Мурзюша, я тоже слышал мнение, что лучше приезжать с утра пораньше. Но сам оказался на Цемзаводе около 13:00 и уехал без труда. Дорога заняла примерно 5 часов. Была короткая остановка на заправку на выезде из Душанбе и остановка 20-30 минут на обед водителя в придорожном кафе примерно после 2/3 пути. Перевалы могут быть закрыты, но, насколько понимаю, только зимой после обильных снегопадов.
Когда выходишь на Цемзаводе, тебя сразу окружает толпа желающих оказать услуги (это они в левой части снимка). Классически по-восточному наперебой предлагают поездку. Кто из них водитель, а кто диспетчер, совершенно непонятно. Нужно не стесняясь включать "господина в пробковом шлеме", осаживать наглых, решительно торговаться, идти смотреть предлагаемые машины, спрашивать о водителе. По-русски говорят все. Во всяком случае, объясниться и договориться сможете. Машины обратно идут с южной окраины Худжанда, но откуда именно не скажу. Меня довезли до центра города, и из Худжанда в Россию я летел на самолёте.
В самом Душанбе старины нет, это верно. Хотя город симпатичный. Гулять там одно удовольствие. Замечательная сталинская застройка центра, к сожалению, постепенно уничтожается. Так что, успейте застать хоть что-то. А Национальный музей древностей Таджикистана даёт прекрасное представление об истории это части Средней Азии. В 20 км от Душанбе крепость Гиссар с караван-сараем и медресе рядом. Крепость новодельная, но весь ансамбль производит впечатление. Худжанд не так хорошо сохранил древность, как кажется. По сути, пара зданий в центре и новодельная цитадель. Однако именно там крохи имперского наследия (несколько дореволюционных зданий), величественная Сыр-Дарья и вообще какая-то общая душевность. Неслучайно для местных это не только северная, но и культурная столица. Этот город отличается от всех остальных городов Таджикистана. Хороший путеводитель по Худжанду:
https://varandej.livejournal.com/859576.htmlNB! В январе в неформальной обстановке таксист, гоняющий Душанбе-Худжанд, говорил что цена поездки теперь составляет 120 сомон