Катандуанес, Катандуанес. Есть такой остров в составе Филиппин. Находится на самом краю Этой Потрясающей Страны и омывается Тихим океаном.
Впервые прочитала о нем, когда сразу после очередной поездки загорелась желанием подтянуть далеко не совершенный английский. И как-то неожиданно наткнулась в Контакте на группу, предлагающую учить язык на о.Катандуанес в местечке Puraran. Бонусом было то, что на этот остров слетаются опытные серферы, потому что здесь один из лучших в мире спот. Давно хотела научиться серфингу, но как-то не задалось. А тут и английский, и серфинг, и Тихий океан, на котором еще не была, и минимальное количество туристов. И Филиппины. Группа обещала вечеринки каждый вечер в интересной компании, тематические ужины и ром, который производится на Филиппинах и стоит копейки.
Муж скептически отнёсся: «Опять Азия. Не горю желанием. Тебе Шри Ланки не хватило?». А через некоторое время махнул рукой. Хочешь Филиппины, давай Филиппины.
И началось. Это был август. И полное незнание страны. Много могу рассказать про Мексику, Перу и некоторые другие страны, которые планирую посетить, но Филиппины вообще никогда не рассматривались. Начала искать информацию в интернете.
Когда лучше лететь? В сухой сезон, т.е. с ноября по апрель. Как добраться до Богом забытого острова на краю мира? Куча пересадок, куча времени, но нас трудности не пугают. На самолетах до Манилы, потом на другой самолет, паром. Изучила расписание.
Нашла билеты до Гонконга из Самары Туркишами в марте за 36 т. Потом из Гонконга до Манилы и дальше. Итого у меня получилось примерно 70-80 тысяч на двоих только на самолеты. Много это или мало? Не знаю. Дней 5 мучалась – брать билеты не брать. Не собиралась же в эту страну. Английский и серфинг здорово, но хочется же и пляжи красивые, и природные достопримечательности. А там этого как-то мало. Пляж так себе, камни сплошные. Водопадиком нас после Норвегии не удивишь. (Простите, если кого-то обидела, но я не нашла красоты на фотографиях такой, что прям хоть сейчас в самолет). Хотелось красот необычайных. Начала читать отчеты на этом форуме и … Филиппины – страна семи тысяч островов. И острова эти - один другого краше. Наметились еще три острова – Боракай, Панглао и Палаван. Я уже мечтала полететь на Филиппины.
Началось мучение – брать – не брать билеты, дорого это или дешево. Может, подождать акций каких… Или вообще не лететь туда? А может взять до Гонконга, а там решить, куда дальше лететь?.. В планах –то совсем другие страны. Еще немного почитала про страну. Там можно дешево жить, все недорого – общий бюджет не больше 150т. должен быть по примерным расчетам. В общей сложности на поиск информации и мучения ушла примерно неделя. А если учесть, что мы только что вернулись из отпуска длиной в 28 дней… Ну, как вы поняли, купили мы в итоге билеты Самара-Гонконг-Самара с пересадкой в Стамбуле за 36.300 рублей.
Есть такая привычка у меня – мониторить билеты даже после того, как купила. Проверять – прогадала или нет, грызть локти или радоваться, что сэкономить смогла. Так вот, не прогадала. Через 3 дня билеты взлетели до 75 т. Как оказалось, я начала искать билеты в момент акции Турецких авиалиний. Подобная акция у них была еще раз в ноябре и все, после этого ниже 70 тысяч цена не отпускалась. Знала б, что это акционная цена, не раздумывала б даже.
Вылет 7 марта, возвращение 25 марта. Два дня в одну сторону до первого острова, два в другую. Итого чистыми 14 дней на страну. Долго, потому что длительная пересадка в Стамбуле. У Туркишей замечательное отношение к пассажирам. Во-первых, кресла в самолете удобные, кормят отлично, наливают французское вино и виски Ballantine’s. Во-вторых, при длительной стыковке предоставляют отель в центре города с завтраком или целый день экскурсий с завтраком и обедом. Туда мы выбрали отель, т.к. был ночной перелет и почти бессонная ночь. На обратном пути экскурсии. В общем, с тех пор мы преимущественно ищем билеты у Туркишей. Они нас навсегда в себя влюбили.
Итак, 14 дней и 4 острова. После Шри Ланки и Европы поняли, что впихивать максимально в поездку категорически нельзя, это не отдых, а гонка за виды и достопримечательности. Мы на Шри Ланке из 10 дней ни одного дня не провели в релаксе, все куда-то ехали. Устали жутко. Сделали выводы. Решили исключить 2 острова. После долгих мучений решила выкинуть … Катандауанес. Ну сколько я могу выучить за 3 дня? Ну какой английский или серф?
И если с Катандуанесом все понятно, у меня никак не получалось выбрать из оставшихся 3х островов. В итоге, после изучения расписания самолетов решила оставить все три. При сложившемся маршруте получалось, что на каждом острове у нас минимум 3 дня. ТРИ дня практически на одном месте! Да мы ни разу так долго нигде не останавливались (кроме пакетных отелей, конечно)!
1 остров Бохоль – осмотр достопримечательностей, чудес света.
2 остров Боракай – амебный отдых. Купание, загорание, снорклинг по возможности.
3 остров Палаван – туры по островам, как бы купание и релакс, но активный релакс, без лежания на пляже весь день. То, что мы любим.
Маршрут, в итоге получился такой.
7 марта 2018 года. Вылет в 3.20 Самара-Стамбул. День в Стамбуле.
8 марта. Перелет в Гонконг. 10 часов. Прилетаем в 17.00, в 23.00 вылет в Манилу.
9 марта. 0.00 прилетаем в Манилу, в 6.00 вылет на о.Бохоль. До 12 марта мы здесь.
12 марта- 16 марта. о.Боракай.
16 марта – поздний прилет на о.Палаван и до 22 марта на острове. Т.е. целых 6 дней!!!!
23 марта вылетаем в Гонконг, прилетаем утром. День гуляем по Гонконгу, поздний ночной вылет в Стамбул.
24 марта гуляем по Стамбулу, вечером вылет и 25.03 в 2.10 мы в Самаре.
Маршрут сформирован, мониторим билеты, покупаем как становятся дешевле.
Первые, основные билеты были куплены в последних числах августа, последние – 11 ноября, в день одиноких сердец в Китае. Долго, потому что «ловили» скидки и акции. В итоге все билеты куплены по акции, со скидками. Общая цена получилась – 67 000 рублей на двоих с багажом на одного. 11 перелетов, три страны и в итоге 4 острова.
Почему 4 острова? Воскресным утром смотрим «Орел и решка». Как раз на Филиппинах о.Себу. Там Регина со 100 долларами поехала на автобусе из города Себу на одноименном острове на каньонинг. Необычно, интересно. Но мы же уже все расписали. У нас все запланировано. Билеты даже частично куплены. Куда впихнуть? Но ведь и самолет у нас из Себу. Решили пожертвовать одним днем на первом острове и рвануть на каньонинг. Решили, что пусть будет сложно, но мы это сделаем. А расслабляться на Боракае будем. Там 4 дня у нас. Сначала активити. И не пожалели!
Начитавшись отчетов и отзывов о самолетах, которые постоянно отменяли и задерживали, о возможности тайфунов, о медлительности и необязательности филиппинцев, запланировали самолеты так, чтоб не было наложения на следующий перелет, чтобы можно было что-то поменять. Забегая вперед напишу, что отправление рейсов задерживалось максимум минут на 20, но прилетали неизменно вовремя. А отмена и перенос… Это да, это было. 2 самолета. О них напишу позже, но т.к. к этому были готовы, без особых проблем перестроились на изменения. Правда, Гонконгом пришлось пожертвовать. Но зато на один день больше провели на море.
Очень помогли отчеты и ответы «бывалых» на этом форуме – спасибо Viachik, очень информативный и полезный отчет Vilsuora «Путешествие дилетантов на Филиппины», это, можно сказать, настольная книга для тех, кто собирается в эту страну. Про каньонинг есть отчет и обсуждения после него от LuSyN, и целая ветка обсуждений «Kawasan Canyoneering, Badian, Себу» от Batis. И много других отчетов. Есть также сайт ОльгаТрэвэл.ком. На нем тоже много почерпнула интересного и важного. По крохам рисуется картина и к началу поездки ощущение, что уже все знаешь, и страх, что разочаруешься, что не будет новизны. Но нет, одно дело чужие фотографии и отзывы чужими глазами, другое дело, когда сам, наяву.
Для тех, кому Филиппины не понравились, напишу сразу: не читайте мой отчет. Будут очередные вздохи и ахи о пальмах, белоснежных пляжах и наидобрейших наипозитивных филиппинцах. Я была в одной азиатской стране –Шри Ланке, для меня это полнейшее разочарование. Муж был еще и в Тайланде. Сделали вывод, что Азия – не наше. И все же решились дать последний шанс азиатской стране, сделали ставку на Филиппины и не разочаровались. Более того, не исключаем возможности вернуться сюда снова. А если разобраться в истории страны, очень долгое время она была частью Испании, что не могло не наложить отпечаток на мировоззрение, архитектуру и стиль жизни. Филиппины – больше католическая страна, чем азиатская.
Еще приношу извинения, что много фотографий с нами, не планировался сначала отчет. Просто даже спустя год эмоции зашкаливают и безумно хочется поделиться со всеми информацией и видами, может, для кого –то мой отчет станет решающим при выборе: ехать-не ехать. Просто не обращайте на нас внимание, смотрите на фон. И когда пишешь отчет, заново переживаешь то, что было во время поездки. А если отпуск удался, то отчего ж не вспомнить?!
Думали, искать отели на местах, но за месяц до поездки и после некоторых размышлений решили не терять время на месте в поисках и забронировали на Агоде отели почти везде заранее.
Ой, кажется слишком долгое предисловие получилось. Итак, что в итоге получилось.
Путешественников двое – я и муж, Игорь.
Не буду долго описывать как мы добирались до первого острова. Стамбул был прекрасен. Отель после ремонта, все новое. Даже немного пахло обойным клеем. Вид из окна нашего номера.
От центра недалеко. Рынок рядом. И тепло. + 17. Часа 2 вздремнули, пошли осматриваться.
Еще один очень комфортный перелет, и мы в Гонконге.
Гонконг – просидели в аэропорту, т.к. слишком мало времени на пересадку, решили не рисковать. Выглянули только посмотреть, что творится около аэропорта.
Долгая и утомительная ночь в аэропорту Манилы. А у нас прилет и вылет был из одного и того же 3 терминала, поэтому ни шатл не понадобился, ни отель. Прилетели Турецкими авиалиниями, улетали Себу Пасифик. Все перелеты у нас были именно у них, кроме одного – один раз полетали Эйр Азия. Напишу один раз и не буду повторяться. Ни один полет не был ужасным или даже просто плохим. Багаж мы не теряли, в шторм не попадали, не трясло и приземлялись неизменно мягко. Еду не заказывали, но видели, что приносили какие-то сэндвичи.
Думали сначала остановиться на ночь в отеле, а потом уже отдохнувшими рвануть на острова. Но почитав кучу негативных отзывов про Манилу и посчитав время, которое теряется «просто так», решили, что уж 5 часов выдержим. Лучше скорее попасть на пляж. Прилетели в 0.00, пока прошли таможню, пока огляделись, получили багаж, пока нашли, где перекусить, пока сдали багаж… Ну, на самом деле часа за два управились.
На Филиппинах виза для россиян не нужна. Про обмен правильно во многих отчетах написано, что менять нужно в Маниле, в зоне прилета на первом этаже. Здесь был наиболее выгодный обмен. Мы обменяли доллары по 51,82.
Вышли из аэропорта – подышать знойным тропическим воздухом. После холодной зимней Самары не верилось, что уже прилетели в лето. Побродили рядом с аэропортом. Людей нет. Манила спит. Но и нам спать хочется. Двухдневный перелет дает о себе знать. Прилегли в аэропорту. Мест свободных полно, аэропорт практически пустой. Подошел сотрудник, сделал замечание. Непонятно почему нельзя спать. Но наконец-то утро.
Взлетали с опозданием, рассвет не видно - над Манилой туча, начался дождь. Лететь всего 1,5 часа. На карте наш первый остров совсем близко от Манилы. Немного расстроены: опаздываем, а значит, теряем драгоценное время. И дождь. Хорошее начало отпуска. Первое разочарование.
Полет пролетел быстро. Первый остров – Бохоль.
Самолеты приземляются в аэропорту небольшого городка – Тагбиларан. Аэропорт как таковой здесь отсутствует. Крохотное здание, маленькая взлетно-посадочная полоса, почти сразу и чуть не рядом с аэропортом выдача багажа.
Именно на этом острове нас ждут долгопяты, шоколадные холмы, зип-лайн и поездка на речном трамвайчике по реке Лобок. Это наша цель на этом острове. Остальное - просто прийти в себя, отдохнуть, расслабиться, почувствовать себя на море.
Жить на острове Бохоль нет смысла. Все едут на соседний остров Панглао, который соединен с Бохолем автомобильным мостом. И селятся в основном в районе Алона Бич, это примерно 40 минут езды от аэропорта. Мы не сделали исключение.
На улице синее небо и яркое солнце. И ни одной тучи. Контраст с Манилой сильный.
На выходе нас облепили таксисты, мопедисты и трициклисты. Предлагают доехать за какую-то бешенную сумму, увы, уже не помню, сколько было первоначально. Потихоньку цена падает. В итоге дошли за 400 песо за такси. Нет, сопротивляемся. За 200 песо берем трицикл. Возможно, не самый удачный выбор, особенно, учитывая долгий перелет, но выбор сделан.
Всю дорогу трясемся на трицикле, шумно, общаться невозможно. И домики вокруг такие же, как на Шри Ланке. Потихоньку начинаем понимать, что снова вернулись в Азию и думаем: «ЗАЧЕМ? Зачем снова в Азию? Надо было на Карибы или снова дикарями на Мальдивы. Или еще куда –н.»
У нас забронирован отель Alona KatChaJo Inn. За 2 ночи с завтраком мы заплатили 3 035 рублей. Отель очень понравился. Он не на пляже, но идти до него минут 10 неспешным шагом. Неплохой завтрак, есть вайфай. Нет бассейна, но мы никогда не берем на море отели с бассейном. Зачем, когда есть природный бассейн - изумительной красоты море? От шумной дороги достаточно глубоко, свой дворик. Тихо и спокойно. То, что нам нужно.
Персонал отеля пошел нам на встречу. Заезд в 14.00, завтрак на следующий день. Мы договорились, что второй завтрак переносим на сегодняшнее утро. Пока завтракали, наш номер освободили и убрали. Как правило, выезжают все раньше. Из последних сил заселились в отель, разложили вещи и пошли искать пляж с единственной мыслью – спать! На пляже.
Время 10.00. И вот оно, райское наслаждение. Окунулись в теплые воды, смыли с себя грязь и усталость. Здесь неглубоко, вода прозрачная, плавают рыбки и чуть подальше рифы. Маски у нас с собой, но сейчас не до этого. Сейчас в нас потихоньку вливается осознание того, что не зря столько времени сюда летели. Что неважно, что нас ждет дальше и пусть снова Азия, именно здесь и сейчас рай. И что мы в отпуске. И что мы в раю на земле. Что он не только в разрекламированных Мальдивах и Сейшелах, он здесь. И звезды так сложились, что мы тоже здесь!
Пляж Алона небольшой. Но белый песок и лазурная теплая и чистая вода стоит того, чтобы отдохнуть на нем.
Так, часов до трех приходили в себя, перекусили пиццей и попробовали местное пиво Сан Мигель. Пицца была невкусная, пиво отличное. На этом острове мы только один день на пляже, завтра осмотр достопримечательностей, поэтому время не теряем, перемещаемся на другой пляж – Дюмальюн Бич.
Вышли ловить трицикл. Все называют цену 150 песо. У меня в голове засело, что там максимум 15 песо люди платят, где-то в отчете видела. Отчаянно бьемся за скидку, никто не соглашается. Проходим дальше, стоит одинокий трицикл. Предлагает доехать за 100 песо. В голове настойчиво рисуется максимальная цена 15. Но в итоге, поняв, что за такую цену нас точно никто не повезет, сошлись за 70 песо. Это я потом, вернувшись в отель, нашла тот отчет, в котором было написано, что «за 150 песо и 15 минут на трицикле» люди добирались.
Мы тоже добрались за 15 минут. Здесь место, куда местные съезжаются культурно отдохнуть. Недалеко от пляжа много беседок, полностью забитых, в которых толпы местных жарят еду на гриле. Много детей бегают вокруг, шумно очень. Нас интересует море. Не успели пройти, как нас догоняет филиппинка и радостно сообщает, что вход платный-50 песо с человека. Не встречала этого ни в одном отчете. Но не зря же сюда ехали. Здесь есть лавка, в которой продаются фрукты, ром, пиво, чипсы и подобное. Цены филиппинские, т.е. совсем недорогие. За 50 песо купили местный ром на пробу – Тандуай, 350 мг. Нам он очень понравился. Потом везде брали.
Если пройти до моря и повернуть направо, начинаются фешенебельные отели со своим пляжем и лежаками. Здесь людей почти не было - попалось только несколько пар. То ли день уже близился к концу, то ли не сезон, то ли здесь всегда так немноголюдно.
Но охранники этих отелей следят, чтобы никто посторонний не занимал лежаки и не проникал на территорию отеля. Мы прогулялись немного по одному из отелей, пофотографировались
И пошли купаться. Купаться там не запрещено. Но купание под присмотром тех же охранников. Море, конечно, чистое, чуть больше волн, чем на Алоне, но они совсем не мешают купаться. И все же не стоит оно того, чтоб сюда ехать. Только если несколько дней на острове, для разнообразия. На Алоне пляж не хуже.
Обратно доехали на мопеде за 50 песо. Ловили мопед уже на дороге, не рядом с местом, где все трициклисты стоят.
Вообще, из опыта путешествий лайфхак: хочешь дешевле – отойди от мест скопления машин, чуть дальше цену и ниже назовут, и сбить проще.
В нашем отеле договорились об аренде мопеда на завтра, здесь можно арендовать его на 8 часов или сутки. 8 часов стоит 400 песо, мы сняли на сутки за 500 песо.
А на следующее утро рванули настречу шоколадным холмам и тарсиерам-долгопятам. Остров Бохоль небольшой. В пределах одного светового дня вполне реально, не спеша посетить все интересные достопримечательности. Наша задача максимум– увидеть тарсиеров, покататься на зип-лайне, взять экскурсию по реке Лобок, увидеть шоколадные холмы и спуститься в пещеру к подземному озеру. Но на острове есть еще несколько мест, которые смотрят туристы – водопады, рукотворный лес, парк бабочек, подвесной мост, церковь Баклайон, монумент Сандуго, установленный в честь подписания кровного соглашения (sandugo) между испанским завоевателем Мигелем Лопезом де Легазпи и вождем острова Бохол Дату Сикатуна в 1565 году, как доказательство их дружбы и перемирия. В общем, достопримечательностей много.
Посмотреть то, что наметили, можно несколькими путями. Первый, самый простой – заказать экскурсию. Гид будет тебя возить на машине, останавливаться рядом с достопримечательностями, рассказывать о них. Второй вариант – автобусы. И последний – аренда мопеда. Нам проще и дешевле, конечно, мопед. Права есть, опыт езды на мопеде есть.
Первая точка – заповедник с долгопятами Philippine Tarsier Sanctuary. Здесь они живут в естественной среде и их мало, штук 8-10. На входе встречает группа филиппинок. После оплаты (60 песо) за вами закрепляют одну из них, она водит вас по парку и показывает места, где спят тарсиеры. Здесь нельзя шуметь, визжать, разговаривать только шёпотом, фотографировать без вспышки. Почему? Потому что тарсиеры – вымирающий вид. Они живут лишь на нескольких островах Филиппин, Индонезии и, может, еще в паре мест. Они очень чувствительны к шуму, у них слабое сердечко и от шума они могут умереть. Тарсиеры – ночные звери. Они ночью охотятся, днем спят. У них можно наблюдать удлиненные кости ног и пальцев на всех конечностях. Именно поэтому их называют еще и долгопятами. Длина взрослого тарсиера – всего 10 см, но у них очень длинный хвост. И когда они все же открывают свои глазищи, хочется визжать от умиления.
На выходе продаются недорогие сувенирчики, где основная тематика, конечно, тарсиеры. Мы купили несколько в подарок и себе на память. На других островах не встречали подобное.
По дороге встречаем рисовые поля и уже собранный рис. Его сушат на солнце.
Следующее место – зип-лайн. Найти легко, есть указатели. Проехали мимо церкви Баклайон – одной из самой старых на Филиппинах, она разрушилась после последнего тайфуна и находится на реставрации.
Зип-лайн в Loboc Eco-Tourism Adventure Park находится совсем рядом с рекой Лобок, по которой возят туристов. В экскурсию по реке входит обед, поэтому мы решили сначала на зип-лайне прокатиться, а потом уже тур с обедом.
Стоимость зип-лайна 400 песо. Можно прокатиться потом еще в кабинке - это уже другой пакет, стоимость чуть выше. По пути трассы расположены камеры, снимающие тебя, и при желании на выходе можно купить диск с фотографиями.
Нас сначала проинструктировали, рассказали, что можно снимать все на камеру или фотографировать, но если камера упадет, то они не несут никакой ответственности за потерянные вещи. Телефон или фотоаппарат мне терять не захотелось, а муж решил рискнуть пожертвовать камерой, которой снимал весь наш полет. На голову надевают каску и надевают на тебя что-то вроде чехла, который потом цепляют за трос, и в лежачем положении, лицом вниз, запускают на другую сторону. Обувь нужно снять, её кладут в мешок, который тоже цепляют к тебе. Последнее прощальное фото… и в путь!
Полет проходит над ущельем, между двух гор. Внизу джунгли и река, по которой чуть позже мы поплывем.
Эти фото сделаны позже, когда катались по реке Лобок.
Скорость не сильно большая, достаточная, чтобы разглядеть все, что проплывает под тобой. Высота примерно 100 метров. Сначала летишь в одну сторону, потом обратно - эта трасса проходит чуть ниже. Тросов – 2, одновременно могут лететь 2 человека. Мы с мужем летели почти рядом с разницей в несколько метров.
Все это занимает не больше минуты и совсем не страшно. Нам понравилось, очень интересно.
Время обеда. Вернулись обратно в сторону церкви и повернули направо, чтобы пройти круиз по реке Лобок. Экскурсия – неплохое сочетание приятной прогулки с созерцанием реки под легкую музыку и отличным обедом.
Т.к. мы приехали в час пик, людей было очень много, целая очередь из автобусов и машин, но мы на мопеде, нас пропустили без очереди. Правда, нам потом пришлось вернуться обратно, т.к. у тех же охранников нужно взять квиточек, с которым нужно дойти к кассе, оплатить круиз – 550 песо с человека, в эту стоимость включен обед. Тебе присвоят номер и дальше остается ждать, когда другой сотрудник, выкрикивающий номера, назовет твой и отведет на паром. Все движется очень быстро, видно, что процесс налажен – нет давки, толкотни и суеты.
Первые полчаса стоим на месте, обедаем неспеша. Шведский стол. Еды много, все очень вкусно – морепродукты, свинина, овощи, фрукты, рис, местное блюдо - баклажаны, есть десерты и можно налить сок. Если какое-то блюдо заканчивается, тут же появляется официант, который докладывает еду.
Есть можно во время всей поездки, созерцая природу и резвящихся детей на берегу.
За допплату можно купить пиво за 60 песо. Да, и здесь живая музыка. «Наш» филиппинец очень хорошо пел и играл на гитаре – как местные песни, так и зарубежные.
По дороге одна остановка – филиппинский танец с палками. Потом собирают донаты. Это необязательно, если есть желание. Танцуют хорошо, мне очень понравилось.
Доплываем до водопада и разворачиваемся назад.
Всего экскурсия длится 1,5 часа.
Когда готовилась к поездке, читала, как это обычно бывает, прямо противоположные мнения и отзывы об этой экскурсии. Когда включала этот пункт в поездку, были сомнения. А сейчас я рада, что мы ее взяли. Несомненно, экскурсия стоит посещения. Казалось бы, ничего особенного, но запоминается если не на всю жизнь, то точно надолго. Где вы увидите еще такое? Богатая, буйно растущая кричащая зеленью природа вокруг (особенно, если будет светить солнце), изумрудная река, интересные местные танцы, и легкая расслабленность. То, что нужно в середине пути.
Недалеко от выхода, находится рынок с павильонами. Продаются сарафаны, футболки, кепки, магниты. Конечно, же, все с надписью «Bohol» или с изображением тарсиеров. Мы купили несколько футболок, качество отличное, ткань плотная и дешево.
И наш последний пункт на острове – шоколадные холмы. По дороге проезжаем еще одну достопримечательность - рукотворный лес Билара (деревья Махагони). Он стал частью большого проекта по насаждению лесных массивов. Этот проект был создан в отклик на пугающую гибель лесов Лобока вследствие расширения бассейна реки, что было вызвано разрушительным заболачиванием местности после подсечено-огневого земледелия, которое практиковали местные жители, вынужденные бежать от Второй Мировой войны в леса. Лес начали сажать в 1953 году и засадили 19.450 га. Над проектом работали студенты, скауты, ученики школ и волонтеры из разных городов.
Нас лес не особо впечатлил, поэтому мы не стали останавливаться и фотографировать его. Но видели, что автобусы и машины все останавливались, чтобы запечатлеть себя на фоне этого леса.
И вот наконец-то они, шоколадные холмы – визитная карточка острова, имеют статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и изображены на гербе и флаге провинции.
Холмы так называют за их коричнево-шоколадную раскраску в сухой сезон, а также за каноническую форму, благодаря которой они напоминают трюфели. Посещать их желательно именно в сухой сезон, потому что во влажный холмы зеленого цвета и никакие шоколадки они, конечно, не напоминают. А вот весной и летом они выгорают на солнце и от недостатка влаги становятся коричневыми. Первоначальное их название звучало довольно прозаически - Carmen hills - по названию района, в котором они находятся, но однажды эти места посетил американский турист и сравнил выцветшие от жары холмы с коробкой шоколадных конфет «Hershey Kisses». С тех пор холмы называются не иначе, как Chocolate Hills.
На площади в 50 квадратных километров расположено, по разным источникам, от 1260 до 1776 холмов и высотой от 30 до 120 метров. И, конечно же, есть несколько версий их происхождения.
Есть версия ученых, которая мне меньше всего нравится. И даже несколько версий (видите, даже ученые не могут определиться).
Версия № 1. Этот естественный ландшафт образовался при подъеме коралловых залежей из-за воздействия на них дождевой воды и эрозии почвы.
Версия № 2. Из-за активной вулканической деятельности в этих местах, возможно, что какой-то древний вулкан оставил после себя такие образования.
Версия № 3. Когда-то давно, тысячи лет назад эта местность была затоплена водой и холмы находились на дне океана с вековыми известковыми отложениями, которые в результате понижения уровня моря оказались на суше. А ветер и вода за долгие века придали им форму конусов, а время покрыло их густой растительностью.
Ну, и как же без легенд, которые мне более симпатичны. Их тоже несколько.
Легенда № 1. Когда-то давным-давно, в этих местах жили два враждующих между собой великана, и однажды между ними состоялось решающее сражение: они стали кидать в друг друга огромные валуны, после которых остались лежать на земле огромные кучи. Великаны, говорят, впоследствии помирились и покинули остров.
Легенда № 2. Жил-был гигант по имени Арого, который очень сильно влюбился в обычную прекрасную девушку Алойя, но так как жизнь обыкновенных людей короче, чем у великанов, то он пережил ее, и очень долго плакал после ее смерти, оставляя следы от слез в виде холмов.
Вот, место одно, но столько версий. И каждый выбирает ту, которая ему по душе.
Для тех, кто хочет полюбоваться холмами, нужно заплатить за вход (или фии) в размере всего лишь 50 песо с человека и подняться по ступенькам вверх, на обзорную площадку, с которой отлично видно все вокруг.
И так как место особо туристическое, здесь полно туристов, а на площадке внизу установлено много ресторанчиков, отелей, а также сувенирных лавочек.
Дальше путь домой и, если успеем, хотим посетить пещеру Хинагданан, находящуюся на острове Панглао. По дороге проехали несколько местных деревень. В одной из них остановились, чтобы купить воду, рядом сидящий дедушка на хорошем английском пытался пообщаться с нами о нашей стране и Путине. Увы, наш английский не настолько хорош, чтобы общаться, и мы поехали дальше.
Пещера Хинагданан известна своей подземной лагуной — единственным на острове источником воды. В лагуне любят купаться местные жители и туристы. Сквозь дыры в потолке пещеры внутрь проникает солнечный свет, который придает невероятный вид многочисленным сталактитам и сталагмитам. Так как туристы, летящие на остров Бохол, обычно селятся вблизи пляжа Алона, а пещера находится на противоположной стороне, то доехать до пещеры можно на трицикле или мопеде.
В пещере можно купаться. Цена за вход без купания - 50 песо с человека, если планируете купаться, то чуть больше. Не помню точно, вроде 60 или 70 песо. Т.к. мы приехали уже минут за 20 до закрытия и уже начинало темнеть, то билеты продавали уже без возможности купания.
Плюс позднего посещения - минимальное количество туристов, минус – отсутствие солнечных лучей. Думаю, когда свет хорошо попадает из отверстий наверху, все вокруг очень и очень красиво. Нам понравилось, но было темновато.
По скользким мокрым ступеням мы спустились вниз и сначала просто оглядывались вокруг и фотографировались, но две туристки, наплевав на правила, стали купаться. У меня за день проведения на палящем солнце разболелась голова. Жутко завидно стало и я тоже решилась пренебречь правилами и охладиться в освежающей воде. Тем более, там за этим никто не следит. Озеро глубокое и вода в нем прозрачная. Не ледяная, но бодрит нормально. Природное лекарство от усталости и головной боли.
Рядом с пещерами тоже есть небольшой рыночек с сувенирами и под закрытие они неплохо снижают цены.
Ну вот и все. День насыщенный, посетили все, что планировали, даже в пещеру успели, хотя не особо расчитывали на это. Пора домой. За 20 минут доехали до отеля и пошли искать местечко, где можно было поужинать. Завтра мы покидаем остров, нужно договориться о переправе с острова на следующий.
Поужинать можно в одном из ресторанов на пляже. Рестораны выставляют столики и стулья поближе к воде. Мы выбрали тот, в котором было очень много людей. Раз много, значит, вкусно, решили мы, и не ошиблись. На входе среди кусочков льда лежат рыбы разных видов, креветки, лобстеры, мидии. Рядом на палочке кусочки пока еще сырой свинины. Можно выбрать гарнир в виде риса, картофеля, овощей, тоже приготовленных на гриле. МММММ, вспоминаю и прям слюной захлебываюсь. Выбираешь то, что нужно, минут через 20-30 приносят уже готовый заказ. К сожалению, название не вспомню, но было очень вкусно и сытно. Когда ехала на остров, планировала попробовать рекомендуемую всеми местную рыбу лапу-лапу. Но на вид она мне не понравилась, и я так и не решилась за всю поездку ее попробовать. За ужин мы отдали 700 песо. Это с алкоголем. Пиво и ром-кола.
Завтра планируем перебраться на соседний остров – Себу. Цель - каньонинг. Попасть туда можно двумя путями – на пароме с Бохоля, в городе Тагбиларан есть и аэропорт, и паромный причал. Или с этого острова в Ослоб. Туда приплывают туристы, чтобы поплавать с китовыми акулами.
Про первый вариант на всякий случай напишу в общих чертах то, что нарыла, пока готовилась к поездке. Для полной картины. Рано утром нужно взять такси или трицикл и за 40 минут доехать до причала. Договориться о трансфере можно в отеле, где живете, они без проблем все организуют. Есть несколько паромных компаний, судами которых можно перебраться на соседний остров - SuperCat Fast Ferry Corporation (https://supercat.com.ph/) или Ocean Jet (http://www.oceanjet.net/). При выезде из Тагбиларан надо оплатить 20 фии. Время в пути до Себу – 2 часа. В Себу находите автостанцию и 5 часов едете на автобусе до водопада Кавасан. В общих чертах так. Из-за того, что на то, чтобы добраться до места назначения, нужно ну очень много времени, желательно отправиться на первом же пароме, в 6 часов утра. Пишут, что иногда не бывает билетов, потому что народ заранее покупает их. Можно перебраться накануне, заночевать в Себу и утром отправиться в путь.
Еще находясь дома, нашли еще один, на тот момент резервный вариант. Решение принимали уже на месте. На Панглао можно купить разные экскурсии. Предлагают на каждом квадратном метре. Вдоль автодороги, на пляже, по дороге на пляж, в отелях. Одна из них – купание с китовыми акулами. Тебя доставляют до Ослоба и в этом же районе само купание, а потом возвращают обратно. Выезд рано утром, потому что купаются только как правило в первой половине дня. Вроде связано это с тем, что позже акулы то ли спать отправляются, то ли их кормят. Не помню точно. Купаться не собирались, поэтому не интересовалась особо этой темой. Для нас главное, что выезд рано утром, в 6 утра. И мы успеем попасть на каньонинг. Потому что сам каньонинг тоже ограничен световым днем. Темнеет в тропиках рано, а в горах тем более. Плюс сам каньонинг не меньше 2 часов. Галопом тоже не хочется.
Но можно оплатить не экскурсию целиком, а лишь трансфер. Для нас это обошлось в 700 песо с одного человека.
Место сбора – место продажи туров. Время – 6 утра.
Утром покидали вещи в сумку, попили кофе (привезли с собой) и пошли на место сбора. Искать кафе, где можно в такую рань позавтракать, не стали. Решили это сделать уже на том берегу. И хорошо, что не завтракали. Оказывается, морская болезнь в легкой форме есть и на таких переправах. Завтрак бы не удержался, я думаю.
Несмотря на ранний час, движение в городке очень активное. Все куда-то спешат, едут, что-то везут. Ощущение, что на острове никогда не спят. Минут 20 ждали, пока все соберутся и приедет водитель. По ощущениям, нас отвезли на другую сторону. Потом мы шли какими-то закоулками. Т.к. у нас единственных был багаж, сопровождающие нас люди порывались все время помочь его нести. Потом мы долго ждали на берегу лодку. Точнее, не лодку – они виднелась вдали – а чего-то еще. Проходившие мимо мальчики предлагали изделия из жемчуга – белого, розового и черного. Я не решилась у них купить, опасаясь подделки. Был отлив и народ ходил по рифу и что-то искал. Может, как раз жемчуг.
Наконец-то нас повели по отмели в сторону лодки - из-за отлива она не может причалить к берегу. Кто-то шел босиком, кто-то в шлепках. Мы были готовы к поездке (спасибо тем людям, которые старательно и подробно описывают свои путешествия) и шли в шлепках. Можно наступить на морского ежа, можно порезаться о рифы, да что угодно может быть. В лодке уже сидели люди, мы прибыли последними.
Поплыли уже примерно в половине восьмого. И началась томительная поездка на остров Себу. Другой берег близко, но как же долго мы плыли! Сгустились тучи, и над островом Бохолем чуть позже пошел дождь. Мы обрадовались, что нам два дня светило солнце. Подул ветер и лодку начало потряхивать. Опять порадовались, что нам не нужно будет плыть обратно. Скорость совсем небольшая. Спустя больше, чем 2 часа мы приплыли в Ослоб. Здесь лодка - называется тримаран - также не причалила к берегу, остановились примерно в 100 метрах. До суши нас перевозили в лодке. Сумки местный парень нес на себе. Вообще, очень часто сталкивались с такой вот помощью местных. Ни разу не просили о помощи, молча подхватывали и несли.
После такой поездки есть совершенно не хотелось. Опять же из отчетов знали, что остановка где-то близко, не обязательно брать трицикл, и мы неспеша пошли ее искать, спрашивая по пути дорогу у местных. Рядом большая церковь, не удержались и заглянули в нее. Было как раз воскресенье, местное население в нарядной одежде чинно сидело на лавках – шла подготовка к утренней службе.
До остановки шли минут 20.
Добраться из Ослоба нужно на двух автобусах. Номера не помню, к сожалению. Вроде ходят желтые автобусы. Сначала доехать до Бато (40 песо), а там пересесть на другой (55 песо) и попросить кондуктора предупредить, когда будет каньонинг или водопад Кавасан. В Бато похоже что-то вроде автостанции, потому что там можно перекусить, сходить в туалет и полно кричал-разводящих, которые очень быстро впихнут тебя в нужный автобус. У нас это получилось как –то слишком быстро, мы не успели опомниться, как уже едем дальше. Даже купить ничего не успели.
В общей сложности ехали примерно 2 часа. Видим скопление людей. Понимаем, что вроде вход как раз туда, куда едем. Или выход. Уточняем у кондуктора, отвечает, что рано выходить из автобуса. Через некоторое время кондуктор нас высадил в каком-то шумном месте. Мы как-то растерялись, потому что в отчетах было вроде по-другому. Нужно было куда-то идти вдоль дороги что ли... А тут город, вдоль автомобильной дороги куча туристических офисов, где организуют поход на каньонинг, везде висят шлемы и жилеты. Пока стояли в растерянности, тот же кондуктор выбежал из автобуса и чуть не под ручку повел на в одну из точек.
Конечно, может, между ними есть какая-то договоренность или это его знакомые, но несмотря на высокую цену (2000 песо с человека, я читала, дешевле можно найти, даже за 1000 песо), нам очень понравилось это место и мы вот ни капельки не пожалели, что попали именно к ним. Спасибо тому кондуктору. В конце экскурсии нам сунули визитку, но, честно говоря, мы ее почти сразу выкинули.
Чем нам у них понравилось? Прежде всего, гид. Мужчина в возрасте, лет под … 50, наверное. Но бодрый, активный. По дороге пытался общаться с нами (вы помните про наш «английский»), весь путь советовал как прыгать, что делать. Все время нас фотографировал и советовал куда и как встать. В конце пути даже песню красивую спел. Зарабатывал чаевые, скажете Вы. И окажетесь неправы. По окончании мы буквально впихнули ему чаевые – заработал. С ним было приятно идти весь путь.
В стоимость включен обед. Вообще, его дают по окончании каньонинга, но, если учесть, что с самого утра у нас во рту маковой росинки не было, а время час, попросили сначала еду, а потом развлечение. Вкусно было очень. Я умудрилась надкусить острый перец по незнанию, хозяйка бегала вокруг меня с водой. А после каньонинга нас напоили чаем с тортом, сунули фрукты с собой!!! И все было очень вкусно. Потом нас даже отвели по нашей просьбе в ларек, где продается еда и напитки (store по-ихнему), а потом на остановку, посадили на автобус и помахали на прощание ручкой. Разве что слезу не пустили. Прям как от родственников уезжали. Жаль, я не сохранила визитку!
Нам выдали ключ от комнатки для переодевания, там же туалет, и можно оставить вещи. Ключ с собой. Подобрали кроссовки по размеру, шлем, жилет. Начитавшись отчетов, где написано, что нужна чуть не специальная защищающая от острых каменей одежда, я все переживала, что у меня одежда не подходящая – маленький раздельный купальник. Уверили, что без проблем. И кстати, действительно не проблема. Нет нужды в специальной одежде или одежде, закрывающий руки-ноги.
Пока ели, начался самый настоящий тропический ливень, который все не хотел заканчиваться.
После переодевания нас посадили на мопед и в купальниках, шлемах, жилетах по под дождем мы поехали в горы. Зрелище, наверное, было еще то. Едем и смеемся, представляя себя со стороны. Минут через 10 подъема вышли у начала пути. Там небольшая будка, в которой нужно записать свои данные и пройти инструктаж. Ну, а дальше в путь –дорогу, навстречу приключениям! Минут 20 гид вел нас по джунглям. Было бы красиво, но дождь продолжал уже не лить, но моросить.
Идти скользко. Так, настраиваем себя на позитив, и ни в коем случае не расстраиваемся. Когда мы еще будем гулять по джунглям, да еще и в дождь. У нас, в России, между прочим, вообще снег и морозы. А мы тут в купальниках разгуливаем. Ну и что, что дождь. Теплый же. Не холодно совсем.
Так дошли по речки. Вода прохладная, но не ледяная. К концу каньонинга я немного подзамерзла, Игорь нет. Температура комфорта у всех разная. Дождь моросил первое время, к середине пути он закончился, а к концу вообще выглянуло солнце.
Ну а дальше шли вниз, по каньону, который находится в окружении девственной природы. Где-то прыгали с высоты, где-то скатывались по руслу горной реки, где-то просто плавали в озере. Кардинальных прыжков было три. Первый – самый простой, если правильно помню, там высота 8 метров, третий, самый высокий – вроде 15 метров. Нужно пройти по дереву, сделать шаг вперед и через мгновение ты в воде. Толпа желающих прыгнуть. Но гид провел меня вперед. Девочка передо мной долго собиралась с силами и так и не прыгнула. Другая прыгнула не раздумывая. Толпа улюлюкает, помогая и поддерживая тех, кто собирается прыгнуть. Я себя знаю. Если долго стоять, то никогда не прыгну. А потом еще и жалеть буду об этом. Поэтому решительно прошла по дереву и, не глядя, сиганула вниз. Пара секунд полета и я в воде. Ну вообще, не очень страшно. И не так высоко, как рисуется сверху.
Дамба
[
Еще ниже водопад Кавасан. Я читала, что некоторые специально из Себу приезжают именно на этот водопад. Он очень красивый, но только ради него трястись 5 часов!!!! Ну не знааааааааю…… А вот совместить с каньонингом – самое то!
Вокруг водопада кафешки с едой и напитками, где-то по воде плавает плот. Мы были уже в конце дня, люди были, и много, но, думается мне, не так, как было в разгар дня. Я читала, что не рекомендуется посещать это место в выходные, потому что местные тоже приезжают сюда развлекаться, и количество людей зашкаливает до некомфортного. Может, от того, что мы были во второй половине дня, а до самого водопада вообще дошли к закрытию (даже кафешки частично закрылись), людей было немного.
На все у нас ушло примерно 3-3,5 часа. Вышли из территории, повернули направо, 10 минут пешком (ага, все так же в купальниках, но без жилета и каски) в сопровождении того же гида – и мы снова на месте. Чай на дорожку и в путь, до Себу. Автобус ходит каждые полчаса, вроде тот же, желтый автобус. Он доезжает до южного автовокзала в Себу. Примерно 5 часов и 136 песо с человека. Приехали мы в 11 часов. Отель решили снять недалеко от аэропорта. Это значит, не в самом Себу, а на городе-островке, который входит в зону Себу и находится рядом с аэропортом. Называется Мактан. Недалеко от автостанции вереница выезжающих таксистов. И как всегда разводящий. Сложность в том, что у нас не забронирован отель. Время 11 ночи. Сторговались за такси за 250 песо. Мы попросили нас довезти до нормального, не сильно дорогого отеля недалеко от аэропорта. Посадил нас в следующее по очереди выезжающее такси, сообщил таксисту, куда ехать.
Таксист привез нас в отель ACE Penzionne. На ресепшене нас встретила мама с дочкой. Посмотрели прайс, попросили показать номер. Игорь остался внизу, я поехала с девушкой на лифте на 4 этаж. Показали номер. Мне не понравился. Какая-то комнатушка без окон, неуютно, с крохотной ванной комнатой и вентилятором на стенке. Цена вроде 2000 песо с завтраком. В растерянности спускаюсь вниз. Куда идти в ночи, где искать? Ну видела я поблизости отели какие-то. Но уже бы остановиться. Женщина на ресепшене сразу распознала мое настроение и тут же предложила другой вариант. Другую комнату за 1900 песо с завтраком, обычная цена вроде дороже. Поднимаемся на тот же 4 этаж. Идем в другую комнату. Ну совсем другое дело. Шикарная большая комната, с огромным окном и кондиционером. С чистой большой ванной комнатой. Конечно же, я соглашаюсь. Кстати, потом смотрела отель на букинге и Агоде и не увидела фотографии номера, который сняли. Все простенькие.
Напротив отеля круглосуточный Макдональдс. Перекусываем гамбургерами и спать! Завтра нас ждет райский остров – Боракай!
Планировалось, что у нас будет одна ночевка в этом городе, но из-за того, что нам перенесли один из самолетов, нам пришлось здесь заночевать дважды.
Пришлось… Кто-то нас не поймет. Но мы не любим особо города. Тем более, азиатские. Это шум, толпа, грязь, суета… Сначала я хотела посмотреть Себу, раз уж судьба занесла меня в этот город, даже точки наметила. Но на утро, увидев в окно, что торговый центр напротив, а нам нужны были очень летние вещи, решили, что не так уж и хотим мы шататься по городу, тем более, самолет в 13.35. Всегда проверяли расписание и почту на случай переноса или отмены. За всю поездку изменений ни разу не было.
И еще немного про отель.
Трансфер в аэропорт включен в стоимость, вечером договорились о времени и в назначенное время без опозданий автобус отвез нас в аэропорт. Повез нас одних. Других пассажиров не было. Это чтоб мы почувствовали себя вип-персонами. Вип-номер, вип-доставка. Определенно, Филиппины нам нравятся!!!!!!!
Завтрак дают на выбор. Можно выбрать классический европейский, а можно местный, филиппинский. Правда, по факту парень в столовой вычеркнул несколько пунктов. В итоге из шикарного на бумаге мы получили скудный и невкусный завтрак в реальности.
И немного о неприятном. Только заселились в номер, увидела огромного таракана на столике. Ой, столько лет я не видела этих тварей! Я, конечно, немного была готова к такой встрече. Говорят, на Филиппинах, как и во многих азиатских странах, тараканы – это нечто вроде домашней живности. В порядке вещей. Но я еще не так много прожила здесь, и, к сожалению, для таракана, не прониклась уважением или хотя бы равнодушием к нему. Его постигла печальная участь. Как Магеллана, открывшего для всех Филиппины. Через несколько минут в ванной обнаружила его сородича, который разделил судьбу первого. Видимо, остальные сидели в засаде и увидев, что нынешние постояльцы не намерены разделить с ними хлеб и кров, поспешно ретировались и до выезда замечены не были.
Но после этого я решила, что во второй приезд в этот отель не заселюсь. Ни за что. Несмотря на шикарный номер.
Трансфер прибыл вовремя и минут за 5-7 добрались до аэропорта. Регистрацию прошли быстро и осталось много времени на ничегонеделание. А делать в аэропорту Себу действительно нечего. Он небольшой, несколько магазинчиков с сувенирами, точек питания. Маленький, забитый толпой. Рядом строится большой аэропорт, видели макет, скоро ситуация должна измениться в лучшую сторону. Если не уже, учитывая, что были год назад.
До Боракая самолеты не летают. Слишком он крохотный. Самолеты летают на соседний остров – Панай. На острове есть три аэропорта, а это значит, что до Боракая можно добраться тремя путями. Первый, редко используемый и более долгий. Долететь до Илоило. Оттуда доехать на автобусе до причала в Катиклане за 7 часов. Второй – чаще всего – до Калибо, потом также трансфер за 5 часов. И последний, самый простой, долететь сразу до Катиклана. Минусы Катиклана – билеты дороже раза в 2-3 и аэропорт маленький, а в случае непогоды самолет перенаправят в Калибо. Плюс очевиден: при выходе из самолета 10 минут езды на трицикле или автобусе до причала.
У нас получилось словить со скидкой билеты до Катиклана. При первоначальной стоимости в 12-15 тысяч за двоих с багажем на одного, смогли купить за 3,5 тысячи. Аэропорт прилета и вылета находятся в разных местах. Аэропорт прилета совсем крохотный. Багаж доставляют быстро.
Рядом строят новый аэропорт. И вот этой прелести маленьких аэропортов скоро не станет.
При выходе стоит куча автобусов и как всегда есть разводящий. Договорились доехать на трицикле за 100 песо. Проехали населенный пункт, забитый трициклами, мопедами и людьми. Постояли в пробке. В итоге добирались до причала минут 30. Взяли на заметку, что на обратном пути надо будет выехать заранее из отеля, чтобы не опоздать на самолет.
На причале людей, как в муравейнике. Туристы, местные. Все стоят в очереди. Кто не хочет стоять, может обратиться к людям, которые все сделают за вас. Это желательно сделать еще в аэропорту. Выяснили, что очереди две. В каждую нужно занимать очередь и платить фии (75+100) и оплачивать проезд (25 песо). Надо сказать, что очередь двигалась очень быстро. Потом с билетами занимаешь очередь на вход в здание причала. Пока стоишь, ходит охранник и проверяет, все ли оплатили. Это сделано в основном для туристов, чтобы на входе не выяснилось, что вы что-то не оплатили и чтобы не пришлось возвращаться назад и терять время. Попав в здание нужно пройти еще один пропускной пункт, где проверят билеты и уже можно садиться на ферри. В общей сложности управились за чуть больше часа с момента выхода из аэропорта.
У нас был забронирован гест на третьей станции Island Jewel Inn на 4 ночи за 1900 рублей за ночь, без кондиционера, с вентилятором. На выходе из порта стоят мопедисты и трициклисты и предлагают добраться до места проживания. Мопед, учитывая багаж, мы отмели сразу, а трициклы показалось, что дорого. Я не помню цену, вроде 200 песо. Стоим, думаем, что делать: соглашаться или поторговаться. Как всегда, отошли немного дальше. И тут проезжает джипни. Это местный коммерческий автобус. Что-то вроде нашей газельки. Цена смешная – 20 песо с человека. Как назло, мелочи не было, купюру в 1000 песо водитель разменять не смог. Мы наскребли 25 песо, водителя это устроило. Пишу Вам это не для того, чтобы Вы решили, что это очередной лайфхак и призываю так же делать. Ни в коем случае. Просто наши водители б громко возмущались, орали и даже с большой вероятностью высадили б. Этот молча взял 25 песо и высадил нас там, где мы попросили. Это к вопросу «алчности и жадности» местного населения. Встречала что-то подобное в отчетах.
Отель не на берегу, но идти до него от моря минут 5. 4 пустых этажа. За 4 дня нашего проживания в нем увидели двух постояльцев. Причем первый съехал в первое же утро, второй появился к концу нашего проживания. На этаже примерно 5 номеров. Мы жили одни, соседей не было. Благодаря этому вечерами мы спокойно выходили в коридор, там стоят столики со стульями, пили ром, ели потрясающее манго, слушали музыку и делились эмоциями прошедшего дня.
Так, раз уж я упомянула манго, не могу не написать о нем подробнее. Манго на Филиппинах просто обалденное. Сочное, мягкое, вкусное, сладкое. В гесте, где мы жили, нам на завтрак давали половинку манго. Кроме этого, в магазинах продается сушеное манго. В отчетах посоветовали на сувениры и себе купить сушеное манго фирмы «CEBU». Продаются еще и другие фирмы, примерно по такой же цене, может, чуть дешевле. На вид они покрасивее, и я немного сомневалась, что вкусное покупаю. Но когда я дома открыла один из пакетов…. Это такой яркий вкус, что, закрыв глаза, легко было представить, что мы снова на Филиппинах едим свежее манго. Поэтому надо прислушиваться к тому, что пишут в отчетах. Люди плохого не посоветуют. Спасибо тому, что порекомендовал. Цену не вспомню. Мне кажется, что –то вроде 180 песо за пакет.
Следующие дни – дни релакса и ничего не делания. Гуляли по пляжу, прошли все станции, побывали на нескольких пляжах, купались и загорали.
Все движение на острове начинается вечером. Это время, когда на пляже много местных детей, очень непосредственных. С удовольствием позируют и потом прибегают посмотреть получившиеся фото
Все возвращаются с экскурсий. А на пляж приходят, пожалуй, все, кто отдыхает на острове, наблюдать закат. И он того стоит!!!
Мы тоже готовимся к природному вечернему шоу. Коктейль заказан, места в первых рядах заняты.
Не зря так много про него написано. Не буду описывать, лучше завалю фотографиями. Их много, выложу прям несколько. Каждую секунду пейзаж и освещение меняется, каждое новое мгновение отличается от старого. Выбрать сложно. Все прекрасны по-своему!!!
На Боракае несколько пляжей. К сожалению, мы не успели посетить все. Дней слишком мало оказалось. Из того, что увидели - White beach, пляж Динивид и Балабог - нам больше всего понравилась 1я станция на Белом пляже.
Общая протяженность White beach — около четырех километров. Пляж принято условно делить на три станции - 1,2 и 3 соответственно. Третья станция - достаточно спокойная. Сюда, как правило, приходят только ночевать - тихо, спокойно. Петухи не орут под окнами, музыка из баров не грохочет, только милые гекконы иногда разрывают тишину. Море - когда мы были - на третьей станции цвело. С каждым жарким днем больше и больше. Без водорослей, думаю, здесь должно быть красиво. Вторая станция - самая шумная. Много ресторанов, магазинов, лавок с сувенирами, снующих неугомонных туристов. Очень шумно. Вечерами иногда не пропихнуться. И первая станция - самая спокойная. Здесь потрясающей красоты море, сильно пологий вход, отсутствие волн и дорогие отели. Ресторанов почти нет, но в тех, что есть, цены немного выше, чем на других станциях.
Также на 1й станции есть место, куда приходят все. Такое знаковое место - камень Уилли — добраться до него легко можно в отлив, да и в прилив несложно. Островок имеет вулканическое происхождение, на нем построена крошечная часовня и памятник Девы Марии. Ступени на верхушку скалистого камня начинаются прямиком из воды.
В конце Белого пляжа - пляж Динивид. Самая красивая часть - это место перехода от 1 станции к пляжу Динивид. Именно здесь проходят фотосессии. Мы не были исключением.
На пляж Динивид можно попасть, если идти по побережью вдоль скалы, которая отделяет его от главного пляжа, по вымощенной дорожке.
Или через такое отверстие в скале.
Ну, и собственно, сам пляж.
Пляж Булабог (Bulabog Beach) прошли весь. Он находится на восточной стороне острова, т.е. на противоположной Белому пляжу. Купаться здесь невозможно, т.к. мелко очень и много камней и рифов. Есть шикарная пальма.
Но здесь дует хороший ветер, поэтому он оккупирован кайтерами и виндсёрферами. Есть даже русская кайт-школа.
Следующий за ним пляж Илиг-Илиган (Ilig-Iligan beach), мы видели со смотровой площадки. Честно говоря, я так и не разобралась в границах пляжей. Где заканчивается один и начинается другой для меня осталось загадкой. Так же, как границы станций на Белом пляже.
Есть на Боракае еще одна достопримечательность – гора Лухо, на которой находится View Point. Это смотровая площадка, которая находится между пляжами Bulabog (Булабог) и Lapuz Lapuz (Лапуз Лапуз). Самые красивые пейзажи и великолепные ландшафты открываются именно отсюда, потому что это наивысшая точка острова Боракай. Гора возвышается над уровнем моря на сто метров, позволяя увидеть весь остров с высоты птичьего полета.
Вход платный, если правильно помню – 120 песо с человека. Нужно подняться наверх по лестнице, подъем простой и займет не больше 3-5 минут. Дольше, если любоваться открывающимися видами.
Есть, кстати, еще одна смотровая площадка. Про вторую мы не знали тогда, потом выяснили. Вход на эту смотровую площадку тоже платный. Вроде вот она.
И здесь же есть тур по острову, активно рекламируемый местными – поездка на багги. Вроде называется багги-сафари. В тур входит катание на багги вдоль и вглубь острова, посещение вью-пойнт и полет на зип-лайне. Мы не брали эту экскурсию, но читала, что дешевле взять уже там, на месте, а не на станциях. Не знаю, не сравнивала цены.
Очень хотела попасть на Пука Бич, но не успела. 4 дня все же очень мало для этого острова!!!! Когда планировали, думали, что хватит с избытком. Что делать тут абсолютно нечего, а валяться на пляже мы устанем. Но мы еще столько не успели увидеть здесь! Для себя решили, что обязательно вернемся сюда еще раз!!!
И немного рекламки. Вдруг как раз кто-то именно сейчас ищет и не может найти. И мой отчет поможет. На этом поистине райском острове у нас была фотосессия с очень замечательным фотографом. Катя Тарабукина. Она есть в контакте и у нее есть сайт. Мы брали самую простую фотосессию за 100 долларов. Один час. Но так получилось, что в день Х было очень пасмурно. А я еще в переписке писала, что хочу яркие и сочные фотографии. Совсем как на фото на ее сайте. Поэтому Катя сама посоветовала пляжную часть, в купальниках то есть, перенести на следующий день. Вдруг будет солнце. У нее как раз окошко небольшое было. И нам повезло. Такого солнца я давно не видела. Я исполнила мечту – получила профессиональные фотографии на море за небольшие деньги.
На этом райском острове есть ложка дегтя. На White beach ежегодно цветут водоросли. Каждый раз в разное время. Иногда цветение начинается в феврале или марте, иногда в декабре. И угадать сложно. Покупая билеты, молилась, чтоб мы не успели их застать. В первый день прилета, а это уже ближе к вечеру, рванули на море на 3 й станции. Море немного начало цвести, но как-то не напряжно. На следующее утро водорослей стало намного больше. Мы пошли налево, если стоять лицом к морю, т.е. в противоположную сторону от станций. Там очень уединенное место. Люди почти не ходят. Но там еще больше водорослей – противно заходить в море.
А если идти в сторону первой станции, то с каждым метром их становится меньше и меньше и на первой станции чистейшая вода.
Памятуя про пробкки, выехали сильно заранее. Но оказалось, что аэропорт вылета рядом с причалом. Можно даже дойти пешком. Я читала об этом раньше, но на месте немного запуталась, думала, что после прилета можно пешком пройти. Он действительно рядом с причалом. Доехали минуты за 3. За 50 песо.
С райского острова улетать не хотелось, было очень грустно. Как будто осталось что –то недоделанное, какая-то недосказанность, Дней не хватило. Еще бы дня 2-3. Еще бы немного, совсем чуть-чуть…