На следующее утро мы выехали из Москвы по направлению к Вологде. На 500 километров пути у нас ушел весь день. Машина передвигалась сама, но не быстрее 80 км\ч, изрыгая черный дым из выхлопной трубы. Во время езды в салоне стоял туман из отработанных газов, а также я заметил, что правую ногу сильно обжигало. На одной из остановок я увидел дыру в моторный отсек, из которой вырывались раскаленные картерные газы. Чтобы не испортить обувь и не поджарить ступню, я обмотал кроссовок какой-то грязной тряпкой, которую нашел в багажнике. Теперь можно безболезненно продолжать путешествие. За 20 километров до конечного пункта я понял, что у нас спускает колесо. Когда мы заехали на ближайший шиномонтаж, то оказалось, что на дисках одеты секретки. Позвонив владельцу, мы узнали, что ключ находится у него дома – забыл отдать. А здесь такой головки не было. Нам подкачали шину и отправили в Вологду. За пару километров до города колесо спустило окончательно. Подкачка насосом уже не помогает. Темнеет, а надо не только проехать это расстояние, но и найти шиномонтаж, где имеется инструмент для снятия секреток. Как говорится, «Гулять, так гулять. Оплатим и почтовые расходы». Без тени сомнения мы продолжили поездку на голом диске. Люди из соседних машин нам сигналили, а прохожие (мы ехали со скоростью пешехода) кричали в окна, какие мы идиоты – испортим диск. Сунувшись в несколько сервисов, один пожилой мастер сжалился над нами и, рискуя инструментом, снял проклятые секретки, заменив их на обычные гайки. Нашу резину, которое проехала несколько километров на диске, пришли фотографировать все в округе. Заменив ее, мы отправились в гостиницу, но за пару поворотов до нее машина заглохла на светофоре и не подавала никаких признаков жизни. Женщина-таксист помогла нам отбуксировать ее к месту ночлега, и мы без особого расстройства повалились спать. На утро я прочитал в интернете, что дело может быть в коммутаторе. Отправившись в ближайший магазин «Газ», такого в наличие не оказалось, но, покопавшись в багажнике, я нашел аналогичную черную коробочку. Без всяких сомнений, я поставил его вместо сгоревшего и, о чудо, машина завелась. Мы снова на коне (дохлой кляче). Стоя на перепутье, мы приняли решение продолжать поездку, уверовав, что она пройдет замечательно, и «Волга» вернет нас обратно домой. Или пристрелим ее окончательно при серьезной поломке.
Первым пунктом в поездке было Сейдозеро, окруженное горами Ловоозерские Тундры. К этому времени девушка немного простудилась, но решила идти через перевал к озеру. Мы оставили Волгу в поселке Ревда на парковке возле карьера, собрали рюкзаки и отправились по тропе. По прямой навигатор показывал около 12 километров. Мы совершенно не были обучены походам, поэтому я загрузил в огромный туристический рюкзак все, что могло в него поместиться. А именно – теплая одежда, еда на 4 дня, включая банки с консервами, палатку, надувной матрац, лягушку к нему, примус, бензин, железный чайник, зеркальный фотоаппарат с объективами и еще много мелочей. Сам я тогда весил 58кг. Через полчаса пути рюкзак стал становиться тяжелее. Дорога пошла на подъем, начали попадаться водные преграды. Постепенно камни стали становиться все больше, начинался перевал. Валуны выросли по пояс, на некоторые уже взбирался на коленях. Рюкзак стал необратимо притягивать меня к земле. Спустя 4 часа мы вышли на плато. Девушка к этому времени уже просто молча шла, потупив взгляд. От усталости ее легкая простуда стала давать о себе знать. К тому же шла она не налегке. Воодушевившись видом с вершины, немного отдохнув и подкрепившись, мы стали спускаться вниз. Навстречу нам попалась группа мурманских школьников, которая легким шагом, смеясь, возвращалась обратно. Практически в полночь мы доползли до озера. Благо был полярный день, и солнце долго не садилось. Разбив палатку, мы рухнули спать. Как оказалось, надувной матрац был рваный и не надувался. Ночью разразилась страшная гроза. Молния сверкала так интенсивно, что в палатке было светло, как под лучами прожектора. Утром мы проснулись, лежа в воде. Я попытался встать, но смог пошевелить только головой. Я немного испугался, потому что не чувствовал ничего ниже шеи. Постепенно я смог начать шевелить кончиками пальцев. Через полчаса с чудовищной болью перевернулся на живот и, кряхтя, встал. Девушка очнулась быстрее, и пошла собирать дрова для костра. Разведя огонь, мы заварили доширак и кофе. Все тело горело от боли. Даже сидя мы испытывали страдания от последствий вчерашнего маршброска через перевал. Моей спутнице не становилось лучше, поэтому оставаться в горах было невозможно, придется возвращаться обратно. А тело не слушается. Мы распихали вещи обратно по рюкзакам, оставив бензин и старый примус. У нас так и не получилось им воспользоваться - просто не горел. Может, сгодится другим путешественникам. Усталость была такая, что я не особо помню обратный путь. Но мы дошли. Волга, ждавшая на стоянке, в тот момент казалась нам святым спасением. Мы поехали в Оленегорск искать ночлег. Около двух часов ночи мы были на площади, где навигатор показывал единственную в городе гостиницу. Там был какой-то замес между нетрезвыми представителями местного населения, поэтому решили поискать другой вариант. Проехав несколько километров на юг по трассе «Кола», слева мы увидели вывеску «Мотель». Даже теряя сознание от невыносимой усталости, мы поразились ужасам северного гостеприимства. Двор представлял собой свалку металлолома и брошенных автомобилей. Несколько несчастных спали в своих машинах. Мы зашли внутрь и удивились цене в 2000руб за ночь, но в нашем состоянии выбирать не приходилось. Второй удар мы испытали, войдя в номер. Это была комната 10 квадратов, с обшарпанными стенами и облезлым потолком. Если его и убирали за последние годы, то этого заметно не было. На полу возле входной двери стоял телевизор. Я пошел в душ, но когда я намылился, горячая вода закончилась. Девушка ополоснулась уже холодной. Расстелив постель, мы решили спать в одежде. В этом году ее, скорее всего, не стирали. Когда я пошел закрыть дверь в номер, то стало понятно, почему телевизор стоит именно там – защелка не работала, поэтому дверь просто подпиралась телевизором!
Хорошо выспались, но тело продолжало болеть. Собрав вещи, мы отправились дальше на юг – в город Кемь, чтобы оттуда отправиться в Соловки.
В Кеми, на берегу Белого моря, мы оказались в пятницу вечером. Последний катер на Соловки ушел несколько часов назад, поэтому нужно было найти место для ночлега. Мы отправились в портовую гостиницу, где нам объяснили, что мест во всем городе не будет до воскресенья – туристический сезон и пятница! Посоветовали обратиться в частный сектор. Мы оставили машину на парковке и пошли по городу. Навстречу нам попались две девушки, которые отвели нас к тетушке, где они брали комнату. Но, увы, мест нет не только у нее, но и во всем районе. Приехало несколько туристических групп, которые заняли абсолютно все койки. Единственное, что осталось свободным, это… Сарай для сушки рыбы! Доехав до него, нам открыли дверь. На полу валялись телогрейки, а потолок был весь увешан воблой с характерным рыбным запахом. Окон в этом помещении не предусматривалось. Решив, что лучше лежать на телогрейках, чем полусидя пытаться уснуть в машине, мы согласились, заплатив за «комнату» 200руб. На пол настелили одежды и драный надувной матрас. Природная худоба мешала спать на деревянном полу, запах вяленой рыбы не давал покоя, но утром мы с воодушевлением отправились на Соловки. Как матерые путешественники, бросили рюкзаки с палаткой на пол судна, закутались в куртки и сели на вещи, наблюдая за теми, кто решил пересечь Белое море в одной футболке. Скоро поднялся холодный ветер, солнце скрылось за тучами, и начал моросить дождь. Поделившись с замерзающими запасной кофтой, мы наблюдали, как корабль идет сквозь десятки островов. Постепенно из тумана стал выплывать Соловецкий монастырь. Мы пришвартовались, взяли рюкзаки, палатку и отправились в кемпинг. Мы хотели переночевать, и на воскресном катере отправиться обратно на материк. За выходные мы все неспешно посмотрели, и перед отплытием решили зайти в уже полюбившуюся столовую. Блины там были отменные! Они-то нас и погубили. Не желая прерывать трапезу, мы слишком долго пробыли в столовой. Прибежав на причал, мы увидели, как последний корабль уже отплыл от берега и взял курс на Кемь. Пришлось топать в гостиницу недалеко от порта, где нас шокировали ценой в 6000руб. Когда мы попросили разрешения просто принять душ, на нас посмотрели как на голодранцев. Ну ничего, не мылись три дня, спали в рыбной сушилке, в палатке. Потерпим еще денек. Отдельное слово про нашу палатку. Администрация кемпинга заметила ее только на второй день, так как размеры ее были, мягко говоря, небольшие. Какого же было их удивление, когда они обнаружили внутри не одного, а двух вполне взрослых людей! Поэтому провести еще одну ночь в этом жилище было то еще испытание! Ну ладно, переночевали, вернулись к нашей Волжане без эксцессов.
Привели себя в порядок в уже в Медвежьегорске. Посмотрев на наши печальные лица со следами четырехдневной немытости, после озвучивания цены на дубль, нам выдали номер на одного. Кровать, как и предупреждали, была шириной строго на одного и очень худого человека, поэтому как настоящий мужчина, я спал на полу. Завтра нам предстоял тяжелый двухсоткилометровый переход по лесным грунтовым дорогам к горе Воттоваара. Проснувшись пораньше, около часа дня мы были в поселке Гимолы. По дороге туда я заметил, что стрелка уровня топлива легла на ноль и больше не поднималась. А на протяжении 400км не будет ни одной заправки. Не зная количества оставшегося топлива в баке, в поселке мне посоветовали обратиться в местную лавку за бензином. Ей руководил Александр по фамилии Рыжий. Он также производит заброску туристов на местные достопримечательности. Попив с ним чайку, узнав о дороге, мы отправились в путь. Прорываясь сквозь броды, цепляя валуны днищем, через пару часов мы въехали на плато. Там стояло несколько подготовленных внедорожников – L200, Hilux и Патриот. Когда их экипажи увидели корыто, которое смогло преодолеть перевал без всякой подготовки, это была немая сцена. Выйдя из машины, я спросил, это ли Воттоваара, нам показали на соседнюю сопку в пяти километрах отсюда. Преодолев столько трудностей, мы пропустили поворот и приехали не туда! Узнав короткую дорогу, джипперы предупредили, что туда мы точно не проедем. Но что нам терять то! Через 20 минут мы уперлись в спуск с камнями по колено. Это был провал. Вернувшись в поселок, мы обещали себе вернуться туда более подготовленными.
Затем был Кивач, ночевка в поле в машине, Петрозаводск, крепость в Старой Ладоге, Волхов и знакомая Ленинградка.
Сейчас писал эти строки и просто рыдал от смеха, вспоминая эту давнюю поездку. Ни капли не жалели, что она получилась именно такой.
Спасибо за внимание, желаю всем пять звезд и ол инклюзив!