Перелет в Ханой получился через Пекин из Новосибирска. Так что совсем немного удалось и Пекин посмотреть. Оформляла транзитный безвиз 144. Никаких вопросов у китайской стороны ко мне не было, т.к. прилетала я в один аэропорт, а вылетала из другого.
Рейс Новосибирск–Пекин-Новосибирск выполняет S7.
Перелет Пекин-Ханой-Пекин Vietnam Airline купила через trip.com. Очень понравилось пользоваться этим агрегатором. Все четко, быстро и, главное, с возможностью оплатить картой Мир.
Самый волнующий меня вопрос был связан с планированием автобусных перемещений во Вьетнаме. Зарубежной работающей карты у меня нет. И, значит, купить билеты заранее я никак не могла. В итоге так и не состоялся мой авантюрный замысел сгонять одним днем ночными автобусами на водопад Ban Gioc. Но все остальные переезды я так или иначе добыла. Частично с помощью хозяев забронированных гостевых домов, частично самостоятельно уже на месте.
А с водопадом просто чуть-чуть не повезло. Дело в том, что даты 28-30 апреля выпадают во Вьетнаме на национальный праздник типа нашего Первомая. Так же, как и у нас, в эти дни вьетнамцы куда-нибудь выезжают. И активно раскупают места на популярных направлениях. Собственно, этот момент я учитывала, когда три дня на острове Cat Ba постаралась выделить так, чтобы не попасть в эти праздники.
Не могу отнести логистику своего путешествия к удачной. Но все строилось так, чтобы непременно впихнуть еще и Ban Goic )) Поэтому в приличном темпе происходили передвижения между локациями первую неделю, и более размеренно потом, когда стало ясно, что Ban Gioc мне не светит.
Что касается погоды, то я настраивалась на меньшую духоту и жару )) Хотя в целом было нормально.
Дождь случился только один раз, и именно во время прогулки по бухте Lan Ha )
А самая комфортная температура была в Sapa. Вот там вообще особенно понравилось.
План по дням:
21 апреля. Транзит через Пекин (Летний дворец)
22 апреля. Tam Coc (прогулка на лодке в Trang An, пагоды Thai Vi и Bich Dong, Mua Cave)
23 апреля. Phong Nha (пещеры Phong Nha и Tien Son, утиная ферма)
24 апреля. Phong Nha (Райская пещера, зона отдыха Suoi Nuoc Mooc)
25 апреля. Ninh Binh (пагода Phat Diem, католические соборы провинции Nam Dinh)
26 апреля. Sapa (подъем на Fansipan, закат на Ham Rong)
27 апреля. Sapa (перевал Tram Ton, рисовые террасы Lao Chai)
28 апреля. Ханой
29 апреля. Moc Chau (чайные плантации Trai Tim)
30 апреля. Moc Chau (водопад Dai Yem)
1 мая. Cat Ba (велопрогулка по острову, нац.парк)
2 мая. Cat Ba (лодочный тур в Lan Ha Bay)
3 мая. Cat Ba
4 мая. Транзитный Пекин (центр+парк Jingshan)
21 апреля. Транзит через Пекин (Летний дворец)
Времени между рейсами было вроде бы и не мало, но по факту целый час безжалостно сожрал паспортный контроль. Как же медленно двигалась очередь ранним утром в аэропорту Daxing! На приличную толпу людей всего два работающих окна. Я еще в хвосте очереди оказалась, потому что предварительно нужно было заполучить бумажку с разрешением на безвизовый транзит. Для этого показала предварительно распечатанный посадочный со следующего рейса из аэропорта Шоуде.
И только спустя два с лишним часа после приземления я наконец-то устремилась к станции аэро-экспресса.
Единственное, что мне хотелось посетить, – это Летний дворец. Добираться до которого на метро тоже прилично по времени.
Юани я купила заранее в своем городе. И заранее скачала приложение MetroMan, которое оказалось крайне полезным. Настоящая палочка-выручалочка, с помощью которой я легко получила план пересадок до нужной мне станции. Разовые билеты покупала в кассах станций. Персонал, продающий билеты, более-менее понимает английский, так что особых затруднений не возникло. И вообще, пекинцы произвели очень приятное впечатление своей доброжелательностью и готовностью помочь.
От станции Beigongmen до главного входа в Летний дворец идти минут 5. Обычный входной билет стоит 30 юаней.
Комплекс дворца занимает огромную территорию, обойти которую за те три с небольшим часа, что у меня были в запасе, не реально. Но я успела не мало. К тому же ближе к полудню китайцев стало настолько много, и они так плотно заполонили собой все зоны, что пробираться сквозь приличную массу людей то еще удовольствие.
Что поделать. Это было воскресенье. И погода в Пекине крайне благоволила прогулкам. Совершенно изумительный солнечный и теплый апрельский день. Очень многие пекинцы посещают территорию дворца в том числе и с целью устроить пикник среди деревьев или на набережной.
Восхитительное место! С первых же шагов мною завладела гармония и красота.
И так все ярко, так много зелени, цветов. Воздух великолепный.
Сегодня Летний дворец со всеми своими многочисленными постройками включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что создание комплекса началось в 1750 году, а своего наибольшего расцвета Летний дворец достиг при императрице Цыси во второй половине 19 века.
Основными достопримечательностями парка являются озеро Куньмин, галерея Чанлан, Холм долголетия, мраморная ладья и Дворец благодеяния и мира.
Холм долголетия был возведён из земли, вырытой при строительстве озера Куньмин. На его вершине расположены несколько буддийских храмов.
И везде приятные дорожки среди деревьев и зеленых насаждений.
У южного подножия холма, со стороны озера, – уникальная художественная галерея Чанлан. Это длинный расписной коридор, построенный из дерева, весь украшенный картинами. Есть что поразглядывать, если есть время.
Ну, а я только бегло цепляла взглядом разнообразные сюжеты и изображения, увиливая от прибывающего потока китайцев.
От галереи я решила сначала прогуляться до мраморной ладьи, а уже потом пойти сколько получится в восточном направлении.
Вот и она, также сделанная из дерева, но покрашенная под мрамор и представляющая собой двухэтажный павильон на воде.
Основательность знакомства со всеми строениями, расположенными на огромной территории парка, в мои планы не входила. Поэтому я просто глазела на всё, что встречалось по пути, не особо вникая, что именно я разглядываю.
Притормаживая в самых ярких и интересных местах.
Цветы повсюду! Пионов так много на ухоженных клумбах.
А вот здесь, возле весеннего павильона такие милые китайские ребятишки что-то рисуют.
Сложно, на самом деле, быстро пробегать по территории Летнего дворца, когда во все стороны открываются совершенно прекрасные виды.
Да еще и вот такие колоритные персонажи попадаются )
При желании можно прокатится по озеру на лодке. Я не стала.
Дошла до 17-арочного моста, купила в киоске мороженое и повернула назад.
К этому времени посетителей стало настолько много, что я даже забеспокоилась, не завязну ли в этом людском потоке, двигаясь в нем местами «против течения».
….
А дальше снова длинный переезд на метро со сменой нескольких веток, последняя из которых - аэроэкспресс в аэропорт Шоуде.
Приятно удивило, что в китайских аэропортах в зонах вылета имеются кулеры с питьевой водой, как с холодной, так и с горячей.
Ну, а вьетнамские авиалинии добавили мажора тем, что предложили на борту сухие вина.
…
По прилету сразу в аэропорту поменяла валюту и купила местную симку. Такую, чтобы только пользоваться интернетом, без возможности звонить. Хватило вполне. Стоимость точно нет помню, около 7 долларов. Приложение Grab для вызова такси установила еще дома. Пользовалась неоднократно.
В город добиралась на автобусе 86. Это экспресс, едет быстро, минут 40-45 до центра. Пробок вечером не было.
Основной мой просчет в этот первый вечер в Ханое был выбор ночлега. И вера в то, что поблизости я смогу найти агентство по продаже билетов на автобус в Нинь-Бинь на следующее утро.
Забронированная бюджетная ханойская гостишка располагалась несколько вдали от центра старого города, где и кипела ночная жизнь, и где таких агентств было, действительно, очень много и они работали допоздна. Но в тот вечер я этого не знала, и вблизи своего отеля открытых точек продаж билетов не нашла.
Хозяин в переписке скидывал какие-то координаты места, от которого должен отправляться миниавтобус в Нинь-Бинь. И я понадеялась решить этот вопрос с утра пораньше. Потому что уже порядком устала и хотела поскорее принять душ и уснуть.
День 1. 22 апреля. Tam Coc (прогулка на лодке в Trang An, пагоды Thai Vi и Bich Dong, Mua Cave)
Встала очень рано, чтобы попробовать оперативно добраться в Tam Coc. Сначала на такси доехала до того офиса, координаты которого мне скидывал хозяин отеля. В полшестого утра там не было, разумеется, никого. Но над дверью висел плакат с номером телефона, и я попросила водителя такси позвонить по этому номеру.
Мне повезло! О чем там говорил водитель с кем-то на другом конце телефона, я не знаю, но после разговора он сказал, чтобы я ждала здесь, и что за мной приедут. Так и получилось. Очень скоро подъехала легковая машина, которая доставила меня в работающий головной офис компании.
Я оплатила билет, и в 6:30 утра комфортный микро-автобус, который во Вьетнаме называют лимузином, помчал меня в провинцию Нинь-Бинь.
Ночевать в Tam Coc я не собиралась, но, чтобы не таскаться весь день с рюкзаком, забронировала недорогой хостел. Шустрая и очень приветливая хозяйка еще в предварительной переписке охотно согласилась помочь с билетами на ночной автобус в Фонгня и заверила, что я могу спокойно располагаться в общих зонах до самого отправления.
Здесь же меня покормили завтраком, рассказали, как правильнее спланировать маршрут этого дня и выделили велосипед напрокат.
Я последовала рекомендации хозяйки первым делом заехать в пагоду Thai Vi. Только прикупила себе сразу же и традиционную шляпу, чтобы было в чем фотаться ))
…
С первых же километров моего веломаршрута – одно сплошное очарование.
Вот они – ярко-зеленые рисовые поля в обрамлении карстовых гор.
Пока что еще не замыленный взгляд с жадностью ловил абсолютно все, что встречалось по дороге
В пагоде готовились к какому-то завтрашнему празднику и проводили репетиции торжественных шествий. Как интересно! И красочно!
Вот только на обратном пути обогнать всю эту пеструю процессию, которая двинулась назад в деревню, оказалось не так просто ))
…
Я вырулила на центральную улицу и покатила дальше, к своей главной на это утро цели – национальному парку Trang An.
Школа вот попалась с улыбчивыми ребятишками.
Пристроив на парковке велик, купила себе единоличный билет. Да, это в 4 раза дороже, чем кататься в группе. Но я сразу настраивалась, что буду брать индивидуальные туры.
Ох, какая же это красота! Плыть на лодке по руслу реки в окружении пышных зеленых холмов…Мечта!
Из тех маршрутов, которые предлагаются в Trang An, при посадке мне посоветовали маршрут, включающий заплыв в самую длинную пещеру протяженностью 1 км. И это оказалось таким удачным выбором! После первой остановки н а островке с симпатичной ухоженной пагодой, все многочисленные соседние лодки дружно направились по другому маршруту. А мы с моей лодочницей медленно заплыли под своды той самой длинной пещеры и остались абсолютно одни... Только тихий плеск воды, завораживающие рельефы стен и низкого потолка в подсветке. Прям вау!
Лишь в самом конце навстречу попалась пара лодок с притихшими пассажирами. А так весь долгий путь по подземной реке мы проделали в восхитительном одиночестве.
В других паре небольших пещер такой роскоши уже не было. Лодок внутри хватало.
Мы сделали еще пару остановок на берегах с пагодами. Мне все было внове, а потому я с огромным удовольствием любовалась и внутренним убранством, и изящной отделкой снаружи. Очень атмосферно. Повсюду драконы )
Плыть по реке тоже совсем не скучно. Только успевай крутить головой, разглядывая тесные близкие горы, все в пышной зелени.
Это остров, на котором снимали фильм про кин-конга. Но на нем почему-то остановки не было. То ли она не включена в маршрут, то ли еще по какой причине.
А вот такая очаровательная маленькая пагода красуется прямо на воде. Открытка, да и только.
Обалденно красиво в Trang An.
Лодочница моя. Такая приятная )
…
Под громадным впечатлением от всей прогулки, я поехала обратно в Tam Coc. Хотелось основательно пообедать, а после прокатиться в другую стороны от деревни. Хотя логичнее было бы заехать на обратном пути от Trang An в одно из топовых мест – Hung Mua. Но я тешила себя надеждой, что удастся увидеть с горы закат, и оставила Hung Mua на вечер.
Вьетнам – это про вкусную еду. Практически в первой же подвернувшейся кафешке на одной из центральных улиц Tam Coc я оторвалась по полной.
Мммм. Свеженький сытный супчик ФоБо. Манговый блинчик. И egg-coffee – то, что нужно обязательно попробовать во Вьетнаме. Его делают из взбитого яичного желтка, и он страшно сладкий ) Мне понравилось. Необычно.
Следующая моя цель – очень древняя пагода Bich Dong, расположенная прямо в скале, в карстовой пещере. Пагоду еще называют «Зеленая жемчужина», и это одно мест паломничества вьетнамцев.
Сначала нужно перейти водоем по мостику. Где-то в интернете встречала эффектные фотки мостика в сезон цветения лотосов. В конце апреля лотосов не было ((
Сама пагода являет собой типичный образец традиционной вьетнамской архитектуры. Но при этом имеет отличительную особенность, т.к. состоит из трех уровней (трех пагод), к которым сквозь лес ведет пешеходная дорожка.
…
Я снова вывернула в сторону Tam Coc, сделал небольшой крюк между рисовых полей, миновала деревню и покатила на Hung Mua. К сожалению, солнышко так и не выглянуло.
Но место потрясает своими видами. Красивые обзорки вообще моя слабость. И гора Hung Mua в этом плане – полный восторг.
На подъезде в началу платного входа в парк на улице караулят туристов предприимчивые местные, зазывая воспользоваться парковочным местом. Но у парка есть своя огромная парковка. Я только не помню, платная ли она. Если и так, то цена точно меньше, чем у местных зазывал )
Подъем на вершину приличный. Приходится попыхтеть, чтобы забраться на самый верх и полюбоваться видами в разные стороны. Народу – тьма )
Одну из вершин венчает каменный дракон с длинным-длинным хвостом.
Я потусовалась на обеих вершинах, покрутилась возле дракона, пофотала красоту и двинулась в обратный путь.
…
Хозяйка хостела обещала, что ночной автобус в Фонгня отправляется около 8 вечера. Я решила прогуляться немного по вечернему Там Кок. Уверена, что можно было обойтись и без услуг хозяйки по покупке билетов, так как на улицах полным-полно офисов продаж. Но это был мой первый опыт, и я очень волновалась, чтобы наверняка уехать.
Возле центрального озера, там где причал для множества лодок, катающих туристов по узкой реке, я купила ананас. Хотелось прямо объесться ананасом )
И сидя на ступеньках почти у самой воды, я погрузилась в ананасовое блаженство. Вкуснятина!
…
По факту нужный автобус пришлось ждать гораздо дольше обещанного. Но под шефством хозяйки хостела всё разрешилось благополучно. Она периодически названивала куда-то и потом успокаивала меня. А ближе к 11 вечера мы дошли до автовокзала, и девушка посадила меня на нужный автобус.
В слип-басах Вьетнама всё четко. Водитель с напарником очень быстро сортируют всех вошедших, направляя по местам. Обувь на входе нужно снять, положить в отдельный пакет и взять с собой.
Само место – это типа полки в плацкарте поезда. Мне так и не довелось воспользоваться самыми комфортными видами слип-басов. Там спальные места более широкие. Но те, в которых я переезжала, тоже вполне удобны для человека обычной комплекции и среднего роста. Выспаться удавалось. Не припомню, чтобы автобус останавливался специально для санитарных нужд. Это нужно учитывать )
Итак, помахав на прощанье рукой милой хозяйке хостела, я расположилась на своей полке, задернула шторки, и постаралась поскорей уснуть.