Про дальняки я знал очень мало, в основном то, что надо ехать куда-то далеко.
Валера собирался ехать на Северный Кавказ и как раз искал попутчика. А почему бы и нет, сказал я себе?
В первый день мы выехали с Киева в 11 утра и приехали в Донецк на рассвете в 5 утра. А че, прикольно было. По дороге у мну сдох аморт и мы его поменяли в Донецке. Опять выехали после обеда и прибыли в Ростов уже в полночь, час кружили по городу в поисках отеля. Тогда я первый раз задумался о покупке ЖПС. Валера познакомился с местными бабайкерами, взял координаты бабайкеров в Пятигорске, к ним мы и поехали дальше. Затусили с ними. После Пятигорска рванули посмотреть на Эльбрус, потом на Владикавказ и вернулись опять в Пятигорск. С Пятигорска поехали на Ростов, где заночевали на трушном байк-посту.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/9.jpg)
Вся проблема была в том, что две недели отпуска уже почти подошли к концу, у меня оставался один день, что доехать с Ростова до Киева. Ну что ж, почти 18 часов пути и 1000 км пути, в два ночи я был дома.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/3.jpg)
С Валерой мы не сошлись характерами и в последние дни не очень ладили. После той поездки с ним больше не виделись.
Та поездка заставила задуматься над некоторыми вещами, такими, как выбор попутчиков и планирование маршрута. Прикольно ехать без четкого плана и ночевать у местных бабайкеров, но главный минус - ты понимаешь, что за это время можно было бы съездить гораздо дальше и посмотреть гораздо больше.
В последующие годы я совершил вместе с женой обязательные для каждого украинского мотоциклиста поездки: в Крым, в Карпаты, в Каменец.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/1.jpg)
Обзавелся ЖПС-навигатором.
В 2012 году мой товарищ Коля BTR вместе с друзьями совершили еще одну обязательную поездку в Грузию, и Коля понял, что ездить на мотоцикле в дальние страны почти так же интересно, как и разбирать и собирать чужие мотоциклы в гараже. Правда, некоторые моменты в поездке напрягли Николая, и он понял, что не все друзья и товарищи подходят для совместной езды в дальняки.
Отож, в 2013 году мы объединились с Николаем и решили рвануть в Турцию. Николай отвечал за техническую часть поездки, я - за маршрут и культурную программу, а Лера - за гуманитарную и кулинарную. При всей технической одарености Коли с географией он не дружит, у меня была прямо противоположная ситуация, и, как в американских фильмах, наша команда отлична дополняла друг друга.
Планирование трехнедельной поездки заняло не меньше месяца. Я распланировал переходы и культурную программу на каждый день.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/2.jpg)
Поездка удалась на славу, за три недели мы посетили Стамбул, Кападокию и Памуккале, больше десятка античных городов, ботсад в Болгарии, загорали и купались в море, плавали на пароме через Дарданелы, нарушали скоростной режим и получали за это штраф, ночевали в палатке у кромки моря на Мармарисе, ели пахлаву и лукум, пили бесконечный турецкий чай, рвали апельсины и жарили сосиски на вечном огне на горе Химера.
Осенью 2013 мой товарищ Humeer захотел поехать в Грузию, я с удовольствием упал ему на хвост. Я знал дорогу до Владикавказа, потому предложил доехать за два дня до Спепанцминды. Всего 1800 км. Олег хоть и ездит на мотоцикле довольно редко, но на второй день этого марафона проклинал меня за эту идею. Прибыв в Грузию, мы расслабились и провели 10 дней в свободном полёте.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/5.jpg)
Наверное, мы были одними с последних мотоциклистов, которые проехали по маршруту Киев-Харьков-Дебальцево-Ростов-Владикавказ-Тбилиси, сейчас по этому маршруту уже невозможно проехать.
В 2014м на майские мы оформили годовую болгарскую визу и решили покатать по Балканам. Опять я распланировал маршрут по дням на все три недели. Опять же мы впихнули очень много интересного и столкнулись с проблемой, что в некоторых местах хотелось бы остаться подольше, но график расписан по дням и нарушать его очень не хотелось бы. Тем более, что я первый раз столкнулся с тем, что проехать 300 км по равнине и 300 км по горам - это абсолютно разные вещи. В Болгарии мы сбились с графика и не доехали до точки ночевки больше, чем 100 км. В последующие дни пришлось отказаться от некоторых мест, которые хотелось посетить, чтоб догнать график.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/4.jpg)
Карпаты, Родопы, Албания, Дурмитор, мы открыли для себя много новых интересных мест. Одним из знаковых мест той поездки стал Белоградчик. Вдали от каких-либо туристических маршрутов этот городок оказался весьма занятным, а местность вокруг довольно сильно отличалась от той Болгарии, которую мы видели раньше. Для себя я сделал еще один вывод - малоизвестные места типа Белоградчика дарят порой больше эмоций, чем разрекламированые места типа Будвы.
В конце того года Николай решил сменить работу и уехал работать на Донбасс. Наш идеальный попутчик, с которым у нас почти никогда не было трений, нас покинул.
В моей голове вертелись истории поездки Krom в Среднюю Азию, когда он бросил работу и один на 250сс укатил на полтора месяца. Вау, говорил я себе, это круто. У него было время на многие вещи, он испытал кучу всего, но для этого ему пришлось уволиться с работы.
Крутилась история одного бабайкера-фрилансера с Питера, который улетел в Индию и катался там полгода. Он неспеша ездил от одного города к другому, смотрел кучу всего любопытного, общался с местными.
В тоже время на глаза мне попалась статья об одном из самых знаменитый российских путешественников-автостопщиков - Антоне Кротове. Этот дядя написал ряд книг про путешествия и автостоп, я прочитал книгу в стиле "вопрос-ответ", где автор отвечал на многочисленные вопросы о себе. Пересказывать нет смысла, лучше почитайте сами. Эти вопросы-ответы сломали мне мозг, я окунулся в совсем другую стихию путешествий. Имея минимум бабла, автостопщики придумали много уловок, как выживать и посещать множество мест и стран. Я не стал фанатом автостопа, но их идеи меня заинтересовали.
Основное отличие их путешествия от наших состоит в том, что они больше общаются с местными людьми и таким образом лучше понимают страну, в которую приехали. Они общаются с теми людьми, которые их подвозят, с людьми, которые пускают их к себе переночевать, они пробуют местную кухню не в ресторанах, а у простых людей. Когда мы ездили с Олегом в Грузию, в Тбилиси мы жили в очень классном хостеле, хозяева приняли нас как родных, рассказали много всего интересного про Грузию, про традиции, приготовили нам много местных блюд. Мы отлично провели время и отлично понимали, что живи мы в отеле, то не получили бы столько наслаждения от Грузии, сколько получили в том хостеле.
Но если ты планируешь поездку по дням, то у тебя нет времени на душевные застолья с местными, ты едешь от рассвета до заката.
Я понял, что не хочу планировать следующую поездку. Я хотел совершить поездку, которая бы напоминала мой первый беззаботный дальняк на Кавказ, когда мы не знали, где будем послезавтра.
Я понял, что хочу в Грецию, острова которой я видел с берегов Турции и Албании. Я понял, что также хочу в Восточную Турцию. Также я хочу в Португалию, попробовать настоящий портвейн и увидеть океан.
Когда у меня встает дилемма между покупкой вещи А или вещи Б, то я покупаю сразу две.
В этот раз я сделал так же, решил просто поехать сразу во все места, куда хочу. Идея шальная, но мы живем всего раз.
Наша знаменитая кругосветчица на вопрос "как поехать в кругосветку" любит отвечать, что надо иметь только мечту, остальное приложится. Когда у меня появилась мечта в виде доброго ангела с крылышками на одном плече, то на другом плече, появился совсем недобрый ангел и ехидно спросил: "А бабла у тебя хватит?". Что ж, одной мечты недостаточно, чтобы куда-то поехать надолго. Нужно иметь или бабло, или знания, как тратить его меньше.
Очень много денег в путешествиях уходит на отели и хавку, надо было как-то решать этот вопрос, причем не в ущерб качеству жизни.
Во многих отчетах проскакивало слово "кемпинг". Просмотрев цены на отели в Греции и цены на кемпинги, я понял, что стоит попробовать этот вариант.
Помимо кемпинингов, я решил попробовать больше общаться с местными, а для этого завел аккаунт на couchsurfing.com
Каучсерфинг - это соцсеть для хождения в гости. Одни люди отправляют запрос пойти в гости, другие люди принимают гостей. Потом они пишут друг на друга отзывы.
Вторая статья расходов во всяком путешествии - расходы на бензин. На первый взгляд, тут ничего сделать нельзя, разве что купить йобр и ехать на нём. Torquemada так и сделал, кстати. Но он был один, а нас двое плюс шмотки. Разместить всё это на йобре очень проблематично. Вычеркнув йобра, мы приходим к выводу, который полностью согласовывается с нежеланием планирования маршрута и желанием объездить много стран. Мы просто будем ехать медленно, будем останавливаться везде минимум на две ночи, а дневные переходы не будут больше чем 300-400 км, мы не будем юзать платные автобаны, так как они банально нам не нужны. Автобаны везде одинаковы, что в Германии, что в Греции. Придя к идее "неспешной езды", я открыл для себя просто море плюсов. Мы соблюдаем скоростной режим, потому у нас крайне мало шансов нарваться на штраф, спокойно едем 50 км\ч по селам, и не гложет мысль, что мы куда-то не успеваем. Мы успеваем рассмотреть все интересности вдоль трассы.
Удивительно, но все мои расчеты сработали, даже больше, чем я ожидал. За первые два месяца поездки мы потратили столько же, как за трехнедельную поездку в Турцию в 2013 году. То есть мы тратили в три раза меньше денег, при этом получали столько же удовольствия от поездки.
Вот приблительный фин. расчет среднестатических трат поездки в режиме у_нас_только_две(три)_недели_отпуска_а_хочеться_увидеть_очень_много:
1) проехать в день 600 км, расход бенза 6 л, имеем 36 литров по 1.5 евро = 54 евро
2) отель 40 евро
3) пообедать и поужинать на двоих = 50 евро. Завтрак: чай с печеньками или овсянка, не считаем.
Итого: 144 евро
Режим мы_не_спешим_и_наслаждаемся_поездкой:
1) проехать в день 200 км, расход бенза 4.7, 9.2 литра по 1.5 евро = 13.8 евро
2) кемпинг 15 евро
3) купить продукты (включая бухло и хамон) в супермаркете, приготовить еду на позавтракать, пообедать и поужинать = 15 евро
Итого: 45 евро
Подумайте над этим еще раз, мы потратили столько же денег за 9 недель, сколько за 3 недели два года назад, при этом мы просто отказались от некоторых вещей.
Но это не значит, что мы вовсе не селились в отелях и не ели в ресторанах, это не так. Иногда мы заглядывали в рестораны и кафешки, где-то с такой же периодичностью, как делаем это в Киеве. Плюс: кафешки и рестораны - это всегда большой риск отравления, что очень нежелательно в поездке. В памяти всплывает довольно дорогой ресторан "Карпаты" в Яремче, после которого мы всю ночь пускали ленты.
Кстати, с отелями или гестхаусами есть еще одна фишка. Если вы останавливаетесь на несколько ночей, и спрос на гестхаусы не превышает предложение, то смело торгуйтесь в любой стране мира. Расходы хозяина гестхауса состоят в основном в уборке номера и смены белья. В принципе, если не предвидится наплыв туристов и гестхаус стоит полупустой, то ему побоку, заселитесь вы на одну ночь или на две, расходы на вас у него будут одинаковы. Поставьте себя на место владельца гестхауса: к вам приезжает парочка бабайкеров, просят номер на две ночи. У вас номер стоит 30 евро за ночь, бабайкеры хотят 50 евро за две ночи. Что вы ответите? Если вы не жадный еврей, то согласитесь, а возможно, вы согласитесь и на 40 евро за две ночи, ведь расходы для вас что за одну ночь, что за две практически одинаковы.
Потому иногда вариант с частными гестхаузами оказывается по деньгам равен варианту с кемпингом. Торговаться за одну ночь намного сложнее.
Ладно, вернемся к подготовке:
Итак, решение принято, я сказал жене, что весной увольняюсь с работы и мы едем в Португалию на мотоцикле. Она, должно быть, подумала, что это шутка, хотя я шутить не умею и всегда говорю серьезно.
Осенью я начал подготовку, купил подешевке почти новую резину и цепь на папика, моя резина была еще в порядке, но врядли прошла больше бы 5 тыс. Ресурс цепи на фазере я не знал толком, потому решил ставить более новую, чем моя, которая на тот момент прошла уже больше 20 тыщ.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](http://cs625730.vk.me/v625730211/a8f4/pDo3TYF9Myk.jpg)
В туристическом магазе я купил двухместную палатку Trimm Forester, две туристических кастрюли, которые вкладывались одна в другую как матрешки. По интернету купил китайскую мультитопливную горелку. Бензин в мотоцикле есть всегда, а для газовых горелок надо покупать балоны. Надо было купить еще один спальник и один коврик. Спальник я купил самый летний и самый маленький по объему, который только нашел. Коврик купил ижевский, потому что альтернативы ему просто нет.
Две пластмасовые кружки скрутил с метровского термоса, как оказалось, просто отличное решение, они вкладывались в каструли, не грелись, не ломались и мало весили.
Ближе к весне я начал думать о визе. Изучил awd : почти все посольства начали хуже выдавать визы, больше отказов и более коротких виз. На греческое посольство были более приятные отзывы, плюс они не требовали перевода документов. Отлично, я собрал все бамажки, сделал 100699 копий паспортов, звоню в посольство. Запись возможна только на месяц вперед. Круто, тогда придется идти в виз. центр и платить бабло сверху. Через неделю забрали паспорта и расстроились. Вместо годового мультика греки дали только месяц. Козлы!
Все планы рушились, ведь я планировал первого мая выехать в направлении Турции, а уже в июне быть в Греции.
На июнь у меня была греческая виза, но если мы хотели ехать дальше на запад, нужна была еще одна виза. Одна добрая душа подсказала мне, что эстонцы и португальцы сейчас запросто дают полугодовые мультики. Ок, дуем к португалам. Португалы приняли доки и сказали приходить через три недели. Дело было уже в апреле, и я понял, что 1 мая мы никуда не едем. Про Турцию можно забыть.
Не беда, будет время посмотреть те места в Румынии и Болгарии, которые мы еще не видели. За неделю до того, как забрать паспорт, меняю цепь и заднюю звезду, заднюю резину, скачиваю карты для жпс, планирую первую неделю по Румынии.
25 апреля едем на дачу тестировать все кемперское барахло. Раскладываем палатку в саду, готовим еду на горелке. Соседи смотрят на нас с удивлением )).
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/6.jpg)
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/7.jpg)
Ночью мы замерзли, земля еще холодная, а наши спальники совсем летние. По дороге на дачу тестируем крепеж багажа на мотоцикле. На задний кофр сверху мы привязали коврики и палатку, загрузили боковые кофры барахлом.
В пятницу, 15 мая, мы забираем паспорта с улицы Федорова 12 в Киеве - радости нет предела, дали мультик на год!
В субботу, 16 мая, в 4 часа дня, мы начинаем наш мото гран тур, длительностью в 112 дней, 16090 км и 20 стран.
![16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон 16090 км, 112 дней на мотоцикле. Киев-Спарта-Лиссабон](https://moto.kiev.ua/forum/journals.img.php?image=1443111775484/10.jpg)