Итак, Великий План. Меня почему-то очень страшила поездка в Патагонию, страшила именно своей логистикой. Сейчас, съездив и посмотрев на всё своими глазами, мне самому смешны свои собственные прошлые страхи, но полгода назад мне казалось, что всё что может пойти не так - пойдет: отели будут ужасными, по-английски никто не говорит, обмен валюты - разводка и обман, приличных ресторанов ровно два, машина в рент будет ржавая развалюха, автобус в Чальтен - тоже, бензина не найти, и т.д. и т.п. Аргентина вообще представлялась мне эдакой слегка пригламуренной версией Индии, за что я искренне сейчас приношу извинения всем аргентинцам и путешественникам. Но тогда я всё запланировал именно исходя из этих представлений. Усложняло всё и количество участников программы: 8 человек, я впервые ехал так далеко с таким количеством народу; все члены группы были проверены в разнообразных испытаниях, но все равно, я чувствовал повышенную ответственность.
В итоге, единственное, что оказалось действительно ужасным в этом путешествии - это Aerolineas Argentinas, причём именно перелёт Нью Йорк - Буэнос Айрес, в оба конца; к внутренним перелётам жалоб и предложений нет. Безумно тесный самолёт, неудобные сиденья (особенно учитывая ночной 11-часовой перелет) отвратительная жрачка, пытались компенсировать вином щедро, но впечатления это не сгладило. Я собирался отмечать праздник Нептуна, но так как навигационного дисплея не было, и возможности установить, когда экватор, не представлялось, так что просто выпили вина и легли (точнее, сели) спать. На обратном пути они выкинули ещё фокус, прислав уведомление незадолго до, что вылет переносится на час раньше (!) из-за чего накрылся мой прощальный ужин в Буэнос Айресе. Но вначале всё шло по плану, по моему пессимистичному плану, что вся поездка в Патагонию будет борьбой за существование.
Великий План начал разваливаться в аэропорту AEP, куда нас привезли, так как наш рейс из EZE улетел без нас (в довершение ко всему вылет из Нью Йорка задержали на три часа). Там мы попробовали дивное заморское кушанье - мидальюн, на которое к концу поездки уверенно подсели все участники экспедиции. Далее, внутренний перелёт Буэнос Айрес - Эль Калафате был прекрасен, придраться не к чему.
Но по-настоящему план затрещал по швам, когда мы пошли на посадку в Эль Калафате. Сначала нам показали Фитц Рой - крохотный, вдалеке, но все же самый настоящий. Потом под крылом развернулось озеро Аргентина, во всей своей зелено-голубой красе. Ну а добил аэропорт Эль Калафате: маленький, но новый, модный, чистый, уютный - он напомнил мне любимый Jackson Hole в Вайоминге, но в последнем нет такого шикарного озера.
В аэропорту купили экскурсию: я был не уверен, что мы сможем это сделать в городе, так как время приближалось к пяти вечера (уточнение: конечно смогли бы, экскурсионные агентства в городе открыты до 8-9 вечера). Но цена была та же, и был получен ценнейший опыт работы с местными деньгами: курс оплаты по карточке почти равен курсу обмена налички, но при этом оплата карточкой, естественно, в разы удобнее. Вообще, детальную дискуссию на тему “карточка против налички” можно найти
здесь, так что я супер подробно останавливаться на этом не буду, скажу лишь, что некоторые бизнесы могут брать с вас дополнительно 10% при оплате карточкой, но всегда об этом предупреждают заранее. Но большинство всё же нет: магазины, рестораны, гостиницы - нигде с меня не брали дополнительных процентов. Таксисты традиционно кривятся при виде карточек и хотят налички, но так делают таксисты во всех странах мира. В целом, 100-200 долларов на человека разменять на песо наличкой вполне достаточно на неделю, всё остальное можно платить или картой, или, кстати, просто долларами - их принимают охотно везде, а так как курс сейчас в районе 1000, то ещё и легко пересчитывать.
Следующим пунктом плана, сокрушенным в первый же вечер, стал английский язык. Я был просто уверен, что придётся объясняться на пальцах, и удивлению моему не было предела, когда выяснилось, что во всех туристических местах персонал худо-бедно говорит по-английски! А если даже знаний не хватает, то используют Google translate - это прям там стандарт, все только и делают, что пишут в телефоне и показывают друг другу. В любом приличном ресторане есть меню на английском языке, а приличных ресторанов и в Калафате, и в Чальтене более чем достаточно.
И вот мы подошли к теме ресторанов. Баранина. Нет, не так: БАРАНИНА. Нет, опять не так: Cordero Patagonico - эти два слова должен выучить каждый самостоятельный путешественник, первее даже, чем Buenos dias и Mucho Gracias.
Я был сражён. Я орал. Мы ещё не плавали к ледникам, не поднялись к Лагуне де лос Трес, не видели рассветов и закатов в Торресах, а я уже плакал слезами счастья, и слезы мои капали на тарелку, смешиваясь с горячим бараньим жиром. Баранье безумие началось в первый вечер и продолжалось всю поездку. Друзья из Америки требовали рассказать про Аргентинские стейки, но мне было не до стейков. Дети просили рассказать про хайки, но вместо этого я рассказывал им про вчерашний ужин. Отдельно хочу отметить, что баранье безумие накрыло большинство участников экспедиции. Справедливости ради, мы попробовали и всех других животных, особенно гуанако во всех видах, удалось откушать и достойных стейков, но все это была бледная тень благородного патагонского барана, медленно зажаренного на углях и порубленного целиком, после чего сложенного на небольшую жаровенку и так поданного. Такого нежного и вкусного мяса я не ел никогда. Причём для этого не надо идти в какой-то особенный ресторан, в любом месте, где есть Cordero Patagonico (в Чили оно ещё может называться Cordero Magellanico) вам подадут достойный продукт. Тем не менее мой личный топ ресторанов в Калафате:
MERINO-Fuegos de Patagonia - самый пафосный и дорогой
Mi Viejo - по качеству ничем не отличается от предыдущего, даже находится почти напротив, но ощутимо дешевле; также у него меньше зал, поэтому там может легко не быть мест, особенно в час пик
La Tablida - тоже пафосный, но тоже дешевле, видимо из-за того что находится слегка на отшибе, не на главной улице
В Чальтене -
La Viñeria GrillСразу поясню за дорогой-недорогой. Понятие это очень субъективное, но по моим впечатлениям Патагония весьма доступна по ценам, если учесть туристическую наценку и факт, что туда едут очень небедные люди со всего мира. Я сравнивал, естественно, с США, так вот экскурсии и прокат машин стоят похожих денег, гостиницы того же класса сильно дешевле в Калафате и немного дешевле в Чальтене, еда, включая ресторанную, особенно учитывая её качество, сильно дешевле. Бензин тоже дешевле раза в два.
Вообще, по совокупности, еда - в общем смысле, а не только баранина - в Аргентине лучшая из всех мест мира где я был. Впрочем, рацион мой состоял на 60% из мяса, 35% овощей и 5% медальюнов. Что стало неприятным сюрпризом - скудность ассортимента напитков. Для любителя вина там, конечно, рай, но я таким не являюсь, предпочитаю пиво, а вот с пивом по непонятным причинам в Аргентине очень плохо. Кругом продаются только две-три марки (включая Patagonia, которая 100% клон непальскго Everest - пафосное название и дрянь на вкус) и даже в Буэнос Айресе те же самые две-три марки. Один раз удалось вкусить что-то интересное: пиво Blest барилоческого пивоваренного комбината, в пресловутой La Tablida, но ни до, ни после я его нигде больше не видел.
В целом первый день в Эль Калафате прошёл на ура, несмотря на некоторую задержку с прилетом, и мы отправились в постель в предвкушении завтрашнего открытия культурной программы. Впрочем нет: сначала мы ещё посидели в зимнем саду нашей прекрасной гостиницы Don Pepe - да, у неё есть зимний сад с хорошим грилем, столиками и прочим, а также отличные номера и небольшие отдельные домики “cabanos” - всем рекомендую в Эль Калафате.