1. Подготовка и начало поездки. Уфа.
Байкал — уже давно вынашиваемое направление для путешествия, ну а Монголия пристегнулась практически автоматически — уж туда-то точно стоит ехать на своей машине (если её не очень жалко, конечно); свобода передвижений дорогого стоит. Впрочем, варианты с залётом в Улан-Уде или Улан-Батор и дальнейшим перемещением на арендованном внедорожнике тоже имеют право на жизнь.
В общем, подготовка шла, как обычно: огромная толпа народа выразила горячее желание поучаствовать, пугая меня сложностями поиска ночлега на всю банду и прочими издержками путешествий толпой; впрочем, по опыту я знал, что ближе к делу у большинства найдётся куча отмазок разной степени важности, и в сухом остатке останется хорошо, если пара экипажей. Так и получилось — из изначально собиравшихся восьми экипажей на момент старта осталось три, да и те можно было запросто втиснуть в две машины, но поехали в три, так как одной из команд на Монголию было насрать, а соваться в бездорожье пустыни Гоби в одиночку как-то не хотелось. Хотя Михалыч (мой старый попутчик в поездках по всяким курортным странам типа Ирака, Папуа Новой Гвинеи, или, скажем, ЦАРа) на своей семнадцатилетней Волге и внушал определённый скепсис в плане надёжности своего средства передвижения; впрочем, дорога — штука непредсказуемая, и расклад, при котором вся надежда будет только на продукцию родного ГАЗа, тоже не был чем-то невероятным.
Состав оказался практически семейным: в одной машине отправились младшая сестра жены Наташа с мужем Романом и двумя детьми (Монголия не вдохновляла именно их), во второй ехали мы с женой, ну а третьим был Михалыч, которому для разделения тягот руления и расходов в поездке была направлена вторая сестра жены, Галя. Таким образом, только мне предстояло рулить в одно рыло, но я был к этому морально готов.
Конечно же, хотелось впихнуть невпихуемое — поэтому маршрут я нарисовал этакой петлёй: по дороге «туда» от Новосибирска мы уходили на юг, окучивать горный Алтай и заезжать в Монголию через Ташанту, самый западный монгольский погранпереход, затем планировалась девятидневная экспедиция по Монголии с заездом на юг почти до китайской границы, посещением Улан-Батора и последующим выездом к Байкалу через Улан Уде, и возвращением через Иркутск и Красноярск.
Поскольку путешествие явно выбивалось из привычного формата, подготовка потребовалась несколько расширенная. Поэтому дополнительно была взята палатка, спальники, и надувные матрасы – планировалось несколько ночёвок вдали от цивилизации в южных районах Монголии, где расстояния между населёнными пунктами измерялись десятками километров, да и жильё в них найти было маловероятно. По тем же причинам был куплен в машину зарядник для всего и вся, который весьма пригодился. Дороги в тех же краях (точнее, бездорожье) каменистые, и из отчётов вытекало то, что порезы и проколы шин – скорее, непременный атрибут путешествия, чем досадная случайность, поэтому я посчитал совершенно обязательным купить набор для ремонта бескамерных шин в полевых условиях. Забегая вперёд, скажу, что он оказался самой востребованной вещью в поездке. Были взяты котелки и портативная газовая плитка (взял Михалыч), ну и кое-какой запас продуктов для готовки в полевых условиях. Гермомешок для фотоаппарата и маски на морду лица для себя, любимых – по слухам, монгольская пыль просачивалась даже в приличные машины с хорошей изоляцией. Долго пытался найти какую-нибудь вменяемую бумажную карту Монголии, не преуспел, и плюнул, ограничившись закачкой в мапс.ми всех регионов. По Монголии программа рисовала непонятные тропы, поэтому дополнительно наставил меток по координатам примечательных мест, приведённых в толковом отчёте на сайте Винского, чтобы как минимум понимать, к каким точкам пробираться. Поскольку несколько дней предстояло провести на Байкале и на Алтае, в природной вотчине клещей, были сделаны прививки от энцефалита. Страховка у меня привязана к банковской карте, так что здесь я не делал ничего, грин-карта в Монголии не работает, у них там какое-то своё ОСАГО для понаехавших, покупающееся сразу после границы, поэтому и тут делать ничего было не надо. Ну и виза для россиян в Монголию не нужна. Где-то за неделю до отъезда вспомнил опрометчивое)) предложение нашего товарища по вылазке в Саудовскую Аравию Игоря ака BiG BiN, и взял у него дрон, и даже успел чуть-чуть попрактиковаться в его запускании. А, вот ещё что – с бензином в Монголии, по слухам, стало сильно лучше – в больших городах появился 95-й (да я один раз в УБ даже 98 видел!), но вот в провинции пределом был 92-й, а в совсем уж .опах – только давно вышедший у нас из употребления 80-й. Хотя моему Лексусу штатно положен 95-й, эксперименты показали, что на смеси 92 и 95 он едет без каких-либо ощутимых изменений. Тем не менее, на случай непредвиденного застревания в какой-нибудь особо удалённой и волосатой монгольской заднице в машину было загружено две небольшие канистры с сотым лукойловским бензом, чтобы в случае чего путём его смешивания с тамошним низкооктановым автопойлом добиться хоть какого-то приемлемого качества топлива. Ясен хрен, что всю перечисленную гору багажа запихнуть в машину являлось задачей невыполнимой, поэтому были куплены поперечины под багажник (сначала хотел взять напрокат, но оказалось, что на такое время дешевле будет обзавестись своими), а у товарища выклянчен попользоваться большой Туле. За что ему (товарищу) спасибо огромное, и парочка бутылок аутентичного монгольского продукта с неизменным Чингиз-ханом на этикетке.
Выехали 25 июля в полдевятого утра. Перегон предстоял довольно длинный — 930 км до Уфы, но дорога была хорошо знакомой, и каких-то трудностей я не ждал. Так и получилось — ремонт на границе Чувашии и Татарстана объехали через Мари Эл (длиннее на 10 км, зато не стояли, и не тратили нервы), адово количество камер у татар, и немотивированные ограничения скорости, ну и у башкир то же самое, только пожиже. Причём только в Татарстане была куча треног, на которые мой радар-детектор 2016 года производства вообще не реагировал. Просто ужас, как им хочется водителей шкурить! Как бы то ни было — в 8 вечера мы уже были в Уфе и успели даже сходить к памятнику Салавату Юлаеву над рекой Белой, и чуток походить по окрестностям. А больше, честно говоря, я так и не нашёл, что в столице Башкортостана стоит смотреть. На ночь остановились в двух двухкомнатных квартирах в центре, заранее забронированных.
Виды на откос и на заречье от памятника Салавату Юлаеву.
Конгресс-холл Торатау и здание башкирского университета.
Памятник М.Гафури и здание музея на заднем плане.
Мечеть Ар-Рахим.