20.06.2007 – 07.07.2007
В конце июня – начале июля мы побывали, пожалуй, в самой красивой стране Европы – Норвегии. Почему самой красивой? Да просто рекомендую посмотреть на фото или даже лучше съездить туда самим. А теперь по порядку…
День 1. 20.06.2007. Среда.
Выспались как могли дольше, т.к. предстоял ночной перегон в Питер и далее в Хельсинки без ночёвки. Выезд запланировали на 15 – 16 часов, чтобы проскочить до вечерних пробок. Стартовали в 15 с небольшим из Королёва. Постояли на МКАДе в пробке, заправили полный бак на ВР перед Алтуфьевским. Всё, теперь вперёд на Питер.
При выезде на Ленинградку обнуляю бортовой компьютер – теперь он начинает отсчёт с 0 км. На часах 16:10 МСК. Первые 40-45 км довольно плотный трафик, потом, чем дальше от Москвы, тем свободнее и свободнее. Решили ехать по правилам и стараться ничего не нарушать, т.к. мы никуда не опаздывали и единственным часом Х для нас служило время отправления парома Silja Line из Хельсинки в 17:00 следующего дня. Попутно составляли легенду дороги со всеми заправками, качеством дороги, опасных участков и наличии засад ГАИ. В населённых пунктах около 65км/час, «на свободе» до 100 км в час.
Около 22:00 МСК за руль села Дианка. К полуночи въехали в Новгородскую область.
День 2. 21.06.2007. Четверг.
Надо сказать, что в целом качество дороги по Новгородской области ничего, но только не объездная… Это кошмар! Дианка мужественно держалась до самого конца этой объездной, но всё же где-то не повезло. Когда уже выехали на отличную дорогу:
Я: какой-то нехороший звук??!!
Д: Я ничего не слышу.
Я: Да не, точно есть… Похоже на колесо. Остановись на обочине.
Д: Я ничего не слышу и не чувствую, не хочу останавливаться.
Тем не менее я уже чувствую как колбасит правое заднее колесо, мысленно уже попрощался с ним.
Я: Да остановись же, колесу заднему хана!!!
Спустя пару километров мы всё же остановились. Надо отдать должное дорожным работникам – после отвратительнейшей дороги они положили такой хороший и ровный асфальт, что даже не было жёстких пробоев по диску от лопнувшего колеса!!! Везде бы, мать их, так клали… Детальный осмотр показал, что протектор держался лишь на половине внутренней окружности боковины колеса...
Как хорошо когда в багажнике лежит полноценное запасное колесо! Поменяли, я сел за руль, поехали дальше.
В 03:15 МСК въехали в Питер.
Дистанция по БК 652 км.
Время за рулём 9 часов 20 минут.
Средняя скорость на маршруте 60 км/час
Средний расход топлива 6,8 л/100км
В Питере заехали в кафе, позавтракали, отдохнули и выдвинулись дальше.
По навигации выбрали для дозаправки последнюю ПТК (как оказалось, перед самой границей есть ещё и Лукойл). Опять же заправились под завязку «нашим» 98-ым, на часах в это время стукнуло уже 07:14 утра. Итого, от Москвы до Финской границы на одном баке (бак 70 литров, залил 59,49)!!!
Границу проскочили очень быстро, в очереди не стояли, приехали сразу на досмотр. Переводим часы - всё, в 7 часов утра мы в Финке…
Буквально за 2 – 2,5 часа доехали до Хельсинки, поставились на парковку и… а сил уже нет гулять. Пришлось, т.к. до парома ещё как минимум 5 часов…
В начале пятого мы загрузились на паром, бегом в каюту, в душ, потом шведский стол и отбой.
День 3. 22.06.2007. Пятница.
Подъём в 8 утра, переводим часы ещё на час назад и снова спать. Подъём в 08:00 по местному времени, завтрак и где-то за 20 минут до причаливания спускаемся в машину.
Стокгольм. Ближе к 10 мы выехали с парома и взяли курс на Норвегию. В город мы заглянем на обратном пути. Сейчас же нам не терпится поскорее увидеть фьорды. Мы даже и не увидели самого города как его проехали. В этот момент пошёл дождь…
Ограничение преимущественно 110 км/час. Дорога отличного качества: по 2 полосы в каждом направлении или по одной полосе в каждую сторону и центральной переменной. Кое где стоят камеры. Заправки и магазинчики вдоль магистралей нужно знать либо иметь навигационную систему! Потому как непосредственно на трассе ничего нет, надо съезжать. Опять же по навигации выбрали самую последнюю заправку в Швеции – в Норвегии всё дороже. На часах 14:45 – за пол дня проехали всю страну!
Минут через 20 незаметно въехали в Норвегию. Это замечаешь лишь по поменявшемуся цвету дорожной разметки, да совсем невзрачным маленьким домикам таможни. Никто не останавливает и не проверяет документы. Свободная Европа!
По всей Норвегии действует ограничение 80 км/час вне города и камер тоже хватает, но они расположены в населённых пунктах и о них предупреждает соответствующий знак! Так же на нашем пути к столице Норвегии нам повстречалось 2 пункта оплаты дороги (20 и 15 NOK). Около 16 мы уже проезжали Осло, где, надо сказать, впервые попали в пробку.
В Районе 7 вечера мы остановились на ночёвку в первом кемпинге нашего путешествия Holman Camping. Засыпали мы под шум по крыше всё не прекращающегося дождя.
День 4. 23.06.2007. Суббота.
Собственно в этот день и начался наш отдых. Если до этого мы старались как можно больше проехать за день, то теперь уже никуда не спешим. Впервые за поездку выезжаем на Национальную туристическую дорогу, где буквально сразу же останавливаемся на фотосессию.
На высоте уже 900 метров над уровнем моря начинается тундра, и температура падает на 5-7 градусов, но остаётся стабильно выше +10 градусов. Дождь только закончился, но тучи всё-равно ещё висят плотной завесой и только к вечеру появится голубое небо. Как раз когда мы подъедем к Бергену в кемпинг Bratland.
Другие фото за этот день:
День 5. 24.06.2007. Воскресенье.
На удивление, в Бергене не идёт дождь! Ведь это самый дождливый город на планете – 275 дней в году тут капает сверху. Город очень маленький по нашим меркам и второй по величине в Норвегии после Осло.
Самая главная достопримечательность – это набережная Брюгген, помнящая корабли времён Ганзейского Союза. Занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для туристов здесь есть «Рыбный рынок», более нигде подобных рынков по стране мы не видели. Продаются креветки, крабы, мидии, кальмары, лосось и другие дары моря в самых разных видах. Продавцы спокойно разговаривают на различных языках, в том числе и на русском. Исключительно для туристов. Больше внизу делать нечего, поднимаемся наверх на обзорную площадку. Там тоже особо делать долго нечего, и мы уже в обед стартуем на север по Е39.
По пути мы впервые пересекаем Согне-Фьорд. Открываются такие виды, что фотографировать не имеет смысла – это надо чувствовать находясь там.
К вечеру приезжаем в кемпинг Olden и ставим палатку. Отсюда открывается потрясающий вид!
День 6. 25.06.2007. Понедельник.
Едем далее к леднику Josterdalsbreen и поднимаемся к тому месту где он рукавом Briksdalsbreen спускается в долину.
Вас не обманывает зрение, лёд действительно синий.
Это туристическое место и здесь полно туристов из Бергена. Соответствующим образом налажена продажа сувениров и доставка туристов наверх.
Далее едем по Е39 в сторону Олесунда, останавливаясь по пути. Как например напротив Герайнгерфьорда. Тут виден тоннель, так вот могу с абсолютной уверенностью заявить, что норвежцы маньяки по строительству тоннелей! Их не просто полно, их как грязи. В среднем протяжённостью от 3 до 5 км. Самый длинный через который ехали – 11 км. Но есть ещё и самый длинный 24,7 км (мы его по верху проехали).
Ставим палатку в Prinsen Camping.
День 7. 26.06.2007. Вторник.
Первым делом забираемся на смотровую площадку. Дорожки очень узкие и как туда забирается автобусы – хрен их знает. Хотя, эти ездят в таких местах, где и легковушка еле-еле забирается. Об этом месте дальше.
Олесунд очень интересный город. В 1904 году он весь выгорел, был тогда большой пожар. Чтобы его восстановить пригласили молодых перспективных архитекторов из Германии и они отстроили его в едином стиле Ар нуво. Так что там практически нет строение старше 1904-5 годов. Это центр рыбного промысла страны.
Посещаем океанариум где есть ручной скат, крабов дети ловят на креветок и сцена-аквариум, где устраивается водолазное шоу.
Далее самая северная точка в нашем маршруте – «Атлантическая дорога». Прикольное место, дорога прыгает по островам в Атлантическом океане.
Тут мы поворачиваем назад на юг. Интересного становится только больше…
«Стена троллей». Это самая высокая отвесная стена в Северной Европе. Километр вертикальной стены!
А по другую сторону хребта «Лестница троллей». Здесь мы и поставили палатку.
День 8. 27.06.2007. Среда.
«Лестница» представляет собой очень мрачный горный перевал, зажатый с трёх сторон скалами. Именно по этим скалам и вьётся дорога. 13 поворотов и 853 метра подъёма.
А на самом верху уже тундра и овцы.
В Норвегии полно овец шатающихся по дороге и непонятно кому принадлежащих. Сбитая овца стоит водителю примерно 300 Евро штрафа.
Потом уже пологий спуск по долине порядка 50 км к Орлиной тропе и Герайнгерфьорду, так же занесённому в список наследия ЮНЕСКО. Здесь же выращивают клубнику. Рекомендую обязательно попробовать норвежской клубники, такой вкусной ещё не ели. Красивое место.
И сам фьорд.
Из города Герайнгер дорога опять уходит наверх и огибает вершину Дальсниба. Это самая высокая вершина в Норвегии куда можно заехать на машине – 1500 м. Ну, автобусы и туда добрались…
Если есть возможность проехать по туристической дороге, то нужно непременно воспользоваться этим. Она неспроста так называется. Вот мы и проехали по 258-й, а потом по 55-й (самый высокий перевал северной Европы – 1345м). Выехали к Люстерфьорду (он же рукав Согнефьорда).
Ночевали уже в долине Ёстердал.
День 9. 28.06.2007. Четверг.
Эта долина является, в принципе, основной точкой отправления к леднику Josterdalsbreen (ледник Ёстердал). В Норвегии практически всё «самое», так вот и этот ледник самый большой в северной Европе. Мы уже подъезжали к его рукаву с северо-западной стороны. Теперь же мы на юго-востоке совершили восхождение уже непосредственно по рукаву Nigardsbreen на 300 метров вверх. С кошками и ледорубами, как полагается.
Весь день был потрачен на это приключение, после чего мы покинули долину Ёстердал и нам оставалось только найти место для ночёвки на берегу Согнефьорда.
День 10. 29.06.2007. Пятница.
Решили, что поплывём на пароме через самый узкий фьорд – Неройфьорд. Это удовольствие нам неожиданно встало в копеечку, а точнее в бак топлива в эквиваленте норвежских крон – 691 NOK. При этом нам ещё могло не хватить места т.к. 4/5 объёма парома занимают туристические автобусы у которых бронь, а в оставшееся место забиваются как и легковушки с предоплатой так и всем кому хватит места. Т.е. таким как мы. Нас оказалось 3 машины из кишки более чем в 15 машин! Совет – бронируйте, маршрут популярен.
За что мы отдали столько бабла, я в результате так и не понял. То ли нам уже приелись фьорды, то ли мы ни черта не поняли. Хотя Неройфьорд также в списке ЮНЕСКО. Да, он самый узкий, да, там красиво, но блин, есть же места и красивее – мы видели!
Приплыли. Первым делом мы отправились на смотровую точку, отмеченную как «Вид, заслуживающий внимания» на нашей навигационной системе. Дорога к нему, это то самое место куда автобусы неизвестно как вообще забираются! Этот подъём имеет крутизну 18%. Много это или мало решать вам, но когда я в России увидел перед совершенно маленьким подъёмом в горочку знак 12%, я понял, что у наших дорожников явно было искривление пространства (по пьяни видимо) когда они ставили этот знак. 18% - это 18 метров подъёма на 100 метров пути. Это много. Мазда 1,6 АКПП явно бастовала бы здесь от нехватки мощности. Есть и другой, пологий заезд, с другой стороны. Это фото сверху.
Потом переезд в город Flam и его знаменитая железная дорога. Она связывает Flam и Myrdal, который находится в 20 км в горах, на высоте что-то около 800 метров. Строилась дорога долго и потеряла своё значение практически сразу как только её сдали в эксплуатацию, т.к. к Myrdal подвели всё-таки дорогу со стороны Осло. Теперь это исключительно туристический маршрут. Но мы на поезде не поехали… По карте была грунтовая дорога до самого конца – вот мы и поехали на машине. Там очень узко: с одной стороны скалы, а с другой камни и обрыв метров на 150 – 200. Иногда даже приходилось складывать зеркала, чтобы протиснуться… Почти в самом конце шлагбаум! Дальше только пешком, вверх, метров так на 500… Больше туда я не поеду! Да и на поезде скукотень – он всё время петляет в туннелях, ничего не посмотришь.
Это фото Myrdal
Ну что ж, нам оставалось только подыскать кемпинг.
День 11. 30.06.2007. Суббота.
В этот день у нас в планах был проезд по «Снежной дороге», вдоль которой даже летом снег никогда не тает. Она как раз проходит над самым длинным тоннелем в 24,7 км.
«Прогулка до водопада Vetisfossen займёт у вас 1,5-2 часа», - так предательски вещал путеводитель по интересным местам! Как же он ошибался… Этот водопад САМЫЙ высокий в Европе – свободное падение воды 275 метров. Сначала надо идти около 10 пологих километров постоянно вверх, а потом ещё километра 2 по камням и заниматься скалолазанием. В результате мы потратили на эту прогулку 6 часов!
Через ещё один перевал мы вернулись в Luster, и в обратном направлении по 55-й дороге поехали в Lom. Где и заночевали.
День 12. 01.07.2007. Воскресенье.
Решили вернуться на 258-ю дорогу и провести там пару часов – уж больно там красиво! Вскипятили на примусе воду, набранную тут же, и немного вкусили тундрового солнца.
Спустя пару часов мы поехали обратно в сторону Lom. Вдоль всей этой дороги растут сосны. Очень зонально получается.
Lom мы проехали не останавливаясь и свернули только на 51-ю дорогу. Ничего особенного из себя эта дорога не представляет пока не дойдёт до национального парка Ютунхаймен, вот тут красота! Даже удалось увидеть и заснять диких оленей.
Далее два озера, разделённые тонким перешейком и имеющие разные цвета: синий и зелёный. Это в курортном горнолыжном местечке Beitostolen. Здесь мы остановились на пару ночей. Начался дождь.
День 14. 03.07.2007. Вторник.
Пора возвращаться в Стокгольм, где нас в четверг ждёт паром Silja Line.
К обеду мы приехали в Осло и посетили 2 музея: музей Кон-Тики и музей Фрам. Больше в тут делать нечего, да и дождь всё не прекращался.
Остановились на ночь уже в Швеции.
День 15. 04.07.2007. Среда.
Приехали в Стокгольм, освоились (состояние было – как из деревни приехали!), нашли отель и поехали в старый город гулять. Уже темнело. Да и дождь, наконец-то, закончился!
День 16. 05.07.2007. Четверг.
С утра, без машины, поехали смотреть музей Васы. Рекомендую всем! Это галеон 1628 года. Перевернулся и затонул сразу же в день спуска на воду 10 августа 1628 года. Лежал он на глубине 333 метра в бухте Стокгольма вплоть до 1957 года, когда его и решили поднять. Поднимали 2 года, потом реставрировали вплоть до 90-ых. Сейчас это великолепие доступно всем.
Возвращение в отель, загрузка в машину, а её в чрево парома прошло уже по накатанной.
День 17. 06.07.2007. Пятница.
Прибытие в Хельсинки в 10:00 по-местному. Переводим часы на час вперёд и, вперёд к границе России.
Постояли мы в этот раз около 2-х часов. А вот с другой стороны хвост в половину первого дня был очень не хилым – километр точно. На жалких остатках европейского топлива еле-еле дотянули до той же самой заправки ПТК, и поехали в Питер.
В Питере мы пообедали и спокойно поехали в сторону Москвы. В этот момент пошёл сильнейший ливень, и вечерние пробки стали ещё более закупористыми. В результате только в районе 17 часов мы смогли вырваться из города на свободную трассу.
Фур на Москву было очень много, хорошо хоть ливень уже закончился. Мы решили уже не ехать по объездной Новгорода, а поехали прямиком через него. Рисковать мы не могли – у нас не было запаски.
День 18. 07.07.2007. Суббота.
На МКАД мы выехали в 05:30 утра. Добрались до ВР «Лосиный остров», залили уже 64,61л. московского бензинчика (обратно расход был чуть выше, видимо из-за постоянных обгонов фур).
06:19 утра приехали домой.
Общая информация.
Ездили мы на машине Audi A4 2.0TFSI АКПП.
Протяжённость 5964 км
Время за рулём 101 час 58 минут
Средняя скорость 58 км/ч
Средний расход 7,6 л/100 км
С собой брали: палатку, коврики, спальники, кресла складные, стол складной, примус газовый, посуду, сумку-холодильник 12В, навигационную систему на основе КПК и программного обеспечения Том-Том,…
Из тёплых вещей только кофты пару раз пригодились. Очень спасали не продуваемые и не промокаемые лёгкие куртки и брюки – ходили в них везде. Было не холодно, зато очень ветрено. В среднем днём было +18 - +22 в долине. Наверху температура падала до +14 - +15, редко когда до +10 - +11, и всего один раз было +9.
Дороги в Норвегии превосходного качества, только довольно узкие. Зачастую, от столкновения в очередном закрытом скалой повороте спасает лишь то, что ты заранее прижался к «своей» стороне. Ездят все по правилам, а если и нарушают, то не на много – максимум на 15 км в час. Штраф за превышение 10-20 км – 2600 NOK, что около 11500 руб. Камеры стоят в населённых пунктах и их округе. Штрафов не было ни там ни у нас.
Полицейских за всё время видели всего 3 раза: 2 раза машина просто проехала и 1 раз в воскресение в Бергене устроили пост при въезде в город (видимо ловили алкоголиков).
Отечественные номера не видели ни разу.
Бюджет:
Топливо. Везде заливали только 98-й, и преимущественно Shell.
Итого: 18817 руб. за 435,41 литр.
Паром Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. Каюта 4-х местная, без окна, одна машина, высотой до 1,8 м и длинной до 6 м.
Итого: 14622 руб. без учёта еды.
Проживание. Палатку можно поставить где угодно, только не ближе 150 м от жилого строения и на частной территории с разрешения владельца, зато в кемпингах есть душ, туалет и кухня. Палатку ставили 5 ночей.
Итого: 17264 руб.
Питание. Покупали в магазинах и готовили сами. Только один раз зашли в кафе (дорого). На пароме Х-С-Х шведский стол за 30 Евро на одного и завтрак за 9 Евро на одного.
Итого: 19866 руб.
Паромы в Норвегии: 5612 руб.
Парковка: 898 руб.
Билеты в музеи, оплата дороги: 8816 руб.
Сувениры: 4023 руб.
Прочее: 788 руб.
ИТОГО: 97902 руб.