aal_spb » 31 янв 2009, 23:03
Hi all.
Летом 2007 года мирно еду по Финляндии из Коуволы в Хельсинки, предполагая оставить там машину на три ночи и продолжать с семейством путь в Стокгольм на пароме. Примерно за 100 км до финиша мотор вдруг стал крутиться независимо от колёс. Опаньки - подумал я. Это уже было три года и 50 тык тому назад, и это называется "порвался диск сцепления". На накате аккуратно сьезжаю на обочину, встаю с аварийкой, докладываю ситуацию жене. Жена быстро находит первый этап решения: звонит в гостиницу вблизи Коуволы, где мы провели предыдущую ночь. Хозяин - русский. Через час он прибывает на машине, после короткого совещания доставляет "Ниву" верёвкой на ближайшую парковку при бензоколонке, а нас - на ближайшую железнодорожную станцию, обратно в Коуволу. За деньги малые. Далее поезд в Хельсинки, двухдневный круиз в Стокгольм и обратно по плану, и возвращение в Выборг на поезде же.
Кстати, при покупке на вокзале билетов из Хельсинки в Viipuri цена за три купленных билета оказалась чуть меньше, чем по прайсу ожидалось за два. Оказалось, что семья из трёх человек подпадает по финским правилам под определение "малой группы с детьми", с особой формой билета и очень большой скидкой.
После возвращения на дачу под Выборгом и отмачивания организма в пиве начался спасательный этап. Рассматривались пять вариантов:
- предложенный хозяином гостиницы: буксир на верёвке, оплата по договорённости. Отвергнут сразу как самый опасный, 250 км на верёвке я лично в качестве "заднего" водителя ехать не хочу.
- простой и дорогой: заказ эвакуатора. Евро за километр плюс непредсказуемое платное ожидание в очереди на таможне. Кстати, вопрос: эвакуаторы идут в грузовой или в легковой очереди?
- в духе sisu: буксировка своими силами на жёсткой сцепке, "обеспечивающей следование буксируемого по колее буксирующего". Спокойно, медленно, без риска для себя и окружающих.
- ремонт в Финляндии на сервисе. Благо, "жигулей" всех поколений там много, и при ошибке в диагнозе есть шанс быстро найти запчасти. Диагноз, впрочем, был верным.
- ремонт в Финляндии самостоятельно, прямо на той же парковке. Масляных пятен на асфальте там хватало, я явно не был бы первым.
Финансы в кармане были на все варианты. И был выбран вариант номер три, поскольку нужный для этого варианта лёгкий артиллерийский тягач типа УАЗ-469 уже стоял во дворе дачи. Треугольник для сцепки нашёлся у соседа. Примерка к чьей-то Ниве на улице показала, что ширина задней части треугольника (рассчитанного на передние крюки грузовика) соответствует нижним рычагам передней подвески, и безопасное для буксируемой машины крепление понятно. Масса ТС по паспортам тоже соотносилась правильно: "Козёл" даже с брезентовой крышей на 250 кг тяжелее. Подготовка УАЗа к международному движению состояла в заделке дыры в крыле заплаткой на саморезах и наклейке "RUS" на задний борт. А ремни на передних местах были поставлены раньше, для себя.
Операция заняла один полный день, который в это время года длится около 20 часов. Нашлось время и на заезд по требованию жены в "кирпуторий" по дороге и покупку за 5 евро большого мягкого кресла для дачи .
При въезде в Финляндию финны спросили "куда", но "зачем" - не спрашивали. Ответ на возможный "зачем" был заранее подготовлен так: "Эвакуация собственного автомобиля, не бизнес, не оказание частных услуг".
Треугольник был плотно привязан к рычагам подвески отрезками цепи на такелажных скобах, дважды с каждой стороны. И подстрахован стандартной верёвкой. Сделал круг по парковке, убедился, что система поворачивает и хорошо останавливается, и поехал.
Никакой реакции у полиции состав из двух русских джипов не вызвал. Наверняка они всё видели на камерах, особенно предпоследние 20 км движения по обочине автомагистрали со скоростью 50 км/ч. Местные жители (бОльшая часть пути шла по мелким дорогам через посёлки) реагировали бурно, улыбались и махали лапами. Попутные автомобили с финскими номерами нагло обгоняли, не обращая внимания на сплошную осевую.
Вопросы возникли только на русской таможне. Незнакомая с простыми армейскими технологиями дама долго не могла понять, как и почему один водитель и два автомобиля: "Вы что, погрузили одну машину на другую?"
Выводы.
1. Для путешествия на собственной машине по европам обязательно нужно иметь мультивизу. Однократная виза недостаточна, в этом случае проблема легко может стать неразрешимой.
2. При наличии мультивизы (то есть возможности вернуться за машиной в любое время любым доступным путём) можно найти несколько вариантов решения, за разные деньги и разное время. И выбрать по вкусу.
3. На финской границе нет требования "въехал на машине - обязан выехать на машине". При возвращении на поезде никаких вопросов не было ни у финнов, ни у русских погранцов. А вот с русской таможней мы вообще разминулись, они не дошли до этого вагона до остановки в Выборге.
Ну а технический вывод заключался в том, что конструктивно хилый узел сцепления ВАЗ-21213 был через месяц заменён на совместимый от ВАЗ-2123 a.k.a. "Шевроле-Нива". По крайней мере таким способом оно больше рваться не будет.
А.Л.