Но попасть сюда проще, чем кажется на первый взгляд, даже если речь идет о наиболее далеких и диких реках Терского побережья.
Описанный вариант маршрута был опробован мною в сентябре 2014 года.
Большая часть Терского берега находится за Полярным кругом. Более чем на 500 километров протянулась его полоса от устья реки Варзуги до мыса Святой Нос, что расположен несколько восточнее военного городка Островной, откуда незримая черта, проведенная до мыса Канин Нос, что на противоположном берегу моря, служит границей Баренцева и Белого морей. Таким образом Терский берег полностью принадлежит бассейну Белого моря. Земля эта преимущественно равнинная и болотистая, лишь Колвицкие тундры несколько выделяются на горизонте. Терский берег – это уникальные по природной красоте и масштабности тундровые ландшафты, испещренные множеством полноводных рек и стремительных ручьев – от Поноя до Югина, от Варзуги до Лиходеевки.
На Терском берегу расположены и уникальные маяки русского севера - Святоносский, Городецкий, Терско-Орловский, Никодимский и Кашкаранций. Также, на близлежащих к побережью островах (0,5-3 мили от берега) установлены маяки Вешняк (Трехостровной), Данилов и Сосновецкий.
В рамках описанного варианта путешествия, вы имеете возможность, не только вдоволь половить семгу и кумжу в стремительных реках, но и посетить береговой маяк Никодимский и островной маяк Сосновецкий.
На протяжении практического всего Терского побережья нет фундаментальных дорог, и единственным средством передвижении по этой земле являются вездеходы, на некоторых участках - автомашины вида ГАЗ-66 и снегоходы (в зимний период). Заброска до ЗАТО Островной возможна на судне «Клавдия Еланская» (16 часов морем), а до Варзуги по частично асфальтированной дороге от Кандалакши протяженностью порядка 250 км. Для заброски же на расположенные, на Терском берегу села используют вертолеты. Наиболее крупные из Терских деревень – Сосновка, Пялица, Чапома и Чаваньга имеют регулярное вертолетное сообщение с районными центрами – Ловозером и Умбой. Наличие регулярного сообщения вертолетами МИ-8 и обеспечивает возможность бюджетной заброски в самое сердце Терского края.
Перелет из Ловозера в Сосновку и обратно обойдется на человека в 5500р., а рейсы между Чапомой и Умбой и вовсе в 3500р. Для сравнения, коммерческая заброска на вертолете от Ловозера до Сосновки обойдется в сумму от 300 000 до 400 000р. В одну сторону.
Рейсовые вертолеты обслуживают удаленные села в летний период года с периодичностью 1 раз в неделю, что позволяет удобно распланировать маршрут и провести на реке ровно столько времени, сколько требуется. При этом, в зависимости от целей и задач, можно как остаться на одной реке, так и пройти участок по берегу через целую группу рек и ручьев и выброситься уже с другой точки.
Образцовым вариантом самостоятельного путешествия на Терский берег с целью рыбалки и здорового досуга на природе, является маршрут между деревнями Сосновка и Пялица, протяженностью около 70 км. Это путешествие удобно укладывается по времени в интервал между вертолетными рейсами, проходит через наиболее живописные и дикие места Терского берега и навсегда запомнится вам невероятной рыбалкой и завораживающими северными пейзажами. Оптимальное время года для такого приключения – начало сентября, когда в реки заходит осенняя семга, есть возможность отведать не только красную рыбу, но и вдоволь насладиться икрой, комаров и мошки уже нет, меж тем тундра полна белых грибов и ягод – брусники и отходящей морошки.
В таком путешествии существует множество нюансов и особенностей, которые на первый взгляд не бросаются в глаза, но их нужно знать и учитывать, потому что в России чтобы организовать досуг хорошо, все нужно делать самостоятельно. Первое, на что следует обратить внимание при организации путешествия – это порядок покупки билетов на вертолеты и расписание их полетов.
Для этого необходимо заранее (за полгода) прозвониться в администрации сел Умба и Ловозеро, где выяснить дни полетов и забронировать место на борту. Списки формируются загодя, по причинам, описанным выше, коммерческий рейс стоит баснословных денег. Вылет стоит планировать из Ловозера, а прилет в Умбу, т.к. на рейс из Ловозера вы сможете поставить железную бронь, а на вылет из Пялицы в Умбу очередь живая. Второй немаловажный момент – для рыбалки вам официально необходимы лицензии («поймал-изъял» или «поймал-отпустил»), которые также необходимо приобретать заранее, в особенности первый тип (он заканчивается еще ранней весной), а лов рыбы на Терских реках без лицензий приравнивается к браконьерству и может повлечь административное и уголовное преследование.
При подготовке к путешествию следует учесть, что Терский берег – край дикой природы, здесь самое большое поголовье бурого медведя после Камчатского полуострова, здесь нет сотовой связи и погода может быть крайне неприятной – дождливой и ветряной. Осень – время штормов, и здесь вам может либо повезти, либо нет. Но если погода не в ваших руках, то обеспечить свою безопасность по зависящим от вас моментам – ваша обязанностях.
Вам необходимо продумать, какую вы берете одежду и обувь – отказаться от кед в пользу резиновых сапог, и отдать преимущество ветрозащитной и влагостойкой одежде. В сентябре ночью часты заморозки, поэтому теплая одежда необходима, как необходим и штатный набор медикаментов, ведь в первую очередь вы отвечаете за свою жизнь самостоятельно.
В описываемом маршруте ночевки возможны в рыбацких домах (тонях), что расположены в устьях рек на вашем пути, и дневной переход сопоставим по расстоянию от реки до реки, т.о. вы всегда будете ночевать на реке, где есть кров. Но нужно учесть, что изба может и сгореть, и быть занята, да и нет гарантии, что вы дойдете до нее за день, ведь все ходят по разному, и может произойти задержка в пути, а ночь в сентябре ложится рано. Поэтому с собою необходимо взять и палатку и спальные мешки, а также коврики для сна. Для переноски личных вещей необходимы рюкзаки, а для спиннингов – жесткие тубусы, которые защитят их от возможных ударов. Необходимо заранее обдумать вопрос провианта, хотя при должных навыках рыбалки вы безусловно обеспечите себя рыбным рационом в короткие сроки, но специи, крупы и прочее нужно взять с собою.
Последнее – учтите, что чем больше вещей вы возьмете с собою – тем тяжелее ваша ноша, а значит менее радостен и долог путь. Лучшее взять меньше вещей и отдать преимущество более легкому снаряжению, нежели тащить за спиной целый дом.
Чтобы попасть в Ловозеро, откуда вылетает вертолет до Сосновки нужно вначале добраться до города Оленегорска (по железной дороге, 25 часов от Петербурга) или Мурманска (2 часа от Петербурга на самолете).
Далее до Ловозера идет хорошая асфальтированная дорога, и за адекватные деньги вы в любое время суток найдете такси. В Ловозере расположен забойный комбинат оленеводческого совхоза «Тундра» и на окраине села имеется совхозный магазин, в котором вы можете купить свежее оленье мясо на первые день-два путешествия. При вылете из Ловозера (как и на обратном пути) ваши вещи будут взвешены и если вес превысит норму, за каждый сверхлимитный килограмм придется доплачивать. МИ-8 не может долететь до Сосновки и вернуться на основном баке, поэтому в салон ставится дополнительный топливный бак. Время полета до Сосновки составляет более 2х часов, при этом вертолет может сделать посадки в селах Краснощелье и Каневка, расположенных на самой полноводной и протяженной реке Кольского полуострова – Поное.
После посадки в Сосновке у вас будет возможность докупить необходимые продукты в местном магазине, но сильно рассчитывать на его ассортимент не стоит. Напротив деревни, через 5-километровую салму расположен небольшой тундровый остров Сосновец, на котором стоит труднодоступная гидрометеостанции и маяк 1862 года постройки.
Ваш путь из Сосновки до Пялицы пройдет через реки Глубокую, Малую Бабью (Григорьевский ручей), Большую Бабью, Лиходеевку, Пулонгу, Большую Кумжевую и Малую Кумжевую. Сами села Сосновка и Пялица стоят на одноименных реках. Для первой ночевки вам следует пройти путь на запад до устья реки Глубокой, где расположена первая тоня, добротный сруб, увешанный шкурами оленей.
Путь до реки составит 12 км, и вам лучше дождаться отлива, чтобы пройти глубокую обсыхающую губу посреди пути напрямую, что позволит вам сократить его до 10. Характер дороги в этот и последующий день будет тяжелый, но далее, за Бабьей рекой тундра станет ровнее и скорость прохождения участков увеличится. Во второй день протяженность участка до Григорьевского ручья составит также 12 км, в конце глубокой губы вы встретите тоню, где будет удобно расположиться на пару ночей. Ручей не перспективен для рыбалки, чего не скажешь о Большой Бабьей реке, что течет в километре отсюда.
В устье реки множество водопадов и перекатов, под которыми собирается крупная сильная рыба, выуживать которую – настоящая борьба, недавно зашедшая в реку семга, еще светлого окраса прыгает головокружительные свечки и резко уходит на дно.
Ужины в тоне на ручье с первой рыбой, грибами, ягодами и олениной запомнятся вам.
Следующая река на вашем пути – Лиходеевка. В отличие от Глубокой и Бабьей, это более широкая и пологая по берегам река, да и общий характер тундры выполаживается с движением на запад. Расстояние до реки – 9км. Рыба на реке есть, русло в устье довольно мелкое. Тоня расположена на западном берегу реки. Расстояние от Лиходеевки до Пулонги – 14км. Пулонга является самой известной и широкой рекой на вашем пути, когда сюда заходит рыба, клев хорош, но в нашем путешествии это была просто большая и пустая река.
Останавливались мы на Пулонге в палатке, сюда часто приезжают туристы на яхтах из Архангельска и становятся лагерем (чего не скажешь о более восточных реках, традиционно Пулонга является «концом географии» для рыболовных туров, даже самых «диких»). В 13 км от Пулонги расположено русло Большой Кумжевой реки. Характер пути от Пулонги становится совсем комфортным, за исключением песчаных участков, где тундра подвержена эрозии, и постепенно пески заметают берег (так, как это уже произошло в Кузомени и Шойне).
Остановится на Большой Кумжевой реке удобнее всего в закрытых от ветра песчаных котлованах, разбив палаточный лагерь. Рыбалка на реке в меру хороша.
Река спокойная, с небольшими перекатами в устье. В 5 км отсюда бежит Малая Кумжевая река, она очень непохожа на все предыдущие реки, лежит в глубоком овраге, поросшем высоким кустом, ивняком и березой. Река чрезвычайно рыбная, несмотря на близость к селению.
Вставать здесь возможно только с палаткой, либо наверху утесов, либо найдя укромный пятак земли среди болотистых берегов. Расстояние до Плицы – 5 км. Малая Кумжевая в силу своей уловистости и близости к точке выброски является хорошим подспорьем для вывоза гостинца домой.
Главное не забывать про то, что вылов рыбы без лицензии и тем-более попытка ее транспортировки на вертолете в Умбу может привести к неприятностям. В селе Пялица вам необходимо первым делом обозначиться у диспетчера аэропорта, с тем чтобы вас внесли в список на вертолет, не забывайте, что в первую очередь в него записывают местных жителей, а уже после – путешественников.
Многие жители деревни ставят сети на море, по старому поморскому способу. Если у вас будет время, обязательно попроситесь сходить посмотреть. Это очень интересно!
В селе есть худой магазин и метеорологическая станция. Вертолет, вылетев из Пялицы делает посадку в селе Чапома, что в 30км западнее, по пути вы увидите в иллюминаторах один из красивейших маяков Белого моря – деревянную башню Никодимского маяка.
Далее борт без остановок летит до районного центра – Умбы. Из аэропорта Умбы вы можете взять такси и уехать в поселок, где имеется несколько неплохих гостиниц. До Кандалакши ехать около 120 км, ходит автобус. Из Кандалакши ежедневно отправляется множество поездов в направлении Петербурга, Мурманска и других.
Помните, что самостоятельное путешествие тем и прекрасно, что требует самостоятельных решений! Кстати, поселок Ловозеро, из которого вы начинаете маршрут, улетев на вертолете - удобная точка для путешествия по тундрам Луяврурта. Вам понравилось на нашем севере? Есть повод вернуться вновь!
Хорошей рыбалки! Смотрите, не переедайте ;)