План по дням:
День 0 (5-6 ноября) СПб – Москва – Шарджа – Катманду
День 1 (7 ноября) Катманду (1100 м) – Бесисахар (820 м) – Чамдже (1385 м)
День 2 (8 ноября) Чамдже (1 385м) – Дарапани (1 900 м)
День 3 (9 ноября) Дарапани (1 900м) – Чаме (2 710м)
День 4 (10 ноября) Чаме (2 710м) - Верхний Писанг (3330м)
День 5 (11 ноября) Верхний Писанг (3330м) – Мананг (3 540м)
День 6 (12 ноября) Радиальный выход Мананг (3 540м) - Ice Lake (4600м) - Мананг (3 540м)
День 7 (13 ноября) Мананг (3 540м) – Базовый лагерь Тиличо (4 150м)
День 8 (14 ноября) Базовый лагерь Тиличо (4 150м) – Озеро Тиличо (5000м) - Шри-Кархка (4068 м)
День 9 (15 ноября) Шри-Кархка (4068 м) - Як Кхарка (4 050м)
День 10 (16 ноября) Як Кхарка (4 050м) – Торонг Пхеди (4 450м) - Хай Кемп (4 900м)
День 11 (17 ноября) Хай Кемп (4 850 м) - Перевал Торонг Ла (5 416 м) - Муктинатх (3 800 м)
День 12 (18 ноября) Муктинатх (3760 м) — Лубра (2790 м) - Кагбени (2800 м)
День 13 (19 ноября) Кагбени (2800 м) – Джомсом (2720 м) – Марфа (2670 м)
День 14 (20 ноября) Марфа (2670 м) – Татопани (1200 м)
День 15 (21 ноября) Татопани (1200 м) – Горепани (2870 м) – Пунхилл (3200 м)
День 16 (22 ноября) Горепани (2870 м) – Гандрук (2042 м)
День 17 (23 ноября) Гандрук (2042 м) – Покхара (1592 м)м)
День 18 (24 ноября) День в Покхаре
День 19 (25 ноября) Переезд Покхара – Катманду
День 20 (26 ноября) Катманду
День 21 (27 ноября) Катманду
День 22 (28 ноября) Катманду – Москва
Ссылка на мою отсканированную карту маршрута:
https://cloud.mail.ru/public/zAAe/Bdp6m39yf
Предисловие
Куда больше всего хочет попасть любой верующий? Христианин в Иерусалим, а мусульманин в Мекку. Любой любитель гор хочет попасть в Гималаи, желательно в непальские.
В Непале больше пятидесяти маршрутов, но есть 2 главных, это Базовый лагерь Эвереста (Everest Base Camp или EBC) и Кольцо Аннапурны (Anapurna Circuit или AC). Находятся в разных частях Непала. Базовый лагерь, это маршрут, который позволит прикоснуться к истории альпинизма и восхождений на Эверест. Эдмунд Хилари и Тензенг Норвей, первые, кто поднялся на Эверест в 1953 году, Анатолий Букреев российский альпинист-легенда и самый опасный аэропорт в мире - Лукла. Про Эверест сняты фильмы и вообще это самая высокая гора мира, а люди любят самые большие числа несмотря на то, что Эверест не самая сложная гора, просто самая высокая и поэтому популярная. Попасть в базовый лагерь Эвереста это немного прикоснуться в этой жизни альпинистов, подняться на Кала-Патар и оттуда увидеть немного Эвереста. Этот маршрут немного сложнее и немного дороже Кольца Аннапурны. Пейзажи там суровее.
А есть Кольцо Аннапурны. Про Аннапурну известно меньше, но конечно же и у нее есть свои истории первого восхождения. Например, книга о первом восхождении на главную Аннапурну. Аннапурн много, но есть самая высокая – Аннапурна I. Это как всегда суровая история о сложности восхождений альпинистов-первопроходцев с обязательной ампутацией отмороженных пальцев в конце истории. Просто находясь на одной из самых высоких вершине мира урони рукавицы, пусть они покатятся далеко вниз в пропасть, а ты стой и считай в уме, во сколько пальцев обойдется тебе эта выходка (спойлер: почти всех, на руках). Мне кажется, именно благодаря этой истории у меня в детстве были рукавицы на резинках.
Кольцо Аннапурны входит в пятерку самых красивых маршрутов мира и у него разнообразнее пейзажи. Смотря фотографии с этого трека, я для себя решаю, что Кольцо Аннапурны самый красивый маршрут из двух и выбираю его. Базовый лагерь Эвереста когда-нибудь потом.
В Непале для походов есть 2 благоприятных сезона: весна и осень. Зимой холодно и некоторые гостевые дома на маршруте закрыты. Летом сезон дождей, мокро, увеличивается вероятность оползней и не видно гор. Весной красиво цветут рододендроны, но на большой высоте ещё может лежать снег. Перевале Торонг-Ла 5416м и озеро Тиличо 4919м, может быть под снегом. Осенью же самое сухое время и, как правило, минимум снега и Тиличо будет радовать глаз своим цветом. В осеннем сезоне в октябре больше всего туристов, поэтому я выбрал ноябрь, чуть холоднее, но народу и дождей меньше. Поэтому весна не рассматривалась.
Почему я пошёл без турклуба? Непонятно за что они берут такие большие деньги. Обычно основные затраты на треке — это еда, аренда палатки и кострового снаряжения и конечно же опыт гидов, которые знают маршрут и показывают тебе дорогу в местах, где люди обычно не живут. Здесь же за еду ты платишь сам, гостевые дома (лоджи) либо бесплатны, либо стоят пару долларов в день, пермит (разрешение на прохождение маршрута) оплачиваешь сам. Да, треккинг в Непале это не классический поход. Здесь тебе не надо нести палатку, еду и костровое оборудование, потому что ты ночуешь в деревнях в лоджах/отелях/гостевых домах с кроватями, где тебе готовят еду хозяева домов. Поэтому весь рюкзака у тебя не 23-25кг, как обычно, а 15-17 кг, но компенсируется это большими перепадами высот.
Портеров, носильщиков твоих вещей, тоже оплачиваешь сам. Но я тренирован и в состоянии нести свои вещи. Оплата трансфера и хостела — это тысячи 4 рублей. Билет на автобус и джип сам могу купить. Знание дорог? Оффлайн карты в помощь, это не глухие места, можно и у местных спросить. А иногда блуждания и места, которые ты не планировал, приносят много интересного. Хорошая веселая компания? Это большой и главный плюс, но у гидов и компании есть и минусы. Не ты решаешь, куда тебе идти, во сколько тебе идти, не ты определяешь темп, в котором ты идешь, количество и длительность остановок. Лишний шум на треке, ненужные разговоры. Да, может быть, никто тебя и не заставляет, но ты отбиваешься от коллектива, чем нарушаешь целостность командного духа и создаешь атмосферу разобщённости. Например, в туре к Эльбрусу мне не хватало того, чтобы просто остановится, пофотографировал, насладится видами. Группа уходила вперед, а в спину дышал гид, который ничего не говорил, но молчаливо предполагалось, что группа давно ушла и тебе пора бы тоже идти вместе со всеми. У гидов свой график, рассчитанный по времени из своих соображений и интересов всей группы, но не твоих. К тому же почти каждый день я общался с иностранцами, в основном непальцами, и разговоры эти возникали именно потому, что я был один и вокруг было мало народу. И в итоге получается, что ты платишь 1000$ из которых лично на твои расходы уходит долларов 50. А кроме этого, ты ещё должен платить за всё остальное. Поэтому и было решено идти одному и это добавило невероятную гибкость маршруту.
Ещё одна причина почему я решил самостоятельно организовать трек, помимо дороговизны – практически все турклубы начинают свой путь из Бесисахар (а пеший из Дарапани) и заканчивают его в Джомсоме, улетая из него самолётом и это получается 2/3 от полного Кольца Аннапурны, с потерей зоны тропиков. Я так не хотел. Проходить, так полностью. Хотя я тоже кое-где проеду на машине, но в основном пройду пешком. В итоге весь трек у меня должен длиться 17 дней. Плюс полтора дня в Покхаре и 2 полных дня посмотреть Катманду.
С чего же все началось? Конечно всё началось очень давно, лет 70 миллионов назад, когда Индия врезалась в Евразию и образовались Гималаи. Но для меня эта история началась тоже относительно давно.
До конца 2017 года у меня не было серьёзных мыслей поехать в Непал, потому что это далеко и дорого, поэтому мысли о таком путешествии заканчивались ознакомлением с ценами на туры. Но к концу 2017 года я понял, что в Непал можно попасть, если самому разобраться с логистикой, спланировать и организовать тур самостоятельно. Да, именно с мыслей о Непале у меня исчезли некоторые границы касательно того, что можно, а иногда даже и ходить в туристические походы самостоятельно. Это уже потом были самостоятельный зимний Байкал на коньках и зимний Таганай. Изначально был Непал, в голове. Я начал искать информацию, читать отчеты с описанием маршрутов и что нужно для его прохождения и в моей голове более-менее сформировалась картина. Я стал покупать снаряжение, в том числе новые треккинговые ботинки, взамен старых износившихся. В 2018 я решил сходить в поход на Кавказ по маршруту Тиберда - Архыз, чтобы проверить функционирование тела, залезть, пусть на небольшую, но высоту 3200, где уже может быть легкая головная боль, да и просто посмотреть на горы Кавказа, они ведь тоже красивые, а уже в 2019 поехать в Непал. Но в 2019, я решил перенести поездку на следующий год по финансовым причинам, да и вообще, никуда Гималаи от меня не денутся, схожу в 2020.
Я, конечно, давно мониторил билеты, следил за ценами. В марте 2020 я наконец увидел самый дешёвые билеты. За какие-то смешные, по нынешним меркам, 36 тысяч от Oman Air я купил билеты. Там, правда, параллельно шли разговоры о какой-то пандемии. Китай чего-то там закрывается, но это вряд ли что-то серьезное, до ноября ещё полгода, наверное, рассосётся. Не рассосалось. Оман Эир рейсы к ноябрю не запустил, билет мой заморозил с расчетом на то, что, когда все откроется я смогу обменять старый билет на новый. Но и в 2021 году Непал не открылся. Вроде кому-то удавалось выйти на маршруты, несмотря на все ограничения, но таких было немного. Ты мог прилететь, но тебя бы посадили на двухнедельный карантин и вообще было рискованно и не гарантировано. Поэтому в 2021 году я тоже не полетел. Мои деньги пролежали на счетах у Оман Эир пару лет и только в начале 2022 мне их вернули. Насколько я знаю, Оман Эир до сих пор не летает в Непал.
Наступил 2022 год, границы стали открываться и в плане ковида все нормализовалось. Начало года, и тут бы уже билеты на осень покупать, но не тут-то было. Началась/продолжилась война, пока за границу вроде можно, но настроение испорчено и вообще строить планы дальше, чем на 3 недели было как-то странно. К концу лета стало попахивать мобилизацией, появились какие-то неофициальные списки и базы данных с людьми, которых не рекомендовалось выпускать (правда как раз в конце октября этот список перестал действовать). Да и вообще тебя могли не пропустить на границе без объяснения причины, и ты просто теряешь много денег из-за неиспользованного билета. Так что и в 2022 году тоже ничего не получилось.
И вот наступил 2023 год, настроение получше. Сижу на Чукотке в командировке в мае и периодически мониторю билеты. Экономическая ситуация не только в России, но и в мире ухудшилась. Билеты стали значительно дороже. И мне удается найти дешёвые билеты на ноябрь за 84т, вместе стандартных на то время 100т.
Хотя тут новая напасть. В 2023 году с апреля власти Непала решили запретить проходить маршруты в одиночку, и надо нанимать либо гида, либо носильщика, якобы потому, что так безопасней, а то, знаете ли, одиночки могут заблудится и пропасть, да и денег в бюджете будет больше. А этот закон мало того, что добавляет лишних 400$ к моим затратам, так ещё и постороннее присутствие и нытье лишнего человека о том, что надо отдохнуть или поесть (такие свежие истории одной девушки, которая наняла портера, я уже читал). К счастью, к ноябрю на форумах и в телеграмм-каналах ситуация прояснилась и официальный закон соблюдать необязательно.
А в июле, в качестве разминки, и чтобы посмотреть, как реагирует организм на высоту, я решил пока подняться на Эльбрус.
Все необходимые вещи были подобраны и взвешены, чтобы не было лишнего веса. Подробный маршрут с описанием составлен, метки на оффлайн карте выставлены.
Вот с таким багажом я подошёл к ноябрю 2023 года.