Почему такое название?
Во-первых, потому что так была названа тема, в которой я получил множество полезных советов и ответов на свои вопросы при подготовке нашего путешествия.
бюджетная Норвегия "для чайников"Помогите с точками маршрута
А во-вторых, это первый наш выезд с супругой в Европу, первый опыт путешествия на прокатном авто, само собой, первый визит в Норвегию, о которой давно уже мечталось, но перспективы путешествия туда были очень призрачными. Все-таки самая дорогая страна Европы, где-то за полярным кругом за три-девять земель. Путешествие туда сравнимо было с поездкой в Канаду, Непал, ну, или на худой конец, полетом на Луну) Вот накопим к сединам несколько тысяч евро, тогда можно будет и задуматься…
Еще пару месяцев назад я не знал о Норвегии ничего, кроме того, что там фьорды и красиво. Труднопроизносимые названия городов, водопадов, фьордов и других достопримечательностей никак не хотели уложиться в голове. Спасибо еще раз всем откликнувшимся за то, что помогли оформить все это в красивый и логичный маршрут, а также за то, что указали на возможность и необходимость путешествия на авто. Конечно, в итоге получилось не так бюджетно, как могло бы быть, но зато с какой жалостью мы смотрели на кучку туристов, приехавших к Неройфьорду, скупивших стандартный набор сувениров и по причине дождя путешествовавших в местной кафешке))
Ссылка на карту с нашим примерным маршрутом
Километраж по компьютеру – 1275 км
Реально накрутили 1650 км)))
Спалили 95-ого бензина – 57,67 л.
Расход – 4,92 л/100 км.
Средняя цена бенза, при которой мы заправлялись – 12,19 НОК. Минимальная, которая встретилась – 11,50 на Шелл. Какой-то логики цен в зависимости от региона, марки или удаленности от цивилизации не обнаружили.
Всего на бензин потратили 977,36 НОК.
Арендовали машину Опель Корса 1.2
Аренда машины обошлась в 2195,8 НОК + блокировка на карте 1000 НОК.
Проехали 154 тоннеля и 8 галерей))))
Ночевали в 4-х кемпингах (при 5-и запланированных))) и один раз в машине, на что суммарно потратили 1320 крон.
На еду потратили 166.4 НОК.
Паром – 107 НОК.
Сувениры – 343 НОК.
Карта – 69 НОК.
ИТОГО В НОРВЕГИИ: 5414,56 НОК (963 уё) + блокировка 1000 (178,41 уё)
БИЛЕТЫ НА WIZZAIR на двоих в обе стороны – 93,5 уе
ВИЗЫ: 2 х 36 евро = 104,4 уе.
ВСЕГО на поездку было потрачено 1340 уе. Из них 178 должно вернуться.
С моей долларовой карты платежи снимались обычно по курсу 5.60 – 5.61. Пару раз почему-то снялось по курсу 5.65.
В Торповском дьюти-фри сдачу с евро дали по курсу 7,75, что, по-моему, не самый лучший курс. Но так как евров было мало, а вариантов покупки крон у нас на Родине – еще меньше, проблем это не составило.
Где-то на форуме читал чьи-то опасения по поводу того, что низкая стоимость билетов в Виззэйр объясняется тем, что там летают раздолбаные кукурузники. Я не силен в характеристиках самолетов, но летел он вроде ровно, посторонних шумов не замечено, ну и выглядел нормально))
Билеты на Виззэйр стоили 159 грн в одну сторону и 199 грн в другую, если заказывать минимум за месяц. На какие-то даты цены изначально были дороже – 299, 499 грн. Какую-то систему не вычислил.
Исходя из этого я определился с датами: 21 сентября туда и 26 обратно.
В стоимость стандартного билета входит только ручная кладь весом не более 10 кг и размерами 20х40х55 см. При этом на каждого пассажира может быть только одно место ручной клади. Дополнительный багаж весом до 15 кг нужно оплачивать дополнительно, а потом еще за каждый кг сверху. Точных цен не помню, но в итоге получается дороговато. Поэтому для экономии мы решили ехать с минимумом вещей. Подобрали рюкзаки подходящих размеров (вымеряли сантиметром!))), накупили полрюкзака мивины (роллтонов), а также другие ядовитые пюрешки, супы; сухарики, чтоб не спать за рулем. Остальное место занял фотоаппарат, термос, зарядки, по 300 гр колбасы и сыра, буханка хлеба и личные вещи. Боясь перебрать в весе, часть этого распихали по карманам пуховиков. В итоге немного перестарались и уже в аэропорту обнаружили, что веса наших рюкзаков были 6 и 8 кг. Эх, сколько еще шоколадок можно было набрать! Как оказалось, они очень хорошо уходили во время езды)
Никто не мерял и не взвешивал наши рюкзаки. Хотя мой уже наметанный глаз четко зафиксировал, что у народа по крайней мере по габаритам были превышения. Багаж взвешивали. И при превышении 15 кг предлагали доплатить или раскидать вещи в ручную кладь.
Из того, что забыли и что реально нужно – это зонт. Куртки наши были достаточно водостойки, но фотоаппарат страдал ежедневно. Много кадров делали под проливным дождем. И еще бы я взял мусорные пакеты. Они очень в тему в кемпингах, где принято оставлять домик чистым и помытым, то-есть, везде.
Из того, что взяли, а не надо было – тур. набор «вилка-ложка-нож» и жидкости. Одну пару ВЛН в рюкзаке моей супруги доблестные погранцы просветили еще в Киеве. Предложили переложить в багаж, но так как у нас его не было, предложили тут же выкинуть. Их пришлось сдать на хранение. Правда, в пределах недели бесплатно. Пограничница очень удивилась тому, что мы не хотим их выбрасывать, и еще больше удивилась тому, что мы хотим возвращаться))) Вроде как редкость. Вторую пару ВЛН провезли контрабандой.
На два пакета сока по 0.2л киевляне закрыли глаза. А вот на обратном пути у моей жены изъяли маленький стаканчик йогурта. Прям рецидивистка!
Еще не стОит брать с собой пластмассовые пистолеты) На наших глазах один малый попрощался со своей милитаристической игрушкой. Ну и, само собой, если едешь без багажа, следует забыть о всяких сувенирных колюще-режущих. Будет очень досадно.
Мы подумывали о багаже, но все же решили от него отказаться, т.к. это еще более выводило бы нашу поездку за пределы бюджетной. А накидать пятнадцатикилограммовую сумочку бесполезных вещей можно было запросто. Из полезных вещей я бы туда положил еще одну пару обуви. Треккинговые боты – для погулять, и мокасины – для поездить и кемпинга. В наши планы не входили прогулки или более серъезные треки, потому как времени мало, да и прохладно уже для этого. Но тем не менее мои туфли практически не просыхали)))
Наш самолет вылетел из Борисполя в 11:10. Время в пути – примерно 2.5 часа. За это время наливают сок-воду и кофе-чай. Всё остальное – за отдельные большие деньги (или за вполне обычные по норвежским меркам деньги)). Хотя при такой продолжительности полета в этом нет смысла. Стрелки норвежских часов надо перевести на час назад. Около часу дня мы приземлились в Торп. Еще спускаясь по трапу самолета, мы ощутили свежий ветер с запахом леса! До сих пор не верилось, что мы стоим на этой такой далекой и недоступной скандинавской земле! Могу сказать, что это чувство не покидало нас еще пару дней.
В аэропорту Торпа возле будок прокатчиков есть три бесплатных компа с выходом в интернет. Из прокатных контор: Бюджет, Авис, Европкар, Хертц.
На очереди было получение прокатной машины. Меня слегонца трусило по этому поводу. Я писал, что раньше никогда на прокатном транспорте не ездил. А тут еще было несколько стремных моментов.
Во-первых, в своих правилах прокатные конторы пишут о том, что их устраивают права, в которых имя и фамилия написаны латиницей, а кроме этого, водительский стаж должен быть не менее 2-х лет. Я переписывался с Бюджетом (budget.no) на предмет того, прокатят ли у них мои старенькие ламинированные, и как быть, если я поменяю их сейчас на новые, ведь дата их выпуска будет совсем свежей. Они не смогли мне ответить ничего внятного, поэтому я поменял права и взял на всякий ксерокопии старых. Как я буду на ломаном английском объяснять норвежцу, который может на нем и не шпрехать, что я не верблюд и мой стаж вождения больше 10 лет – для меня пока было покрыто тьмой. Но, как оказалось, и тот норвежец, и все остальные говорят по-английски не хуже меня. И вообще дата выдачи моих прав его не интересовала вообще.
Во-вторых, заказывал машину я у конторы tigercarrental.com. Это обычные электронные посредники, которые принимают заказы по всему миру. Сотрудничают с Budget, Avis и кем-то еще. Меня смущало, что физически их в Торпе не будет, и это вполне может оказаться какой-то развод. Перелопатил кучу страниц Гугла в попытках найти какие-нибудь отзывы о них, но натыкался, в основном, на их собственную информацию. Нашел довольно много схожих сомнений и всего парочку отзывов. Заказывал через них, потому что их цены были значительно ниже, чем у конкурентов. Вот такие расценки на машину класса эконом в Торпе нашел на свой период (5 дней) со всеми страховками и неограниченным километражом:
HolidayCars – 2602 NOK
..eu – 2528 NOK
Rhinocarhire.com (Argusrentals.com) – 2371.88 NOK
Tigercarrental.com – 2195.8 NOK
Budget.no – 2725 NOK
Avis и Europcar давали вообще какие-то запредельные цифры.
При заказе машины через Тигров они сразу сняли с моей карты 286.40 НОК. Реально машина арендовалась у Бюджета. Тигры присылают ваучер, который нужно распечатать и передать менеджерам Бюджета. Им же доплатить оставшуюся сумму 1909.40. Не мог найти однозначного ответа, какую же сумму «замораживают» на счету при аренде машины. Поэтому задал этот вопрос Тиграм, и они ответили, что замораживается сумма 1000 НОК. Ответили достаточно быстро.
Короче, проблем с ними не было никаких. Поэтому, пользуясь случаем, рекомендую этого прокатчика. Если в итоге ты получаешь ту же Бюджетовскую машину, зачем платить больше?)
Проблемы были с моей картой Виза Электрон. Только у окошка Бюджета я понял физическую разницу между картами класса Виза Электрон и Классик. На Визе Классик цифры на карточке объемные (ну, или выпуклые… не знаю как написать). Бюджет использует это для того, чтобы пропечатать на договоре номер карты как штампиком. А Электрон полностью «плоский», поэтому свой номер, соотвественно, пропечатать не может. И, несмотря на то, что денег на ней было достаточно, они не дали бы мне машину. Ситуацию спасло то, что у меня была еще одна карта МастерКард с выпуклыми цифрами. И хотя на ней было всего 180 уй, тип после пары звонков спокойно пропечатал ее номер на договоре. При этом деньги сняли с Визы.
Представляю, как некоторые такие же, как и я, искушенные в банковских продуктах деятели сейчас полезли в карман за портмоне и принялись щупать свои карты)))))
Да, кстати, еще одна неприятная особенность. В Норвегии мне не удалось воспользоваться услугами интернетбанкинга Приват-24. Вход туда осуществляется при помощи динамического пароля, который приходит смской на телефон. Так вот, эта смска не приходила. При этом смски от Привата о движении денег на карте приходили исправно. Поэтому не стОит рассчитывать на пользование Приват-24, даже несмотря на доступность компов и WiFi в городах и кемпингах.
На все эти нюансы ушло где-то полчаса. Я с тревогой смотрел, как в соседние окошки подходили приличные немцы и решали свои вопросы в течение 5 минут. Но наконец менеджер дал нам ключи и показал окошко, в которое их надо будет кинуть в субботу по приезду, так как офис работать не будет. Чудеса!
Еще 20 минут мы безуспешно искали свою машину на парковке)))
Но в итоге мы ее таки нашли! Новенькая Опель Корса, купленная всего месяц назад, с пробегом 4600!!! Блин, она еще пахла новой машиной! Слабовата, конечно. Я-то дома привык на 2-х литрах родного Сеата ездить. На простых горках приходилось при скорости 80 км спрыгивать с 5-ой на 4-ую, а то и на 3-ю передачу. Но, хотя цена аренды за машину более высокого класса отличалась незначительно, с удовольствием взял «малыша». Меньше соблазнов будет нарушать скоростной режим.
По пути нашего движения практически везде ловит радио. Даже в тоннелях часто. В среднем 2-3 станции можно словить почти везде. Я где-то читал чей-то полезный совет набрать с собой дисков, потому как радио отстой. Но не послушался. Мы с женой любим настраиваться на «местные» волны в путешествиях. Это как-то создает определенное настроение для созерцания. Но в данном случае радио действительно – отстой. Чем-то напоминает советское бормочущее радио, куча болтовни, а если музыка и появляется, то в 90% - обычная интернациональная попса. А оставшиеся 10% норвежского продукта заставляют заскучать по интернациональному))) На удивление, всего пару раз попался норвежский Евровидный герой Рыбак. Поэтому пару компачей все же надо было прихватить.
Скоростной режим в Норвегии: за городом – 80 км, в городе – 50 км. На некоторых трассах -100 км. Строго на счет ремней безопасности. Я не видел на пути ни одного непристегнутого. Строго на пешеходных переходах. Постоянно должен гореть ближний свет. Меня немного беспокоил режим скорости. ТАК я дома не езжу. Я переживал, что могу «нечаянно» превысить))), ведь это грозило «взрослыми» штрафами, не входившими в бюджет. Но обилие знаков на дороге, а еще больше окружающие пейзажи, сделали такой режим езды вполне комфортным. Дороги просто идеальны! Абсолютно ровные, везде разметка, куча указателей, чистые. Вполне легко можно было по мокрой дороге ехать вплотную за грузовой машиной, и при этом твое лобовое не заплевывает коричневой грязью! Так везде!
Мне показалось, что норвежцы соблюдали скоростной режим не так строго, как я) Поэтому иногда приходилось съезжать на автобусные остановки или места для отдыха, чтобы пропустить желающих. Не люблю я, когда кто-то на хвосте болтается. Но при этом, как бы долго не тянулась колонна, никаких недовольных ФА-ФА! или блыманий дальним не было. Приличные люди!
Из Торпа мы выехали на Е18. Заехали в Сандефьорд, чтобы немного постоять и прийти в себя. Там же купили в маркете на заправке достаточно удобную карту-раскладушку за 69 НОК. Но дальше по пути нам так часто стали попадаться информационные места для туристов, что я уж распереживался, что купил эту карту зря.
В регионе Телемарк они нам попадались чаще всего, где-то через 5-10 км. Там можно было бесплатно взять брошюры с участками карты. Там же можно было воспользоваться ЧИСТЫМ туалетом, помыть руки с мылом ГОРЯЧЕЙ водой! Где-то на высокогорье нам попался даже с подогревом)) Туалеты убирались раз в 4 дня. Практически во всех туалетах была отдельная кабинка для инвалидов. В некоторых – пеленальные столики. У нас по дороге в Крым я знаю всего один туалет между Запорожьем и Днепром. Так к нему же на 50 метров приблизиться нельзя!
У нас и у них абсолютно разная философия в отношении туалетов. У них туалеты расставлены практически везде, в каждом месте отдыха, на каждой видовой площадке. Везде чисты и бесплатны. И совсем не нужны охранники порядка, строго карающие за порчу природы.
У нас же, если ты вдруг станешь счастливым обладателем вонючего биотуалета в тур. месте, можешь считать себя состоятельным человеком)
Прошу прощения за «туалетное» отступление!
Из Сандефьорда вырулили обратно на Е18 на Ларвик, Порсгрюн. Там свернули с Е18 на 36 на Скиен. Там прикольные улицы
и не совсем понятно, кому памятники
Телемаркканал воспринимался мной как реальный канал с узенькими шлюзами, показанными на картинках в инете. Но реально совсем таким не выглядел. Были шлюзовые ворота, но как-то они вообще не впечатляли, поэтому мы на них не останавливались. Из Скиен через Гварв в Бо. Там, как говорят их путеводители, отличный аквапарк Бо Соммерланд. Но так как на дворе был совсем уже не Соммер, проехали и его. Хотя якобы с детьми летом там очень хорошо.
После Бо мы свернули влево с 36 дороги по указателю на Garvikstrondi. Это был указатель на забронированный мной кемпинг. Вокруг была тишина, природа, свежий лес, березы, сосны, черника, озеро. Красота! В одном месте увидели даже лося с лосенком!!! Но, к сожалению, они убежали быстрее, чем мы успели их запечатлеть.
В черепашьем темпе пробирались к месту ночевки. Приехали затемно.
Из тех 4-х кемпингов, в которых мы ночевали, этот нам понравился больше всего. Самый тихий и уютный, основная дорога проходит по другой стороне озера, с пляжем, отличная мебель и посуда, хорошо оборудованные санузлы.
Стоимость 300 НОК за кабину (домик).
http://www.garvikstrondi.no/english.htm
Душ, как и в большинстве кемпингов, платный. 10 НОК за 5 минут. 5 НОК за 3 минуты. Или что-то около этого. Такие расценки везде. Чтобы быть чистым, желательно иметь мелочь)))
Мне кажется, что для товарищей, приземляющихся в Торпе – это отличный вариант. Не спеша в первый перелетный день докатиться до ночевки, а с утра уже в бой. Да и если ехать из Осло по 134, он тоже не очень далеко. Съезд налево за Сельордом.
Сентябрь для местных жителей-путешественников – уже не сезон. Поэтому, к нашей радости, мы встречали очень мало народу в кемпингах и на дорогах. Видимо, летние наши поездки в Крым навсегда отбили у меня желание появляться в тур. местах во время высокого сезона. И хотя сентябрь – не идеальный месяц для путешествия по Норвегии был выбран нами потому, что раньше не получалось, все же я рад отсутствию толп.
Все автодома-прицепы стояли на приколе пустыми. Я так понял, их оставляют в кемпингах на зиму. На весь кемпинг было занято всего 2 домика.
Вся необходимая посуда имеется, элетроплитка. Матрацы, одеяла и подушки. Белья нет. Его, вроде, можно брать за отдельные деньги, но у нас было свое. Домики во всех кемпингах быстро и хорошо нагреваются электробатареями. Не знаю, может из-за того, что домики из дерева, тепла было достаточно. Мы открывали на проветривание окна, несмотря на +6 за бортом.
Заварили по порции своих ядохимикатов, поужинали, прогулялись до бережка и баиньки. Завтра предстояло много интересного.
ИТОГО: Из Торпа выехали в 14:15. За день проехали 152 км