Готовясь к отпуску и рассматривая чужие фотографии из поездок в Норвегию я поражался красоте тех мест и все время удивлялся почему авторы так часто говорят что фото не передают и половины ощущений которые испытываешь в Норвегии. Теперь я согласен, да. Фото могут лишь напомнить тебе как долго ты не мог сказать ничего путного кроме затяжного "ааа....." глядя на фьорд с края скалы и видя у себя под ногами несколько сотен метров до глади изумрудной воды или стоя на вершине горы и окруженной заснеженными пиками до самого горизонта.
Да, это надо видеть, здесь надо ходить, плавать, ездить, забираться, карабкаться и находясь на вершине, на пароме, на скал или под стеной водопада - быть не в состоянии подобрать те слова, которые могли бы описать все это...
Но тем не менее приступим.
Целью данного отчета является не только сохранить собственные воспоминания и поделиться ими c друзьями, но и рассказать о нескольких набитых шишках и возможно помочь комуто организовать свою поездку.
Поэтому вначале байки о поездке а в конце комментарии по фактам и мифам о ценах, дорогах, жилью, и остальному.
Программа тура.
Танкистов было четверо: двое добирались из Питера, двое из Нью-Йорка. Это определило транспортное решение: наша питерская машинка была слишком мала для такой поездки вчетвером поэтому мы добрались на машине до Хельсинки и оттуда самолетом в Осло, друзья прилетали тудаже.
Причины и финансовое обоснование будет приведено ниже как наименее интересное
Маршрут был жестко определен заранее заказаными домиками в кемпингах и точками интереса.
маршрут проходил по югу норвегии и маршрут выгядел так:
День 1. Аэропорт-Oslo-переезд в Forsand.
День 2. окрестности форсанда, прогулка на Pulpit-Rock.
День 3. поход на Kjerag
День 4. Переезд в Bergen через Odda и красоты по пути
День 5. Полдня на Берген, переезд по направлению флама, ночевка в Gudvanger
День 6.через Flam, Stegastein, туннель, Laerdal, ночевка в кемпинге в Gaupne.
День 7. Заплыв на каяке и подъем на ледник с гидом
День 8. снежная дорога 55, Dalsniba, ночевка в кемпиге в Geiranger
День 9. погулка на катере по фьорду, площадка Flydalsjuvet, прогулка к Storseterfossen, Løsta
День 10. Trollstiggen, "мелочи" по пути, возвращение в аэропорт, финал чемпионата в баре, на след утро в 6:40 вылет в хельсинки
Теперь подробнее
День 1. Это был наиболее сомнительный день по планам т.к. для друзей разница с привычным временем составляла 6часов и нужно было провести это день так ч.б. они не заснули по дороге и дотянули бодрствуюя до местной ночи
После организационных вопросов в а/п (обнимания и поцелуев при встрече; доступного!!! Для прибывающих!! Дьютика; оформления местной симки; получения машины), двинули в Осло т.к. друзья хотели купить какой-то особенно правильный газ для примуса, а мы настаивали на посещении Vigeland Sculpture Park.
Погода была отличная, и парк произвел очень приятное впечатление! Мы не упустили возможность широко улыбнуться плодам богатой фантазии автора и их предельной концентрации в красивом зеленом парке. А теплое солнце, мини пикничок на травке - задали безусловно позитивный настрой всей команде.
Надо отметить, что не все это доступно в полной мере организованным туристам, пересекающим территории Норвегии по воле указующей палочки своего гида, но с другой стороны мне всегда немножко не хватает попутных коментариев, легенд и просто интересных рассказов хорошего экскурсовода. Разумеется это можно восполнить собственной подготовкой, но в этот раз до этого руки просто недошли
В итоге для меня осталось загадкой, что автор хотел сказать большинством своих композиций.... Знакомое ощущение? На мой взгляд это был один из первых шагов Европы в сторону так называемого современного искусства... кто бывал на подобных выставках поймут меня сразу
С другой стороны это все таки безусловно интересные и неповторимые скульптуры, на которые, что важно, приятно смотреть.
Поезжая через центр Осло мы дружно отметили, что это красивый город, в который стоит приехать просто ради него самого (забегая вперед – из Хельсинки туда-обратно можно слетать за ~50Е)
После перекуса в парке двинулись в путь и тутже обнаружили первый сюрприз... это была пятница... и выезд из города занял гораздо больше времени чем мы планировали.
Местами Е18 просто останавливалась. Вспомнив, что делается у нас дома в это время на выезде, мы вообще напряглись.... и лишь в конце маршрута, въехав на паром перед кемпингом, перестали смотреть на часы. Иными словами мы по всему пути дружно кричали смотри налево!, нет - направо!, но не останавливались, т.к. понимали, что каждая остановка съедает минут 10 времени, а нам нужно было проехать почти 500 км и успеть в кемпинг до 23.
В итоге только в памяти у нас остался знаменитый конь в пальто (фото с форума), первый снег вдоль дороги выше 1000м... не удалось сфотографировать и шикарного лосенка перебегавшего дорогу за поворотом: мы увидели друг друга издалека, секунды четыре он нас смотрел но расчехлить фото технику мы успели, а вот снять аборигена – нет!
Из крупных остановок по дорогу было посещение Heddal Stavkirke.
Пара слов про кирхи в целом. На всех путеводителях они обозначены как достопремечательности, но безусловный интерес вызывают в первую очередь ставкирки: “Stav” это стойка, опора являющаюся основным конструктивным элементом цекрвей этого типа:
При стоительстве стойки соединялись на земле образуя прочный каркас, который затем поднимался в вертикальное попложение, соединялись зажимными балками и закрывались снаружи рамами с досками.
Если стоя в центра церкви посмотреть вверх на конструкцию крыши, то она немного напоминает перевернутый корабль, а стропила крыши схожи со шпангоутами корабля.
Еще более явно это заметно в Stavkirke Borgund:
Ставкирхи это уникальный вклад Норвегии во всемирную культуру. Большинство из них было построено в период с 1130 по 1350 года когда чума накрывшая европу остановила всякое строительство. Из более 1000 построенных церквей сохранилось 28, Heddal Stavkirke является самой большой. Кстати в ней есть даже орган.
Честно говоря сложно представить себе деревянное здание которое простояло столько веков... Норвежское Общество Охраны Памятников поддерживает их состояние, не нарушая исторической чистоты, и ощущение реального безумного возраста не покидает тебя под этими сводами.
Как известно христианство в норвегию пришло уже после того как тролли и легенды гор пропитали собой сам воздух этой страны. Возможно это повлияло на то что церкви "охраняются" головами драконов, иногда стилизованых, иногда вполне "живых". Лично мне они нравятся больше гаргульй готических замков, хотя суть примерно одна
Еще несколько фоток Stavkirke Borgund: