Насколько удручающе обстоят дела с обучением курсантов рассказал бывший пилот «Ак Барс Аэро», а ныне пилот-инструктор авиакомпании «Северсталь» Михаил Адамёнок. Цитата длинна, но она, ей богу, стоит внимания.
«После катастрофы по авиакомпаниям прошла волна: Росавиация попросила подготовить предложения по улучшению качества подготовки командиров. Сделали. Но кому это надо? Просто галочку поставили, что опросили, а в результате закрыли все, кроме нормальных, с точки зрения Росавиации, учебные центры. Абсолютно не согласен с вакханалией, которую устроили вокруг «правильных» и «неправильных» АУЦ и пилотов. Вместо того чтобы непредвзято проверить уровень знаний и практические навыки пилотов из «неправильных» АУЦ и при необходимости организовать дополнительную подготовку устроили «охоту на ведьм» с лишением пилотских свидетельств опытных и грамотных летчиков в то время, как «правильные», но бездарные и безграмотные пилоты остались без должного внимания.
Между тем подготовка в «правильных» училищах никоим образом не соответствует тому, что нужно авиакомпаниям. Вы посмотрите, какой отбор в училищах. Я сам из военных летчиков еще советского времени. Так вот, училище тогда оканчивала только половина от зачисленных, причем зачисленных после жесточайшего отбора. Почему отчисляли? По «нелетке»: не мог человек вылететь самостоятельно или не показывал качественной безопасной работы. А вот сегодняшнее училище гражданской авиации: 100-процентный набор и 100-процентный выпуск. Спрашиваю: к вам все такие гении приходят? «Нет, — отвечают, — но ты пойми: деньги-то за обучение уплачены...» У нас в училище понимали, что 19-летнего пацана надо завтра одного отправить в небо, а потому и относились соответствующе. А сегодня в гражданском училище позиция такая: ничего, вторым пилотом сойдет. С этой фразой я борюсь, сколько работаю в гражданской авиации. Ведь рано или поздно производственная необходимость может привести к тому, что из плохих вторых пилотов будут делать командиров, дескать, ничего, в компании с хорошим вторым пилотом сойдет. И рано или поздно происходит ситуация, как в Казани, когда такие пилоты совершенно стандартный уход на второй круг превращают в катастрофическую ситуацию.
Качество, которое показывают на собеседовании выпускники «правильных» вузов, ни в какие ворота не лезет! 90 процентов аэродинамику вообще не знают. Мне говорят: «Зачем мне аэродинамика? Ты же не думаешь о формулах на третьем развороте». Думаю! Если ты не понимаешь физических принципов полета и не осознаешь того, что будет при изменении каких-то параметров, рано или поздно это кончится плохо. Я видел результаты тестов погибших полетов — крайне низкий уровень теоретических знаний при том, что один переучивался на пилота в «правильном», а другой в «неправильном» АУЦ. Так, может, не в этом дело?.. Сейчас культивируется мнение, что при наличии компьютера на борту знания не нужны. Казанская катастрофа наглядно демонстрирует то, что это мнение ошибочно. Пилоты должны уметь летать, а не только «оперировать» компьютерами. Деградация навыков ручного пилотирования — это общемировая авиационная проблема, и нас она тоже не обошла стороной. А чтобы уметь летать «на руках» — надо летать «на руках». Нет других способов этому научиться. И тогда рядовой уход на второй круг никогда не станет трагедией для наших пассажиров».
Второй круг упомянут не зря. Из пояснений на сайте МАК становится понятно, что пилоты недостаточно учились на тренажерах уходу на второй круг (что им пришлось сделать в том роковом полете). Сколько копий было сломано вокруг того факта, что экипаж погибшего «Боинга» ни разу не выполнял этот маневр на реальном самолете! То есть подразумевалось, что пилоты остальных авиакомпаний делают это регулярно. Однако, как выясняется, тренироваться «в реале» не принято едва ли не у всех российских авиакомпаний.
«Full Flight симуляторы, на которых мы тренируемся, — замечательная штука, но полноценно реальный самолет и тренировки она не заменяет, — рассказал Адамёнок. — Еще в начале моей работы в «Северстали», в 2011 году, мне удалось убедить руководство компании в том, что аэродромная тренировка необходима как минимум перед допуском командира. При освоении нового для авиакомпании типа самолета через меня прошли разные пилоты — от новичков до маститых, с налетом в 20 тысяч часов и увешанных регалиями и орденами. Так вот, никто (кроме одного бывшего палубного летчика) в реальных условиях не выполнил с первого раза без единой ошибки уход на второй круг. А вот второй-третий раз — уже без проблем! А на тренажере все крутые... Да, симулятор полностью имитирует полет, но кроме одной вещи — ощущения того, что ошибка может быть смертельной... Сейчас в нашей авиакомпании такие тренировки не просто факультатив, но они включены в программу обучения. Это в российской гражданской авиации редкость, мы, наверное, единственные, у кого это обязательно».
Еще мнение:
Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:
— С заключением я не согласен, тем более не сделаны выводы по глобальным системным вопросам подготовки персонала и летного состава. Обращает на себя внимание, что еще месяц назад МАК говорил о том, что есть вопросы к системе управления «Боинга», а сегодня... Авторитет «Боинга» велик, поэтому рот затыкают во всем мире. А было уже порядка 10 случаев проблемных по стабилизатору. Этот скрытый дефект караулит кого-то следующего. Если самолет выскочил за предельные значения, уже никакой экипаж не справится, как его ни готовь. Вспомните, как армянский самолет упал в Черное море: пилоты дергали за ручки, но самолет слушается не их, а сумасшедший компьютер... Словом, МАК откровенно спекулирует. Когда Анодину поставили в неудобное положение, она решила остановить все «Боинги», а теперь надо снимать вопросы по технике и, пятясь назад, говорить, что виноват экипаж и система подготовки... Были правильные претензии по технике, но поскольку она получила жесткий отпор, набросились на экипаж, на систему подготовки пилотов гражданской авиации. Это просто непорядочно.