хотя бы интересным, а местами даже - возможно! - красивым. Погнали?!
* * * * * * * * * *
Я впервые прилетел в Новый аэропорт Стамбула, и общее впечатление от него - "уж слишком большой". По прилёту это не так ощущается, но на обратном пути дорога от контроля безопасности до нужного мне выхода (то есть уже "чистого" времени) заняла около 25 минут (а то и больше) быстрым шагом. И всё из-за того, что центральная часть здания превращена в огромный "базар", равному которому по размеру в других городах мне даже не вспоминается... То есть большую часть пути до своего сектора ты просто идёшь, маневрируя между сверкающими витринами, где тебе ни фига не нужно (а что нужно, можно купить в другом месте и по другим ценам), и вспоминаешь маму чаще, чем обычно:)
Ещё один недостаток - бесплатный вайфай выдаётся "в одни руки" (то есть на один номер телефона) только на час. Конечно, для чего-то необходимого этого времени вполне достаточно, но если вы приехали с запасом, просто "повтыкать" в инете тоже не лишнее...
..........
Из аэропорта я ехал на метро, которое "пришло" сюда как раз в начале этого года. Вариант этот вполне нормальный, но некоторые "организационно-технические" моменты, которые, возможно, будут полезны тем, кто впервые поедет таким образом, всё же отмечу. Во-первых, найти метро не сложно, хотя оно и расположено на приличном расстоянии от выхода из зала прилёта - просто следуйте указателям, не забывая, что метро здесь отмечено не буквой "М", как в "прочем" Стамбуле, а буквой "U". Почему "U", в общем и целом понятно - от слова "Underground", что означает ту же "подземку", а вот на вопрос, почему именно Underground, турецкие сайты отвечают что-то вроде "патамушта". Типа не задавайте глупых вопросов, Underground - и всё. Так надо. И не приставайте:)
Потом вы проходите (при желании - по траволаторам) через несколько открытых по сторонам (крыша имеется) полунавесов-полутоннелей:
А затем начинаете спускаться вниз по эскалаторам: всего их штук 5, так что будет проще воспользоваться лифтом, чтоб не бегать от одной "чудо-лесенки" к другой. То есть от выхода из терминала до реального входа в метро (где расположены жёлтые автоматы-"билетматики") получается минут 15.
Второй момент - как платить. Вообще говоря, самый удобный и дешёвый вариант (если только вы не собираетесь безвылазно провести в Стамбуле пару недель, и при этом постоянно разъезжать) - это "книжечка" из 10 разовых билетов. Но проблема в том, что стоит она 170 лир, а жёлтые "билетматики" принимают купюры номиналом не более 100. Так что либо вы платите нормальной работающей картой, либо ... этот вариант отпадает. Равно как отпадают и другие "книжечки" на 5 и менее поездок - "билетматики" их просто не продают. И в итоге "всё богатство выбора" сводится к банальной Istanbulkart, которая недавно - как и вообще проезд в Стамбуле - подорожала до 70 лир (то есть около 250 рублей - грабёж несусветный, учитывая её фактическую невозвратность). Купить её несложно, особенно учитывая, что в автомате можно выбрать русский язык (правда, сделать это, не зная заранее, как, почти невозможно - выбор осуществляется последовательным нажатием верхней кнопки в левом ряду). Но и тут имеется подводный камень: "билетматик" устроен так, что за раз принимает только одну купюру - неважно, какую именно, поэтому вам необходимо иметь "сотку" - за неё вы получите заветную карту с балансом 30 лир. А теперь следующее "но": хотя билет на стамбульское метро (как и на автобус-трамвай) стоит 15 лир, цена проезда на конкретно этой, аэропортовской линии составляет 19 с хвостом. А пересадки в Стамбуле платные, даже с одной линии метро на другую, так что этих первоначальных 30 лир вам хватит лишь на одну поездку. Поэтому сразу "зарядите" карту по максимуму (не забывая "правила одной банкноты") - конечно, примерно представляя свои будущие поездки, чтоб по окончании путешествия у вас не осталось ненужного вам "баланса": дело в том, что если потом вы будете ездить на наземном транспорте, эти "билетматики" ещё нужно будет хорошо поискать (на входе в метро-то они есть): хотя и говорится, что они "как бы" есть на основных остановках, в реальности это окажется "национальным индейским жилищем" (ну, "фигвамом", помните?!). А поскольку, чтобы добраться до относительно туристического центра, вам нужно сделать, как минимум, 2 пересадки, начальный баланс должен быть не менее 50. А лучше больше - см. выше.
На аэропортовской линии поезда ходят с интервалом 20 минут (на других в среднем 6-10), да ещё 5-7 минут поезд может простоять с открытыми дверьми, "собирая" народ. К тому же остановки здесь длинные - до первой пересадочной станции Kağıthane время в пути составит около получаса. В общем, на всё про всё от терминала прилёта до конца первой линии метро можно смело закладывать около 50 минут, а то и час.
Доехав до Kağıthane, вам, скорее всего, нужно будет пересесть на одноимённую станцию "розовой" линии М2, причём для этого надо выйти на улицу, пройти ещё минут 7, при этом дождавшись светофора при переходе через оживлённую улицу, и зайти в вестибюль новой станции. Впрочем, москвичей как раз это не удивит, поскольку ничем не отличается от перехода со станции метро на какой-нибудь диаметр или МЦК - с той лишь разницей, что, как я уже сказал, в Стамбуле платить нужно будет снова.
Вот примерно так выглядит уличная зона перехода:
Общее резюме из того, что я хаотично пытался сказать выше, примерно таково: метро - вполне рабочий и, главное, надёжный, не зависящий от дорожных ситуаций способ добраться в аэропорт (или из него). Но, во-первых, не быстрый, во-вторых, если у вас много вещей, особенно тяжёлых (или дождь льёт)- лучше забудьте о нём сразу и воспользуйтесь шаттлом типа Havaist (правда, при этом и отель нужно подбирать по его маршруту, чтобы не столкнутся примерно с теми же - только "вид сбоку" - проблемами). Так что - правильных решений и удачной дороги!
* * * * * * * * * *
Чтобы добраться до отеля, мне пришлось сделать ещё одну пересадку - на "зелёную" линию, зато потом уже было совсем рядом - минут 5 пешком. Мой первый отель находился вблизи одной из самых знаковых стамбульских мечетей - Шехзаде, и, хотя уже вечерело, я успел увидеть её в лучах предзакатного солнца:
...
Первый обед (или ужин) в Турции - всегда праздник. Это потом уже начинаются всякие "не хочу", "надоело" и прочие капризы, а сначала -всё кажется деликатесом. Собственно, для меня кебаб таковым и является, и, приезжая на Восток, я почти всегда начинаю с него (при наличии, конечно). Не нарушилась традиция и в этот раз:
Нет, всё было вкусно, но цены на еду меня просто шокировали, как я выразился в более узком кругу, они просто "е...лись"... Я слышал, что за последний год Турция стала дорогой страной, но не представлял, насколько. Судите сами: ещё пару лет назад в Бурсе второе блюдо за полтинник казалось мне дороговатым, а "нормальные" стоили 35-40 лир (про "копеечные" "чорбаси", то есть супы, я вообще молчу). А сейчас их уровень начинался от 170-180 (то есть в 4 раза дороже!!!), а основной ассортимент - от 200 - и это в так называемых "локантах", кафе для местных, без изысков и особого шика (что лично меня ни капли не смущает - напротив, если я вижу в заведениях - и не только турецких - не "нормальные" бумажные салфетки, а "тряпочки", то сразу прохожу мимо)! И если раньше я переводил счёт на рубли и радовался, как вкусно и дёшево поел, то сейчас быстро понял, что для психологического здоровья это крайне вредная процедура... То есть тот простенький - хоть и сытный - обед, что вы видели на снимках выше (на первом - стандартный для Турции чечевичный суп), обошёлся в более чем 800 рублей... эх, срочно надо накапать 500 капель валерьянки, а то даже сейчас сердце заколотилось:)