Сразу обо всей поездке: Норвегия – ОЧЕНЬ красивая страна, и чтобы не писать об этом на каждой строчке, отмечу это сразу. Второе – это дорогая страна: иногда казалось, что те же цифры, но не в кронах, а в рублях, в самый раз было бы (разница примерно в 4,5 раза). И еще – если я пишу, например, что нам теплые свитера не понадобились, это не значит, что их брать с собой не надо, просто нам с погодой повезло (конец июля 2006 года).
Посмотреть Норвегию очень хотелось. И не в толпе. И не за 3 дня по всем фьордам. И не теряя времени на переезд Москва - Питер – Хельсинки – Стокгольм и обратно. Решили лететь до Осло, брать напрокат машину, дней 10 кататься по фьордам, и улетать обратно из Осло. Поскольку шенгенских мультивиз в паспортах не стояло, пришлось заказывать заранее отели. Поездка была в июле, в разгар летних отпусков в Европе; может быть поэтому запросы в кемпинги большей частью были безрезультатны. Почти все отели были заказаны через систему fjordpass. На их сайте можно выбрать отель, мейлом либо придет подтверждение, либо предложат замену. Деньги с карточки сразу не снимают, но если не заселиться и не предупредить, могут снять – за одни сутки. Отели дорогие, двухместный номер обходился нам от 680 крон (в Мольде) до 1050 крон в сутки (в Гейрангере).
Билеты на самолет Санкт-Петербург – Осло были заказаны у norvegian.no – это была единственная дешевая вещь в этой поездке (наверно, рекламная акция была, туда 19 евро, обратно 79) . После снятия денег с карточки присылают pdf.-форму, которая и является билетом. Вот эти распечатки, схема маршрута и письма о заказе отелей и послужили основанием для выдачи визы в посольстве в Москве – через две недели после подачи документов.
По карте Скандинавии и найденным в сети отчетам был составлен примерный план, с помощью мишленовского рут-планера уточнили время переездов, а машину заказали заранее в Eurocar.
Схема поездки получилась такая:
Осло – Mабодален – Берген – Лердал – Гейрангер – через Троллстиген в Алесунд – Мольде и Atlantic Road – Хамар - Осло
Осло. Автобус Flybussen довез из аэропорта прямо до входа в отель (Best Western Hotell Bondeheimen), в одном квартале от центральной Карл-Юханс –гате. Погулять мы успели по самой туристической части города, между железнодорожным вокзалом, королевским дворцом и пристанью. Город заполнен праздношатающейся публикой и самыми разными скульптурами: либо памятники известным в этих краях людям, либо изображения трудящихся, очень большие и реалистичные.
Самые большие – возле темно-красных мрачных башен городской ратуши. Здание парламента почему-то гораздо меньше и веселее, а королевский дворец похож на Смольный, только перед ним на газоне граждане загорают, а в королевском парке – прогуливаются. Для разнообразия возле магазинов выставлены веселенькие тролли.
Мы прошлись вдоль крепости Акерхус, мимо причалов с яхтами, по набережной Аккер Бриге. На ней множество магазинов и ресторанчиков, в одном из которых вкусно поужинали мидиями. Удивила пара за соседним столиком: получив по груде прекрасных креветок, они стали их тщательно очищать, потом соорудили огромные бутерброды с этими креветками, после чего стали их есть с помощью ножа и вилки. Наверно, норвежцы очень любят сэндвичи…
День второй. С утра заглянули в туристский информационный центр возле железнодорожного вокзала, взяли путеводитель по фьордам (Fjord Norway travel guide 2006), в котором расписания паромов, адреса и телефоны отелей и кемпингов и еще много полезного. Еще набрали буклетов по отдельным районам, более подробных.
Норвежцы не любят работать в выходные дни, и в субботу не так уж много прокатных контор открыто. Ближе к полудню мы дошли до Euricar и загрузились в Форд-фокус. Выезд из центра города был прост: ныряешь в тоннель, и очень скоро по указателю на Drammen оказываешься на E18. Здесь ограничение 100, и все едут лишь немногим быстрее. На других дорогах ограничение 80, дорожной полиции не видно, зато регулярно встречаются камеры контроля скорости. Размер штрафа за превышение скорости точно не знаю, но все пишут, что он очень большой. Поэтому почти все едут аккуратно. В Корнгсберге, городе серебряных рудников, сворачиваем на 40 и вдоль реки движемся к Гейло. Дорога очень красивая, иногда на реке встречаются плотины с небольшими электростанциями, а вдоль дороги – загородные дома с интересными хозяйственными постройками «на курьих (трольих?) ножках – высоко поднятые над землей – сараи? бани?
Постепенно местность повышается, лес исчезает, - это плато Хардангервидда, один из национальных парков Норвегии, здесь проложено много пеших маршрутов. Ближе к Гейло начинают встречаться горнолыжные подъемники. В холодные годы, говорят, здесь можно кататься и летом, но сейчас снега нет и в помине, разве что выше в горах, на леднике Хардангерьёкулен. Мы едем дальше по 7 дороге к водопаду Voringfossen - одному из красивейших и крупнейших в Норвегии. Чтобы его рассмотреть и сфотографировать, приходится свернуть на боковую дороге к одноименному отелю.
Я заранее пыталась заказать там номер, но на эту дату свободных мест не было, и для ночлега мы едем дальше, сквозь несколько тоннелей, завивающихся винтом в теле горы. Таким образом спустившись в живописное ущелье, останавливаемся в кемпинге Mabodalen, где у нас заказан домик. Кемпинг расположен стандартно, между дорогой и рекой, но площадка у него большая, засаженная черешневыми деревьями, хозяин приветливый, домик славный, (плита, холодильник, туалет и умывальник, правда душа в доме нет), территория для палаток и караванов - обширная. Домики деревянные, а на крышах у них растет трава. Хозяин с хозяйкой хорошо готовят, в чем мы убедились, поужинав в открытом кафе олениной с пивом. На десерт – черешня с дерева и земляника с полянки. Комаров почему-то не было. За день проехали 330 км.
День третий. Спешить было некуда, поскольку до Бергена уже недалеко. Погуляли по окрестностям. Недалеко от кемпинга - музей природы и туристский центр Хардангервидды, а также сувенирные магазины c многочисленными троллями и свитерами, и ресторан. На крыше ресторана растет трава, работает вертящаяся поливалка и пасутся 2 козы. Еще чуть подальше – центр проката лодок, а через дорогу от него – еще один кемпинг, уже на берегу фьорда. Из ущелья узкой полосой вылезает облако, вдоль шоссе – пешеходно-велосипедная дорожка, поднимающаяся в гору. Судя по рекламному буклету, отсюда ходит туристский паровозик (Troll Train) по старой дороге, через гору до Voringfossen.
Наша дорога ныряет в тоннель, затем выходит на берег фьорда, мы едем в Brimnes к парому, который идет через Эйдфьорд в Bruravik. Переправа очень короткая, и тут же дорога опять уходит в тоннель. Мы едем в Берген по 7 дороге вдоль берега Хардангерфьорда, дорога хорошая, но очень узкая, иногда приходится пропускать встречные машины. Останавливаемся в Oystese возле пляжа, где купаются дети, Церковь, кладбище, заправка, кемпинг, пляж и художественный музей – все рядом. Дорога уходит от фьорда, и вскоре подъезжаем к большому водопаду (Steinsdalsfossen). К нему можно подняться по хорошей тропе, и даже пройти под ним.
Так не спеша доехали до Бергена, на въезде уже привычно нырнули в тоннель, и еле успели свернуть на огромной развязке к центру города. По случаю выходного дня платить за въезд в город не пришлось. Проехали 150 км.
Парковка была в отеле (Best Western Terminus, возле железнодорожного вокзала), платная. Вообще в Бергене и других больших городах бесплатно припарковаться можно только в выходные дни (не везде), или вечером, после 17 или 18 часов, в остальное время придется заплатить 15-20 крон в час, и часто не более чем за 2 часа подряд. В Бергене мы провели вечер этого дня и весь следующий.
День четвертый.
Говорят, в Бергене бывает всего 10 солнечных дней в году. Два из них пришлись на наше там пребывание. Город раскинулся по берегам фьорда, обтекая горы, и весь его обойти мы и не пытались. А бродили по центру, где толкутся все туристы и где город очень похож на декорацию несуществующего фильма «Город ганзейских купцов».
Крутые мощеные улочки, розы у деревянных домиков, Макдональдс – и тот не современный; огромные парусники у причала и множество моторных яхт, где люди читают газеты, пьют пиво – живут, одним словом;
Городской Аквариум, знаменитый Рыбный рынок… По-моему, рыбу там как раз не очень-то покупают, все больше сувениры, свитера, меха, ну разве что бутерброды с креветками или китовым мясом. Еще там в кафе на набережной вкусный бергенский суп – рыбный со сливками. И размноженный в магнитиках - картинках – открытках Брюгген - деревянный квартал, где когда-то селились ганзейские купцы. Квартал горел, его отстроили, и торговать не разучились, судя по объявлениям на рынке (понимаем всякие языки, принимаем всякую валюту). Кстати о языке. Как-то так нам повезло. что русский язык мы слышали почти повсеместно, видимо был сезон для русских туристов. И в магазинах, и на рынке, и на вершине холма, куда едут на фуникулере, чтобы увидать панораму Бергена сверху.
Если не последует возражений, последует продолжение.