Авиакатастрофа в Индонезии - Индонезия: Авиакатастрофа рейса JT610 авиакомпании Lion Air 29 октября 2018
Авиакатастрофа в Эфиопии - В Эфиопии разбился Боинг 737. Снова Max.
Данная ситуация может стать катастрофой для самого Боинга так как 737 самый массовый самолет гражданской авиации планеты, сделанный на основе 707 и полетевший в 1967 году. За 50 лет выпущено более 10000 самолетов 737. Было создано 4 поколения этих самолетов. Самое последнее поколение стало разрабатываться с 2011 года в противовес А320NEO и создано к 2016 году. В 2017 году поступило в эксплуатацию. Это поколение самолетов серии 737МАХ с композитным крылом, новыми двигателями и электроникой. Теперь они не летают. На данную модификацию 737 заказы на 5000 самолетов со всей планеты. К марту 2019 года было поставлено около 400 бортов.
Сегмент рынка, на котором представлена модель данного самолета, настолько популярен, что фактически аккумулирует в себе самые массовые пассажирские авиаперевозки на планете и ситуация критична как для Боинга так и для авиакомпаний. Только в этом году должно было быть поставлено более 300 самолетов этой серии. В будущем поставки должны были возрасти до 600-700 самолетов в год. То есть фактически 737МАХ должны поставляться с частотой 1 самолет в день, а в будущем 2 самолета в день. Поскольку сегмент авиаперевозок на котором представлен 737МАХ суперпопулярный, то данная ситуация представляется как "аховая" для всех.
С приостановкой эксплуатации столь массового самолета многие авиакомпания понесут многомиллиардные убытки, а если приостановка эксплуатации будет продолжаться длительное время, то авиакомпании могут понести убытки и от нереализованного плана поставок новых воздушных судов этого семейства, который запланирован на этот год. В дальнейшем, это может привести к искам и отказу от эксплуатации 737МАХ. А в крайнем случае, это может вообще привести к отказу авиакомпаний от 737МАХ, исков к Боингу на миллиарды долларов, и досрочную приостановку всей программы. В настоящее время, есть не проверенная информация, что Лайон Эйр из Индонезии уже отказался от новых Боингов на 22 млрд долл. Ситуация с 737МАХ намного хуже чем с DC-10 в 1979 году и В-787 в 2013.
Авиакомпании в наибольшей степени пострадавшие от ситуации с 737МАХ:
- Американ
- Саусвест
- Юнайтед
- Лайон
- Флайдубай
- Гол
- Джетэйрвейз
- Норвегиан
- Спайсджет
- Раянэйр
К сожалению, с учетом массовости этого самолета, а самое главное массовости заказов на него и формирование маршрутной сети авиакомпаний с учетом перспективного плана поставок этого самолета, данная ситуация очень сильно скажется на обычных авиапассажирах и приведет к отмене многих рейсов по всей планет.
Так, например, Флайдубай уже меняет расписание - flyDubai частично отменяет рейсы в Россию, остановив эксплуатацию Б737 МАХ