Для лучшего понимания росписей гробниц в Долине Царей краткий конспект лекции В. Солкина и информация из других источников.
Можно посмотреть лекции В. Солкина.
Амдуат. Тексты о загробном мире в Древнем Египте.
Смерть и бессмертие в Древнем Египте.
Египетская "Книга мертвых".
Книга Амдуат - один из важнейших религиозных текстов, использовавшийся как часть обязательного декорирования стен гробниц фараонов, а с конца Нового царства и в частных захоронениях. Самая первая версия «Книги Амдуат», известная современным исследователям, зафиксирована на стене погребальной камеры Тутмоса I (XV в. до н. э.), однако, вероятно, содержание книги восходит к более древним «Текстам саркофагов» периода Среднего царства. Последние фрагменты «Книги Амдуат» датируются III в. до н. э. Полный текст «Книги Амдуат» впервые был обнаружен в гробнице Тутмоса III.
Общая структура обычно следующая: верхний регистр – различные боги и наиболее значимые духи для этого часа ночи, средний – ладья солнечного бога, нижний – феномены или события в этот час ночи.
Тема - ночное путешествие солнечного бога.
1 час
Солнечная ладья только движется к входу в иной мир, рядом с которым воткнут пастуший посох солнечного бога, однако в центре солнечной ладьи уже изображен скарабей - Хепри, утренняя преисполненная силы креативная форма солнечного бога. С двух сторон 2 фигуры Осириса, которые поднимая руки в позе адорации «дуау» почитают солнечное божество.
В образе скарабея солнечный бог не войдет с загробный мир, а выйдет на восходе. Это пожелание увидеть его после ночи вот таким, творящим мир и всеобщее процветание.
1 регистр – видны заупокойные стелы (правая часть усеченные закрашенные овалы с головами), из которых поднимаются души праведных умерших. Они ликуют, потому что вместе с Солнцем жизнь войдет в праведный мир. Тьма осветится.
Также присутствуют 2 богини Маат (2 крайние фигуры слева?) – одна, которая воплощает миропорядок и истину земного мира, и другая - великая небесная сестра =прототип – великий божественный закон, который был заложен богом-творцом в момент сотворения вселенной.
Показан Осирис (четвертый слева) и свита важнейших божеств, которые идут вместе с солнечным богом внутрь ночи.
2 час
Уже Дуат – загробный мир.
Пространство 2 часа ночи пересекает великий поток Урнес, по которому ладья, принимая различные облики и формы, стремится в бездонные глубины иного мира.
1 регистр: духи и боги, которые вооружены огненными ножами, чтобы спрятать Солнце от сил хаоса, которые его ждут. Также присутствуют праведные души в виде стелы и богини с кобрами на голове – потому что темнота этих вод столь велика и непостижима, что света солнечного бога не хватает для освещения этого пространства. Поэтому божества свиты начинают испускать свет, зажигать огонь и т.д. =торжество света над темнотой ночи.
2 регистр, слева направо: солнечная ладья-миллионов лет со свитой. Далее в следующей ладье две великие персеи и имена богов. Персеи –священные деревья, по легенде 2 персеи растут на горизонте востока. В том случае, если восходит Солнце, пространства объединяются, и в этот момент можно увидеть священных 2 дерева, меж которых выходит Солнце в наш мир.
Солнце проходит через состояние великих предвечных вод, поэтому в следующей ладье (3 слева) показан крокодил, который является владыкой этих вод.
Солнце проходит через состояние боги-матери, владычицы Запада, поэтому появляется символ богини-матери в виде систра-трещетки (4 слева ладья).
Наконец, Солнце проходит вечную регенерацию и поэтому в 5 ладье слева показа символ Луны. Луна символ победы над смертью.
Главный противник Солнца это змей Апоп =символ хаоса, выпивает воду из подземных источников, который хочет испепелить Солнце своим дыханием.
Умершие, которые должны доплыть до царства Осириса, до своего загробного суда, они берут Ка (=иную форму, отпечаток) тех деревянных ладей, которые положены в их гробницы, бросают на воды потока Урнес и плывут за солнечным богом. Пока ладья солнечного бога проходит 1 час ночи, ладья умершего проходит 1/10. Поэтому в некоторых областях иного мира были места для отдыха и защиты, где душа могла дождаться следующего дня, что проплыть еще кусок.
3 регистр: показаны благие умершие, на их головах показаны всходы пшеницы (фигуры справа). Они также держат колосья в руках.
Осирис также присутствует. Он ждет, когда в 6 часу ночи солнечный бог доплывет до него. Также показана свита с посохами и веслами (фигуры в левой части регистра) тех божеств, которые будут помогать движению солнечного бога через 2 час ночи.
3 час
В 3 часу ночи великий поток Урнес трансформируется в бесконечные воды Осириса, их источником является предвечный океан Нун, на поверхности которого происходят события часов ночи.
1 регистр: Анубис в образе шакала лежит на порталах иного мира. Он является проводником и символизирует победу над смертью и вечную молодость.
Также показаны самые разнообразные великие божества – выступают в качестве сопереживателей за то, чтобы странствие и плавание солнечного бога прошло благополучно.
2 регистр: солнечная ладья, которая трансформируется, ее нос и корма приобретают головы разных священных животных. Например ежа – который был священным еще в 3 тыс до н.э., т.к. он борется со змеей. Поэтому он символически повергает змея Апопа.
3 регистр: Все цари Египта, которые существовали на земле. Все цари Нижнего Египта, поэтому на головах красная корона «Дэшрет» (справа). Все цари Верхнего Египта в белой короне «Хеджет» (слева).
Царей по 4. Принцип «Хеперу»от «Хепереру - творить, распадаясь на множество подобий» - Божество, проявляясь через 4 своих ипостаси, показывает все свое проявление в совокупности.
4 ипостасти на примере фараона – родился, коронация, умер и возродился – т.е. полный цикл существования.
4 час
В 4 часу ночи великие предвечные воды иссякли, их выпил Апоп. И весь путь ладьи представляет собой все время погружающуюся зигзагообразную дорогу, которая наполнена испепеляющим жидким огнем.
Ладья превращается в великую змею, которая скользит по огненной реке, чтобы Солнце могло преодолеть беспроглядную тьму 4 часа ночи.
Верхнее изображение
1 регистр. Три=множество змеи, которые смотрят на ход движения солнечной ладьи. Рядом со змеями скорпион и символ вечной жизни, который говорит о том, что это живые змеи. Это те змеи, которые существовали в мире в его еще до-сотворенном состоянии.
В правой части 1 регистра – гигантская кобра освещает путь. Далее крылатый (крылья на втором нижнем изображении) змей с символом вечной жизни под подбородком. Это все формы существ иного мира.
За крыльями змея стоит Сетх – брат Осириса, но выступает здесь как яростный защитник солнечного бога и будет помогать повергать Апопа в 7 часу.
В 3 регистре: везут в ладье огромного змея Михена = змея времени. Все время его везут вслед за солнечной ладьей.
Показаны различные божества, олицетворения усопших царей, великая мать Нейт, которая породила Солнце и Апопа.
Второе изображение, 2 регистр: Хор и Тот держат и хранят Око, чтобы даровать его солнечной ладье.
На 4 часу заканчивается песчаное царство и начинается особая часть книги Амдуат – царство бога Сокара – изображают в виде забальзамированной фигуры с головой сокола.
5 час
Потаенная жизнь, которая лежит в оболочке смерти.
5 час это царство Сокара, это место называется Росетау=уста протаскивания.
1 регистр: Видим погребальный холм. Иероглиф, которым завершается холм «герех»=абсолютная тьма. Т.е. там очень темно, это тьма тайны, где происходит священнодействие.
С двух сторон на холме сидят 2 ласточки – это Исида и Нефтида, из холма выползает скарабей=утреннее Солнце, возрождающая сила бога-творца, который держит веревку времени и сверху он сползает вниз на огромный песчаный холм Сокра, увенчанный головой Исиды. Внутри этого холма священное яйцо (3 регистр)
2 регистр: ладья пока еще в виде змеи, ее тащат условно мужские и условно женские божества через холм. Веревка заканчивается клубком бесконечности (в руках правой шестой богини). Время = это время. За веревку времени боги тянут ладью.
3 регистр: священное яйцо, внутри него из змея времени выступает торжествующая форма Осириса-Сокара, который, отвергая крылья, отвергает оболочку, смерть и все умирающее. Текст говорит, что когда ладья прибывает к холму Сокара, то в абсолютной тьме бог солнца выходит и прислушивается к холму. И внутри этого холма он слышит шевеление жизни. Это значит, что Осирис жив и в 6 часу произойдет воссоединение Ра, как души предвечного бога, и Осириса, как тела предвечного бога, чтобы создать новый вселенский цикл.
С двух сторон от яйца показаны змеи со знаком вечной жизни.
Также показан сфинкс Акер – бог, который символизирует тайные глубины пространства. Также связан с концепцией Земли. На его спине лежит божественное яйцо, т.е. жизнь неистребима и вечна.
Слева – головы праведных умерших с факелами на макушке, т.е. они могут освещать тьму благодаря своей праведности.
6 час.
2 регистр: (над правым углом проема) Многоголовый змей, внутри которого мертвое тело. Тело правой рукой касается лба, на голове у него скарабей-Солнце – это объединенное предвечное божество. Начинается творение нового цикла.
В ликовании присутствуют умершие в своих саркофагах (слева от змея?).
В образе скипетров присутствуют все цари Верхнего и Нижнего Египта (1 регистр, над проемом)
В 3 регистре: Стоящие змеи с огненными ножами, т.к. грядет борьба порядка с хаосом.
7 час
Борьба с Апопом и его повержение.
1 верхний регистр:
Показан Осириса, который находится внутри обороняющего его змея времени, — боги держат обезглавленных спутников Апопа. Это были духи хаоса, которые хотели ниспровергнуть порядок и вернуть все в изначальный хаос Нун.
В виде 3 птиц, т.е. множества, в коронах Нижнего и Верхнего Египта присутствуют души солнечного бога.
2 регистр: показан черный змей Апоп, он расчленен, в него воткнуты ножи. Разделение на части это нарушение основного принципа функционирования этого существа для древних египтян.
Около шеи Апопа стоит Селкет, одна из богинь-покровительниц египетского погребального ритуала. В храмах после ритуального разрезания Апопа проклинались части тела, Ба, Ка, кровь, кости, плоть и т.д. – чтобы обессилить его и повергнуть. В этот момент появлялась милостивая Селкет и сшивала змея – т.к. в противоборстве была жизнь.
Апоп повергнут, показаны гневные львиноголовые богини, готовые испепелить Апопа.
Грозное препятствие устранено. Великий Бог может продолжать странствие во всех своих формах. Четыре Его главные Формы — Атум, Хепри, Ра и Осирис — изображены в среднем регистре в виде гробниц — ларцов, над которыми поднимаются человеческие головы — персонификации грозной силы солнца, а также ножи, ее символы.
Нижний регистр:
12 богов дня и 12 богинь ночи. Слева сидит Хор в триумфе.
Замыкает же нижний регистр крокодил, одна из ипостасей бога нильской воды Себека, который помог поднять тело Осириса из Нила.
8 час
Вся Вселенная начинает готовиться к регенерации и омоложению солнечного бога.
2 регистр: показаны 4 священных овна Птаха-Тотинена, т.е. 4 его ипостаси, который является символом материальной земли, связан с регенерацией жизни. За овнами стоят «шемесу», вертикально поставленные салазки – изображение всех спутников солнечного бога, которые объединяются для его регенерации.
В 3 нижнем регистре: регалии и инсигнии изображены на вертикальных предметах (похожих на «эйфилевы башни») - это рулоны ткани. Древний ритуал пеленания был связан с представлениями о том, что льняное полотно это застывшие лучи солнечного бога. Когда тело Осириса было расчленено, т.е. он был лишен возможности реализовывать заложенный в нем божественный импульс, то в процессе мумификации, который изобретает Исида и Анубис, она его запеленывает внутрь полотна и тем самым дает возрождение целостности. Подношение полотна – передача состояния целостности.
Справа – в образе 4 кобр – огненные солнечные богини освещают это тайное пространство, в котором присутствуют духи.
9 час ночи.
2 регистр: Солнечная ладья в триумфе движется вперед. Ее уже не нужно тянуть, есть тайные гребцы – это спутники солнечного божества, которые допущены близко к божеству. У них веса из черного дерева и они магические, потому что весла как гарпуны повергают в воде силы хаоса и одновременно они дают невидимость солнечному божеству.
Правая часть 2 регистра: различные формы богов – Хатхор, Птах-Тотинен, священный овен и др.
Нижний регистр: священные змеи и спутники солнечного божества.
10 час.
Триумф усопших.
Сокар присутствует в образе своей птицы сокола. «Смерть смотрит, ликуя, за торжеством жизни».
1 верхний регистр: показаны 4 формы львиноголовой Сехмет, матери наказания.
Также показан дух с головой павиана, держащий в руках око Хора - это Тот, бог мудрости, который хранит око возрождения, чтобы вернуть молодость предвечного божества.
Крайние правые – 4 формы Осириса.
Также показаны различные духи. Скарабей – который символизирует близкое возрождение солнца.
2 регистр, слева направо: показана бесконечная змея в коронах Верхнего и Нижнего Египта, справа и слева от змеи стоят 2 формы богини Нейт=предвечная андрогинная мать.
Далее в ладье показан змей, которого все это время тащили за ладьей солнечного бога.
Нижний регистр: слева показано солнечное божество. Поскольку там абсолютная тьма, то на головах богинь в правой части регистра раскаленные змеи, которые испускают вокруг себя свет.
Справа, крайний: великий царский скипетр.
В центре регистр тайное озеро Кибеху (прямоугольник) – озеро первозданной чистоты на дне океана Нун. И праведные имеют право умыться в нем и испить воды. Но при этом в нем появляются все, кто умер насильственной смертью – насильственная смерть искупает ход испытаний этих часов ночи.
Изображения утопленников уже воспринимаются как праведники и спутники солнечного бога, т.е. это те, кто искупил смертью свой путь. Они ликуют, будучи живыми внутри этого озера. И сам Ра-Хорахте (крайний слева), опираясь на посох, следит за священным озером.
11 час.
Час времени.
В 9 часу ночи идет окончательное наказание духов хаоса.
1 регистр: в триумфе из змея времени появляется Осирис. Осирис показан правее в виде мумифицированной сидящей на змее фигуры, как бы, удаляющимся в обратную сторону в свое царство.
В центре идут духи, у которых нет рук. Текст говорит: «Они несут тайное тело бога» - и оно столь тайно, что его невозможно увидеть, и их руки незримы, т.к. касаются тайного тела бога. Тело бога=это Осирис. Это те духи, которые уносят его обратно, поскольку вот-вот начнется восход, а Осирис должен остаться в своем царстве.
2 регистр: Веревка с головой змеи, которую несут, – это время, которое должно быть побеждено солнечной ладьей.
Крайняя правая часть - Исида и Нефтида в образе великих змей несут короны Верхнего и Нижнего Египта – в знак того, что вот-вот Солнце станет царем мира живых.
В 3 нижнем регистре: показаны открывающиеся котлы иного пространства, в виде огненных пещер. Там сжигаются тела, души и тени духов хаоса.
Крайний слева – Ра-Хорахте и змеи, которые испускают огонь, и львиноголовые богини плюют в эти пещеры. Их слюна превращается в раскаленное жидкое пламя, в котором мучительно горят духи хаоса, которые противостоят Вселенной, т.к. они бессмертны и полностью сгореть не могут.
12 час.
Практически рассвет.
Солнечная ладья входит в хвост змея, которого до этого тащили за ладьей, и выйдет из пасти в сторону, противоположную естественному ходу вещей. И войдя в хвост змея стариками – выходят молодыми и полными сил, также получать силы те, кто является праведными умершими.
Окончательная регенерация солнечного бога.
1 регистр: показаны богини с раскаленными кобрами на плечах – это кобры света, чтобы освещать пространство. Мужские божества держат руки в позе адорации – они молятся восходу, который вот-вот произойдет.
3 нижний регистр: показаны праведные духи, праведные умершие и спутники солнца. Все читают молитву утра.
И в этот момент Солнце в виде солнечного скарабея подходит к голове бога миллионов лет, который берет солнечную ладью и поднимает ее на восточном горизонте. А Осирис впадает в сон до следующего великого ночного цикла.
В этот момент открываются врата пространств и видны великие предвечные персеи, но солнечный бог должен запечатать за собой уста загробного мира, иначе в мир живых выйдет то, что его уничтожит.
Дополнительные визуализации этих принципов.
Показаны несколько форм солнца: Солнце, которое рождается меж рук великой матери богов; полуденное Солнце Ра в триумфе; утреннее Солнце-Хепри со скарабеем вместо головы; и ночное Солнце с головой овна.
Нижний регистр: различные божества, которые обитают в 12 разных покоях, которые проходит Солнце через каждый час ночи.
Книга врат
1 час.
1 и 4 регистры: свита богов, души, которые провожают Солнце и надеются стать спутниками в его ночном путешествии.
2 регистр: Солнце в виде скарабея, который находится внутри солнечного диска, входит в холмы западного горизонта. Солнечный диск находится внутри змея Михена в виде кобры, кусающего свой хвост.
3 регистр: изображение головы овна-ночной формы солнца и штандарта с головой шакала, который ассоциируется с шеей солнечного бога - символизируют две опоры, меж которых открывается проход в иные миры.
2 час
1 регистр: солнечная ладья, на ней стоит наос, который всегда окружен извивающимся змеем Михеном = змей времени. Т.е. это время, внутри которого находится Солнце -великий владыка этого времени.
Фигура на носу ладьи – это Сиа=бог предвечной мудрости, фигура на корме(левая) – это Хека=магическая сверх сила, которая дает возможность солнечному богу справляться с силами хаоса.
2 регистр: пленники – это силы хаоса, которые уже повергнуты и изображены со связанными руками. Связывает их бог Атум, это ночная форма солнца – слева.
3 час ночи.
Ладья движется по канату с головами быков, у которого нет ни конца, ни начала - это означает, что нужно пройти сквозь время, чтобы возродиться.
1 верхний регистр: сначала показаны 4 великие богини плакальщицы-охранительницы в виде белых запеленутых фигур. Оплакивают тех, кому недоступно это знание, а, следовательно, недоступна жизнь вечная.
На продолжении сцены, нижний регистр: Атум повергает змея Апопа. Хаос уже повергнут
4 час ночи
Хор и Анубис приветствуют фараона. Умершие еще спят в своих саркофагах (правая часть сцены, белые прямоугольники и черные фигуры), это условное изображение тех, кто, будучи лишен света солнца, ждет в ином мире солнца как источник вечной жизни.
В нижнем регистре: 12 богинь часов ночи. Они стоят на холме, в центре которого разверзнуты воды бездны. Из вод бездны появляется змей Михен.
5 час
Показана солнечная ладья, которую тащат на буксире. Наверху 1 регистр6 веревка времени.
2 регистр: удушенный змей Апоп (голова свисает). Его держат непостижимые духи иного мира, голова изображалась часто в анфас.
3 регистр: начинается змей, которого держат духи, между ними символы «Ахау» = символ вечной и бесконечной жизни; вечного существования души.
Крайний слева Хора, а дальше стоят по 4 фигуры ливийцы, сирийцы, нубийцы и египтяне - условные 4 расы, на которые египтяне делили мир: желтые, черные, белые и красные.
Все человечество в совокупности зависит от того, что здесь происходит. Они стоят за хвостом Ахау, змея, который включает в себя срок человеческой жизни.
Нижняя сцена: Великая лестница бога, поднимающаяся дорога к великим весам – на одной чаше будет сердце умершего, на другой – страусиное перо богини истины Маат. Осирис показан как владыка всех живущих вечно. На сцене умершие, которые обрели свою истинную форму, идут на загробный суд. Великие коровы Негау освещают это пространство (сверху висят рогами вниз?), показан Анубис, как один из сыновей Осириса.
Это пространство так чисто, что бабуины, вооруженные палками, увозят на ладье черную свинью=все нечистое. Т.е. там только свет, истина и вечная жизнь.
В правом верхнем углу фигура бога Акена=бога предвечного времени, из шеи которого тянут веревку жизни. Т.к. время – это не смерть, а жизнь, состоящая из дыхания, т.к. горлом мы дышим. Таким образом, все люди и живые существа сопричастны вечной жизни.
6 час
3 часть, опять видим Акена и веревку из его шеи. Умершие начинают подниматься из своих саркофагов, причем они лежат на едином для всех ложе.
2 часть средний регистр: показан Апоп и духи сжимают его так сильно, что из него появляются головы тех, кого сожрал хаос. Они выжимают живых, чтобы они могли выбраться из этого плена и двигаться вперед.
В среднем регистре опять показаны фигуры без рук, которые несут тайное тело бога для объединения Осириса в единое предвечное божество.
7 час
8 час
К штандартам с головами шакалов, которые символизируют дыхание солнечного бога, привязаны силы хаоса. Их там наказывают.
Умершие изображаются в виде фигур, лежащих на животе= символ великого возрождения. Жизнь начинает побеждать хаос и смерть.
9 час
В центре показаны праведные умершие в воде, но руки у них подняты в знаке «Хаи»=ликования. Они ликуют, обретя новую жизнь в пространстве озера Хебеху.
В верхнем регистре показаны Ба в виде птиц с человеческим головами. Они почитают солнечного бога в процессе «Дуау», воздевая руки в позе адорации. Перед каждой Ба символ ее бессмертия – горшок с проросшим зерном.
Нижний регистр - связанные пленники, которых испепеляет слюной огненный змей, чтобы им не досталась вечная жизнь.
10 час
Верхний 1 регистр: показан двойной сфинкс – на нем стоит божество с 2 головами Сетха и Хора. Это божество называется Херуифи, оно объединяет в себе природу Хора и Сетха, изначально это одинаковые принципы, и различия начинают появляться позже.
2 регистр: Солнечная ладья встречается с правдеными умершими и духами, на головах которых изображены священные кобры.
Осирис в своих 4 формах готов к торжеству, он уже возродился к вечной жизни. Скоро начнется восход.
11 час.
Верхний 1 регистр: Апоп окончательно связан и уничтожен, поставлены кобры и духи-хранители.
2 регистр: идет в триумфе солнечная ладья. Появляется лик солнца.
Крайний справа: Херуифи повергает луки, символ покоренных народов, его охраняют священные змеи. Левее: богини почитают Солнце в позе адорации.
Нижний 3 регистр: богини и боги часов ночи, присутствуют на триумфе, как и великое око Уджат, которое символизирует собой вечную жизнь.
12 час
2 регистр: Ладья минует опять связанного змея Апопа. Показаны бабуины – это символы душ востока и рассвета.
В итоге из вод вечного океана хаоса поднимается бог миллионов лет и на его руках стоит в триумфе солнечная ладья. В центре солнечной ладьи скарабей. На голове скарабея показан солнечный диск, его на руках держит богиня неба Нут=богиня неба нашего пространства. Далее свернутая в круг фигура символизирует Дуат, который изображен в виде Осириса свернутого в круг. На голове Дуата покоится наше небо, которое держит Солнце. Все в целом триумф вечной жизни.
Далее информация с сайта
https://ancientegyptonline.co.uk
Coffin Texts – Тексты саркофагов
Тексты саркофагов представляют собой собрание погребальных текстов, которые использовались с начала Первого переходного периода (хотя самые ранние образцы из некрополя Балата в оазисе Эль-Харга предположительно датируются концом Древнего царства). Хотя они в значительной степени заменены Книгой Мертвых к концу Среднего царства или началу Второго переходного периода, есть несколько примеров, датируемых Новым царством (например, погребение Миннахте ТТ87) и несколько заклинаний (особенно заклинания 151, 607 и 625) были популярны во времена двадцать пятой и двадцать шестой династий. Как следует из названия, их в основном можно найти на саркофагах, но примеры этих текстов также были найдены на стелах, сундуках с канопами, папирусе и масках мумий.
Некоторые заклинания использовались только в одной местности или в течение короткого периода времени, и также вероятно, что на них повлияли личные предпочтения умершего, его семьи или исполняющего обязанности священника. Тексты саркофагов не появлялись на всех саркофагах этого периода. По оценкам, менее одного процента жителей Верхнего Египта имели тексты саркофагов на своих саркофагах, и не было найдено ни одного саркофага, на котором были бы все тексты.
Различие между текстами пирамид и саркофагов было искусственным, поскольку первые были начертаны на стенах гробниц, а вторые – на саркофагах. Несмотря на наличие различий (Тексты Саркофагов сосредоточены на подземном мире, а также на небесном царстве Текстов Пирамид и были доступны более широкому кругу людей), связь между текстами остается очевидной. Основное содержание «Текстов пирамид» (необходимость пропитания в загробной жизни, защита от опасных существ, желание превратиться в ряд различных божеств и соединиться с обновляющим циклом солнца) остается, и многие тексты саркофагов содержат отрывки, непосредственно взятые из текстов пирамид. Аналогичная связь существовала между Текстами Саркофагов и Книгой Мертвых. Существует множество примеров, показывающих совпадение между ними, в частности, свидетельство того, что некоторые заклинания из Книги Мертвых впервые появились на саркофагах Второго Переходного Периода.
Похоже, что «Тексты саркофагов» ввели ряд новых понятий (или, по крайней мере, являются самой ранней записью этих понятий, обнаруженной на сегодняшний день). Мысль о том, что умерший присоединится к своей семье в загробной жизни, впервые упоминается в тексте саркофага. Менее утешительным является введение Апопа, змея, который угрожает солнцу в своем путешествии и должен быть побежден, чтобы могло произойти обновление. Нравственный аспект вводится в загробную жизнь с концепцией суда над мертвыми. В этой связи приобретает значение Осирис, а не Ра. В текстах умерший также упоминается как Осирис, и многие заклинания предназначены для того, чтобы помочь умершему завершить эту трансформацию. Таким образом, любой человек, не только царь, мог стать богом.
Еще одно различие между текстами саркофагов и текстами пирамид заключается в включении графических виньеток. Не все тексты саркофагов включают эти изображения, но в некоторых случаях (например, заклинания 81 и 100) считалось, что изображения увеличивают силу заклинания. Книга Двух Путей (сборник заклинаний почти исключительно из некрополя Эль-Берша) включала иллюстрации, составляющие первую подробную карту преисподней.
Часто утверждалось, что тексты саркофагов были свидетельством демократизации загробной жизни. Теория утверждала, что после потрясений Первого переходного периода царская прерогатива превращаться в духа Ах, чтобы присоединиться к богам в загробной жизни, была принята нецарскими особами в форме текстов саркофагов. Однако некоторые также предполагали, что эта теория, возможно, зашла слишком далеко. Хотя Тексты пирамид использовались только царями (по крайней мере, до более поздних периодов), есть свидетельства того, что подобные тексты были доступны другим особам в менее постоянной форме. Тексты саркофагов вместо этого можно рассматривать как развитие идей о загробной жизни и методе передачи этих идей, а не как изменение того, кто может получить доступ к этой загробной жизни.
Книга врат
Книга врат — древнеегипетский религиозный текст, датируемый Новым Царством, описывающий путешествие умершей души через подземный мир со ссылкой на путешествие бога солнца (Ра) во время часы ночи.
Структура Книги Врат аналогична Амдуат. Однако есть некоторые заметные различия; последние три часа содержат изображения суда над мертвыми; только Сиа, Ху и Хека постоянно путешествуют с богом солнца; четыре человека буксируют солнечную барку; инструкции по использованию книги заменены инструкциями относительно подношений; и каждый час в книге врат заканчивается вратами, защищенными одной или несколькими змеями и по крайней мере двумя стражами. Чтобы безопасно пройти через каждые ворота, умерший должен правильно назвать стражей. Эта традиция восходит к Книге двух путей (часть Текстов саркофагов), в котором записано семь врат с тремя стражами у каждых. Хотя в других книгах о преисподней говорится о существовании врат в преисподнюю, они нигде не описываются так подробно, как в Книге о вратах.
В ранних версиях Книги Врат пятый час изображает судный зал Осириса. Однако в гробнице Сети I умерший царь стоит перед Осирисом, и акцент смещается с суда над мертвыми на связь между умершим фараоном и Осирисом. Его преемники скопировали это нововведение с минимальными изменениями положения бога на сцене. Большинство версий текста также включают дополнительные тексты, которые относятся только к фараону, что обеспечивает статус умершего фараона.
Вероятно, самым известным разделом Книги Врат является текст, описывающий разные расы людей. Египтяне делили всех людей на «ливийцев», «нубийцев», «азиатов» и «египтян». Все расы приветствовались в загробном мире, и все они изображены путешествующими по его залам.
Текст и изображения из Книги Врат появляются в ряде книг Нового Царства. У Хоремхеба и Рамсеса I была неполная версия в их камерах саркофага (заменяющая обычные проходы из Амдуат). Сети I украсил свои залы с колоннами Книгой Врат и начертал первую полную версию на своем саркофаге, а также восстановил отрывки из Амдуат. Меренптах также разместил полную копию на стенах кенотафа Сети I в Абидосе. Рамсес VI включил полную копию Книги Врат в свои верхние коридоры. Однако Рамсес VII включил только первые два часа книги и был последним фараоном, положившим Книгу Врат в свою гробницу.
Книга Врат также появилась в гробницах нескольких избранных дворян и видных чиновников, таких как Сеннеджем (рабочий из Дейр-эль-Медины, рабочей деревни рядом с Долиной Царей) и Тджанефер (жрец Амона). После Нового Царства разделы Книги Врат иногда сливались с Книгой Мертвых в гробницах простолюдинов и знати. В частности, первый час и судный зал остались в употреблении в нецарских захоронениях.
Книга врат: час первый
В течение первого часа бог солнца приближается к подземному миру, и его приветствуют «Боги Запада». Бог солнца имеет форму жука-скарабея (хепри) и окружен змеей, пожирающей собственный хвост. Он плывет на барке-мехене. Он путешествует с Сией и Ху (олицетворение восприятия и олицетворение произнесенного слова).
ИМ
Справа горы на западе расходятся, позволяя барке бога солнца плыть в подземный мир. Над солнечной ладьей штандарт с головой шакала, рядом с которым стоит «Тат» (олицетворение местности) и Сет . Ниже солнечной барки находится штандарт с бараньей головой, также поддерживаемый Татом и Сетом. Штандарты представляют собой властную силу бога, который может вознаграждать или наказывать тех, кто живет в преисподней.
Текст рядом с богом солнца:
« Ра говорит Горе: Пошли свет, о Гора! Пусть воссияет сияние от того, что поглотило меня, и что убило людей, и наполнено бойней богов. Дыхание вам, о вы, живущие в свете в своих жилищах, мое великолепие будет вам. Я постановил убить их, и они вырезали все, что существует. Я сокрыл тебя от тех, кто на земле, и вернул венец тем, кто на Горе. Боги говорят: «Пусть этот скипетр с головой шакала излучает слова этого великого бога, который соединяет воедино свои члены. Приди же к нам, о ты, из которого мы произошли! Крики радости обращены к тебе, о ты, кто в твоем диске, великий бог, чьи формы (или преобразования) разнообразны». Их провизия (состоит) из хлебных лепешек и пива».
Над баркой и столбом с головой шакала стоят двенадцать богов горы с текстом;
«Эти боги возникли из Ра и из его субстанции и вышли из его глаза. Он определил для них место - Скрытую Гору (Ament Set), которая поглощает людей, и богов, и весь скот, и всех рептилий, созданных этим великим богом. Этот великий бог определил планы (или замыслы) их, заставив [их] возникнуть на земле, которую он создал».
Ниже барки и столба с бараном стоят двенадцать богов «сет-аментет», и текст гласит:
«Скрытое место. (Это) те, кто поглотил людей, и богов, и весь скот, и всех гадов, которых создал этот великий бог. Этот великий бог определил для них планы после того, как он заставил их расти на земле, которую он создал, то есть в Аментете, который он создал».
Змей Сасет охраняет врата за горами на западе.
Текст «Тот, кто над (т.е. имеет власть над) открывает эту дверь Ра. Сия говорит Сасету: «Открой свою дверь Ра, широко распахни свою дверь Кхути. Сокровенная обитель находится во тьме, чтобы могли пройти трансформацию этого бога». Эта дверь закрывается после того, как этот бог вошел через нее, и те, кто находится на своей горе, плачут, когда они слышат, как закрывается эта дверь».
Книга врат: час второй
Второй час проводит различие между благословленными умершими, которые жили в соответствии с принципами Маат, и проклятыми. Бог солнца (теперь с бараньей головой, как у Атума) буксируется четырьмя мужчинами в сопровождении Сиа и Ху. Лодку приветствуют несколько благосклонных богов. Имена первых семи; Непе, Ненха, Ба (бог с головой барана), Хор (бог с головой ястреба), Беха-аб, Хнему и Седжет. Следующие шесть богов названы «богами, которые находятся во входах». Бог с палкой не назван. Текст «Этот великий бог путешествует по дорогам Дуата. Этот бог привлечен богами Дуата (чтобы произвести разделения (или различия) на земле и осуществить [свои] замыслы на ней, взвесить слова и дела в Аменте, чтобы возвеличить великого бога над маленьким богом среди богов, которые находятся в Дуате, чтобы возложить Ху (благословенных умерших) на их троны и проклятых (в место), на которые они были осуждены на суде, и уничтожить их тела посредством злой смерти. Ра говорит: "О даруй мне, чтобы я мог восстановить корону, и чтобы я мог владеть (моим) святилищем, которое находится в земле. Пусть Сиа и Хека соединятся со мной для разработки планов для вас и для создания их атрибутов, которые вы имеете. Исида умиротворила ветер, и подношения там "Никто не затворит (дверь) перед вами, и проклятые не войдут вслед за вами. Что принадлежит вам, то принадлежит вам, о боги". Эти боги говорят Ра: «Тьма на дороге Дуата, поэтому пусть двери, которые закрыты, откроются, пусть земля откроется, чтобы боги могли влечь за собой того, кто их сотворил». Их пища — погребальные приношения, и их питье — их прохладные воды, и их руки — мясные приношения в Акертских областях Амента».
Люди в верхнем регистре — благословенные умершие, последовавшие за Маат. Те, кто в нижнем регистре, были прокляты. Среди них «усталые» (лежащие на спине под присмотром Атума) и «богохульники».
В конце сцены ворота в третий час находятся за коридором, идущим между двумя стенами с торчащими шипами. Мумиеобразный бог Амава охраняет вход, а мумиеобразный Сехабеснефубеб охраняет выход. Надпись подтверждает, что они «протягивают к Ра руки и ладони». Коридор охраняют девять богов, именуемых «второй группой богов». В двух углах коридора есть змеи, извергающие пламя изо рта, которое простирается по всей длине коридора, чтобы встретиться у его подножия. Считается, что пламя восполняет, а не вредит богу. Ворота охраняет змей Акеби, который говорит:
««(Когда) этот бог подходит к этим вратам, чтобы войти через эти врата, боги, находящиеся в них, приветствуют этого великого бога, (Говоря): «Пусть эти врата откроются к Хути, и пусть откроются двери для того, кто есть в раю. Приди же, о путник, путешествующий по Аментету. Тот, кто над этой дверью, открывает (ее) Ра. Сиа говорит Акеви; Откройте свои врата Ра, распахните свои врата Кхути. Он осветит тьму и проложит путь свету в жилище сокровенном. Эта дверь закрывается после того, как великий бог вошел через нее, и слышен плач тех, кто находится в их воротах, когда они слышат, как эта дверь закрывается».
Книга врат: час третий
В верхнем регистре двенадцать мумифицированных богов в святилищах, охраняемых змеей. Они оживают, когда бог/фараон проходит мимо них. Перед ними двенадцать мумифицированных богов в огненном озере, которое вредит нечестивым, но дает пищу праведникам. Текст «(Те, кто находится в) их святилищах, являются членами бога, чьи святилища охраняет змей Сети. Ра говорит им: «Откройте вы (двери) ваших святилищ, чтобы мое сияние могло проникнуть во тьму, в которой вы находитесь! Я нашел вас плачущими и сетующими, когда ваши святилища были плотно закрыты, но воздух будет дан в ваши ноздри, и Я постановил, что вы будете иметь изобилие (во всем)». И эти боги говорят Ра: «Славься, Ра, войди в наше озеро, о великий бог, который никогда не подводит». Боги Шенну, которые перед ним и позади него, воздают ему почести, и они радуются Ра, когда он пересекает (их) область, и когда великий бог путешествует через тайное место. Их пища состоит из буханок хлеба, их питье сделано из красного (ячменя), и их прохладные воды исходят из воды, и змей огня, Сети, дает им то, чем они там живут. Дверь, которая запирает их, закрывается после того, как этот бог проходит через них, и они издают крики горя, когда слышат, как за ними захлопываются двери.
Солнечную барку буксируют четыре человека через средний регистр, и снова бога сопровождают Сиа и Хека. Веревка, тянущая «земную барку», прикреплена к длинному шесту с бычьей головой на каждом конце. Столб поддерживают восемь мумифицированных богов, названных «Носителями богов». Барку тянут несколько богов, а четыре мумифицированных бога стоят в дальнем конце сцены. Бог символически соединяется с богом земли Гебом при прохождении через эту область.
В нижнем регистре впервые появляется Апоп, но его удерживают Атум и девять человек. Под ними стоят девять богов, известных как «небу керт» (владыки судьбы).
В конце сцены есть еще одни ворота (называемые Небт-с-Чефау), охраняемые мумифицированным богом Энуэрхата (на входе) и Сета-та (на выходе). Девять богов, называемых «третьей группой богов великого бога, находящихся внутри», защищают коридор.
Чудовищного змея, стоящего на хвосте и охраняющего ворота, зовут Четби, и две строки текста, относящиеся к его признанию Ра, гласят:
«Тот, кто над этой дверью, открывается Ра. Сиа говорит Чебти: «Открой (свои) врата Ра, распахни свои двери Кхути, чтобы он мог послать свет в густую тьму и мог заставить свое сияние осветить скрытую комнату». Эта дверь закрывается после того, как этот великий бог прошел через нее, и те, кто находится в этих воротах, скорбят, когда слышат, как эта дверь за ними закрывается».
Книга врат: час четвертый
В верхнем регистре «двенадцать богов, несущих свое двойное» лицо к Озеру Жизни (охраняемому двенадцатью богами-шакалами) и Озеру Урай (охраняемому двенадцатью Урайями).
В среднем регистре солнечная барка буксируется к девяти святилищам, содержащим мумифицированных богов, названных «Боги, которые следуют за Осирисом, которые находятся в своих обителях». Они ждут, когда Ра воскреснет и накормит их. Перед ними свернувшаяся кольцом змея Геррет представляет время, а двенадцать богинь, называемых «богинями часа, которые находятся в Дуате», представляют двенадцать часов подземного мира. Говорят, что Херет «порождает двенадцать змей, которых нужно пожирать часами».
В нижнем регистре Осирис в образе Хентиаменти в короне Верхнего Египта стоит на змее в святилище Наоса. Перед ним богиня пламени в виде змеи, за ней двенадцать богов и Хор в дальнем конце. За Осирисом стоят двенадцать богов по имени «боги, которые стоят за святилищем», затем четыре маленьких бога по имени «хозяева своих ям» (и их четырех ям) и один бородатый бог по имени «хозяин земель», который держит Анкх в правой руке и скипетр в левой.
«Хор действует от имени своего отца Осириса, он совершает для него магические церемонии и возвращает ему корону (говоря): «Мое сердце обращается к тебе, о мой отец, ты, кто мстит тем, кто будет работать против тебя, и во всех делах, которые касаются вас, вы руководствуетесь магическими церемониями. У тебя есть власть, о Осирис, у тебя есть верховная власть, о Хентиаменти, у тебя есть все, что принадлежит тебе как правителю Дуата, о ты, чьи формы (или атрибуты) возвышены в сокровенном месте, блаженные духи держат тебя в страхе, и мертвые боятся тебя. Твоя корона возвращена тебе, и я, твой сын Хор, расплатился за твою слабость».
(боги перед храмом говорят) «Пусть Он из Дуата будет возвышен! Пусть обожают Хентиаменти! Твой сын Хор вернул тебе твою корону, он защитил тебя с помощью магических церемоний, он сокрушил для тебя твоих врагов, он принес тебе силу для твоих рук, о Осирис, Хентиаменти».
(Осирис говорит Гору) «Приди ко мне, о мой сын Хор, и отомсти за меня тем, кто работает против меня, и брось их тому, кто над вещами, которые разрушают, это он охраняет ямы (разрушения) ».
(Хор говорит богам) «Расспросите меня, о боги, которые следуют за Хентиаменти, встаньте и не отступайте, и будьте господами над собой; иди и питайся хлебом Ху, и пей пиво Маат, и питайся тем, чем там живет мой отец. То, что принадлежит тебе в сокровенном месте, должно быть за святыней, по повелению Ра. Я призываю вас, и вот, вы должны сделать то, что ваш долг (делать)». Их мясо состоит из хлебных лепешек, их пиво - из чесерта (потустороннего) напитка, а их возлияния - из прохладной воды. Их пищу дает им хранитель вещей, находящихся в святилище. И Хор говорит этим богам: «Поразите врагов моего отца и низвергните их в свои ямы за то смертельное зло, которое они причинили Великому, (кто) нашел того, кто породил меня. Что вам надлежит делать в Дуате, так это охранять огненные ямы, как повелел Ра, и я поставил (это) перед вами, чтобы, вот, вы могли делать то, что принадлежит вам». Этот бог стоит над ямами.»
В конце сцены есть еще одни ворота, называемые Арит, охраняемые Аау с головой шакала, а выход - Текми с головой шакала. Коридор охраняют девять богов, называемых «четвертой группой богов». Змея перед дверью — Тека-хра. Текст говорит;
«Этот великий бог подходит к этим вратам и входит через них, и боги, находящиеся в них, приветствуют его». Девять богов говорят Ра: «Ра-Херу-Хути распахни наши двери и открой наши врата. Славься, Ра, приди к нам, о великий бог, владыка скрытой природы». Тот, кто над этой дверью, открывается Ра. Сиа говорит Тека-хра: «Открой свои врата Ра, распахни свои двери Кхути, чтобы он мог послать свет в густую тьму и мог заставить свое сияние осветить скрытое жилище». Эта дверь закрывается после того, как через нее прошел великий бог, и те, кто находится в этих воротах, скорбят, когда слышат, как эта дверь за ними закрывается».
Книга врат: час пятый
В верхнем регистре двенадцать поклоняющихся богов, названных «теми, кто совершает поклонение в Дуате». За ними следуют двенадцать богов, держащих геодезический шнур, чтобы распределить как пространство (в виде поля или поместья), так и время (представленное змеем и шен в нижнем регистре). Их называют «Держатели шнура в Дуате». Наконец, есть четыре бога «хэнби» (надзиратели), каждый из которых держит символ жизни в правой руке и скипетр в левой.
Лодка Ра находится в среднем регистре. Вместе с Ра (как всегда) боги Хека и Сиа. Перед четырьмя богами, буксирующими солнечную барку, стоят двенадцать богов в саванах, держащих кольца огромной змеи. Их называют «те, кто держит Эннутчи» (Апоп). Перед этими богами стоят двенадцать богов, называемых «душами людей, находящихся в Дуате». За ними следует бог Хетепи, который находится «за своим углом» (или «своего угла»). Текст
«Боги Дуата влекут за собой этого великого бога, и он путешествует по сокровенному месту. (Ра говорит) «Возьмите меня за собой, о боги Дуата, и пойте мне хвалу, о вы, находящиеся во главе звезд; да будут крепки узы ваши, и влеките меня ими, и да будут тверды ваши руки и руки, да будет быстрота в ногах ваших, да будет сильное намерение в душах наших, и да возрадуются сердца ваши. Откройте благополучный путь в покои скрытых вещей».
«Те, кто находится в этой сцене, несут эту змею. Ра поражает их и приближается к ним, чтобы отдохнуть в (называемых воротами) Небт-Ахау. Этот змей доходит до них (ворот), но не выходит за них. Ра говорит им: «Поразите там змея Эннутчи, не дайте ему пути (убежать), чтобы я мог пройти мимо вас. Спрячь свои руки, разрушь то, что ты охраняешь, защити то, что рождается от моих форм, и связывай то, что рождается от моей силы». Их пища состоит из слушания слова этого бога, и подношения им делаются из слушания слова Ра в Дуате».
«Тем, кто говорил о том, что правильно и истинно на земле, и кто возвеличивал формы бога, Ра говорит: «Вашим душам будут воспеты хвалы, и будет дыхание в ноздрях ваших в Сехет-Ару. То, что действительно будет вашим, принадлежит богам Маати. Жилища, которые будут твоими, будут в углу, где (живут) те, кто со мной, кто взвешивает слова для них». Их пища — хлебные лепешки, и их питье — чесерт, и их возлияния — прохладная вода. Подношения им делаются на земле, как богу Хетепи, в зависимости от того, что должно быть поднесено им. Ра говорит этому богу: «Пусть тот, кто над своим Углом (Хери-Кенбет-ф), взывает к тем душам, которые правы, истинны и божественны, и пусть они сидят в мире в своих жилищах в угле тех, кто со мной»
В нижнем регистре Хор опирается на посох, наблюдая за четырьмя группами по четыре человека, представляющими четыре расы человечества; Рет (египтяне), Ааму (азиатские народы из пустынь к востоку и северо-востоку от Египта), Нехесу (нубийцы и другие африканские расы) и Темеху (светлокожие ливийцы). Сехмет упоминается в тексте, связанном с этим разделом, но не появляется на изображениях. Перед ними двенадцать бородатых богов держат тело длинного змея, олицетворяющего время. Их называют «Хранителями периода времени в Аменте». Перед ними еще восемь бородатых богов, именуемых «Владыками Дуата».
С правой стороны сцены стоят пятые ворота Дуата (названные Небт-Аха). Ворота охраняют двенадцать бородатых форм мумий, которые описываются как «боги и богини, находящиеся в этом пилоне». Вход в коридор охраняет Маа-иб («истинный сердца»), а на выходе Шета-иб («тайна сердца»).
Зал правосудия
Между вратами в конце пятого часа и змеем Сет-эм-Маат-ф перед входом в шестой час находится Зал Суда (или Зал Маат). Крыша зала украшена наконечниками копий, а с нее свисают четыре головы газелей или быков (известных как хахаю). Осирис в двойной короне восседает на вершине девяти ступеней, на каждой из которых стоит бог. Перед ним весы. В отличие от Зала Правосудия в Книге Мертвых, весы иногда бывают пустыми. В версии из гробницы Сети на одной из чаш весов изображена маленькая птичка, олицетворяющая зло. Перед весами находится лодка, в которой находится свинья по имени «Ам-а» («пожиратель рук») и обезьяна с собачьей мордой, держащая палку. В левом верхнем углу мы видим Анубиса..
Суд над мертвыми происходит непосредственно перед соединением Ба с телом бога солнца, которое происходит в шестой час.
Книга врат: час шестой
Шестой час охватывает самый глубокий участок путешествия солнца в подземный мир. Несколько богов с покрытыми руками идут перед солнечной баркой. В нижнем регистре лежат мумии тех, кто воскреснет, когда тело бога солнца Ра соединится с его Ба. В дальнем конце регистра есть изображение круглого Озера Огненного с обвивающим его защитным змеем. Боги в верхнем регистре держат трезубцы, которые они используют, чтобы отбиваться от Апопа, чтобы он не мог помешать этому важному союзу. Перед этими богами мы можем видеть, как из его тела поднимаются головы освободившихся от Апопа. В дальнем конце верхнего регистра стоит бог Акен. Скрученная веревка, разматываемая с его горла, олицетворяет время.
Книга врат: час седьмой
Седьмой час направлен на изгнание любых негативных элементов, чтобы не было препятствий обновлению энергии бога солнца. Колья Геба с головой шакала стоят перед богом солнца, к каждому из которых привязаны два врага солнца. Наказывать их будут демоны. В верхнем регистре благословенные мертвые несут корзины с зерном (подтверждая, что они будут обеспечены в загробной жизни) или перья Маат (подтверждая, что они признаны верными). В нижнем регистре люди (или, возможно, второстепенные божества) несут серпы для сбора урожая или работают на сборе деревьев, подтверждая, что возрожденный бог солнца обеспечит обильный урожай.
Книга врат: час восьмой
Восьмой час снова изображает время как бесконечную веревку, исходящую от бога Акена. Перед солнечной баркой «Хозяева провизии на Западе» раздают провиант блаженным умершим и наказывают недостойных. В нижнем ряду мумии на носилках находятся в процессе воскрешения.
В конце восьмого часа ладья солнца прибывает к воротам, называемым Аат Шефшефт. Ворота охраняют девять богов в образе мумий. У входа в ворота стоит бородатый мумифицированный образ со сложенными на груди руками по имени Анхефт, а у выхода из них стоит другой по имени Эрмен-та. Коридор пронизан языками пламени, исходящими из пастей двух уреев. Текст «Этот великий бог подходит к этим воротам и входит через них, и боги, находящиеся там, приветствуют великого бога. Группа богов, охраняющих ворота, обращается к Ра и говорит: «Приди к нам, о ты, кто является главой горизонта, о ты, великий бог, открывающий тайные места, открой для себя священные пилоны и разверни для себя святые двери».
Чудовищного змея, стоящего на хвосте и охраняющего дверь, зовут Аб-та.
Книга врат: час девятый
В среднем регистре девятого часа Книги Врат мы видим ряд людей, плавающих в водах Нун. Они будут восстановлены к жизненной силе водами и появятся в верхних регистрах как птицы Ба, за которыми следуют люди, названные «божественными суверенными вождями», которые обеспечивают их пропитанием. Нижний регистр зарезервирован для тех, кто должен быть наказан. Их руки связаны, когда их ведут к гигантскому огнедышащему змею с сыновьями Хора, стоящими в его кольцах. Хор приговаривает виновных к сожжению за нарушение правил своего отца, бога солнца.
Наконец солнце достигает врат под названием Аат-Шефшефт, которые охраняют девять богов вместе с мумифицированными бородатыми формами Анхефты и Эрменты.
Книга врат: час десять
Десятый час Книги Врат посвящен битве за подчинение Апопа (Апофиса). В верхнем и нижнем регистрах мы видим проявления бога солнца, которые используют свою силу, чтобы покорить змея.
В верхнем регистре изображен сфинкс с головой ястреба, на спине которого стоит Хор - Сет. Слева от сфинкса изображены четыре бога в короне Верхнего Египта («Боги Севера»), которые помогают мужской фигуре поднять знамя. Справа от сфинкса еще четыре бога («Боги Юга»), на этот раз в короне Нижнего Египта, чтобы помочь мужской фигуре поднять стандарт. Справа мы видим змея Шемти с четырьмя головами по бокам поддерживающей его мужской фигуры (Апу). Рядом с ним находится еще один змей, Бата, который носит короны Нижнего Египта на каждой голове и поддерживается четырьмя фигурами с каждой стороны и мужской фигурой (Абет), которая держит середину змеи. Наконец, есть две мужские фигуры, держащие сети над головами. Текст читается….
В среднем регистре солнце снова буксируют четыре бога. Перед баркой стоит ряд божеств, держащих магические сети, чтобы сделать змея беззащитным: шесть мужских фигур («те, кто над словами магической силы»), четыре фигуры с собачьими головами («те, кто творит магию для Ра») и четыре женщины («те, кто творит магию с помощью узлов для Ра»). За ними следуют три мужские фигуры, держащие гарпун в правой руке и шнур в левой. Перед ними «Старый» (возможно, Геб) обвязал свое тело веревками. Они сталкиваются с Апопом (змеем) и Шесшесом (крокодилом).
Слева от нижнего регистра мы видим шестнадцать богов, обеими руками держащих веревку: четыре бородатых мужчины («души Амента»), четыре фигуры с головами ибисов («последователи Тота»), четыре фигуры с головами ястребов («последователи Хора») и четыре фигуры с головами баранов («последователи Ра»). Веревка привязана к ногам огромного змея Хепри, у которого на каждом конце тела есть голова с ногами и урей. На спине змея стоит ястреб в двойной короне – «Хор Дуата».
Крайним справа мы видим ворота в конце десятого часа. Змею зовут Сетху. Его охраняют Неми и Хефи.
Книга врат: час одиннадцатый
В одиннадцатом часу Книги Врат Апоп (Апофис) связан и расчленен. В левой части верхнего регистра стоят четыре бога Антиу, держащие ножи и посохи, за которыми следуют четыре бога Хенатиу (у которых вместо голов четыре урея). К шее змея Апопа прикреплена цепь, которую держат шестнадцать мужских фигур и массивный кулак, выходящий из земли. Затем цепь проходит через руки пяти богов, которые также держат свернувшихся змей (Геб и четыре сына Гора — Имсети, Дуамутеф, Хапи, Кебехсенуэф), прежде чем войти в землю перед Хентиаменти.
В среднем регистре солнечную барку буксируют, как обычно, четыре мужские фигуры. Перед лодкой стоит Унти («бог часа»), держащий в каждой руке по звезде. После него мы видим четырех коленопреклоненных богов с уреем над головами (Хор, Серек, Абеш и Сехет), за которыми следуют три бородатых «звездных бога», каждый из которых держит в правой руке звезду и буксирует небольшую лодку с «Ликом бога». За лодкой стоит Семи, крылатый змей, и Беси, получающая пламя от штандарта с головой животного. Затем идет змей Анхи, из шеи которого вырастают две мумии, а затем четыре женщины с воздетыми руками. Наконец, есть два лука, из которых поднимаются уреи, на вершине которых стоит фигура Хора - Сета.
В нижнем регистре двенадцать мужских фигур с веслами («боги, которые никогда не уменьшаются»), за которыми следуют двенадцать женских фигур со звездой над головой, держащих веревку («часы, буксирующие в одиночку»). За ними следуют четыре бога со скипетрами: Банти (с головой обезьяны), Сешха с головой человека и звездой над ним), Ка-аменти с головой быка) и Ренен-сбау с голова человека и звезда над ним). Рядом с ними стоит на штандарте обезьяна со звездой над головой, и Око Ра, тоже стоящее на штандарте.
Наконец, есть ворота в конце часа - ворота Шетат-Бесу. На входе стоит Метес, а на выходе Шетау. На месте, обычно предназначенном для богов-покровителей, стоят два скипетра с белой короной. Один назван Осирисом, другой Хором. Змею, охраняющую дверь, зовут Амнетуф.
Книга врат: час двенадцатый
В последний час Книги Врат бог солнца движется к выходу из преисподней и возрождается. В верхнем регистре слева стоят: Четыре бога, держащие в правой руке диск («держащие светящиеся диски»), четыре бога, держащие в правой руке звезду («держащие звезды»), четыре бога со скипетром в левой руке («те, кто выходит»), четыре бога с головами барана, держащие скипетр в левой руке (Ба, Хнум, Пентер и Шатер), четыре бога с головой ястреба, держащие скипетр в левой руки (Гор, Ашемт, Септ и Аммиуааф), восемь женских фигур, сидящих на стуле из урея со свернутым телом, каждая из которых держит в левой руке звезду («защитные часы»), и бог с головой крокодила по имени Собек-Ра, который держит кольцо змеи, стоящей на хвосте, в правой руке и скипетр в левой.
В среднем регистре лодку солнца, которую буксируют, как и прежде. Перед ним стоят девять богов, каждый держит в правой руке огромный нож, а в левой — скипетр. У первых четырех богов головы шакалов, а у последних пяти головы бородатых мужчин. Их называют «группой богов, убивающих Апопа ». Справа от них мы можем видеть Апопа, скованного многочисленными цепями, которые представляют пять богов, увиденных ранее. Далее справа стоят четыре обезьяны, держащие огромную руку и запястье. Справа от них стоят три бога: Аменти (богиня Верхнего Египта), Херит (богиня Нижнего Египта) и Собехути (держащая Анх).
В нижнем регистре мы видим: четырех богов в белой короне Верхнего Египта («Главные цари Юга»), четырех бородатых богов («Плачущие»), четырех богов в красной короне Нижнего Египта, четырех бородатых богов (Ренениу, «дающие имена»), четырех цариц в короне Верхнего Египта («Царицы Юга»), четырех цариц в короне Нижнего Египта («Царицы Севера»), четырех женщин без корон, четырех бородатых богов со склоненными головами и бога с кошачьей головой по имени Мати.
Последние ворота, ворота Тесерт-Баю, можно увидеть в крайнем правом углу этого раздела. У его входа стоит бородатый и мумиеобразный Пай, у выхода — Ахехи. Дверь охраняют два посоха с бородатыми головками, над одним изображение Хепри, над другим — солнечный диск. Ворота также охраняют два огромных змея, Себи и Рери. Есть также два урея, представляющих Исиду и Нефтиду.
Наконец, бог солнца покидает преисподнюю и появляется в водах Нун. Нун держит лодку бога солнца в образе Хепри. Исида слева от солнца, Нефтида справа. Другими богами на лодке, вероятно, являются Геб, Шу, Хека, Сиа и Ху. Над лодкой находится свернутое в круг тело Осириса, из головы которого выходит богиня Нут. Она протягивает руки, чтобы принять бога солнца.
Книга мертвых
Книга Мертвых представляет собой огромное собрание заклинаний. Нет ни одной копии, в которой были бы все заклинания, но некоторые почти всегда включались. Заклинания обычно писались иероглифами или иератиками (курсивными иероглифами) на свитке папируса, который помещали в гробницу, но в некоторых случаях заклинания были написаны или нарисованы на стенах гробницы или на амулете. Многие копии заклинаний включают красивые виньетки, изображающие умерших, пробирающихся через Дуат (подземный мир).
Иногда предполагается, что Книга Мертвых была новой формой религиозного текста, которая развилась к концу второго переходного периода, но вместо этого Граецки предложил непрерывное развитие религиозных текстов Древнего Царства (Тексты пирамид) через Среднее царство (Тексты саркофагов) и в Новое царство и далее (Книга мертвых). На протяжении этих периодов заклинания продолжали совершенствоваться. Некоторые из них использовались в течение длительного времени, в то время как другие были актуальны только в течение более короткого периода или в определенной географической области.
Самые ранние версии Книги Мертвых относятся ко второму переходному периоду.
Во время правления Хатшепсут собрание заклинаний впервые получило собственное название «Книга появления днем», а заклинания из Книги мертвых стали обычным явлением в гробницах чиновников времен царствования Тутмоса III. В период Амарны был короткий перерыв, когда заклинания вышли из употребления, но вскоре они вернулись, появившись на позолоченном святилище Тутанхамона.
Со времен правления Меренптаха на стенах гробниц стали появляться заклинания, начиная с Заклинания 125 (Суд над мертвыми). Набор заклинаний (в частности, 148 и 110) появляется на стенах храмов, а заклинания, связанные с сердцем (26, 30 и 30В), становятся обычными на амулетах.
В период Рамессидов (и в большей степени во время Двадцать первой династии) имелись копии Книги Мертвых, написанные иератическим шрифтом, хотя некоторые продолжали использовать курсивные иероглифы. Эти копии часто вкладывались в статую Осириса и сопровождались копией Амдуата. Иногда составлялся гибрид двух текстов. Некоторые разделы Книги Мертвых были представлены только визуально, текст полностью отсутствовал.
После Двадцать второй династии Книга Мертвых на время вышла из употребления, но была возрождена и расширена во времена Двадцать шестой династии. Во времена Тридцатой династии некоторые заклинания были нарисованы на обертках мумий, а в римский период текст на этих повязках был написан демотическим языком.