Вступление, дни первый и второй
День третий
День четвёртый
День пятый
День шестой
День седьмой
День восьмой
День девятый
День десятый
День одиннадцатый
День двенадцатый
Дни тринадцатый и четырнадцатый
День пятнадцатый
Заключение
Вступление
Участники: папа (bokivil), мама (Джонджони), сын (15 лет) и дочь (11 лет).
Отчёт пишется совместными усилиями, но эмоциональная часть больше от Джонджони .
Когда-то попалась подборка фотографий с неудобным названием Прекстолен. Мне как озабоченному горами просто снесло крышу. Просматривая инет выяснил, что это за скала и где она находится - далёкая и недоступная Норвегия. С глубоким вздохом тему пришлось отложить, как нереальную на тот момент.
И вот три года назад прочитал отчёт моего земляка yak54, его фото со снежной дороги меня просто сразили наповал, а так же появилась уверенность, что Норвегия не такая уж и заоблачная.
Так как поездка была ещё не в близких планах, начал собирать материал о стране, так попал на этот сайт. Огромное спасибо всем форумчанам пишущим отчёты, такого кладезя информации о Норвегии нет ни на одном русскоязычном форуме!
Кто бы мог подумать, что запланированная поездка на кемпере по Норвегии (далеко не первая из семейных путешествий), где по большей части были опасения постоянных трений на маленьком пространстве, обернётся настоящим приключением, и в конечном итоге здорово повлияет на сплочение всей семьи.
Дня не проходило без разочарования от изменения планов, без неожиданных затруднений, без постоянных попыток увидеть "полную половину стакана", и конечно без бесконечных восторгов от видов, которые нас окружали.
Дальше мы, конечно, распишем по дням всё, через что нам пришлось пройти, но забегая вперёд скажу, что несмотря ни на что, мы всё-таки вернёмся в Норвегию и опять же на кемпере (позже вы поймёте о чём идёт речь) и пройдём всё то, от чего пришлось отказаться в этот раз.
Ещё хочу отметить детей. Такого сплочения и позитивного настроя, несмотря на постоянные проблемы, маленькое тесное жилое пространство и напряженный график, мы от детей не ожидали. Раздуваюсь от гордости за своих чад.
Подготовка.
Желание путешествовать на кемпере всей семьей возникла давно, но в предыдущих маршрутах цена кемпера была гораздо выше, чем прокатная машина + цимер или апартаменты. Поэтому не сложилось. В Норвегии же эти показатели примерно уравнивались… или же наше желание покататься на собственном доме окончательно победило.
Теперь по прокату машины.
Скандинавские страны отпали сразу, разница в цене была 1100 - 1300 евро!!! Мелькнула в сравнении Рига, но тоже не выдержала конкуренции с немецкими фирмами. В итоге остановились на Берлинском филиале фирмы MacRent. Представитель при переписке оказался довольно приятным человеком и предоставил нам дополнительные льготы. В итоге прокат кемпера нам обошелся в 2014 евро на 15 дней, включая комплект посуды, набор из стола и 4 стульев для пикника, получение машины в 9 утра (вместо стандартных 14:00) и сдачу машины в нерабочий день.
Небольшой совет для снимающих кемпер. Постельные принадлежности, которые стоят в прокате по 50 евро за комплект, можно гораздо дешевле купить в местной Икее. Нам это посоветовал сам представитель макрента.
Вдобавок, мы оформили дополнительную страховку на кемпер. Стандартная не покрывает ущерб стеклам, зеркалам, днищу, потерю ключей. Кроме того доля самоучастия очень высока – 2000 евро. Можно, конечно, доплатить и улучшить условия в прокатной кампании, но это стоит порядка 12 евро в день. В инете была найдена компания Questor Insurance Services Ltd, которая предлагала подобные услуги с лучшими условиями за 134 евро (9 евро в день).
Снаряжение.
Это конечно громко сказано – снаряжение! Но всё-таки… Итак, трекинговые ботинки со специальными носками, непромокаемые «дышащие» штормовки, непромокаемые штаны, палки для ходьбы. Для зарядки всякой электроники приобрели 500 ваттный преобразователь напряжения 12 – 220 вольт. Бумажные карты Норвегии, Дании и северной Германии. Для навигации пользовались Igo Primo установленной на смартфонах. Забегая вперед, скажу, что всё снаряжение оказалось исключительно полезным.
Через интернет купили билеты на паром Hirtshals – Kristiansand (Машина высотой до 4.1 м и длиной 7 м + 4 пассажира = 142 евро в фирме Fjordline http://www.fjordline.com )
Не сочтите за рекламу, при подготовке путешествия пользовался программой Evernote. Она бесплатна, позволяет хранить разнообразную информацию в различных форматах, т.е. ссылки, фоты, статьи и т.д. по темам, делить все заметки по блокнотам. Я создал блокноты на каждый день и просто запихивал туда любую интересную инфу. Эта прога ставится и на компьютер и на смартфоны. Всё это синхронизируется, помечая что либо на рабочем компе не нужно беспокоиться о данных, их легко можно увидеть на домашнем или переносном компьютере, а так же на телефоне.
Вот вроде и всё, теперь в путь!
Первые два дня, которые превратились в один. 21 - 22 июня.
По первоначальному плану мы должны были прибыть в прокатную фирму в 9 – 10 утра, за два – три часа получить инструктаж, заехать в Икею за постельными вещами, забить холодильник продуктами и направиться в сторону Шверина – Любека, чтоб к вечеру оказаться в районе Немецко-Датской границы. На второй день по плану были музей рыболовства в Эсбьорге и дальше на север в Скаген, очень хотелось постоять на границе двух морей, Северного и Балтийского….. И затем полуночный паром. Но это всё планы…. Ну кроме парома конечно.
На самом же деле было всё иначе.
Начало путешествия выдалось очень напряженным. Вылет самолёта компании AirBerlin задержался на 11 часов!!! Без предупреждения и каких-либо объяснений нас и ещё 200 человек мурыжили возле регистрации долгих 6 часов, пока не получили подтверждение, что наш самолёт вылетел из Берлина. В итоге вместо 4:50 мы вылетели в 15:10.
Аэропорт Тигель удивил своей миниатюрностью и древностью. Видимо он уже отжил своё и немцы его не ремонтируют, а латают. Ждут открытия нового берлинского аэропорта Бранденбург.
Приземлились в 18:15 по местному времени, в районе 19:00 погрузились в такси и отправились за кемпером.
Из-за задержки рейса в филиал Макрента мы прибыли в 19:45, а фирма работает до 17:00! Зная о такой задержке, мы ещё будучи в аэропорту в Израиле связались с представителем и сообщили о нашей проблеме. Он пошёл нам навстречу, предупредив, что эта услуга будет стоить 50 евро. Весь скомканный процесс получения машины занял 1.5 часа. Приехав в Икею за постельным бельём, поздоровались с закрытой дверью. Супермаркеты к этому времени были тоже закрыты. Перекусили в Макдональдсе. Учитывая поздний час, уставших детей, скомканные планы и 830 км которые предстояло преодолеть за сутки, было принято непростое решение двинуться в путь, в сторону Дании. Решено было рулить пока можется. Прошу учесть прошлую бессонную ночь, ведь из дому выехали в полночь… Продержался я 190 км, и выбрав «ёлочку» завалились спать в 2 часа ночи.
Встали в 7 утра. На удивление все проснулись одновременно. Собрались тоже относительно быстро и двинулись в путь.
Если честно, то по-прежнему напрягала мысль, что надо проехать ещё порядка 700 км до парома, заехать в икею (как никак, но подушки с одеялами были нужны, да и кое-что из домашней утвари не помешало бы) и закупить продукты перед дорогой Скандинавией. Заехали в Икею, затем в продуктовый и... проехали 720 км до заказанного парома в Hirshtals в Норвегию.
По дороге мы начали сталкиваться с нюансами кемперной жизни. Например, при попытке наполнить бак с водой, столкнулись с отсутствием переходника для шланга, который должен был идти в комплекте. Пришлось заезжать в ближайший хозяйственный магазин, где заодно купили и 10 литровую лейку. На одном из привалов мы с сыном предусмотрительно разобрали стойку для велосипедов, зная, что паром заказан на 7-ми метровую машину, а стойка дополняла 35 см.
После бессонной ночи и такого мощного пробега на кемпере, добрались до парома просто измотанными. Дети поспали немного в дороге, но этого мало. Интересно, что нам прислали предупреждение по смс, что из-за погодных условий паром откладывается на час. Нам это было на руку и мы даже обрадовались, не подумав об этих самых "погодных условиях". Использовали дополнительное время чтобы разложить вещи и прибраться в кемпере на берегу Северного моря. Фотографии сделаны в половину двенадцатого ночи. Сами того не ожидая, мы попали в белые ночи
На паром заезжали задом последними (зато выезжали передом первыми).
По совету Автопутешественника не мог не приобрести литровую бутылку Аквавит лайн (24 евро) в дьюти-фри парома .
Первый восторг от парома сменился у всех кошмаром "морской болезни", от которой больше всех страдала дочка (с четвёртым гигиеническим пакетиком бедолага спустилась в кемпер).
Норвегия нас встретила непрекращающимся дождём. От парома отъехали 17 км до запланированной стоянки на берегу озера Lona. Спать легли около половины четвёртого, когда уже начало светать. Ну ОЧЕНЬ уставшие.
Проехали за второй день 720 км и паром с качкой.