Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Горы - это любовь на всю жизнь. Возможно не любые, возможно не для каждого человека... Но лично я не понимаю как можно побывать в горах и остаться к ним равнодушным. Разница лишь в том, что какие-то горы оставляют на душе лёгкий след, а другие влюбляют в себя на всю жизнь. Горы - живые, ведь не зря существуют понятия "молодые горы", "старые горы"... Горы рождаются и умирают, просто их жизнь гораздо длиннее человеческой. И проживая свою длинную жизнь, меняясь за долгие-долгие годы многократно, горы несут на себе отпечатки различных времён, которые они повидали. И оставляют свои отпечатке в душах и сердцах!
В Алтай я влюбился сразу ещё в 1982 году, когда впервые попал туда в спортивный поход в составе группы нашего институтского туристического клуба. Это было август, много зелени, ягод, бирюзовые реки, озёра всех оттенков синего, много снега и льда на высоте. Было очень тяжело, очень красиво и очень дико - людей мы не видели с первого до последнего дня похода. Не удивительно, что через пару лет я снова оказался на Алтай - сам повёл группу. И снова август - грибы, ягоды, бирюза рек и синева озёр, и снег со льдом, конечно, тоже.
В 2021 пандемийном году, когда нам на голову неожиданно свалились длинные майские праздники, мы как-то спонтанно и очень быстро собрались и улетели на Алтай. Поездка получилась очень быстрая, ранней весной было как-то всё ещё серенько, маральник кое-где выпустил пару цветков, намекая на буйные краски будущей весны, реки несли серые мутные воды, а на Телецком озере ещё плавали льдины. Но, наверное, именно тогда появилось жгучее желание посмотреть Алтай обстоятельно и непременно в конце лета или начале осени... И вот мы здесь!
orionSP писал(а) 12 окт 2024, 22:39: Было очень тяжело, очень красиво и очень дико - людей мы не видели с первого до последнего дня похода.
Странно, Алтай в 80-е очень популярный у туристов район - даже у нас в Ленинграде регулярно туда ходили, а уж для Томска-Новосибирска практически домашние горы. Какой был маршрут, на котором в августе вообще никого не встретили?
14.09.2024 - Привет, Алтай! «Есть ли у вас план, мистер Фикс?»
По различным причинам выбор пал на середину сентября. И мы ни капли об этом не пожалели! Многие местные жители говорили нам, что мы выбрали лучшее время для путешествия. Хотя начиналось всё не так оптимистично - на первые два дня путешествия нам обещали дожди и облачность. Зато потом всё должно было исправиться
Прилетели мы в 16:00, поэтому план на день короткий - получить багаж, получить арендованный автомобиль, доехать до первого места ночёвки, заселиться и поужинать. Вообще, всё путешествие я решил спланировать в релакс-режиме, без гонки, без частой смены мест ночёвки, без плотных дневных программ, без длинных треков. Раньше мы так никогда не делали, но вот в этот раз решили попробовать. Ведь Алтай - место силы. Значит будем её впитывать! Было выбрано четыре основных места базирования - по 3-4 дня в каждом. В связи вечерним прибытием в Горно-Алтайск первое место выбрали поближе - всесезонный курорт Манжерок, или как они сами себя позиционируют - самый масштабный всесезонный курорт Сибири. Во как! Потом осваиваем Чемальский тракт (я тут никогда не был), затем перемещаемся в район слияния Чуи и Катуни, а завершаем путешествие в Кош-Агаче (тут, недалеко от монгольской границы, в 1982 году мы, закончив свой поход, застряли на несколько дней из-за того, что на Чуйском тракте смыло мост). В последний день благодаря позднему вылету планировали с утра пораньше махнуть 450 км до Горно-Алтайска и успеть на самолёт.
alvd писал(а) 12 окт 2024, 23:24:Какой был маршрут, на котором в августе вообще никого не встретили?
Сейчас уже точно нитку маршрута не вспомню. Примерно так - начинали от моста у п.Чибит, дальше уходили через плоскогорье на Шавлинские озёра, потом через перевал Абыл-Оюк к ледникам Северо-Чуйского хребта, потом переходили к ледникам Южно-Чуйского хребта и заканчивали в Кош-Агаче (вернее в каком-то маленьком посёлке, не помню названия, откуда машиной нас довезли в Кош-Агач). Примерно так.
Тем более странно. На Южно-Чуйских белках не удивительно, район гораздо менее хоженый, чем Катунские или Северо-Чуйские, и тогда, и сейчас, но чтобы на Шавлинских вообще никого не встретить... Место уж никак не дикое, стандартный вариант с незапамятных времен.
В нашем прошлом спонтанном путешествии на Алтай (в 2021), поскольку собирались очень быстро, были проблемы с арендой автомобиля. Тогда очень повезло - директор одной из прокатных контор отдала нам свой автомобиль. Сейчас у нас было побольше времени на подготовку и я выбирал уже не что попало, а то, что хотел. Хотя мы и передвигались в основном по хорошим дорогам, но всё же мало ли что - лучше всё же брать внедорожник. Попереписывавшись с рядом прокатных контор я остановил свой выбор на компании Rentmotors. Там обнаружился подходящий Nissan X-Trail. Плюс очевидное удобство - они находятся прямо на парковке перед зданием аэропорта. В здании аэропорта прокатных контор нет. Работники компании мне сказали, что раньше у них перед аэропортом стоял домик, но во время нашего приезда шёл активный ремонт прилегающей территории и их домик временно убрали. Но их зона на парковке отмечена флажками с логотипом компании и видна издалека. Рядом с ними располагается ещё одна прокатная контора - ARGET. С ними я тоже переписывался, но подходящего авто не оказалось.
Получение автомобиля прошло очень быстро и комфортно. Я закладывал на процедуру 1 час, в результате уложились в 10-15 минут. Уже когда оформление было завершено, работник компании сказала: "Вообще-то в условиях аренды прописано, что автомобиль разрешается эксплуатировать только на дорогах с асфальтовым покрытием... Но это же Алтай...". Вот те раз! Зачем же тогда нужен внедорожник на асфальте? Но концовка фразы нас расслабила и потом во время путешествия мы не раз повторяли: "Ну это же Алтай!" Расслабились мы настолько, что в какой-то момент поддались на авантюру и поехали по абсолютно бездорожной дороге (не знаю как ещё это назвать - вроде грунтовка есть, но ямы, камни, броды такие, что и на Рыбачьем вроде попроще было). В результате этой авантюры мы потеряли передний номер, что обнаружили только через день. Сообщили об этом в прокатную контору, они быстро сделали дубликат номера и прислали с оказией к месту нашей ночёвки. Сдача авто в день вылета тоже заняла минут 10-15, без каких-либо сложностей. Правда я, на всякий случай, наверное впервые за наши поездки, брал полную страховку.
14.09.2024 - «Расскажи ты мне, дружок, что такое Манжерок?»
После получения автомобиля наш первый совсем небольшой переезд к первому месту ночёвки - курорту Манжерок. Ехать всего 30 км, по дороге смотреть почти нечего - только два примечательных места. Первое - Старый Айский мост мы посетили в 2021 году и сейчас заезжать не стали.
Первые переправы через Катунь в районе села Ая появились в конце 19 начало 20 веков. Паром был в разных местах: ниже села, посредине села (напротив современного Горно-Алтайского аэропорта), выше села и в посёлке Катунь. До 30-х годов все они были частные, а после коллективизации три паромные переправы закрылись, а выше села паром стал колхозным. С момента организации совхоза (1957 год), паром перешел в совхоз. В 1971 году, во время половодья паром оторвало и унесло вниз по течению. На пароме было около 60 человек, автомобили, мотоциклы. Погибло 6 человек. Около двух лет в селе Ая не было переправы, использовали паром соседнего села Платово. В 1973 году появился новый паром совхоза «Айский». Однако бурное развитие села Ая и совхоза (в те времена это был передовой совхоз Алтая) требовало строительство полноценной мостовой переправы. К тому же паром в период ледостава, ледохода, летом в период половодья и сильных ветров не работал. В 1979 году силами совхоза «Айский» был построен новый мост на тросах. По началу местные жители называли его «Куксинский мост», в честь первого директора совхоза «Айский», трагически погибшего в 1980 году. Позже закрепилось название «Айский» мост. Подвесной мост дал новый толчок развития данного района, активно стал развиваться туризм. Мост стал одной из визитных карточек Алтая.
Длина моста — 153 метра. Мост подвесной, центральный пролет — 105 м. Айский мост до 2013 г. являлся единственным автомобильным мостом, соединяющим туристический район озера Ая с Чуйским трактом. В 2013 г. был запущен новый современный автомобильный мост выше по течению реки Катунь, на противоположном краю села Соузга. Старый мост закрыли из-за аварийного состояния. После реконструкции старый Айский мост снова был открыт для пешеходов в мае 2017 г. На том берегу Катуни - Алтайский край, здесь Республика Алтай. Разные регионы, а мост позволяет быстро и легко прогуляться из одного в другой.
А тогда в 2021 было так: "В общем ничего особенного. Мост как мост. Положили в тарелочку 200 рублей, прогулялись туда обратно, сделали пару фото, подошли к пареньку, чистившему перила моста, разговорились и ... неожиданно познакомились с владельцем моста. Паренёк, как оказалось, продал свою квартиру и купил на аукционе мост, а теперь пытается его привести в порядок и отбить вложенные деньги."
Второе место - небольшая обзорная площадка перед селом Манжерок у памятника Шишкову В.Я. - инженеру и русскому советскому писателю, известному романом "Угрюм-река". Здесь можно немного размяться и погулять у широкого разлива Катуни.
Ещё немного, проезжаем село Манжерок и сворачиваем налево к курорту. Вот сейчас мы и посмотрим, что же такое Манжерок. В Советском Союзе была очень популярна песня про неведомый Манжерок в исполнении Эдиты Пьехи. Этот шлягер в 70-е знали практически все, а вот как появилась эта знаменитая песня и вообще про что она - многие уже и не вспомнят, а многие и не знали. Все дело в том, что в 1966 году Советский Союз подписал очередное соглашения о сотрудничестве с Монголией и в честь этого события в советском Алтае устроили большой молодежный фестиваль, посвященный дружбе советских граждан и граждан Монголии с названием "Алтай-1966". Место проведения фестиваля выбрали озеро и село Манжерок. Фестивалю нужен был гимн и партия обратилась с заказом к композитору Оскару Фельцман и поэту Науму Олеву. Судя по всему, Олев тоже не очень понимал, где находится Манжерок и что это такое вообще. И чем-то неведомым этот Манжерок он решил преподнести и в гимне фестиваля, правильно объясняя дальше, что Манжерок - это место встречи и дружбы, к которому приведут все дороги. Первыми исполнителями гимна был женский музыкальный коллектив Эхо (Kaja) из Таллинна. А Эдита Пьеха сделала его шлягером, исполнив для новогоднего "Голубого Огонька".
Сейчас Манжерок - это крупнейший всесезонный курорт, построенный Сбербанком. Зимой здесь горнолыжная каталка, в другие сезоны можно гулять по многочисленным тропинкам, чем мы и планировали здесь заняться.
14.09.2024 - «Расскажи ты мне, дружок, что такое Манжерок?» (продолжение)
А вот вопрос - слово Манжерок склоняется? И, действительно, что же такое Манжерок? Откуда взялось это слово? Из какого языка пришло? Из монгольского или алтайского? Раньше я думал, что алтайцы - это те же монголы, только живущие в России, и язык у них один. Но тут разговорились с местным жителем и он рассказал, что они монголов не понимают. Есть, конечно, кое-что схожее в языках, но разговаривать и понимать друг друга они не могут. Поэтому существуют совершенно разные версии происхождения слова Манжерок из монгольского языка и из алтайского. Алта́йцы (самоназвание — алтайлар, алтай-кижи) — тюркский коренной народ Алтая, включающий в себя также такие субэтнические группы, как: теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты. Проживают в России, главным образом в Республике Алтай. Несколько тысяч человек издавна живут также в прилегающих областях Монголии (Монгольский Алтай) и Китая (округ Алтай), где являются одним из непризнанных национальных меньшинств и известны под именем «ойроты». Говорят на южноалтайском (литературный и официальный) и североалтайском языках.
Село Манжерок располагается на берегу Катуни, а курорт Манжерок немного выше и в стороне от сегодняшнего русла реки. Когда-то, в незапамятные времена в этом районе Катунь протекала по относительно ровному рельефу, образуя так называемые меандры или в просторечье — изгибы. В местности, где в наши дни располагается село Манжерок, река делала резкий поворот направо, огибая отрог горного склона. По мере тектонических процессов, связанных с подъемом рельефа, река «съедала» эти изгибы, стремясь спрямить свое русло. В итоге Катунь «пропилила» себе новый путь через скальные породы, спрямив свой бег, а на месте её прежнего маршрута и образовалась так называемая Манжерокская эпигенетическая долина. Мало кто знает, что много лет назад село у старого русла Катуни также называлось Манжерок. Когда река заняла современное положение, уйдя на 2 километра в сторону, она оставила след в виде озера, в самом глубоком месте бывшего русла.
Само название озера - Манжерокское - народное. Так нарекли его местные жители, хотя исконно оно называлось Доингол. Ранним утром над водной гладью расстилается туман. Создается ощущение, что в нем растворились предгорья. С первым лучами солнца туман начинает таять, и, будто из небытия, появляются холмы. Вначале нечетко, зыбко, но с каждой минутой всё явственней. Издавна знающие люди советовали посмотреть на эту достопримечательность Алтая. Зрелище настолько завораживает, что полностью отражается в монгольском названии, означающем «Туманная сопка».
Алтайская версия не менее красива. Давным-давно, настолько, что ни один живущий даже не может себе представить, природа на Земле была устроена совсем иначе, чем теперь. Величественные деревья, устремляя свои макушки к солнцу, покачивались на ветру, насвистывая песнь жизни и любви. Но росли они настолько тесно, оберегая свой дом от посторонних, что проникнуть в лес было сложно не только людям, но даже птицам и зверям, последние, конечно, прокладывали себе узкие тропинки, да увидеть их было практически невозможно. Птицы же предпочитали жить на высоких горах, побаиваясь приближаться к суровым елям и пихтам. Старики знали предание, что где-то в глубине леса есть огромная солнечная поляна, на которой из-под земли бьет родник с животворящей водой, способной вылечить любой недуг. Никто никогда не видел той поляны, но верили многие, и передавали эту веру от поколения к поколению.
Жили в тех местах юноша со своей матерью, отец в их семье погиб от лап медведя, поэтому коротали свой век они вдвоем, стойко перенося все невзгоды, честно и праведно, в любви и заботе друг о друге. Однажды женщина сильно заболела и обратившись к шаману получили они страшный прогноз – спасти ее может только вода из сказочного родника, если её не найти, в считанные дни духи смерти придут за ней. Преодолев страх и сомнения, ведомый и подталкиваемый лишь одним, но самым ценным, любовью к матери, юноша отправился в лес. Неизвестно сколько времени бродил он и плутал, выискивая тропы, распутывая ловушки и заросли, которые возводили на его пути деревья, но нашел он заветную поляну. Невозможно было описать её красоту, деревья ласково расступались перед ней, оберегая от заморозков и сильных ветров, даря прохладу в знойный день и покрывая глубоким снегом в сильные морозы. Посреди поляны бил тот самый родник, но, оказалось, что у родника был свой страж – огромный черный бык.
Юноша учтиво обратился к быку, объяснил, что вода нужна ему, чтобы спасти родную мать, тот надолго задумался и дал свой ответ: «Я охраняю свой родник многие тысячи лет, сотни людей пытались найти его, но ты единственный, кому это удалось. Я готов тебе помочь, но прежде ты должен победить меня в соревновании, драться с тобой я не хочу, ты очень порядочный юноша, пусть исход решит скорость твоего бега. Обгонишь меня – получишь, что просил». Побежал бык быстрее ветра, но и юноша не отставал, долго бежали они и силы стали покидать молодого человека. В тот момент благородный бык пожалел его, решил поддаться, но силы природы не обмануть, разгневались духи, что осмелился тот принять решение сам, без их ведома, и упал бык замертво на землю. Юноша же победил, его любимая мать была спасена.
Сердце быка было полно любовью, после удара распалось оно на тысячи осколков, которые посекли и раздвинули дремучие заросли леса, открыв его отныне для людей и зверей. Солнечные лучи стали проникать сюда без препятствий, принося с собой свет и жизнь. И стали называть те места «Тысяча сердец», что по-алтайски звучит Манјӱрек—Мынжурок - Мын - тысяча, Журок - сердце.
Ещё в прошлую пандемийную поездку мы обратили внимание на начавшийся бум строительства туристического жилья в долине Катуни и вдоль Чуйского тракта. Оно и понятно - туристические потоки переориентировались, внутренний туризм резко вырос. И сейчас найти жильё на любой вкус и любой кошелёк не вызывает никаких проблем. Здесь есть всё - от скромных гостевых домиков, выстроенных во дворе своего дома, до пятизвёздочных отелей. Конечно, чем дальше от Горно-Алтайска, тем выбор становится победнее, но тем не менее он есть везде. Кроме того, на Алтае выстроено множество модных сейчас глэмпингов, мне при поиске жилья даже попадался отдельный сайт Глэмпинги Алтая.
В Манжероке тоже большой выбор жилья, но центром курорта является пятизвездочный отель, построенный в форме полукруга, от которого в горы поднимается современный гондольный подъёмник.
Мы же выбрали трёхзвёздочный отель, который представляет собой минигородок из нескольких корпусов, выстроенных в альпийском стиле (внутри это обычная гостишка). Оба отеля входят в единый комплекс всесезонного курорта и собственных названий не имеют.
Общая территория курорта хорошо обустроена, есть большая парковка для пятизвёздочного отеля. Жители трёхзвёздочного могут парковать свои автомобили прямо рядом с корпусом. Есть несколько ресторанов и кафе. Круглый год работают два подъёмника (гондольный и кресельный), зимой включают ещё один кресельный и траволатор. На территории есть крольчатник и минизагон для альпак.
alvd писал(а) 13 окт 2024, 00:02:ем более странно. На Южно-Чуйских белках не удивительно, район гораздо менее хоженый, чем Катунские или Северо-Чуйские, и тогда, и сейчас, но чтобы на Шавлинских вообще никого не встретить... Место уж никак не дикое, стандартный вариант с незапамятных времен
Не поверите, но в сентябре на Шавлинских бывает пусто. В прошлом году опять же в сентябре ходил условно по местам в районе Каракольских озер, насколько уж попсовое направление, за неделю никого не встретил. P.S. Автору отчета - хороший маршрут. Я его проходил, только в обратную сторону - из Бельтира в Чибит.
Stepashka54 писал(а) Вчера, 08:31:Не поверите, но в сентябре на Шавлинских бывает пусто.
Я и автору про август верю, всякое бывает. В сентябре даже и не удивительно - мало кто ходит в это время в высокогорье. Просто когда он упомянул про "дико и безлюдно", я подумал, что имеется в виду что-то менее нахоженное. Шавлинские, Кучерлинское, Аккемское, Мультинские - прекрасные озера, но они были вполне посещаемыми и в 80-е, хотя, конечно, не так массово, как сейчас.
Как я уже говорил, на первые два дня (как раз все дни пребывания в Манжероке) прогноз нам обещал дожди и облачность. С вечера мы проверили свежий прогноз погоды и увидели, что дождь ожидается во второй половине дня, где-то после 15:00, а значит у нас достаточно времени, чтобы прогуляться по экотропам тематического парка «Хранитель Большого Алтая». Парк создан по мотивам алтайского героического эпоса «Маадай-Кара». Он находится на высоте 1240 м на вершине горы Малая Синюха, которая издревле считается сердцем Большого Алтая. Здесь можно встретить множество краснокнижных растений, а также арт-объекты, повествующие историю древнего Алтая.
Чтобы попасть в парк надо подняться на гондольном подъёмнике "Чуйский тракт" (протяжённость: 2515,5 м) на высоту 1020 м, а дальше возможны варианты, дело вкуса.
Мы от верхней станции направились по экотропе "Шёлковый путь" (протяженность: 650 м; перепад высот: 60 м), ведущей к нижней станции кресельного подъёмника "Альбаган" (протяжённость: 974,5 м).
По дороге встречаем первый арт-объект - статую Кайчи. Кайчи — это народные сказители алтайского героического эпоса. В отличие от исполнителей горлового пения кай, они являются духовными проводниками для алтайцев и передают мудрость народа сквозь поколения.
Главная композиция парка - каменное изваяние Кезер таш (скульптура воздвигнута в честь баатыра Когудея Мергена, главного героя алтайского героического эпоса «Маадай Кара») - нам на глаза не попалась. Где-то в парке можно найти и его боевые доспехи: щит, меч, шлем, лук и топшуур (щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами, как у Кайчи).
Дальше мы поднялись на Альбагане и пошли гулять по "Тропе Легенд" (протяженность: 1350 м; перепад высот: 70 м). Выглянуло солнце и стало веселее. Тропа выстелена дощатым покрытием и стоящие вокруг лужи не мешают получать удовольствие от прогулки.
"Тайная тропа" оказалась закрыта, наверное потому что здесь ещё не положили настил, но мы рискнули - перешагнули через ленту и не пожалели - здесь оказалось интересно.
Затем перешли на тропу "Путь воли" (протяженность: 1700 м; перепад высот: 222 м). Проходим немного и попадаем в Долину сфер. Здесь на небольшой поляне установлены порядка десяти каменных сферических камней, на которых нанесены извилистые линии, символы и петроглифы.
Погуляв немного между сфер продолжаем путь.
И в конце тропы спускаемся к статуе Золотой бабы.
Легенда о Золотой Бабе Алтая
В древние времена люди на Земле жили очень хорошо. Но в одно время они прогневали Богов. Тогда высшие силы наслали на них дожди и разливы многочисленных рек. наступил настоящий потоп. Скрывались под водой дома, пастбища. Гибли животные и даже птицам не было ни пристанища, ни пищи. Люди были в отчаянье и панике. Они обосновались на последней оставшейся высокой точке и ждали неминуемой гибели. Тогда самая мудрая и спокойная женщина вышла и призвала всех строить плоты из оставшихся деревьев. Люди послушали ее, но веревки для связывания плотов вскоре закончились. Тогда женщина отрезала свои длинные волосы, и вслед за ней сделали то же самое и остальные. А этот поступок был для древнего народа крайней мерой, ведь они не обрезали волосы всю жизнь. Но вскоре закончились и волосы. Придумала мудрейшая снять с себя все золотые украшения и сделать из них гвозди для плотов. Ее примеру последовали и другие. Так народ спасся. Долго плавали они по бушующим волнам. И когда снова всех охватило уже отчаянье, они пристали к берегу. В новом месте они нашли плодородную землю, много рыбы и зверей. Стали строить дома. А вынув золотые гвозди, не стали делить их между собой, а в знак благодарности решили отлить золотую статую по образу и подобию мудрой Алтын Ай. А вскоре и новую землю назвали по ее имени, коротко Алтай.
Алтын Ай очень почитают и уважают. Согласно местным преданиям, она покровительствует детям, помогает женщинам забеременеть, одиноким устроить свою судьбу, а семье жить в достатке. Для этого надо прикоснуться к той или иной части её тела.
Неспешная прогулка завершилась вовремя и мы успели спуститься вниз до начала дождя.