Наша третья Норвегия оказалась самая солнечная.
8 тысяч километров за плечами.
90 процентов Норвежского плана по приключением выполнено.
Получен нетипичный южный загар, тонны супер- впечатлений и позитива.
А вспомнить, как все начиналось...
В этом году Норвегия нам была суждена.
Во-первых,
у главного члена нашей семейной команды весной был юбилей, и его заказ был однозначен: - Хочу в подарок путешествие в Норвегию. Желание новоявленного пенсионера - уже закон.
Во-вторых,
все предварительные условия были выполнены. По традиции, как и в 2014 году, перед Норвегией на Новый год мы путешествовали по Польше.
В-третьих и во всех прочих,
Норвегия -это страна, в которой сходятся все наши отпускные точки интереса:
1. чтобы ближе к природе;
2. чтобы погулять по горам;
3. чтобы жить в кемпингах;
4. чтобы ловить рыбу.
И кроме того, Норвегия - это страна первого совместно-семейного посещения ЗАГРАНИЦЫ. Это не мало значит, согласитесь.
Именно регион фьордов мы наметили посетить еще раз. Взглянуть на красоты Норвегии глазами самтуристов, поворачивать колеса автомобиля, куда захочется, ночевать, где понравится, гулять там, куда тянет в данный момент.
Время поездки привязано к окончанию имеющейся визы - конец мая- июнь.
Понимали, что еще рано, могут быть закрыты горные дороги, может быть холодно.
Но мы очень любим несезон. Чтоб было мало туристов, чтоб были пустые кемпинги и свободные дороги.
Билеты на паром компании Талинк Силья на 29 мая из Финляндии в Стокгольм купили в марте. Автопакет - одна машина/на всякий случай большой высоты, чтоб с багажником/+одна каюта+ до 4 пассажиров, стоил 75 евро, дешевле всех прочих.
Обратно решили возвращаться вокруг Ботнического залива, причем замкнув круг с юга по Е6 до 73 дороги. Ведь 73 дорога - прекрасное окончание позапрошлогодней северной Норвежской поездки- нам тогда очень понравилась, а ее продолжение в Швеции подарило встречу с многочисленными оленьими стадами.
Оставалось составить маршрут.
Сейчас кажется, чего уж проще!?
Особенно с помощью форума
Ага! Всё так... Но весной, когда я начинала сочинять маршрут, у меня совсем ничего не вязалось.
Все эти фоссены (водопады), далены (долины), ватнеты (озера), вегены (дороги), бреены (ледники) не складывались в одну нить, не запоминались названия, путались регионы фьордов.
А самое главное! Там оказалось так много мест, в которые хотелось непременно, обязательно, безусловно!
Первоначально план-маршрут выстраивался по Канве ( Канва маршрута по Норвегии. Для первой поездки от 5 и более дней ) от m.e.g .
Спасибо большое, Евгений.
Потом стала читать отзывы и делать конспекты из них. Особенно помог отчет Александра Rudankort "В Норвегию, как в первый раз".
И вообще спасибо большое всем-всем, кто отчеты пишет, потому что из них такое вдохновение черпаешь, так оптимизмом заражаешься. И нет более интересной ветки, чем Норвежская!
Потом я увлеклась регионом Ромсдаль.
Там такие красивые горки куполочками, очень напоминают южные Лофотены.
Там стена Троллей, лестница Троллей.
Там поразительные озера Ловатнет и Эйкесдаль, спорящие по красоте с фьордами.
Там Атлантическая дорога со своими горбатыми мостами.
Там красивейший фьорд Норвегии - Гейрангер.
И много-много всего другого!
Потом я вспомнила свои дальние мечты-желания:
Кафедра проповедника - Прекестулен на южном Лисьефьорде.
А рядом плато Кьераг. Огромный камешек, застрявший на километровой высоте над фьордом.
А между ними оказалось так много интересного и увлекательного!
- Хардангерфьорд и окрестности,
-Согнефьорден,
-ледниковые языки Юстедаля,
-высокогорные снежные дороги!
Свою тему в Маршрутах я не создавала, потому что на Форуме предостаточно информации, только читай внимательно.
Писала интересности на листочках по регионам, раскладывала их по географии.
Постепенно в памяти укладывались сложные названия, регионы выстраивались в направлении юг-север, и...
наконец, к середине мая маршрут был построен. Сколько я туда повпихивала!!!
Это ужас, как много для нас - неспешных.
Причем зная, что в Норвегии спешить никак не получится, что здоровье подводит, и два трека в день - это сомнительно и проблематично для нас, и погода может нарушить все планы, и запасного варианта нет у меня.
Оставалось решить последнюю проблемку: выбрать один из вариантов: либо начинать путешествие с Лисьефьорда, либо с Хардангер-фьорда, теряя при этом самые раскрученные норвежские достопримечательности Кьераг, Прекестулен, запланированное для ночевки горное озеро Тиссдалватнет, высокогорную дорогу Rv520 Саудавеген. Зато появлялось время для запланированного в регионе Хардангера.
Решение отложили на последнюю неделю и уже в пути всё-таки выбрали более короткий вариант.
Прекестулен - это моя личная мечта,пусть он пока останется мечтой.
Слишком много напланировано прогулок у Хардангер фьорда.
И получается, эти прогулки мне дороже?
Или не хочется мне людской толпы в раскрученном месте?
Но решили так.
Конец мая наступил.
Отпуск оформлен на две недели плюс еще пятница, потому что маловато будет.
Страховка на автомобиль на полмесяца - 2450 рублей (хоть заранее, хоть по дороге оформляй).
В самом-самом туристическом Гейрангере забронировали на пару дней домик на Букинге.
Закупили с собой много еды и питья, курс рубля не радует, а Норвегия - страна дорогая.
Виза годовая выдана австрийцами и кончается аккурат 11 июня.
Машина Рено Дастер с багажником наверху забита разнообразными вещами: от шорт до зимних курток и дождевиков.
Даты поездки с 26 мая по 13 июня 2016 года
Мы готовы!
План таков
1 день Саратов-Тамбов 385 км;
2 день Тамбов-В.Новгород примерно 1000 км
3 день Новгород -Выборг. Гуляем по городу.
4 день Выборг-Турку. паром Турку-Стокгольм
5 день Стокгольм -Норвегия - максимально доехать до точек интереса
6-7 день регион Хардангера
а дальше есть направление, есть примерные точки интереса.
Остальное, как пойдет.
Расписан по дням у меня был только тот план, который начинался от Прекестулен.
Старт намечен на 6 часов вечера после / войны / зачеркнуто работы - четверг, 26 мая.
В плане доехать до объездной Тамбова. Есть там несколько приятных мест для ночевки. А ночуем мы в дороге для облегчения общей стоимости поездки машинно-палаточным способом.
Но этой весной Россию накрыли дожди. На обочинах лужи и грязь.
Поэтому ближе к городу нашла в телефоне на Букинге гостиницу Уют в центре Тамбова, туда и направились.
Стоимость 1150 рублей. Комната приличная, потолки высокие. Удобства на блок из 2 комнат, кроме того в коридорчике блока стоит большой холодильник.
Кулер и СВЧ-печка на рецепшн. Есть чай-кофе-сахар для всех.
Сложно заехать, потому как пешеходная зона, но с третьего раза у нас получилось. А выехали легко.
Полный зачет!
Пятница проведена в дороге и МКАДовских пробках. 870 км.
Граждане москвичи- автомобилисты! Примите искреннее сочувствие. Это ж кошмарная трата времени и нервов - стоять в пробках!
Хорошо еще, что, подсмотрев в Яндексе, мы выбрали путь по внешней стороне МКАДа. Внутренняя стояла глухо!
Опробовали М11. Дорого, широко, быстро! Указателей нет. На обратном пути проскочили съезд на нее (указатель на Шереметьево) и мучались в пробках.
Вышний Волочек проехали через центр, вспоминая кошмар 2014 года (200 км от Москвы по М10 за 8 часов!!!).
Тверь тоже проехали через город, на объездной ремонт моста и заторы. Эти города у меня есть в планах, поэтому в окно смотрю с интересом и предвкушением. Сегодня решили остановиться на Валдае. Как это было правильно!
Отпуск начался!
ВАЛДАЙ
Свернули направо перед озером. Дорога ведет через островки к монастырю. А вдоль этой нешумной дороги на берегу озера много мест для стоянки с палаткой. Просто чудо, как хорошо! На обратном пути нам сюда. А пока к монастырю.
Валдайский Святоозерский Иверский Богородицкий монастырь.
История монастыря древняя, тянется с 1653 года. Это один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона. Случилось ему видение, и на том месте был заложен монастырь. При освящении монастыря освятили и озеро Валдай, поэтому монастырь Святоозерский, а Валдай - святое озеро. На его дне покоится Евангелие и Крест Никона.
В советские годы тут были Иверская трудовая артель, историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом, потом посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Расписные окошки, нарядная лепнина.
Аккуратные ряды плодовых деревьев за храмами. Под деревом сюрприз - зайчишка прыгает!
Храмы закрыты, время позднее. Нам повезло. Для группы певчих Успенский собор открыли. И нам войти позволено, и дивное пение слышать. Акустика в храме изумительная.
Ночевка у озера тоже прошла на УРА!
Лесная островная дорога пустынна, озеро тихое и призрачное. Краски у него не яркие, но завораживающие.
Утром влезла в чистейшую воду. Пройдешь 3 метра по воде, а там вид на монастырь.
Из минусов. Вода холодная, комаров полно. Но репеленты действуют, а в мае не купаются в озерах Северо-Западного округа.
Третий день - 480 км до Выборгской гостиницы " Северная Корона", вечер запланирован для Выборга: старый город, крепость, подъем на башню святого Олафа.
Отель понравился. Тихие комфортные номера. Бесплатная парковка под окнами. Кулеры на этаже. До центра топать 2,5 км, а нам тренироваться надо.
Повезло. Рядом отремонтировали машину. Ночью у Тамбова въехали в ямку на дороге, утром по дороге колесо выправили и сбалансировали, но по пути машина была не очень довольна конечностями. Надо было отбалансировать заново все колеса, поменять их местами.
ВЫБОРГ
Что мы успели.
Городской парк Культуры и Отдыха на Бастионной горе - Забрались на горку от нашего отеля близко. Был день пограничника, и празднично одетых военных встретили предостаточно.
К центру Эспланадой шли, дома разглядывали. А нам по пути то лось встретится, то мальчик с медведем.
Пришли...
Старый город.
Местами уж очень старый и обшарпанный, местами весьма колоритный и обворожительный в деталях.
На площади встречает нас круглая башня, рынок, здание объединенного банка Северных стран (1900) .
Всё, как положено.
Круглая башня, иначе «Толстая Екатерина», — это один из символов города наряду с Выборгским замком. Возвели башню в середине 16 века для укрепления обороноспособности гарнизона, а в 1922 году перестроили под исторический ресторан.
Рынок - памятник архитектуры. Некогда это здание было самым большим зданием рынка в Скандинавии. И сейчас здесь - рынок.
Перед ним сувенирные ряды, без магнитов и сувениров не останешься.
Самый старый жилой дом в России /историческое здание ( «Дом горожанина») 16 века. По легенде, здесь располагалась первая выборгская типография 17 века. Сегодня здесь чудный магазинчик с сувенирами , сработанными местными бабушками.
Площадь Старой Ратуши Самое нарядное здание - бывший историко-этнографический музей Выборга. Перед фасадом бывшего музея стоит памятник Торгильсу Кнутссону. Маршал Торгильс Кнутссон, представитель могущественной шведской фамилии, в конце XIII века был опекуном малолетнего короля Биргера Магнуссона и фактическим правителем Швеции. Именно он в 1293 году направил экспедицию в Карелию и приказал построить на этих землях мощный и неприступный Выборгской замок.
Старая крепость - Выборгский замок.
единственный в России хорошо сохранившийся памятник средневековой западноевропейской военной архитектуры.
Не зря стремились. Внутри здорово!
Лазить по разным уровням, любоваться цветущими деревьями,бродить по берегу залива, и главное - влезть на башню.
Места на смотровой площадке очень мало. Приходится протискиваться по кругу
Виды сверху хороши!
В июне здесь рыцарские турниры, исторический фестиваль. Спешите видеть те, кто рядом.
Еще побродили по городу.
Старый маяк на высоком берегу.
Башня Ратуши заложена в 1470 году, часть Средневековых укреплений города.
Не успели в парк Монрепо и в Анненские укрепления, но прониклись.
Теперь Выборг живет в памяти, как город цветущей сирени. К вечеру устали, находив 15 км по шагомеру.
29 мая. Воскресенье.
Сегодня у нас паром. Паром уходит из Турку вечером. Прибыть надо за час до погрузки. Здесь всего 410 км, но мало ли какие ремонты, очереди на границе.
Поэтому мне не спится утром. Завтракаем и выезжаем рано.
Граница пустая. Дорога быстрая. Вот и хорошо! Есть время завернуть не только в супермаркет, но и по главным туристическим интересам.
Первая остановка по коричневому указателю на туристический объект:
Gamla Viborgsvеgenм
Старый мост через озеро. На левом берегу ГЭС.
Зелено, тихо, красиво!
Замечательное местечко для обеда на природе. В лесу цветут ландыши, черемуха и сирень. Какая-то цветочная сказка. Мы так и пребывали в этой сказке весь отпуск. У нас на юге цветы быстро отцветают, сменяя друг друга. А здесь всё цветет одновременно и долго.
Примерные координаты 60.495677, 26.460640
Следующая остановка- старый город Порвоо .
Совершенно не ожидала, что финский городок может так понравиться. Это чудесное и живописное местечко.
Машину оставили на бесплатной парковке у церкви. Координаты 60.397424, 25.658551
Крутые мощеные улочки.
Живописные домики с окошками в мелких переплетах, знакомых по Дании.
Сходили погулять на холм Linnamaki. Всё цветет вокруг. Воздух чудный.
Виды на городок и реку.
Здесь мы спохватились- вспомнили про время.
Я привычно думала, что в Финляндии время отстает от нашего на час. Совсем забыла, что у нас отменили зимне-летние переводы стрелок. А тут обнаружила на соборных часах такое же время, как у нас в телефонах. Пожалуй, поедем мы в Турку пораньше. Там и замок есть рядом с паромной переправой.
Прибыли задолго. Нашли свой порт отбытия, наш паром компании Таллинк Силья.
Есть время прогуляться. Парковка в порту платная: 1 евро за час.
Замок в Турку.
Замок в пяти минутах от парковки.
Время уже не рабочее, но внутри двора можно ходить бесплатно.
Время у нас еще есть, а до центра города далеко.
Погуляли у деревянных складов, наблюдали за птицами.
За полтора часа встали в очередь на паром. Ажиотажа не наблюдалось. Сезон еще не начался. Решила поволноваться за свою распечатку брони, а вдруг эта бумажка не поможет, вдруг нас не пустят. Мы ж первый раз на автомобиле на паром заезжаем.
Пустили, конечно. Выдали карточки ключи от каюты: по одной на человека и на машину отдельный. Странно - наша машина без нас не ходит.
Пришел паром "Балтик Принцесс". Совершенно бесшумно ювелирно пришвартовался.
Нам машут заезжать. Паркуемся плотно к борту близко.
Ура! У нас каюта на верхней палубе. Да еще апгрейд до каюты с окном!
Не знаю за что. За раннюю бронь? Или опять плюсы несезона?
Понравилось.
Наблюдали отплытие, сидя за ужином.
Койки широкие и мягкие. Но спали мало. Пока погуляли по открытой палубе, пока паром обошли.
Утром вставать рано надо. Паром прибывает в 6-10 (время, к счастью, уже на час от нашего отстаёт)
Стокгольм пропустили, уважая требования водителя. Сложно на автомобиле в большом городе. На дорогах в это раннее время машин полно, вот мы и проскочили шведскую столицу в потоке мухой.
Замок Грипсхольм
Свернули по направлению к замку Грипсхольм в городок Мариефред. Парковка бесплатная, координаты 59.258270, 17.223127
В этот ранний утренний час мы гуляли у замка в одиночестве. Открылся он перед нашим носом.
так приятно, когда перед носом что-то не закрылось. а открылось для любопытных.
Замок Грипсхольм -известный в шведской истории замок расположенный одном из островов озера Маларен... В настоящее время здесь расположена часть портретного собрания Национального музея Швеции.
Проход во внутренние дворы бесплатные. Виды бесплатные. Удовольствие безмерное.
виды на дворец Грипснес.
Городочек тоже произвел очень приятное впечатление.
Эребру
Заехали по форумным рекомендациям.
Впечатления спорные.
Замок -да!
Вокруг замка понравилось. А город обычный показался.
Парковка дорогая, но в самом центре во дворе на улице Кунгсгатен, ведущей от замка. Стоит 25 шведских крон за час (210 рублей по немилосердному сбербанковскому курсу). Ищите другую, они есть.
Замок обошли со всех сторон. Туринфо и туалет на ремонте :-(.
Вокруг сады, забавные инсталляции, фонтаны.
Красивый отель в старинном дворцовом здании рядом.
Нашла забавно нарисованную стену,парки и скверы у реки.
Вернулись опять от замка. Туалет нашелся сбоку от мэрии, в двух шагах от парковки. Бесплатный, чистый, общественный.
Ну всё, поехали уже в Норвегию. Пора.
Взяли курс по Е134, стараясь доехать до Ролдаля.
Заблудившись в дорогах перед Осло, стараясь объехать югом через туннель под Ослофьордом,
постояв в пробках в Драммене, узнавая эти места по автобусному туру 2008 года,
остановились полюбоваться на речные пороги-водопады в Конгсберге. Можно свернуть перед мостом на парковку перед местным энергетическим предприятием.
Мощь и энергия воды покоряет. Вот за этой энергией мы и едем в Норвегию.
Следующая остановка в Хеддале. Здесь стоит одна из красивейших сохранившихся в Норвегии ставкирх.
Ставкирха деревянная, каркасная, трехнефная, существует с 13 века. Внутри росписи чудные, но мы вечером внутрь не попали. И легенда есть у этой уникальной церкви, что построили её за три дня пятеро местных фермеров-умельцев.
Ну как такое чудо можно за три дня построить!!!
А погодка всё более норвежская. Дождик сыпет, ветер зверствует. Может пора уже на ночевку кемпинг выбирать? Заехали посмотреть - никого. Объявление: Занимайте пустые домики, ключи в дверях. Утром будем, Вы расплатитесь.
А ценник где?
Поедем дальше. А дальше 134 дорога преподнесла сюрприз. Она стала забираться круто в гору, вокруг уже снег лежит! Красота-то какая!
Дождь сыпет, лед на озерах, снег кругом. Сразу вспомнили, как нас Норвегия пугала-принимала в 2014 году
И что?
Будто мы напугались?
Теперь в багаже и куртки лыжные, и шапки-перчатки имеются.
Но красота какая кругом. Прошло-майский Кавказ припомнился. Я и не знала, что такая красивая 134 дорога в регионе Телемарк! Кружные туннели, горные озера!
А на них лед и снег!
Но время позднее. Дождик кончился.
Вот и пункт назначения - Ролдаль. Кемпингов здесь несколько.
Мы выбрали ближний к озеру Сейм кемпинг. Заселились без хозяев, раскинули лагерь и спать.
А утром нам сюрприз - солнце на небе!