В этом году на все-про-все выделено максимум две недели. Исходя из этого и маршрут запланирован не слишком глобальный: Грузия из Крыма.
Но сначала мотик должен быть перегнан из Киева в Гаспру, а это дополнительные 918 км. Так что путешествие, можно сказать, было разбито на два этапа (а точнее, на три – Каве же еще в Киев вернуться надо! Но это будет уже без меня. К 3 августа мои мальчики приедут в Киев).
В канун 28 июня и длинных выходных вечером выехали в суперплотном трафике из Киева. Перый этап – до Фастова, там - короткая ночевка. В 3-30 стартуем. Выходим на трассу и обалдеваем: машин тьма! И дикий-дикий холод…
На заправке я не снимаю с себя ничего из экипа (термо, перчатки, кожаную куртку…). И никак не могу согреться горячим кофе. Девочки, вынырнувшие из машин в майках, шортиках и вьетнамках вызывают новый приступ озноба. И так до рассвета. До Николаевской области. А дальше вышло солнце, стало жарко, начался «стриптизЬм» в лесу.
Вот так, с небольшими передыхами и заправками, со скоростью до 170 на хороших участках (а их, к счастью, уже немало настроили) за 15 часов преодолели еще 875 км. Мечтаем о том, как быстро открепим багаж и на лифте поднимемся на наш 9 (в реале 10) этаж.
И как всегда, облом. Лифт отключен! Не, ну мы привыкли, что в нашем доме некая идиотская манера выключать лифт на ночь (приезжая в 4 утра всегда поднимаемся пешком, но там хоть часть багажа в машине оставить можно, а с мотика необходимо забрать все и сразу). Ну и приехали мы еще совсем «не в свинячий голос». И тем не менее… Весь багаж и экип пришлось переть на себе наверх. А потом еще отогнать мотоцикл на стоянку. Спали в эту ночь крепко.
В Киев возвращались порознь на поездах: мне 2-го на работу, муж оставался до 7-го.
13 июля на поезде уже вместе снова в Крым.
А 15 ранним утром загрузили Каву и стартовали в сторону Грузии. Никак не могли решить от Алушты ехать красивым серпантином в сторону Судака, или свернуть на перевал и через Симфи (с его бесконечными ремонтами дороги) - на Феодосию. Победило солнце. Помните: «Когда едешь на Кавказ…» Вот-вот оно-то, рассветное как раз и светило в тот самый правый глаз. Свернули на Симферополь.
К 12 были в Керчи, заправка, очередь на паром. Не то, чтобы огромная. Бесконечная! По нагло-мотоциклетному становимся в виду пограничников. Три мотоцикла с русскими номерами стоят чуть дальше нас в очереди (один из ребят за полчаса до этого помахал нам, отдыхающим на обочине, рукой. Так что в очереди тоже не стояли).
Принцип прохождения на паром без 100 грамм никак не понять! Вдоль очереди с непонятным промежутком времени ходит чувак в форме и раздает ламинированные фишки. С этой фишкой (и обязательно с ней!) и паспортами идешь в кассу, берешь билеты. Муж выбегал фишки всей нашей мотобригаде, ставшей таковой уже к тому моменту. Правда, трем мотоциклам (4 человека) билеты продали на паром 15-00, а одному парню с какого-то перепугу на 16-30. Никакие уговоры на бабушек в кассе не действовали. Дальше тех, кто с билетами, запускают за ворота. Там подходят пограничники и таможня (бегать никуда не надо). Берут паспорта, задают вопросы о маршруте и багаже. Нам был задан вопрос: «Вы далеко едете, какие средства защиты везете с собой»? Муж ответил «Обычный нож». Я: «Брызгалку от комаров!». Таможенник, видимо, долго тренировался у Зеленского и Галустяна держать улыбку. Не, ну а чо? Вопрос был о средствах защиты? Вот на комаров с ножом и брызгалкой пойдем в атаку!
А дальше все тянулось долго и нудно в ожидании парома. Потерявшийся четвертый уже перед самым заездом на паром нас догнал и в море мы вышли снова всей мотокомпанией не в 15-00. И даже не в 16-30.
Заполнили выданные миграционки. С украинскими номерами на пароме мы были одни.
На русский берег сошли первыми. И началось… Карты на оформление временного ввоза ТС выдали, а о месте, где их можно заполнить и образце заполнения никто не думал. Пришлось присесть на пол в зале для пассажиров и на рюкзаке заполнить большую и дурацкую бумагу в 2 (!) экземплярах. А дальше начался цирк. Оказывается, на данном пограничном пункте существует правило, по которому водитель и пассажиры проходят паспортный контроль отдельно (водитель, как я понимаю, и таможенный). ТС – по улице, пассажиры – внутри здания. Я стала в очередь к окошку. В очереди многие люди возмущались дикости такой организации перехода границы. В основном женщины с детьми, отдыхавшие в Крыму. Вместо того, чтобы сидеть в кондиционированной машине, приходилось выстаивать в плохо проветриваемом помещении. Были и беременные.
Пролистав мой паспорт от корочки до корочки, рассматривая каждую визу под микроскопом, пограничница наконец-то поставила штамп (спасибо, не на отдельную страницу!) И тут на выходе из здания меня останавливает молодой симпатичный кавказец в форме и просит предъявить паспорт. Ну на, смотри. Вопросов о маршруте на задавал, насколько помню. Все было вежливо, но очень смахивало на полицейский допрос. «А где живете? А на какой улице?» (вроде ему название о чем-то может сказать… Очень хотелось спросить не напрашивается ли он ко мне в гости). Когда начались вопросы о работе, мне стало смешно и противно. Премиальным вопросом был «А как вы выбираете страны для своих путешествий?» Безумно хотелось ответить «По принципу дружественного отношения к туристам!» Сдержалась, но ответ мне нравится и сейчас: «По бюджету». Выйдя наконец после допроса из здания, я первым делом начала искать глазами мужа «И где мой мотоциклист?» Вояка указал мне на ворота «Там ждать будете!». Ждать чего?! Я вообще не понимаю где он, он меня уже с час не видел и понятия обо мне не имеет. Спустя какое-то время увидела его на территории, которую к тому времени покинули уже все ТС, сошедшие с нами с парома, помахала рукой, чтобы видел: от меня еще не избавился. И ждала еще с полчаса. А дальше делились друг с другом происходившим с нами в течение полутора часов. Его тоже допрашивали, по всей видимости, тот же кавказец. Вопросов было много, в т.ч. о месте работы жены (?! Показания сличали?), о маршруте, пораженные его знанием географии (а я уже писала в предыдущих отчетах, что живу с Жаком Паганелем, только без характерной рассеянности), прямым текстом задали вопрос о шпионаже. Настоятельно и «по дружески» не рекомендовали ехать в Грузию. И развели на 200 российских рублей «В то окошечко» типа за оформление временного ввоза ТС. (Может ради этих 200 рэ эта вся бодяга и затеяна?) Ну, поржали, конечно! Любимый мудро констатировал: «Ему платят ЗП, он ее отрабатывал. Больше не на ком было». Хотя и гаденько так было! Особенно понимая, что русскую границу нам еще пересекать трижды.
К поездке готовились не то, чтобы очень тщательно, но вот как раз моменты негатива со стороны пограничников и российской дорожной полиции постарались выяснить заранее.
Хочу еще раз поблагодарить всех, кто помогал готовиться к этой поездке. Особая благодарность Лиману и Коменданту: на основании ваших советов был спланирован маршрут по России. Помнили даже совет «Краснодар объезжать по ул. Дзержинского, оттуда – на Динскую…» и т.д. И главный совет: «Не нарушать! Сплошное табу!» Все так и сделали.
На первую ночевку в России остановились недалеко от границы на Азовском море, станица Голубицкая. Палатка в кемпинге без нормального душа и туалета – 200 рэ. Я впервые попала на Азовское море. Окунулась, но чувство брезгливости, похоже, останется со мной надолго!
В 6-55 мы уже в седле, едем до Пятигорска. Не нарушаем!!!
Отметили сразу, что дороги в России очень и очень!
Особенно после ужасного участка в районе Керчи. И разметка довольно толково сделана, предполагающая нормальные обгоны без нарушений. Водители выдрессированные до неприличия! За два дня ни разу не видели, чтобы кто-то пересек осевую или вышел на обгон раньше времени. (Если бы не обратная дорога, мы бы так и остались с этой иллюзией! Скажу сразу: на обратном пути каких только нарушений не довелось увидеть. На окраине Пятигорска нас за 10 минут дважды чуть не снесли к чертовой бабушке! Причем, второй раз уже за городом, где было не менее 4 (!!!) свободных полос. Скорость под 120. Что заставило идиота идти на явное убийство, едва не коснувшись нас, останется загадкой.)
А мы пока едем как полные мудаки. Знак «40» - едем не более 49, и т.д. Вот, кстати, что удивило, так это знаки. Тянущиеся бесконечно «40» и «70» на трассе, это, конечно, жесть при драконовских подходах к нарушениям. Ну, что поделаешь! Каюсь, я в Украине, когда за рулем еду, всегда законопослушных белорусов ругаю. А здесь мы – иностранцы, соблюдаем все! И нас пока не останавливают.
Найти жилье в Пятигорске вечером по карману оказалось делом не столь простым. Гостиницы в центре города по стоимости равняются отелям Ниццы (я не преувеличиваю!). На вокзале бабушки стоят только с утра. Пришлось нанять за 100 рэ таксистку, показавшую частную гостиничку без вывесок, но с регистрацией постояльцев. Обошлось сие чудо на улице Кавказской в 1200 рэ.+ 50 за парковку мотоцикла. Прогулялись, выспались. В седло!
По Кабарде прошли без нарушений и остановок. Принципиально. Стремно. В Осетии остановились на паркинге с башней-памятником. К нам подошел пообщаться молодой осетин, порекомендовал, что можно посмотреть в Осетии. Просто из любви к родной земле.
Мы уже готовы признать, что если не нарушаешь, тебя никто просто так останавливать не будет. Помним, что во Владикавказе обязательно надо заправиться. У нас бак 15 литров всего, правда и ест наш Кавочка около 4 литров (хорошего бензина и того меньше!) Помню рекомендации Лимана заправляться на ТНК и Газпроме. Проезжаем Владикавказ, заправок много, но искомых не наблюдается. Останавливаемся возле очередного поста ГАИ, задаем вопрос а наличии нормальных заправок впереди. Получаем утвердительный ответ. И на следующем посту нас тормозят… Подходит изначально злобный осетин: «Вы проехали на запрещающий знак светофора!» Мы в один голос, еще с улыбкой даже: «Да вы что?! Зеленый был!» «Красный! Документы!» Пытаемся настаивать. Я никогда не вмешиваюсь в разговор мужа с гайцами, он - в мои. В данном случае я нарушила этот свой принцип, попыталась настаивать. Гаишник, кинув: «Вы границу не пройдете, ко мне в машину с документами!», отправился в свою машину. Уже потом муж рассказывал, что минут 15 они торговались за сумму: требовал 2000 рэ, нагло, бессовестно, с демонстрацией пачки отобранных прав. Выторговал 1000. Когда мы рассказали эту историю польским мотоциклистам и немецкому гиду в Грузии, они в один голос возмутились: «Зачем вы платили? Надо было звонить в посольство, в прессу!» Ага, мне как раз один звонок в роуминге в Москву в посольство в те же деньги и вылился бы! А там бы ответили: «Тримайтеся, хлопці!»
Вот может кто-нибудь сказать, могут ли менты отбирать права у иностранцев на месте, без судебного разбирательства?
На заправке к нам подошли двое возмущенных парней. Они, проезжая, видели, что прессуют мотоциклистов с украинскими номерами. Оказалось, один из них - гражданин Украины, симферополец, но сейчас живет и работает в Осетии. Оставили нам свой телефон, рассказали как гаишников у них бьют ночами (не знаю, правда ли, но этот был такой злой, что возможно так и есть). Кстати, перекресток там, видимо, с каким-то подвохом: с каждого светофора они вынимают не по одной машине. Или у них просто «индульгенция на поборы»?
Вот так мы расстались еще с одной иллюзией «Не нарушай и тебя никто не остановит в России».
А дальше была граница в Верхнем Ларсе. Снова огромная очередь машин. Есть сомнения, работает ли здесь принцип «мотоциклы без очереди». Но пробрались поближе. Молодой человек в черной футболке (на границе часть персонала ходит в такой форме): «Ты чего ждешь? Ты же на мотоцикле!» «А можно?» «Вперед!» Приятнейшая женщина средних лет (видимо, осетинка): «Заполните декларацию на вывоз ТС. Здесь «так», а здесь «вот так» и ко мне подойдете!» Общее время, проведенное на российской границе - не более получаса. Вот так оказывается бывает! И настроение улучшается! Повеселил, нас, правда, один прапорщик: «Вы в Грузию едете? Так там уже русского языка никто не знает и песни русские запретили!» Ребята, я не выдумываю! Не хватило бы фантазии такое выдумать! Это же как человеку голову заморочить надо! Тем более, что он изо дня в день «в теме»! А девушка-пограничница, ставящая штампы в паспорта, пролистала мой, изучила и даже, слегка робко: «А по этой визе вы в какую страну ездили?» «Лаос» ее удовлетворил. Так что об этом участке пути самые приятные воспоминания, которые не удалось испортить и на обратном пути (чуть дольше, около часа, но с заполнением бумажек на ввоз ТС, зато есть стол, образец и даже консультирует сотрудница). И, кстати, в Верхнем Ларсе на каждом окне висит объявление «Оформление таможенных и пограничных документов не оплачивается! Деньги и подарки не предлагать» (как-то так). За оформление никто ничего не брал, в отличие от Порта Кавказ. Вот такие границы в пределах одной, но очень большой страны. И такие разные впечатления.