thehien » 12 окт 2013, 08:10
kenzo7
Cпасибо Вам большое за лестные слова в мой адрес - Вы просто меня смущаете. Насчет образования – с детства у меня страшная тяга к знаниям (я хочу всё-всё-всё знать!), а относительно уравновешенности – у меня жизненный принцип такой: “Тише едешь – дальше будешь!”. Тут определенное влияние буддизма. Громко сказано, конечно, но какая-то доля (и не малая!) правды в этом утверждении есть. Однажды, когда был еще 11-летним мальчишкой, мы с ребятами воровали фрукты в саду у маленького буддийского храма. Вышел старый монах (ему было лет 60), все убежали, а я остался на дереве! Он не ругал и не пытался меня поймать, только спокойно сказал: “Папа- начальник отдела просвещения уезда, а сын – вор!” и ушел. Я сидел на дереве и думал о его словах. Я не боялся наказания, я его заслужил (к тому же я почти привык к телесным болям после многочисленных мелких ран из-за своих шалостей), однако я очень боялся за честь отца – как ему теперь смотреть людям в глаза, если его старший сын, которым он очень гордится, оказывается, ворует чужое добро? Думал, думал и спустился с дерева, пошел искать монаха, нашел его, попросил его не говорить отцу про мое деяние и пообещал больше не воровать. Монах терпеливо слушал меня до конца и ответил: “Никому не скажу, конечно, но о твоем плохом поступке все-равно знают”. Я удивился: “Как так?”. Монах поднял один палец (указал на небо) и сказал: “Бог знает о твоем постыдном поступке, я знаю, и ты знаешь. Значит, уже трое людей знают о твоем поступке. А трое – это уже много!”. Я возразил: “А бога нету!”. Монах улыбнулся: “Ну ладно, спорить с тобой не буду, наступит время, когда ты сам поймешь, что бог есть. Хорошо, пока для тебя бога нету, однако я тебе скажу, что есть один бог, существование которого тебе совершенно ясно”. Я подумал и сказал: “Нету такого бога”. Монах показал пальцем на меня: “Ты сам бог!”. Я ему в ответ: “Я не понял. Какой я бог, я обыкновенный человек!”. Монах посмотрел мне в глаза внимательно и после некоторой паузы сказал: “Вот ты живешь, учишься, играешь, спишь, короче говоря, когда ты делаешь что-то, ты просто не замечаешь, что в это время другое “ты” наблюдает за тобой и запоминает все твои поступки – хорошие и плохие – вот это другое “ты” и есть бог, он знает всё-всё-всё о тебе, ты его не обманешь. Понял?”. Я поразмышлял и ответил: “Кажется, понял. Значит, во мне сидит другое “я”, которое знает всё-всё-всё обо мне и, таким образом, это второе “я” хоть и не бог, но почти бог. Так?”. Монах кивнул головой. Я спросил: “Скажите мне, пожалуйста, вот я это понял, но какая польза мне от того, что я это понял?”, на что монах ответил коротко: “Думай головой!”. Я немного подумал и робко сказал: “Может быть, польза в том, что…х-м…ну, допустим, у меня появляется идея украсть манго в Вашем саду, и сразу об этой моей идее знает второе “я”, a я помню об этом и…и мне будет стыдно…и я откажусь от cвоей постыдной идеи. Tак?”. Монах рассмеялся: “Так. Именно так. Именно в этом и заключается польза – сидящий в тебе бог не дает тебе возможность совершать плохие поступки!”. Я: “Ах вот оно что…Однако Ваш бог, то есть второе “я” – не слишком сильный бог. Какой толк, если он знает о моем плохом поступке? Если я все равно твердо намерен воровать, и что тогда? Ваш бог, который сидит во мне, ни коим образом не сможет меня остановить! Всё, на что способен Ваш бог – знать. Знать и никому не может рассказать о моем плохом поступке!”. Монах спокойно сказал: “Остановить тебя, конечно, не сможет, но он тебя ой как сурово накажет. У него очень страшный помощник, имя которого – Совесть!”. Я:“A..a”. Монах хитро на меня посмотрел: “Вижу, что ты уже начинаешь бояться. Ну ладно, Совесть – очень сложная штука, о ней мы поговорим в другой раз – если хочешь, конечно. Меняем тему: а ты знаешь, почему я не пытался тебя поймать?”. Я ответил: “Потому что Вы знали, что меня не поймаете. Я шустрый мальчик, а Вы – старый человек. Вам за мной не гнаться”. Монах кивнул головой: “Правильно рассуждаешь. Однако я тебя все-таки поймал!”. Я немного испугался и даже отскочил на два шага. Монах рассмеялся и сказал мне: “Сиди, сиди, я тебя и пальцем трогать не буду. И папе твоему не скажу. Обещаю”. Я успокоился и сел рядом с ним. Монах продолжал: “Я уже старый человек, поэтому гоняться за тобой – большая глупость. Вот думай: слон и тигр – сильные, быстрые животные, человеку с ними не тягаться в силе и скорости, а кто победит, а?”. Я даже немного обиделся: “Зря Вы думаете, что я такой же глупый, как слон или тигр!”. Монах загадочно улыбнулся. Мне стало тревожно на душе, отчего cказал: “Чего это Вы…”. Монах ответил: “Иногда ум вредит людей. Вот суди сам: если б на твоем месте был глупый мальчик, мои слова были бы для него просто пустыми звуками. А ты умный мальчик, ты дорожишь честью своего отца, я об этом хорошо знаю, поэтому специально так сказал. И знал, что ты обязательно будешь меня искать”. Я подумал и сказал: “Ничего не понимаю. Значит, ум иногда может повредить людей?”. Монах ответил: “Значит, ты всё точно понял. Именно так: ум обычно приносит пользу, но иногда вместо пользы может принести вред”. Я ему: “Я всегда думал, что ум – хорошая вещь, а оказывается, что иногда – плохая вещь”. Монах посмотрел на меня: “Вот скажи: можешь ли ты отличить хорошую вещь от плохой?”. Я погорячился: “Конечно!”. Монах покачал головой: “Не торопись, умный мальчик! Вот ты скажи мне: обманывать и воровать – это хорошо или плохо?”. Я ответил сразу: “Плохо. Всегда надо быть честным человеком!”. Монах: “Так-так. А ты знаешь кого-нибудь из известных разведчиков?”. Я ответил: “Про наших разведчиков…х-м…не знаю, не пишут. Но я читал про известных советских разведчиков Зихарда Зорге и Николая Кузнецова”. Монах продолжал: “Про Кузнецова ничего не знаю, но о Зорге тоже читал. Зорге раздобыл очень ценные информации и внес большой вклад в победу Советского Союза над фашизмом. Как по-твоему: Зорге – хороший человек?”. Я: “Еще спрашиваете! Он – не только хороший человек, он – великий герой!”. Монах: “А он обманывал? Воровал?”. Я удивился его вопросу, но понял и ответил: “Но это он обманывал врагов, воровал у врагов!”. Монах покачал головой: “Всё равно Зорге обманывал и воровал. И никто не может это отрицать!”. Я не нашел что ему ответить, только бросил: “Странный Вы человек!”. И поспешно добавил: “Но мне с Вами очень интересно разговаривать!”. Монах улыбнулся: “Если тебе интересно со мной разговаривать – приходи! С 3 до 5 дня я свободен и всегда в этом саду отдыхаю”…
Дома я обо всём рассказал отцу. Он выслушал меня и сказал: “Ходи к нему, я одобряю. У него многому научишься. Он знает такие вещи, которые не знает никто из твоих учителей”. Я удивился: “Ну да? У него образование еще выше высшего?”. Мой отец покачал головой: “Нет, у него образование всего 7 классов. По математике или физике он, конечно, не может тягаться с твоими учителями, однако по жизненным вопросам, то есть как поступить в тех или иных ситуациях, он дает фору в 100 очков всем твоим учителям вместе взятым. Он – очень богатый человек, его богатство назывaется Мудростью. А мудрости нельзя научиться, она приходит с годами, поэтому необразованный старик более мудрый, чем молодой талантливый ученый, и это нормально”. Я возразил: “Все-таки я считаю, что мудрости можно научиться. Нет такой вещи, которой нельзя научиться!”. Мой отец ответил: “Мальчик мой, этот старый монах – большая удача в твоей жизни. Приходи чаще к нему, и с твоим умом какой-то малой части его мудростей можешь научиться раньше срока, однако большой части его мудростей ты постигнешь только через много лет”…
Так старый монах стал моим первым учителем по философии, хотя он ни разу не произносил это слово. А может и вообще не знал, что такое философия. Старый монах был моим лучшим другом в течение 5 лет, он учил меня, что абсолютов в мире нет, один и тот же поступок может быть хорошим или плохим в зависимости от того, под каким углом его рассмотреть, что какое-нибудь событие cегодня считается положительным, а лет через сто может оказаться отрицательным. И самое главное из того, чему я научился у старого монаха – быть готовым ко всему и спокойным во всех ситуациях.
В 16 лет я окончил среднюю школу (тогда было всего 10 классов), успешно сдал конкурсные экзамены и попал в список лучших 500 студентов республики. И меня отправили в СССР учиться.
Через 5 месяцев – в конце декабря 1972 года – мой первый Учитель философии погиб. Одна из бомб с “летающей крепости” B-52 попала прямо в его маленький храм.
Вот откуда у меня такая уравновешенность.
Последний раз редактировалось
thehien 06 май 2018, 06:22, всего редактировалось 2 раз(а).