Есть в Альпах туннель Фрежюс (Fréjus) связывающий Италию и Францию. Строился он еще в 70-х годах прошлого века, а в эксплуатацию был введен в 1980 году.
Длина его почти 13 км, представляет туннель высотой 8 метров, в котором автомобили двигаются в двух направлениях. Сейчас строится параллельно другой тоннель, который планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году. По идее, по каждому туннелю пустят транспорт только в одном направлении.
Скорость в туннеле, который является частью европейской автострады Е70, ограничена 70 км/ч, висят напоминания, что дистанцию между автомобилями надо держать на менее 150 метров. Все это по причине смертельных ДТП, которые здесь случались.
Проезд для легкового автомобиля стоит недешево - 55.40 евро туда-обратно, если обернуться за неделю. Оплачивать проезд по отдельности выйдет дороже (44 евро в одну сторону).
Стоит сказать, что у этого туннеля есть более старый предшественник – за сто лет до автомобильного был построен железнодорожный туннель Фрежюс, тоже длиной 13 км.
Но настоящая изюмина туннеля не в длине и не в дороговизне. В самой середине туннеля, но немного ближе к Франции, находится подземная лаборатория (Neutrino Ettore Majorana Observatory), в которой ловят нейтрино. Дело в том, что на этой глубине нет вредных космических лучей, мешающих изучению частицы. Здесь же физики занимаются проблемами черной материи. На сайте лаборатории есть рисунок, поясняющий, каким образом ученые избегают космических лучей.
Но сфотографировать вход в эту лабораторию не удалось. Поэтому схемы-рисунки позаимствовала опять же сайте лаборатории.
Кстати, уверяют, что в лабораторию можно заехать с экскурсией.





