Новый 2015 год мы, невзирая на кризис, решили все-таки встретить у моря, подхваченные мощным вихрем восторженных отзывов и красивых фотографий выбрали Филиппины. Все бы ничего, но идея ехать устаканилась у нас в головах только на ноябрьских праздниках, а окончательно с направлением мы определились в середине ноября. За 2-3 недели надо было нарисовать маршрут, купить билеты, забронировать гостиницы. У меня начались бессонные ночи.
Из-за катастрофической нехватки времени поездка не была проработана до конца (не то, что у Vilsuora Путешествие дилетантов.Себу-Сикихор-Негрос-Апо-Ослоб-ЭльНидо-Корон-Манила-Боракай Дек.2014 ), а стремление сэкономить деньги объясняют бронирование самых дешевых гостиниц, которые только можно найти в Интернете. На месте я не бронирую по причине наличия двух детей-подростков и нежелания тратить драгоценное время на поиски жилья.
В конце ноября куплены билеты S7 Новосибирск-Пекин-Новосибирск (туда 21 декабря, обратно 14 января), 2 дня в Пекине и перелет Себу Пасифик в Манилу. Рассматривался еще перелет ЭйрАстаной через Астану и Алма-Ату в Гонконг и оттуда в Манилу, но уж очень не хотелось терять 3 дня на зимние стыковки в Казахстане (в прошлом году мы в Алма-Ате намерзлись – ой-ёй), к тому же из-за буранов аэропорт Астаны регулярно не принимает, а когда оказалось, что перелет до Манилы из Пекина в 2 раза дешевле, чем из Гонконга, проблема выбора была решена.
дальше маршрут строится так:
24 декабря – в 5 утра прилетаем в Манилу, едем на вулкан, в 11 вечера – вылетаем в Себу;
25 декабря – гуляем по Себу и едем ночевать в Ослоб;
26 декабря – в Танаван к акулам и едем ночевать в Думагете;
27 декабря – смотрим Думагете, едем на озера, вечером переезжаем в Дауин;
3 января – уезжаем паромом на Сикихор;
11 января – уезжаем на Бохол, смотрим холмы и тарсиеров
12 января вечером улетаем в Манилу
13 января вечером – в Пекин, утром 13-го вылетаем домой
Цена за все перелеты на четверых – 180 тыс.
Стыковка в Маниле – два раза по одному дню была запланирована, поскольку начиталась ужасов о задержках рейсов, не хотелось брать сыковки в несколько часов, но и 6-8 – неудобно (много для сидения в аэропорту и мало для вылазки в город).
На мое впечатление от Филиппин, конечно, наложилась усталость от тяжелого года и лихорадочной подготовки к поездке, нервотрепка от недоделок, когда не знаешь как и что и теряешь время, стремление сэкономить и поиски крайне бюджетных вариантов, ну и фатальное невезение с погодой. Есть еще особенность: полученная дома информация, в том числе на форуме, очень часто не соответствовала тому, что мы видели в реальности. Что я уяснила для себя:
1) время поездки – это настолько индивидуально, что планировать стоит с учетом отклонения в 30-40%;
2) подробные карты местности, скачанные из Гугла и букинга, в 75% случаев не соответствовали действительности;
3) горячая вода в бюджетных гостиницах не предусмотрена в принципе, либо предусмотрена, но ее все равно нет;
4) из 9 гостиниц переходник для розеток требовался лишь в трех, но в двух нам его дали насовсем по первой же просьбе;
5) нигде нет никаких указателей, расписание – вещь достаточно условная, по большому счету перемещаться на Филиппинах можно только постоянно спрашивая совета у местных, хотя и не факт, что советы будут правильные, потому что вообще ничего не понятно;
6) население говорит по английски, но не все!, произношение у них разное (например, я слышала «7» - это «сибАн», book – «бок»), к тому же говорят очень быстро, считая, что ты просто обязан все понимать. А я вот не понимаю. Географические названия - сплошь испанские и произносятся на испанский, а не английский лад, если написано Jose, то и читается Хосе, а не Джоуз, Dumaguete - это Думагете, а не Дамагуит;
7) чая нет в принципе, ни в едальнях, ни в мелких магазинах, только кофе и Мило (Майло)
8) ну и разница восприятия, конечно, очень большая. Начитаешься, мол, потрясающее место, приезжаешь – ну и что тут такого?
Так что путешествие получилось насыщенное и неоднозначное.
Когда же закончится этот ужас, или здравствуй, Манила
Как и ожидалось, рейс из Пекина задержали – на 2 часа, в 3 терминал вместо 5 утра мы прилетели в 7. Это было не страшно, мы все равно успевали бы съездить на Тааль, если бы нас не встретил проливной ливень. Дождь лил как из ведра и просвета было не видно… Нет, вулкан отпадает. Решено, сегодня остаемся в городе, съездим в отель, в котором мы будем останавливаться, когда вернемся в Манилу, чтобы возвращаться домой - Makati Budget Hotel, я с ними договорилась оставить сумки с зимними вещами, а там решим, что делать дальше. В аэропорту нет ни карт, ни туристических стоек.
Встает вопрос – как добираться в город. У меня записано 3 варианта:
1) Поезд Metro-RailTransit ходит со станции Baclaran с 5 утра до 10 вечера. До поезда можно добраться от Терминала 3 на трансфере.
2) На такси
3) Автобусы из аэропорта отправляются в центр города каждые 15 минут, посадка в них производится у терминалов № 1 и № 2.
Ну что нам терять – все равно дождь, делать нечего – поедем-ка мы на метро, поэксперементируем. Тем более, что на распечатке карты возле нашего отеля есть станция, правда не обозначено, какая.
Оставляем большую сумку с летними вещами и ластами/масками в камере хранения (справа, если смотреть из аэропорта на выход, под лестницей, цена 350 песо). Садимся в автобус, который следует до Бакларан, цена билета – 20 песо. Я сообщаю водителю, что нам нужна станция метро, он кивает. Через полчаса пути он объявляет остановку – Бакларан, народ начинает массово выходить, но не выходят все. Я у водителя еще раз спрашиваю: станция метро Бакларан? Он отвечает «да», мы выпрыгиваем под проливной дождь из автобуса и… оказываемся на кучах мусора, насыпанных вдоль дороги. Вокруг – явно бедный квартал, толпы народа, которые непонятно чем занимаются, просто стоят/сидят и пялятся по сторонам. По упруго пружинящему мусору мы пробираемся поближе к стенам домов, нас окружают местные и даже без удивления рассматривают. На вопрос где тут станция метро/трейна, чтобы уехать в город, коллективный вердикт: очень далеко и надо ехать на трайцикле. На вопросы как далеко, отвечают: километр. Я так и не поняла, где нас высадили – то ли это какой-то базар, то ли еще что, но автобусов больше там не останавливалось.
Мы не сдаемся, и решено мне, как более-менее знающей язык и местные особенности идти искать станцию. Наши дети давно махнули рукой на дикие выходки взрослых и смиренно ждут, чем это все закончится. Мы настолько были ошарашены, что даже фотоаппарат не достали, а жаль.
Засунув членов семьи в оказавшийся поблизости КФС, я смело иду искать станцию в указанном направлении. Тротуар очень узкий, весь в ямах и колдобинах, а поскольку всё покрыто мутной водой, то одна, то другая нога регулярно проваливается в какую-то яму, повсюду груды мусора. Филиппинцы сидят на крылечках, бордюрах, просто на тротуаре. Я настойчиво пытаюсь узнать дорогу, но они либо не понимают моего английского, либо говорят, что не знают. Я иду уже минут 15, километр позади, но станции нет. Наконец я нахожу адекватного парнишку, который мне объясняет в какой поворот свернуть и сколько идти – примерно километр. Я так понимаю, у них там везде примерно километр (надо сказать, парнишка был близок к истине, там правда около полутора километров). Я иду в ту сторону еще минут 10, окружающая картина не меняется, и я, побежденная, возвращаюсь обратно к своим. Они, замерзнув под кондиционером, вышли на улицу и, стоя под козырьком в окружении малолетних попрошаек, начинают за меня волноваться. Я докладываю обстановку и понимая, что никто под дождем и с сумками не имеет ни малейшего желания топать искать метро, предлагаю ехать на такси. Но муж непреклонен – мы хотели ехать на метро. Поэтому мы ловим такси и просим отвезти нас на станцию метро. Он просит 100 песо. Мы согласны.
Теперь, уже просмотрев тему про такси в Маниле, я понимаю, что надо настаивать было на счетчике, но в тот момент нас все достало, да и как-то неловко торговаться из-за 20-40 рублей. Дорога заняла 10 минут, там было около 2,5 километров, я не дошла метров 500.
Итак, мы попали в надземное метро – вокруг толпа народа, огромная очередь в кассу и – ни одной карты!! Даже названия станции нигде не написано. Когда подошла наша очередь, я протягиваю девушке бронь отеля с распечатанной картой и говорю, что нам надо сюда. Начинается оживленное обсуждение, в которое вовлекаются все 5 девушек-кассиров и некоторые пассажиры. Наконец вердикт вынесен: нам выходить на Шоу Болевар, цена 14 песо (на всех – 56).
Мы проходим на платформу, там тоже нет карты, вообще жутковатое место – тесно, все старое, мрачное. Я еще раз спрашиваю у тетеньки-дежурной по станции куда нам ехать, протягиваю карту, она долго думает и ничего не говорит. Я спрашиваю: «Шоу Болевар?», да, да, - отвечает она обрадовано. Ох, терзают меня сомнения, но делать нечего. Подъезжает поезд из 4-х вагончиков. Мы заходим, проезжаем 6 остановок в тесноте, да не в обиде, местные довольно спокойно на нас реагируют, если и удивлены, этого не показывают. Выходим, поднимаемся на переход какого-то торового центра и пытаемся оценить обстановку. Меня начинает захлестывать паника. Тут к нам подходит немолодая дама и спрашивает, что мы тут, собственно, делаем. Я ей все выплескиваю, она берет карту, рассматривает и говорит: «Уууу, вы не туда уехали. Вам надо опять спуститься в метро и вернуться назад на 3 остановки.» Она говорит медленно и четко, я ее прекрасно понимаю, я благодарю и обещаю подумать над ее советом, она улыбается и идет дальше, а мы остаемся и начинаем думать, кто же не прав – консилиум кассирш или эта тетенька.
Стоим на переходе, смотрим по сторонам и думаем. А вокруг дождь и грязь.
Время 11, все голодные, усталые и начинают злиться. И мы идем в торговый центр завтракать, там неплохой фудкорт и на 200 песо мы набираем всякой разной еды. Жизнь налаживается.
Дети деликатно предлагают, больше не ехать на метро. Конечно, они ничего не имеют против, ну а вдруг мы опять не туда попадем. Мы, конечно, в глубине души с ними полностью согласны, но, не желая сразу признавать поражение, некоторое время кочевряжимся, а затем соглашаемся с их доводами и идем ловить такси. Такси обходится еще 100 песо. Машина едет обратно вдоль линии метро и я понимаю, что права была встреченная нами доброжелательная дама.
Таксист очень долго кружит по улицам, спрашивая всех подряд, пытаясь найти наш отель, наконец ему это удается. Отель действительно очень маленький – всего несколько комнат на втором этаже дома, имеющего номер 5059 ВР на улице, длиной в километр. По какому принципу идет нумерация осталось загадкой. (Правда к чести манильских таксистов надо сказать, что когда мы поехали второй раз из аэропорта в отель, таксист нашел отель сразу же, хотя утверждал, что в этом районе ни разу не был).
Итого цена перемещения «на метро» - 336 песо и 3 часа времени, не считая обеда.
Район в котором мы остановились – какой-то весь обшарпанный и серый. Грязи поменьше, чем на окраине, но тоже хватает.
В отеле нас встречают очень милые девушки, которые показывают чулан, в котором можно оставить сумку, дают посидеть за компьютером, чтобы зарегистрироваться на рейс до Себу и распечатать посадочные (в Пекине этого сделать не получилось).
Время почти 2, дождь кончился, и мы отправляемся в Интамурос. Меньше чем за 150 песо таксисты везти отказываются, говорят – Рождество же. И точно, сегодня католическое Рождество, а я как всегда об этом забыла. Он привозит нас к собору, и тут же сбегается толпа желающих нас покатать на своей телеге (трайцикле) по Интамуросу всего за 500 песо. Насколько я помню, потом цена упала до 300, но мы все равно отказывались, а они ходили за нами хвостиком и радостно махали руками, зазывая.
Интамурос описывали многократно, лично мне очень понравился форт Сантьяго. Зашла в музей национального героя Хозе Ризаля – просветителя, писателя, художника, политического деятеля, казненного за подстрекательство к мятежу. Улица или площадь его имени есть в каждом городе. Его именем названы провинция, деревни и города, школы, парки, вузы. Музей – ничего интересного, но надо было проявить уважение к главной исторической личности Филиппин. Скульптуры у Ризаля своеобразные.
Опять идет дождь.
Манильский собор:
Форт:
С площадок форта открывается вид на Манилу, по реке плывут кучи мусора
Церковь св. Августина
Сопровождаемые назойливыми трайциклистами, прогулялись по улицам, зашли в КФС. Приближалось к 7 часам вечера. Мы поймали таксиста, и за 450 он согласился отвезти нас в аэропорт. Рождество же – трафик. Улицы были забиты машинами. В каждой пробке, на каждом светофоре к машине подходили изможденные нищенки с маленькими детьми, стучались в окна. Таксист сказал, что сейчас Рождество – многие подают, вот они и активизировались. Но я сказала, что сегодня не наше рождество и отдала связку бананов старой, хотя ей вряд ли было больше 30 лет, беззубой, страшной тетке с грудным младенцем. Пока стояли, я наблюдала за ней – 1 банан она отдала выскочившему из-за кустов мужику – своему ровеснику, один – сгорбленной бабке, один стала есть сама, потом бабка взяла еще 1 банан, а остальное забрал мужик.
Наш таксист, видимо, очень торопился домой – он несся, не соблюдая правил, где-то заезжал на тротуар, где-то пробираясь по каким-то проулкам, в результате мы приехали за 40 минут, до самолета – почти 3 часа. Аэропорт переполнен народом, при этом нет лавок, все сидят или лежат на полу.
Наконец, открыли регистрацию, и мы пошли в зал ожидания. Развалившись на кресле и глубоко вздохнув, младшая заметила: «Наконец-то этот ужас закончился». Но она ошиблась, рейс задержали на 4 часа. А была у меня мысль, что мы успеем встретить в гостинице в Себу рождество (там разница с Манилой час, мы должны были прилететь в 23.05). Правда, рейсу в 19.00 не повезло еще больше, они улетели в час ночи, кажется, хотя наверняка, все надеялись встретить праздник там, где они хотели его встретить. И все последнее время они громко возмущались, и я их понимаю. Мои легли спать, а я пыталась отслеживать информацию по рейсу. Ничего нигде не было, на электронном табло не было написано, что рейс задержан, стояло, что он «вовремя», на гейте тоже никакой информации не было, девчонки с регистрации чего-то щебетали, но я их упорно не понимала. Поэтому я тупо вычленила с десяток пассажиров с нашего рейса и стала наблюдать за ними. Они периодически подходили к служащим аэропорта, а потом удрученно возвращались на место. Однажды, проснувшись, я увидела, что часть нашего народа активно толпится у гейта. На табло ничего не было, по радио что-то объявили, я не разобрала ни слова, но это был наш самолет. Ужас кончился.