В итоге, мини-отпуск включал проезд на пароме от Турку до Мариехамна и обратно, с двумя ночевками. Автопакет на паром Silja Line и проживание в гостинице заказаны в Паромном центре.
Турку – паром «Силья Европа» - Мариехамн
10 июня в 6-50, проспав и провозившись (да, это, конечно же, я проспала ), стартуем на Торфяновку. На границе в 9-30 обычная, мрачная и тихая очередь. Хвост машин стоит, заглушившись, и терпеливо ждет милости таможенников. Солнце светит ярко и жарко, холодный ветер освежает. Наконец, запускают, как водится, весь хвост, который быстро рассасывается, и к финскому погранпосту все подъезжают чинно, без ажиотажа, и, не теряя времени, движутся дальше.
Мы едем на Турку, а по дороге закупаемся вкусным мясным Hill’s в любимом зоо-магазине Musti & Mirri в Кархуле и вкусными шоколадными шоколадками Fazer в Itakeskus в Хельсинки. Побродив по Itakeskus, передохнув и перекусив, отправляемся к Турку.
Наверное, в Турку масса интересного и он, конечно, намного культурнее других городов Финляндии и возможно даже культурнее каких-то других европейских городов, ведь не зря же его назначили Культурной столицей Европы 2011 года. Только нам близко познакомиться не удалось – времени не хватило.
Зарулив на парковку Лухи (P-Louhi, Läntinen Pitkäkatu 12), обомлели в восхищении – парковка глубоко под землей, в горе. Стоит недешево – 1€ за полчаса днем и 1€ за час вечером, оплата по талончикам в автомате или у кассира. Кассир есть на 1 этаже паркин-га. Автомат берет только монетки, карты брать не умеет. На лифте можно подняться на поверхность, в стеклянную будку. Войти обратно можно только используя парковочную карту (ну, или созвонившись со служащим).
Выйдя на улицу и оглядевшись, мы тут же увидели бесплатные стоянки . Правда, очень маленькие и заполненные машинами.
Начинаем знакомство с городами мы, как правило, с посещения Информационного туристического центра. В Финляндии они прекрасные, там действительно можно получить максимум информации о месте и всей округе. Выйдя с парковки, мы попали прямо на нужную улицу Aurakatu, переходящую в Aurogatan, где и находится Info. Автомат на стене дома выдает большую карту Турку и окрестностей. В самом инфоцентре тоже много всего полезного, в том числе хорошая карта архипелага Турку (это на будущее) и традиционная карта города City Opas.
В каждом уважающем себя средневековом городе непременно были Река, Рынок, Замок и Храм. Турку, основанный в 1229 году, претендует на звание самого средневекового города в Финляндии, поэтому все перечисленное здесь имеется. Замок XIII века, Собор, получивший статус кафедрального в 1300 г. И Река, которой очень гордятся жители города.
Набережная реки Ауры элегантно облицована гранитом. Через реку перекинуты красивые каменные мосты, разумеется, неразводные. Впрочем, и сама река узенькая. Вдоль набережной пришвартованы катера и катерочки, предлагаются речные круизы. Все скамейки у воды заняты, кое-кто валяется на травке, кто-то сидит в прибрежных кафешках. Мы гуляем вдоль набережной к кафедральному собору, построенному на холме Unikankare. Прогулка нравится не только нам, но и птичкам, которых на набережной много. И следов их пребывания тоже много .

Кафедральный собор Турку принадлежит лютеранской церкви и почитается как национальная святыня, он также считается ценнейшим архитектурным памятником Финляндии. Собор посвящен Деве Марии и св. Хенрику, первому епископу Финляндии. Башня собора имеет высоту 101 м над уровнем моря и является символом Турку.

Начиная с XIII века, собор расширялся и перестраивался, особенно после серьезного пожара 1827 г., уничтожившего почти весь город. Не сохранилось уничтоженное пожаром внутреннее убранство собора, интерьер сегодняшнего собора создан в 30-х годах XIX века. Капеллы собора, задуманные как алтари в честь разных святых, позднее превратились в усыпальницы знати. Полная реставрация собора закончена в 1979 г. На галерее южной части собора находится кафедральный музей, в котором представлены уцелевшие реликвии - скульптуры, утварь времен католического средневековья.
Поставив «зачет» Собору – первому пункту средневекового паспорта Турку – мы вышли на залитую солнцем лестницу и приступили к поискам Старой Площади. Средневековая рыночная площадь в моем понимании должна быть мощеной брусчаткой и окружена каменными домами, при этом размер ее и форма не имеют большого значения. Имея карту города, найти площадь вообще не представляет труда, но мы крутились на одном месте и понять, где площадь, не могли.
В зеленом сквере около собора – композиция из камней и памятник шведскому генерал-губернатору Перу Браге в мушкетерской шляпе. Через дорогу снова сквер, потом какая-то стройплощадка, а за ней уже набережная. По дороге тащится асфальтоукладчик и вовсю чадит, мешая представлять, что мы в средневековье. В общем, мы так и не поняли, где же собственно площадь, судя по карте, это и сам сквер и площадка, что на ремонте. В путеводителе сказано, что на Старой площади ежегодно проходит средневековая ярмарка с торговыми рядами, Городом мастеров, Двором турниров... Чем не повод, чтобы вернуться и выяснить все подробности?
Вдоль Реки мы просто гуляем, любуясь строгими формами домов и разглядывая народ, попивающий кофеек за столиками, вынесенными из кафе на улицу (погода стоит чудная). Жаль, времени на посещение Замка совсем не остается. Когда мы подъезжаем, ворота уже закрыты.

Припарковавшись рядышком, мы обходим Замок со всех сторон. Он неприступен. Делать нечего, мы, как порядочные законопослушные туристы, прибываем на паромный терминал раньше, чем за час до отплытия. А тут – сюрприз - уже почти все собрались! Получив стопку билетиков на себя, машину и питание и большой талон с буквой Ä (высадка на Аландских островах) на салонное зеркало, мы пристраиваемся в хвост очереди машин с такой же буковкой. Рядом скучают стройные рядами колонны автодач, легковушек с прицепами и без прицепов. Последними, прямо перед отплытием, прибывают автобусы. Самыми последними приехали два автобуса турфирмы Нева.

Вот и паром – огромный 12-палубный Silja Europa. Организация погрузки транспорта просто восхищает. Не ожидали, что паром грузится за 15 минут. Все машины размещаются друг за другом на двух палубах – заезжают с носа, чтобы потом выехать с кормы. Никаких маневров. Для входа с автомобильной палубы внутрь парома нужно попасть в герметично задраиваемый промежуточный отсек, к лифтам. Чтобы было проще найти ближайший к твоей машине вход, на дверях есть картинки, изображающие животных (как на шкафчиках в детском саду ). Скоростные лифты связывают все палубы.
На пароме множество заведений питания – 4 ресторана, несколько баров и огромный Buffet Europa со шведским столом, где кормят шведским столом на завтрак, обед и ужин. Про завтрак не знаю, а обед и ужин отличаются несущественно и по цене, и по меню. Блюд много, все качественное, кое-что даже с изысками. Без ограничений пиво и вино – наливай и пей. Народ в нашем случае вел себя вполне прилично, никто на еду не бросался, группа японцев создала некоторую толчею, но ненадолго. Забавно было наблюдать, как народ наваливал себе красной и черной белковой икры с огромных блюд и жевал, урча (потом хвалиться будут, что деликатесов объелись).
Для любителей шопинга множество магазинов, почти целая палуба. Особенной популярностью пользуется Tax-Free с алкоголем, воодушевленные европейцы скупают спиртное коробками и развозят по своим каютам на тележках на колесиках. Однако, неприлично пьяных господ мы не заметили. Кроме магазинов, можно посетить сауну, салон красоты. По всему парому расставлены игровые автоматы, завлекающие, заманивающие… плюс полноценное казино.
Для практикующих тимбилдинг или просто для проведения деловых и псевдоделовых мероприятий устроена удобная конференц-зона. Каждый конференц-зал носит название одного из маяков Ботнического залива и Балтийского моря. Фотографии маяков с координатами места нахождения представлены на стенде. Прямо так и манят отправиться на морскую прогулку от маяка к маяку. Есть и большой зал пленарных заседаний, он же «Мулен Руж». Во время круизов здесь концертная программа, играет музыка, вальсируют немолодые пары, молодые тоже, но мало.
Публика разнообразная, не сильно молодая, где-то я читала, что молодежь тусуется на Viking Line. Похоже на правду. Стайка русских девчушек неприкаянно носилась по палубам на каблучищах, места для тусовки не находя и от нечего делать фотографируясь в каждом углу парома. Другие соотечественники были тихи и незаметны.
Некоторые туристы не берут мест в каютах, для них предусмотрен ряд кресел, где можно подремать. Бодрые и энергичные любители свежего воздуха гуляют на верхней палубе. Там же есть места для курения, на пароме вообще-то курить запрещено, и мест для курения мы видели мало. Часть палубы огорожена прозрачным стеклом для защиты от ветра, в нашем случае ветер был сильный и холодный. Долго находиться на открытой палубе совсем не хотелось. Но зато какая же там красота видна. Паром плывет по Ботническому заливу между островами, островками и островочками. Где-то есть деревья, где-то домики, ветряки, где-то просто камни. И закат… сказка!

На пароме нам очень понравилось, но мы приближаемся к цели путешествия. Аландские острова, маленькая, но гордая шведоязычная провинция Финляндии с собственным парламентом и правительством. Внешняя политика, налоги, таможня, суды – здесь действуют законы Финляндии. А вот своим бюджетом аландцы занимаются сами. Так же, как образованием, здравоохранением, развитием экономики. Есть у Аландов собственный флаг, почтовые марки, номерные знаки автомобилей и домен в интернете.
На Аландские острова паром прибыл в 0-40, высадка в порту Логнэс, дальше своим ходом. За бортом 14 градусов, светло, красота! Весь хвост машин, как они стояли на автопалубе, так и поехали гуськом друг за дружкой в Мариехамн. Как говорит мой муж, «здесь в город одна дорога». Вот по этой дороге мы и ехали около 40 минут, потом пара поворотов и вот он, отель Pommern, мы его уже видели в Google.
Вот странно, казалось бы, город небольшой. Да что уж там говорить, маленький город, но с достаточно широкими улицами. Дома друг к другу не прижаты, стоят свободно. Так почему парковки имеют ограничения по времени? В центре можно стоять днем только 2 часа по парковочным часам.
Оставили машину перед отелем, искать отельную парковку было лень. Получили ключ от номера с большим деревянным брелком в форме птички и побежали спаааать – день был слишком длинным. Так хочется, чтобы завтра вопреки прогнозам Gismeteo была хорошая погода! Ведь не зря же во всех путеводителях Аландские острова называют самым солнечным местом Скандинавии, а сегодня в Финляндии было яркое солнце, значит и на Аландах погода не должна быть хуже!