Идея выбраться в Европу с 8 по 11 января возника в середине ноября 2014, когда в СМИ был опубликован проект переноса робочих дней. Согласно него выходными планировались дня 1-4 и 7-9 января , с последующей отработкой 4,8 и 9 января в три cубботних дня января-февряля. Мне никогда не доводилось посещать Европу в Новогодне-Рождественские праздники (в последний рабочий день месяца должен быть на работе) , потому напрашивалась поездка на 8-11 января.Как я уже говорил выше, дело было в середине ноября, так что ни о каких хороших ценах на авиабилеты говорить уже не приходилось (только от 4К грн. в европейские столицы RT), к тому же наша гривна предательски начала падать, ежедневно увеличивая цену на перелеты на 50-70 грн. В итоге был выбран вариант Киев-Будапешт-Киев за 3755 грн (естественно, WizzAir), с перспективой поездки на один день поездом из Budapesta в Bratislavu. Гром грянул 9 декабря, когда КМУ окончательно утвердил график выходных, по котрому 8 и 9 янаря были робочими! Билеты к тому времени уже были куплены. В об щем, кто летал Wizz, наверняка в курсе, сколько стоит смена даты полета/ФИО пассажира. В об щем, 2 выходных за свой счет обходились мне дешевле, чем любая манипуляция с билетами. Отпуск за свой счет в межпраздничные дни утвердили почти без вопросов и, отметив НГ и Рождество, в обед 8 января выдвинулся в «Жуляны». Наверное, впервые за все поездки я до аэропорта, в этот раз не воспользовался ни такси, ни маршруткой – только двумя тролейбусами, на что ушло 60 минут, в аэропорт прибыл за 85 минут до вылета, чего хватило для докупки форинтов в аэропортовом отделении банка «Хрещатик» и собственно, процедуры регистрации. Багаж не докупал, потому летел с малой ручной кладью в виде 40-литрового рюкзака.ХОтя, инфо на сайте «Визз» гласила, что к малой ручной относятся только рюкзаки объемом до 35 л, но мой с насосом никто не проверял, хотя на обратном пути он был забит максимально под зав’язку .
Из «Жулян» в первый и последний раз летал в 1986 году, естественно, из старого терминала. Новый термінал Жулян значительно уступает в раз мерах любому из Бориспольских (а мне довелось летать из А, С и D). Второй этаж нового терминала, как известно, занимает дьюти-фри (70% ассортимента – алкоголь), небольшой киоск с сувенирами, несколько кафе и совсем немного кресел для пассажиров (думаю, даже на один полный самолет не хватит). Обратило на себя внимание, что после сканирования паспорта пограничниками и прохода через рамку с провозом ручной клади через сканер, к пассажиру подходят таможенники с вопросом «Сколькои какой валюты Вы вывозите из страны?” У меня были наличные форинты и безналичные гривны. Таможенников почему-то сильно интересовало, не вывожу ли из страны наличые доллары. Сколько раз летал из Борисполя – наша таможня таких вопросов не задавала. Может дело действительнобыло в тогдашнем валютном кризисе и таможенники просто хотіли викупить излишки пользуясь служебным положением?
Посадку задержали на 20 минут. Летел лоу-костом впервые, потому отсутствие мест в билетах было в новинку. Досталось место в середине салона (11-й ряд, у прохода). Airbus A-320 оставил хорошее впечатление, не в последнюю очередь благодаря мягкости кресел и большому расстоянию между рядами. Границу прошли во-время. Сразу же в аеропорту в инфоцентре приобрел набор из 10 билетов на общественный город ской транспорт, по одному из которых без проблем дохал на автобусе 200Е до конечной ст.. метро «Kobanja-Kispest», возле которой и находился забронированный мною отель (“Chasskom” 2*, на Букинге стоит 54 Е/3 ночи с завтраками, оплачивал форинтами, получилось 19915 HUF сов семи налогами). По системе оплаты в транспорте Будапешта особых вопросов не было (вставляешь билет в валидатор, который выбивает время, от которого и считается 45 минут действия билета с учетов пересадок), единственное чего я не понял –когда один раз подъезжал на трамвае в Будапеште – в нем компостер оказался обычным дырочным, без оттиска времени, т.е. этот билет для дальнейших пересадок уже не годился. Да, и на некоторых станциях метро, где пути не по бокам от платформы, а в центре ее, пассажиру, чтобы пересесть из из одного поезда в другой и ехать в противоположном направлении, фактически приходится выйти за пределы станции и компостировать новый билет. Контролеры непреклонны . По-английски не понимают.
Вернемся к отелю. Приличная «двойка» с очень доброжелательным персоналом. Расположена в 5 минутах ходьбы от упомянутой выше станции метро, но на очень оживленном перекрестке, так что по ночам может быть шумно. Старайтесь попросить при заселении номер с окнами во двор. Комнаты нормальног размера, все чисто, завтрак очень разнообразный, несмотря на январь, были даже свежие овощи, и что я особенно уважаю, несколько видов мёда. Рядом со станцие метро (точнее, если идти от метро к отелю проходишь сквозь него) расположен достаточно крупный ТЦ «KOKL Terminal”. Большинство магазинов его работают до 21—00, а «TESCO» на втором этаже до 21-30. На первом этаже рпсположен обменник, курс котрого по отношению к украинской гривне иначе как издевательским назвать нельзя было: 1 гривну покупали по 3 форинта, а продавали по 17 форинтов. На третьем этаже ТЦ располагалось отделение ОТП-банка, но гривну там не меняли.
Для сравнения: в Киеве 1000 форинтов можно было купить 80-85 гривен, соответсвенно 1 гривна стоила 11-12 форинтов. Естественно, выгоднее было платить карточкой, списувалось по курсу 8-9 форинтов за 1 гривну. Прошелся по бутикам, присмотрел кое-что интересное дял себя, пока не покупал.Далее, на метро поехал в центр. Интересовала улица Deak Ferenc 8, где был расположен один из двух банкоматов в Будапеште, выдающих евро. Евро с гривневих карт снять удалось, правда потом как оказалось, комиссия была внушительной (больше, чем согласно тарифов банка, выпустившего карту). Данный район хоть и в самом центре Будапешта (на пл.. Деак Ференц сходяться 3 линии метро, в 100 метрах находится Кафедральный Собор Св. Иштвана, много дорогих бутиков), но вечером находиться неприятно из-за большого числа представительниц древнейшей профессии, буквально окупировавших данню улицу). Правда, оговорюсь был я там уже около 21-00, в дневное время там все спокойно. Банкомат, если интересно, доступен круглосуточно.
Утром следующего дня ре шил прогуляться по центру Будапешта, в районах, где еще не бывал. Я до этого трижды бывал в столице Венгрии, и все разы в автобусних турах транзитом, потому Парламент и площадь Героев меня не интересовали. Решил пройти улицу Ваци. Но начал традиционно с Deak Ferenc (было около 10 утра и абсолютно пустынно), сняв очередную порцию евро с карт (согласно тарифов банка – раз мер комиссии зависел о суммы, снимаемой в течении дня), так что визита на Ferenc Deak 8 были традиционными, благо расположен банкомат в самом центре города. Для информации – другой евровый банкомат (также ОТП банка) располагался в менее удобном с точки зрения логистики месте города. Далее по Deak Ferenc ut вышел к очень красивой Vorosmarti ter. На которой расположена достаточно известная кондитерская «Жербо», а также крупній магазин NewYorker. В аоследнем удалось купить блузку и кофточку близьким на подарок по суммарной цене 3990 HUF (цены явно распродажные, но об’явлений о распродаже нигде не было). Tax-free в Венгрии стартует с 50 с чем-то тысяч форинтов