Идея посетить Республику Словения давно зрела в моем воображении. Ее сдерживало только отсутствие прямых перелетов из Украины и карантинные ограничения в течении последних полутора лет. 30.06.2021 Ryanair объявил об акционных ценах(от 9,99 Є) на рейсы Киев-Вена-Киев до 31.08. Честно говоря, особенно серьезно о Словении в тот момент не задумывался, ведь на тогда эта страна еще была закрыта для туристических поездок гражданами стран не ЕС. 15.07.2021 Правительство Словении объявило о разрешении посещение Словении гражданами Украины, в том числе с целью туризма. Наиболее благоприятными датами для поездок были 21-24 августа. Начал изучать логистические вопросы. За «закону зловредности», Ryanair летал с Киева до Вены все дни недели, кроме субботы, а 21.08 - как раз была суббота. WizzAir также не подходил(только понедельник и четверг), МАУ свои рейсы в Вену упразднил до лучших времен(возможно, просто не выдержал конкуренции на данному направлении), оставалась еще Austrian Airlines, но цена на его единственный ежедневный рейс была негуманной для такого короткого путешествия(4500+ грн), к тому же достаточно поздний прилет(16: 40) делал проблемным добраться до Словении тех же суток, поскольку единственный доступный рейс Flixbus отправлялся в Любляну лишь в 21: 40 с прибытием далеко потом в полночь. Тем не меньше, обратный билет Вена-Киев все же купил (23,19Є примерно за 30 дней до вылета, с возможностью отмены и возвращения средств на бонусний счет на следующие путешествия не позже чем за 7 дни до полета). Начал присматриваться к летним чартерам Киев-Пула, которые летали в т.ч. и по субботам. Из Пулы в Любляну, понятное дело, также ходил Flixbus. Цена на данный чартер также стартовала из негуманых уровней (4200 грн), но примерно за 3 недели до полета постепенно снижалась и за 4-5 дни до вылета представляла 2700-2900 грн. Ситуация изменилась 02.08, когда Austrian Airlines прибавил на некоторые дать, в т.ч. и 21.08 утренний рейс с вылетом в 06:55. Билеты на мою дату полностью раскупили за 3 дни. Мне удалось купить за 2266 грн. Покупал на сайте Люфтганзи, поскольку там можно было установить валюту расчета "гривня", в Австрийских лишь доллар, к тому же по не очень благоприятному на тот момент курсу. С билетами на Flixbus Вена-Любляна проблем не было, поскольку еще оставались средства на бонусному счете за прошлый год. С обратным рейсом Любляна-Вена было сложнее, поскольку он шел ночью и он не стыковался по времени с моим обратным авиарейсом. Пришлось изучать сайт Австрийских железных дорог(http://www.oebb.at). Нашел два варианта логистики за одинаковую цену: с пересадкой на высокогорной австрийской железнодорожной станции Філлах (всего 7 минуты) и во втором за размерами городе Словении Марібор (33 минуты). Избрал второй вариант, поскольку по моему мнению, был менее рисковым. К тому же, через 39 минуты после отправления поезда Марібор -Вена за тем же маршрутом из привокзальной площади отправлялся и Flixbus. Если бы же то я знал, что форс-мажор может возникнуть там, где его вовсе не ожидаешь.
Итак, отработав полный рабочий предпраздничный день 20.08, по схеме тролейбус-метро-аэроекспресс около полуночи прибыл в аэропорт Борисполь. В В терминале D этого позднего часа было надзвучайно бойко, поскольку в промежутке с 01: 00 до 05: 00 улетало аж 6 (!) чартерных рейсов в Турцию разных авиакомпаний, не учитывая еще одного регулярного рейса Turkish Airways.
Посадку на мой рейс открыть необычно рано - в 04:20, на стойке регистрации сразу начали требовать негативный ПЛР-тест (понятное дело, он у меня был), хотя на мои звонки в Консульство Австрии меня заверили, что для транзита через Австрию (не больше 24 часов) тест не нужен, КЦ авиакомпании об этом вообще не имел информации. "Чек-иннщица" долго и придирчиво изучала мой тест (сделан утром 20.08, на пути с дома до работы), на рейс зарегистрировала, заметив, что антиген-тест здесь бы не подошел. Хотя я вообще теоретически мог не идти к стойке, поскольку зарегистрировался он-лайн накануне, за 42 часа до вылета и получил на почту посадочный талон в виде громадного QR- кода. Интересно, если бы я с ручной кладью сразу пошел бы на погранконтроль, меня бы пропустили? ПЛР-тест на погранконтроле никто не спрашивал.
Рейс, как я уже вспоминал, выполняла авиакомпания Австрийские Авиалинии. Согласно требований государства Австрия, въезд в страну был возможен, в том числе, при наличии масок стандарта FFP2. Коробка масок указанного стандарта стояла в начале салона самолета (в маленьком техническом помещении между кабиной пилотов и салоном и все желая могли бесплатно братья маски в неограниченном количестве.
Я же подготовился заблаговременно, заказав на "Розетке" набор FFP2 из 4 штук за 98 грн. По одной не продавались. Забегая наперед скажу, что наличие именно FFP2 никем не контролировалось. Соотношение "обычная одноразовая медицинская маска / маска FFP2 " у пассажиров аэропорту Вена было приблизительно 50: 50. Как известно,
, у Австрийских Авиалиний корпоративные цвета краснее-серые, что отражается и на формах бортпроводников : девушки-стюардессы были одеты в красные платья,
красные футболки, красные колготки, красные туфельки, маникюр и ленты в волосах ясное дело, были тоже
корпоративного цвета. Почему-то сразу вспомнилась соответствующая песня советского и американского реп-певца украинского происхождения Богдана Титомира («девочка в красном», ну вы поняли)
В Вене сели даже на 15 минуты запланированного времени. На пограничном контроле сразу вместе с паспортом предьявил билет на автобус и ни без каких вопросов получил штамп в паспорт. Дальше было более интересно. Через несколько дней пвсля объявления въезда для украинцев, Словения убрала из своего профильного сайта перечень украинских лабораторий, тесты в которых признавались действующими для въезда в страну. В перечне остались только лаборатории стран ЕС. Поэтому для въезда мне нужен был новый тест (в т.ч. антиген), сделанный в ЕС. В этой ситуации идеальным вариантом был бы тест, сделанный в аэропорту Вене. Такая возможность, конечно была (все же для людей!). Оказывается, в аэропорту Вены есть Медицинский центр (Health Center), находится сразу за NH hotel, где за 25 евро и 30 минуты можно получить результат (оплата только карточкой, результат только в электронном виде). Если кто-то захочет иметь его в распечатанном виде - то в NH hotel вам его распечатают за символические 10 евроценты. Во время что оставалось - посетил аэропортовые магазины BILLA, INTERSPAR (почему обычные супермаркеты с нормальными ценами есть только в аэропортах немецкоязычных стран???) и BIPA (австрийский аналог немецкой сети "dm", хотя как известно, "Біпу" учредили выходцы из Одессы).
Теперь время и на автовокзал. Путь к нему - сначала на S2 к станции Wien Mitte, потом пересадка на U3 и выход на станции Erdberg. Билеты покупаю в автомате в тоннеле перед спуском на платформы (4,30 Є). Контролеры на S2 были. Что сильно удивило - всего через одну остановку от аэропорта расположен огромный промышленный объект, который состоит из безліччі труб и громадных емкостей, характерных для месторождений природного газа, а также подъездных железнодорожных путей с большим количеством газо-возов. Поскольку я никогда не слышал о наличии газовых месторождений в предместьях Вены, то данный объект был идентифицирован мной как мусоросжигательный завод, который превращает дым от сожженных отходов в газ, который потом можно использовать как топливо. Путь от аэропорта к автовокзалу у меня занял 40 минуты (20 минуты ехать поездом, 5 минуты идти по переходу, 5 минуты ожидать метро, 6 минуты ехать метро, 4 минуты спускаться из эстакады, на которой расположенная станция Erdberg, к так называемым "платформам A, B, C, D, E, F" автовокзала. Дело в том, что центральный автовокзал Вены сейчас на реконструкции и высадка/посадка пассажиров происходит просто на улице под эстакадой около столбов с соответствующими буквами. Мой автобус (сообщением Прага - Риека) прибыл в 13:20, отправился в 13:38 (по расписанию - отправление в 13:40). Всего 11 пассажиры на 49-местный салон, и 2 водителей. Автобус с хорватскими номерами, водители тоже хорваты. Район Эрдберг - это промышленная окраина Вены, буквально рядом с ним (следующая станция метро) расположился очень интересный район Gazometry, там еще в конце XIX cт. Построены огромные кирпичные хранилища газа цилиндрической формы. Сейчас используются другие способы сохранения природного газа, и "газометры" преобразованы в социально-культурные обьекты.
Мимо одного из них мы даже проехали, но сфотографировать не успел. Сразу за Веной вышли на скоростной автобан. Остановок на территории Австрии у этого рейса не предусматривалось, но они все же были. Через каждую час-полторы езда водители останавливались на 10 минуты на паркингах при автозаправках. Я уже несколько лет езжу Фликсбасом, но такого стиля путешествия у меня еще не было. Чем-то напомнило автобусные туры 10-15 годовой давности. Основная целевая аудитория на таких паркингах - байкеры и туристы на фургонах-кемперах, которые едут к побережью Адриатического моря. Очень понравился плакат на столиках около паркингов, который призывает не оставлять на столах остатки еды, а выбрасывать их в мусорные баки, которые закрываются. Поскольку из ближайших лесов на заправку заходят дикие кабаны...
По мере приближения к границе, автострада все больше углублялась в Альпы, горы вокруг становились все выше, а виды все более пасторальными, несколько раз проехали через тоннели. На границе эти Словенией наш автобус вообще не останавливали (т.е. мой европейский антиген-тест вообще не понадобился).
Впечатление о первых километрах путешествия Словенией. Страна очень аграрная, огромное количество плантаций подсолнухов, яблок и винограда (за слухами, именно в этом районе есть и оливковые рощи). Промышленных объектов почти не было, в отличие от Австрии, где в районе Граца проехали мимо небольшой АЭС. Однажды только проехали мимо мраморного карьера
В Любляну в'ьзжали из севера, через район новостроек Бежиград. Почти в самом начале - Центральный стадион и Дворец Спорта. По вул.Дунайськой доезжаем к центральным автобусному и железнодорожному вокзалам. От центрального вокзала к моей гостинице "B&B Ljubljana Park" всего 800 м. Пройти их лучше по Kotnikova utca, это третья улица слева, если стоять спиной к вокзалу и считать от памятника генералу Рудольфу Майстеру. Район - старый, ориентировочно 1920-1930 годы (судя по характерным для того времени барельефам).
Хотя есть несколько современных домов с магазинами и детским садиком на первом этаже. А вот и моя гостиница
14 этажи, видно из любой точки Старого Города, стоимость проживания 139 евро/3 ночи, завтрак дополнительно 10 Є. Если приежаєшь на несколько дней и не хочешь много времени тратить на переезды - именно то. Кстати, при поиске гостиницы, обратил внимание, что в Любляне очень мало гостиницы средней ценовой категории (40-80 Есть из лица), много хостелов, и дорогих гостиниц 80 Е в бизнес-центре города). Своим отелем доволен. На дворе вечер субботы, а по воскресеньям в Любляне закрыты все торговые точки закрыты, потому узнав на рецепции адрес магазина с продленным графиком работы, отправляюсь на его поиски, в район, противоположный историческому центру. Гостиница находится на улице с экзотическим названием Tabor.
За 10 минуты дохожу до магазина (открыт с понедельника по субботу с 7 до 21), это магазин самой распространенной и почему-то самой дорогой в стране сети "Mercator". Примерный уровень цен:
виноград 1.89Є/кг, помидоры 3.20Є/кг, сыры 1.40 Є /0.2 кг, вода 0.6 Є/1.5л, мороженое 0.75Є/0.1 кг.
Много товаров производства Хорватии. Собственная пекарни и кулинария. После чего, уже в сумерках через улицы Иллирийска и Коменского, дохожу до исторического центра. По моему мнению, он начинается с улицы Приможа Трубара, которая выходит к одной из визитных карточек Любляны - Моста Драконов. На этой улице много кафе, недорогих ресторанов, в т.ч. этнической кухни, есть букинистический магазин и магазин виниловых пластинок (вдруг кому-то интересно). Улица Трубаря через перекресток идет к центральной площади города - площади Прешерна, на которой расположена Францисканская Церковь Благовещения и непосредственно памятник Францу Прешерну, национальному поэту Словении, автору гимна страны. От площади в разные стороны ведут несколько пешеходных улиц, а одним своим углом площадь выходит на набережную реки Любляницы, а именно в месте через которые построены три старинных каменных моста (т.н. "Тримостовье"). На площади и мостах того теплого субботнего вечера происходил какой-то городской праздник, было много уличных музыкантов, любительских ди-джеев, рекой плыли маленькие «плавающие бары», на самом деле большие моторные лодки, которые были построены дизайн с баром и небольшим пространством для пассажиров и тента. Один из мостов был установлен батутом и шоу (соревнованиями) из группы прыжков на батуте.
С набережной открывается хороший вид на Люблянский замок, где я постараюсь побывать послезавтра.
С обеих сторон на набережной много кафе, столики только на улице. Назад вернулся по другому берегу Любляницы, мимо знаменитой колоннады, которая также разместила рестораны. Между Тримостовьем и Мостом Драконов находится современный «стеклянный» мост (мост с прозрачным полом), на перилах которого влюбленные влюблены в замки на знак их любви. Ключи, конечно, брошены с моста в воду . В начале и в конце самого моста абстрактные скульптуры установлены в присущей стиле «Легкой текучести» (автор неизвестен), в таком стиле построен памятник Р. Майстеру и скульптурам в парке «Тиволи».