2 – 9 сентября 2023, один.
Маршут/план путешествия:
Как и чем добирался:
Lufthansa из Баден-Бадена из Франкфурта/Майн в Тромсе. Люфтганза, конечно, удобнее Райнэйра, зато ручной багаж разрешен только 8 кг. У меня было 9, но никто ничего не проверял. Самолет был полным.
Погода, климат в общем:
Поимел настоящую нордическую погоду (ну или она меня). Почти всю неделю шли дожди, частенько со штурмовым ветром, температура +9 ... +12. Холодно вроде не было, но очень сыро.
Только 1 день, который провел в Швеции, был более-менее сухой и до +20. Просто климат сразу меняется, после того как спускаешься с прибрежных норвежских скал на шведские равнины. Причем, если на островах было просто буйство зелени, то шведских лесах уже явно пробивались желтые и багрянные тона.
Местные говорили, что нынешнее лето у них было великолепное. Интересно, что они под этим понимают)
Транспорт и передвижение на месте:
Брал машину в аренду в аэропорту, Тойота Ярис, гибрид. Классная тачка, японцы на высоте. Мaленькая как запорожец, но напичкана всякими ништяками, вполне мощная и очень экономная.
Многие дороги, туннели и мосты платные. Все автоматически считывается при проезде и после возврата авто арендатор выставляет тебе скопом счет.
Три раза пользовался паромами между островами. Там тоже оплата автоматически - ребята из команды парома перед отправкой просто ходят со смартфонами и считывают номера машин.
Речь идет о машинах с норвежской регистрацией. Иностранцы должны заранее регистрировать свои машины в специальном приложении для оплаты транспортных коммуникаций в Норвегии.
Резервация парома заранее невозможна, все в порядке живой очереди. Поэтому я очень волновался за паром Gryllefjord-Andenes, т.к. должен был плыть последним в этом году - 3 сентября вечером. Приехал за 3 часа, уже полпарковки было занято. К приходу парома все было забито и машины жались уже по окрестным переулкам. Но вроде все влезли.
Пробок не было нигде. Дороги нормальные. Стандартное ограничение скорости 80 км/ч. Движение сравнительно редкое (без туристов было бы еще меньше). Однако дороги намного уже наших, часто с резкими поворотами, плюс постоянный дождь - эти обстоятельства сильно расслабляться все-же не давали.
Питание:
Никаких особых разносолов в Норвегии нет. Лосось тот-же самый, что и у нас. Т.к. я сейчас вынужденный вегетарианец, то и вариантов у меня особо не было. Брал в магазине выпечку, пил горячий чай с лимоном и ел картошку-фри. Очень спасали готовые салаты из брынзы с оливками в разных вариантах. Готовить в местах проживания у меня возможности практически не было - либо негде, либо некогда.
Проживание:
Резервировал на Букинге и BnB. Самым дорогим был отель в Анденесе, но других вариантов там не было.
Не понравился отель в Кабельвогe. Невменяемый менеджер (до которого смог дозвонится, когда искал сам отель), затем полное отсутствие вайфая и безуспешные попытки контакта с отелем. Совсем они там зажрались... Но сам отель, кстати вполне ОК - аутентичные деревянные красные домики на берегу фьорда, удобные кровати. Правда, когда набивается народ, становится менее уютно)
Типично для Скандинавии - все удобства в отелях общие.
Частные квартиры через BnB чаще удобнее и дешевле.
Цены и расходы:
Дорого, конечно, тут без вариантов. Все дороже, чем в Германии.
Бензин - ок. 2,2 €/л.
За дороги, туннели и мосты за неделю вышло более 130 евро плюс к аренде, топливу и парковкам.
В ресторанах не был (на фига вегетарианцу рестораны? :(), поэтому на еду ушло рекордно мало финансов.
А всякие излишества типа фуникулер в Тромсе за 30 евробаксов с носа я просто избегал, тем более что там можно самому пешочком немного подняться в гору и наслаждаться прекрасным видом на город.
Потратил за неделю ок. 1.450 евро:
Транспортные расходы – 880 евро
Проживание – 380 евро
Еда – 180 евро
Разное (одежда, сувениры и т.д.) – 10 евро
Люди, oбстановка, окружающая среда и т.п.:
Скандинавия, что тут добавишь? Богатая, расслабленная страна. Ходят в футболках при +9, бррр. Всяких арабо-африканцев в Норвегии вроде поменьше, чем в Швеции, но тоже хватает. В Нарвике квартиру через BnB мне сдавали пакистанцы)
Пару раз видел девушек поразительной скандинавской красоты - рослые платиновые блондинки с точенными чертами лица.
Туристов много, минимум половинa из них - немцы.
Но погода, климат в Норвегии - это, конечно, не мое. Как там зимой жить - вообще себе не представляю.
Достопримечательности и наиболее впечатлившее из увиденного:
Из рукотворных достопримечательностей в Сев. Норвегии могу отметить мосты между островами, например в Henningsvær или Fredvang. Полет инженерной мысли, чего уж там, при этом никакого гигантизма.
Крупнейшие местные города Нарвик и Тромсе незатейливы. Старинного там немного, есть вкрапления интересной современной архитектуры.
В маленьких городках на островах интересны, в первую очередь, конечно, сохранившиеся разноцветные деревянные домики рыбаков и вся эта рыбацкая инфраструктура.
Главной природной и вообще достопримечательностью этого трипа были, разумеется, Лофотенские острова. Ландшафты там для жителя Центр. Европы или Великорусской равнины экзотичные, и даже просто из окна авто было на что посмотреть. Часто из-за плохой погоды красота эта казалось слегка мрачноватой, но это вполне вписывалось в ожидаемый дух эдакой викингской экзотики. Например, в Tungeneset можно было смело снимать кадры про Мордор (который толкиеновский) - черные скалистые горы на горизонте, черные скалы вокруг, темные тучи, свирепый ветер и бушуюшее море - все как на подбор).
Сами Лофотены, кстати, показались слишком уж густонаселенными и попсовыми, если честно. Зато неплоха была Сенья, намного "дичее" и просторнее. Очень понравился заповедник Svandalen. Также впечатляющие ландшафты были после переправки на о. Аннейя и вдоль трассы 82 вплоть до парома в Мельбу. В первую очередь на этом маршруте рекомендую долину Forfjorden на о. Хиннейя. Еще неплохо зашла мрачно-шикарная (в штормовую погоду) долина Kattfjordeidet на о.Квалейя.
На Лофотенах понравился малюсенький рыбацкий поселок Nusfjord и вид на Reine с трассы Е10. Henningsvær тоже очень милый. Из пляжей особенно впечатлили Haukland, Rørvik и Skagsanden.
Каких либо походов в окрестные горы не совершал. Во-первых, не хватило времени, во-вторых, мерзопакостная погода делало это довольно бессмысленной затеей. Абсолютно недооцененными считаю ландшафты дальше на восток по трассе Е10 в сторону Нарвика. Пейзажи на участке между Hanøy и мостом Tjeldsund не менее красивые и масштабные, чем на западной части Лофотенских островов, при этом присутствие человека там ощущается намного меньше.
Следующим после Лофотенами местом, которое я давно хотел посетить в этом регионе Европы, был старейший шведский заповедник Абиско. По дороге от Нарвика до Абиско пересекаешь на возвышенностях вполне себе уже тундру, где разбросано немало памятников, посвященных боям между союзниками и Вермахтом в 1940 году. B заповедникe тоже поначалу слегка разочаровала "цивилизованность" места, особенно вдоль самого каньона неподалеку от главного офиса. Но если идти дальше до места впадение реки Abiskojokk в озеро Torneträsk, то великолепные виды вполне компенсируют первоначальные чувства. А если пойти в противоположную сторону, "Королевской тропой" к горам на юг, то там, думаю, дичь и глушь были бы обеспечены мне на сотни километров.
Увы, в этот раз у меня уже не было ни сил, ни времени на это.
Заключение:
Прямо вот чувства восторга не испытал, вопреки ожиданиям. Либо зажрался, либо сильно повлияла вечно мерзкая погода. К тому-же почему-то ожидал, что вокруг будет мало народу, что большей частью было не так.
Но в целом Скандинавию нахожу интересным регионом для дальнейших трипов и сдаваться не намерен)