Итак, ураган. В островной инфраструктуре ущерба от него уже почти незаметно. Некоторые гостиницы и резорты до сих пор закрыты, кое-где виднеются полуразрушенные дома, в центре Сент Томаса возвышается огромная церковь с полностью обвалившейся фронтальной стеной и куском крыши, но в целом все мило, и даже местами милее, чем было, так как построили новые здания, реконструируют набережную и т.п. Так что в какой-то степени ураганы можно рассматривать как санитар быта. Дороги убитые, но они, по-моему, такими и были. Притом убитые они по американским меркам, житель среднего российского города вообще ничего особенного не заметит. А вот природа пострадала сильнее. В основном растительность. Прекрасных пальм на Solomon Beach больше нет, что сразу сделало его совершенно заурядным для тех мест пляжем. Зеленые мангровые заросли в Waterlemon Bay превратились в мешанину сухих веток и стволов. Такую фотку больше там не снимешь.
По берегу Hurricane Hole вместо зарослей мангров теперь «заросли» сухостоя, по крайней мере в восточной ее части. Но что удивительнее (и печальнее) всего: все джунгли по горам, а не только прибрежные области, нынче на 50% состоят из сушняка. И вместо зеленых склонов гор, большинство из них теперь выглядят серыми, что сильно снижает «открыточность» видов. Вот для наглядности серия "было - стало" на примере Waterlemon Bay:
2016
2019
2016
2019
2016
2019
К счастью, прибрежные заросли – это не самое главное на островах. Сами пляжи – песочек и скалы – не пострадали. Подводная жизнь – вроде тоже, по крайней мере, в тех местах, где мы были. В частности, Coki Beach на St. Thomas и Waterlemon Bay на St. John по-прежнему могут удивить любопытного человека с маской разнообразием форм и расцветок.
Наземная жизнь тоже бурлит: игуаны и прочие ящерицы, олени, птицы – все присутствуют в ожидаемых количествах.
Непонятно, из-за урагана ли, или из-за чего еще, но цены на жилье за прошедшие три года выросли существенно. Еще в конце прошлого отчета я говорил, что жить надо на Сент Джоне, и в этот раз изначальный план таковым и был, но реальность оказалась весьма суровой: жить на Сент Джоне в неделю весенних школьных каникул дешевле, чем за $300-$350 в день не было никакой возможности. Тут правда надо отметить, что наша планка комфорта весьма высока: во-первых, нам обязательно нужна хорошая кухня, во-вторых, общие требования к жилью: чтобы было чисто, просторно, не убито и т.п. Ну и крайне хотелось пляжа в шаговой доступности, а с этим на Сент Джоне были проблемы всегда. Пляжи там шикарные, но до них всех надо или ехать, или идти минут 30-40. Пришлось опять наступать себе на горло и искать жилье на Сент Томасе. Там ощутимо дешевле, впрочем, не в два раза, и после долгих поисков на VRBO была найдены апартменты в Point Pleasant Resort за $235 в день. Помимо цены решающим фактором стало то, что жили мы в прошлый раз там же и прекрасно знали, чего ожидать: утопающие в зеленых зарослях домики, свой маленький, почти личный, пляж в двух минутах ходьбы от дома и еще один пляж - Coki Beach - в пятнадцати, большая удобная кухня и огромный балкон, нависающий над джунглями и океаном. Ну и цена, повторюсь, была самая лучшая из имеющегося аналогичного выбора. В итоге все оказалось прекрасно, и по результатам отдыха было принято постановление, что если судьба еще раз занесет нас на Сент Томас, то мы уже будем выбирать Point Pleasant целенаправленно, а не случайно, как первые два раза.
На продукты цены остались более-менее в тех же соотношениях. Мясо дороже немного, молочка-яйца-сыр дороже в два раза. Epic fail: не смогли купить арбуз, точнее смогли, но чуть ли не в последний день. Лучший магазин по-прежнему Moe’s Fresh Market. Помимо магазина в Red Hook, они открыли еще магазин в центре Шарлотты Амалии и открывают еще один рядом с круизным портом. В итоге потратили $600 долларов на неделю на еду и питье для семьи из четырех человек, ни в чем себе не отказывая и покупая качественные продукты. Если питаться из Pueblo и Food Center, будет дешевле.
Что еще: автомобильный паром теперь ходит реже: раз в два часа, что делает логистику между островами более напряжной. Приезжать рекомендуется за 45 минут до отправления, минимум 30, иначе рискуете ждать еще два часа до следующего парома. При всех недостатках этого способа перемещения он все равно остается самым удобным и самым экономичным для компании из 2+ человек на своей машине. Если вы хотите максимум времени проводить на Сент Джоне и не тратить каждый день 2-3 часа на дорогу туда и обратно, единственная альтернатива – жить на Сент Джоне, но об этом смотри выше. Еще одно важное замечание про паромы (и грузовой, и пассажирский) – они принимают оплату только наличкой, так что посчитайте заранее, комиссия в местных банкоматах совсем недружественная. Грузовой паром стоит $50 на машину в туда и обратно, пассажирский $16 на человека туда и обратно.
Расписание автомобильного парома
Еще о машине. По совету хозяйки апартаментов, где мы останавливались, машину рентовали в маленькой местной фирмочке под названием My Car Rental VI. Контора очень маленькая и на первый взгляд выглядит весьма неказисто, но сервис прекрасный, машины нормальные, а цена на 30-50% ниже, чем предложения от «больших» компаний типа Avis, Hertz, Dollar и т.п. Для сравнения: на мои даты все агентства предлагали минимум $430 в неделю за compact, я же в итоге заплатил $335 за mid-size и к тому же еще получил второго водителя бесплатно. А compact, кстати, плохо подходящая машина для езды по островам. Мой совет – не берите маленькие маломощные машины, особенно если собираетесь много кататься по Сент Джону: их моторы очень плохо тянут местные серпантины, доехать-то вы доедете, но удовольствия вам это не доставит. Оптимальный выбор – небольшой SUV или mid-size sedan.
Но довольно о всякой бытовухе, пора и о развлечениях. В этот раз мы старательно игнорировали все, не связанное с пляжами. Даже все знаменитые смотровые площадки Сент Томаса, о которых я подробно рассказывал в прошлом выпуске, все проехали мимо. Впрочем нашли одну новую: Смотровая над аэропортом 18.351587, -64.985494. Находится она строго над началом взлетно-посадочной полосы и будет очень интересна в первую очередь споттерам, но, впрочем, и остальным тоже – редко где есть возможность посмотреть на садящиеся самолеты сверху.
Из пляжей на Сент Томасе были только на двух. На своем домашнем (Point Pleasant), который, повторюсь, очень неплох, малолюден и романтичен, особенно утром, на нем можно шикарно встречать восход солнца.
И на Coki Beach, который тоже нынче немноголюден, а рифчик там – самое то: максимальный результат при минимуме затрат.
Сент Джон в этот раз исколесили практически весь. Во-первых, Solomon и Honeymoon, но, повторюсь, сегодня это полное расстройство, особенно если знать, какими они были три года назад. Впрочем, они по-прежнему малолюдны, и если для вас это является решающим фактором – можете их рассматривать.
На Trunk Bay посмотрели сверху – вроде все нормально там.
Хотя коллеги по самостоятельным путешествиям отмечают, что никакой инфраструктуры после урагана не осталось (кафе, магазин, душ и т.д.), теперь там только пластиковые туалеты, но со смотровой площадки этого не видно. По мне, самое главное – это сам пляж и островки для сноргкелинга, а это все на месте. Народу не то, чтобы толпа, но немало, поэтому поехали дальше – на Waterlemon Bay. Там все прекрасно. Немного напрягло то, что парковка была переполнена, и машину оставили просто на маленькой асфальтовой площадке у начала тропы на пляж, без малейшего понятия, можно ли так делать. Из-за этого, купаясь, постоянно волновался, как там моя машинка? Но все обошлось: по возвращении машина стояла на месте, и даже без тикета на лобовом стекле. Более того, вокруг на обочинах и в окрестных кустах припарковалось еще полдюжины машин, так что видимо такой способ парковки непротивозаконен. Сам пляж практически не изменился, за исключением несчастных деревьев на берегу. Но полоса прибоя и подводный мир впечатляют. Совершили традиционный заплыв на Waterlemon Cay. Красота! Долго искали черепах, не нашли, увидели одну уже перед самым уходом. Из впечатлительного: встретили двух небольших акулок и огромную барракуду, неподвижно висевшую в воде, видимо караулившую добычу. Несмотря на ее злобный вид, нашему специальному корреспонденту удалось бесстрашно приблизиться к ней на расстояние фотографии. В общем, Waterlemon Bay по-прежнему является одним из лучших пляжей для сноркелинга на Сент Джоне. И к тому же, весьма немноголюдным.
«Одним из», но не лучшим. Haulover Beach – о нем я прочитал в день отъезда с островов в прошлый раз и поставил галочку обязательно поехать туда в следующий. Но по иронии судьбы и в этот раз я попал туда в последний день. Если б знал, что там – поехал бы в первый. Технически пляжей два: South Haulover и North Haulover, нас интересует North. South больше для эстетического наслаждения и простого купания, еще он популярен у людей с каяками и paddle board-ами. North Haulover на первый взгляд ничего особенного собой не представляет – просто каменная полоска берега, но это только до тех пор, пока не нырнете. Риф там большой: тянется вдоль всего берега и уходит далеко в море вглубь – и очень густонаселенный. Мне вдвойне повезло, я попал туда рано утром и был на пляже один, никто не мешал моему общению с природой, а вода была очень чистая и прозрачная. Ранний приезд имеет еще одну выгоду: парковка. Ее там практически нет, буквально три-четыре машины можно приткнуть в придорожных кустах, так что, кто рано встает…
South Haulover
North Haulover
Сам процесс «приезда» тоже стоит отдельных слов. Вся восточная часть острова (Centerline road aka Highway 10) – это узкий крутой (и левосторонний!!!) серпантин с умопомрачительными видами во все стороны. И подстава в том, что нормальных смотровых площадок нет. Кое-где попадаются «карманы», по сути – уширения обочины разной степени неровности, ширины и частоты зарослей кустов по краям. Остановиться можно, но хорошую фотографию сделать не всегда.
Лучший вид, без сомнения, дают здесь: 18.349028, -64.735139
Далее, уже на подъезде к Haulover Beach, дорога взбирается на узкий горный гребень, с которого соседние бухты и острова просматриваются почти на 360 градусов. Там тоже есть где приткнуть машину и прогуляться вперед-назад-вправо-влево. Эта точка примерная, там будет несколько мест, подходящих для остановки.
На этот раз все. Остальные данные можно черпать в более ранних отчетах. Помимо своего собственного, могу порекомендовать еще два:
Американские Виргинские острова на Новый год - 2013. Много фото. - он хоть и староват уже, но очень подробный и интересный, а многие вещи не потеряли своей актуальности и по сей день
St. John USVI. Рай по-американски. – этот отчет наоборот очень свежий и содержит актуальную информацию, правда только о Сент Джоне, зато в деталях.