Вчера я подал документы на выход из гражданства РФ, произошло это в консульстве РФ в Нью-Йорке. Заявку на данное деяние я также подавал в посольство в Вашингтоне, но Нью-Йорк отреагировал на запрос быстрее. С момента заявки и до момента приема прошло две недели. Респект.
Сразу заметки на полях:
1. На вопросы в стиле "а зачем оно было надо", "ведь ни РФ, ни США двойного гражданства не запрещают" и т.д. отвечаю - потому что так захотелось. Официальное причиной в анкете было указано поступление на государственную службу. Поступлю я туда или нет - пока не знаю.
2. "А зачем было устраивать все это официально, я тут посмотрел(а) видос, где люди российский паспорт сожгли и смыли пепел в унитаз. Ведь по законам РФ это равнозначно отказу от гражданства!" - нет, не равнозначно, нет таких законов. Сжечь паспорт с целью выйти из гражданства - это примерно как сжечь свидетельство о браке при желании развестись. Эффект одинаковый, то есть полное отсутствие желаемого результата.
Более того, при желании выйти из гражданства по-настоящему придётся ненавистный паспорт восстанавливать, для этого опять же подтверждать в консульстве гражданство, тем самым растянув удовольствие минимум на полгода.
Иными словами, всех злопыхателей и неодобрителей я прошу просто пройти мимо. Если просто мимо не получается, то можно вслед за всем известным кораблем :)
Если же Вы дочитали до этого момента и задумали все это сделать всерьёз:
1. Соберите все документы и снимите с них копии. Сделайте необходимые переводы. Не будет пакета документов - труд пройдёт впустую, деньги за авиабилеты улетят на ветер (во всех смыслах) и т.д.
2. Избавьтесь от активов на территории РФ: недвижимости, автотранспорта, банковских счетов с крупными суммами, долей в фирмах и т.д. Закройте ИП, если таковое у Вас есть. Все активы продайте, подарите, переоформите на родственников, переведите деньги в США, благо теперь лимит поднят до миллиона долларов в месяц. В противном случае разрешение на продажу недвижимости гражданином недружественной РФ страны (а Вы таковым по окончании процесса станете автоматом) замучаетесь получать, а вырученные деньги улетят на рублевый счёт типа С, с которого тоже фиг чего выведете.
Процесс сбора документов. Что надо:
1. Основное номер раз - справка из налоговой об отсутствии задолженности. Вот как ее получать:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/fl/intere ... ty/exit_rf
Я ее просил отправить на мой теперь уже бывший адрес в Москве, ее отправили заказным письмом. Отправят ли ее сейчас в США и дойдёт ли это письмо до США, я не знаю. На российской почте заказное письмо отдадут либо лично адресату, либо доверенному лицу. Доверенность либо нотариальная, либо (если есть личный кабинет) на сайте https://pochta.ru (из США нужен VPN, иначе не откроется).
Проверено: заявление можно отправить в налоговую как бумажной почтой, так и через сайт nalog.ru - Контакты - Обращения и жалобы - Обратиться в ФНС России - Иные обращения - Физическое лицо или ИП - Специализированная инспекция (межрегиональная) - МИ ФНС по ЦОД. Кому нужен образец письма - скину. Я отправлял двумя способами, получил два идентичных письма с разницей в две недели.
В случае электронного обращения адрес для доставки ответа можно указать только российский. См. выше про почту...
Разумеется, перед запросом справки погасите все свои налоговые задолженности. Как их посмотреть, не имея личного кабинета на сайте налоговой или подтвержденного аккаунта на Госуслугах, я не знаю.
2. Основное номер два - у Вас должен быть как минимум действительный загранпаспорт. Действительный внутренний паспорт также желателен, но не обязателен.
Иными словами: если Ваш загранпаспорт просрочился, перед процедурой выхода из гражданства РФ Вам придётся получать новый. Если также просрочился и внутренний - только после процедуры подтверждения гражданства. Всё, как после сожжения...
3. Основное номер три - Вы должны быть сняты в России с регистрационного учёта (АКА выписаны). Доказательством выписки служат: соответствующий штамп во внутреннем паспорте; листок убытия (со слов представителя паспортного стола, сейчас таковые не выдают, но может сохраниться со старых времён); решение суда о снятии с регистрационного учёта (Вы продали по доверенности квартиру, а новые собственники выписали Вас через суд).
Можно ли выписаться из России по доверенности и как это сделать - я не знаю. Поскольку я недавно ездил в Россию, то пункты 1 и 3 я проделывал самостоятельно.
4. Основное номер четыре - необходимо доказательство наличия другого гражданства и законности пребывания в США. Например, два в одном - это американский паспорт. Или, например, канадский паспорт и гринкарта. Внимание: сертификат о натурализации или американское свидетельство о рождении не подходят. Нужен именно паспорт, непросроченный. Его первая страница (где фото) должна быть переведена (можно самостоятельно). Пришлю образец перевода кому надо.
5. Основное номер пять - документы об образовании. У меня был российский диплом (оригинал) и им осталась копия. Надо ли предоставлять дипломы об образовании в США - я не знаю, наверное лично не стал бы (а зачем). Если предоставляете, не забудьте опять же перевести.
6. Дополнительное номер раз - вся цепочка документов, подтверждающая все смены фамилий. Мне это было неактуально. При натурализации при смене имени/фамилии выдают решение суда, при вступлении в брак в США придётся опять же в большинстве штатов получать решение суда (в свидетельстве однозначно смена фамилии не указывается, за исключением 10, что ли штатов).
7. Дополнительное номер два - документ воинского учета. Это приписное, военный билет, справка уклониста. Не бойтесь, если Вы уклонист, никто Вас костерить в посольстве не будет и мешок на голову для отправки в РФ для на службу не наденет.
Итак, я предоставил: американский паспорт с переводом, справку из налоговой, внутренний паспорт (со штампом о снятии с регистрационного учета), два действительных российских загранпаспорта (так можно), военный билет, диплом, свидетельство о браке. Все с копиями, разумеется, а также со сканами на флешке (с флешки все переписали и вернули). Перевод опять же на флешке, строго в формате WORD. Ну и само заявление (о нем ниже). Три фотографии 3х4 см (у меня был лист из четырёх, разрезать не заставили).
Теперь, когда документы собраны:
1. Идём на https://nation.kdmid.ru (через раз требует VPN) и формируем там заявление. Все американские адреса (дом - работа) переводим на русский язык (США, штат Иллинойс, г. Чикаго, ул. Монро Ист, д. 55, офис 666). Звучит смешно, но что поделать. Готовое заявление распечатываем и сохраняем PDF для дальнейших действий.
Если Вы поняли, что в заявлении ошиблись, то придётся создать другое. Отредактировать и исправить не получится.
2. Отправляем уведомление о своей хотелке вместе заявлением и вышеупомянутой кипой документов на citizenshipny@mid.ru (для консульства в НЙ) или citizenshipwasdc@gmail.com (для консульского отдела посольства в Вашингтоне). См. первый абзац как сделал я
3. Назначают дату и время приема, подтверждаете, если все устраивает (или договариваетесь на другое время).
На приеме в консульстве:
1. Все будет четко и профессионально. Если Вы собрали все документы - Вы молодец. Если отсутствует мелочь типа фотографий или копий чего-то там - сбегаете и быстро сделаете, придёте тем же днём, примут (парень, который был до меня, забыл сделать фото, его отпустили принести фото).
2. Money order в консульстве больше не принимают, только наличные. Bank of America не то закрыл, не то серьезно ограничил счета диппредставительствам РФ. На мой взгляд, какие бы ни были отношения, подобная практика недопустима: консульские учреждения имеют дипломатический иммунитет и на них не должны распространяться какие-либо экономические санкции.
С другой стороны, мне так даже было удобнее, чем морочить голову с money order’ами.
Госпошлина за выход из гражданства - 117 долларов, за перевод - 25 долларов за страницу. Таким образом, я заплатил 142 доллара. Берите мелкие купюры, чтобы без сдачи.
3. Дальнейшие действия - документы уезжают на проверку в Москву, и, если все хорошо, то через полгода или около того Вас пригласят посетить консульство ещё раз, сдать там свои российские паспорта и документ воинского учёта, а взамен получить справку о выходе из гражданства. Сделать это по почте (вы им паспорта, а они вам справку) - невозможно.
4. Если очень хочется съездить в Россию, то, если нет в запасе паспорта, позволяющего безвизовый въезд (например, Израиля), то надо будет получать визу. Гражданам США виза выдаётся сразу на три года, многократная (да, слава Богу, соглашение между Россией и США от 2008 года до сих пор действует). Получать только через визовый центр, координаты которого есть на сайте посольства / консульства. Я это планирую сделать после завершения эпопеи, о чем отдельно напишу.
Бумагу о том, что Вы действительно подали заявление на выход из российского гражданства, Вам не выдадут. Если этого ждут, например, на Вашей работе / службе, то придётся убедить их поверить Вам на слово. Только не вздумайте отдавать российский паспорт для отправки в шредер, это не избавит Вас от российского гражданства (см. выше про сожжение).
Ответы консульского сотрудника на мои глупые вопросы:
1. Что будет дальше с моим аккаунтом Госуслуг, СНИЛС, ИНН, пенсионными накоплениями и прочим: она не знала. Но вроде как российскую пенсию в США платят вне зависимости от наличия гражданства…
2. С какого момента человек считается вышедшим из гражданства - с момента сдачи документов в консульстве и получении на руки справки о выходе из гражданства. То есть в случае гипотетической ситуации, если уведомление об одобрении выхода из гражданства мне на электронную почту пришло, а я нахожусь в России, то мне не надо срочно бежать в КД МИД РФ на Неопалимовский, сдавать паспорта и ставить разрешение на выезд в американский паспорт. Спокойно выезжаем по российскому, сдаём его в консульство и уже в следующий раз едем по визе.
Буду рад ответить на все вопросы...