Бегает сейчас по квартире, набила уже пять пакетов платками, брюками, польтами и платьями.
Один хер, туда в кофрах поедет бензин, а дальше толстый экип.
Навьючиваться начнем через час. Выедем, наверное, в ночь, [мат]...
Надо было подготовиться, выучить 500 слов на фарси, научиться различать цифры, почитать историю древнего Востока. Попробуем обойтись...
Необходимый минимум из документов с российским гражданством делается сравнительно легко:
1. Иранская виза - 30 минут сдать документы на Покровском бульваре, с небольшой переплатой 15 минут забрать на следующий день.
2. Туркменская - 2 часа в очереди на Арбате сдать документы, через 2 недели 2 часа в очереди забрать.
3. Карнет - взять реквизиты на Яузской, заплатить, через час все готово и подписано.
Первые километры по России я обычно осторожничаю, очень обидно расстаться с водительскими правами в начале путешествия.
Но в Калмыкии ментам с фоторадарами спрятаться попросту негде, едем 130-140.
На участке 320 км Элиста-Астрахань всего две заправки, по 150 км вообще без ничего, не забывайте подливать.
Астрахань
Бывал в этом городе много раз пацаном, без родителей.
Думал, накроет ностальгия. Не накрыла. Белокаменный кремль на месте, вокруг него чистенько, но неромантично.
Молодежь вечером тусит на небольшом участке набережной неподалеку, есть клумбы, лавочки, общепит.
Старых деревянных домов целые кварталы, все покрашено, побелено, довольно грубо.
Отелей визуально в центре немного, есть чуть ли не Хаяты с Мариоттами.
Тем временем стемнело. Обостряется борьба внутри коллектива путешественников.
Счет пока не в мою пользу, т.к. в дельту Волги сейчас прет вобла на нерест и я предлагал устроить дневку с палаткой в компании друзей-рыбаков примерно вот здесь
https://www.google.ru/maps/place/%D0%95 ... 76736049ea
Хорошее место, глубокие протоки, течение, натоптанные площадки для лагеря, в мае обычно сотни рыбаков, рекомендую!
Теперь моя очередь мстить: заливаю бензин, ставлю прозрачный визир и говорю: "Едем в сторону границы, проток впереди много, заночуем на берегу в палатке!!!"
Так бы, наверное, и было, если бы навигатор не привел на перекрытый аварийный мост (пешеходы ходят, мотоцикл пролазит) и рядом с ним мини-отель:
https://www.google.ru/maps/@46.393038,4 ... xUvN1A!2e0
1000 рублей хороший двухместный номер с удобствами, охраняемая парковка 50 рублей, настоящая уха, правильный шашлык из свинины, подарок судьбы в завершение счастливого дня.
Как показал следующий день, дальше в сторону Казахстана ни еды, ни жилья.
Один из мостов в пойме. Платный. Рублей десять...
![До Ирана на мотоцикле, апрель-май 2014 До Ирана на мотоцикле, апрель-май 2014](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2653465/thumb/7ca/d75/7cad7543467ccd8231927f7992a387da.jpg)
Самое подходящее место для палаточного лагеря
https://www.google.ru/maps/dir//46.5447 ... m2!1m0!1m0
Недалеко от города, густые деревья на берегу быстрой протоки, утрамбованные площадки без травы.
Дорога по пойме в апреле/мае доставляет максимально возможное удовольствие, чистый потрепанный асфальт, прохладно, вокруг зелень, залитые луга, каналы.
Погранпереход круглосуточный, незагружен, барыги/менялы имеются с казахской стороны.
- Ой, какая змейка переползает дорогу!
- Это не ужик. Не подходи близко!
Дорога на Атырау - [мат удален]полное.
Ситуация в апреле-мае усугубляется максимальной активностью и ядовитостью всего, что ползает в пустыне. Также сейчас брачный период у всех, кроме людей. Верблюды сейчас не плюются, они кусаются и забивают копытами. У коня копыта, зубы и член, непонятно что опаснее. Короче, нет фотографий ни с верблюдами, ни с конями.
Атырау
Город немаленький, лежит почти как Стамбул, в двух частях света: через город проходит река Урал, разделяющая Европу и Азию.
Мегаправильный ресторан по типу турецкой локанты
https://www.google.ru/maps/dir//47.1044 ... m2!1m0!1m0
Все так!!! Большой прохладный зал, диваны, прямо пальцем в витрине показываешь, чего тебе положить, и какие шампура пожарить.
Несколько более демократичных точек общепита здесь:
https://www.google.ru/maps/dir//47.1041 ... m2!1m0!1m0
Сам не тестировал, но местного народу много, стояло несколько экипажей ДПС, а это показатель качества.
Сквер - место сбора мотоциклетной ячейки города
https://www.google.ru/maps/dir//47.0986 ... m2!1m0!1m0
Не "смотровая", просто иногда приезжают, и вообще люди по вечерам гуляют по набережной.
Магазин М69 с оригинальными аккумуляторами BOSH, а через дорогу - вонючий мотель за 70 тенге/дабл
https://www.google.ru/maps/dir/47.14470 ... m2!1m0!1m0
Большой гастроном на выезде из города
https://www.google.ru/maps/dir//47.1497 ... m2!1m0!1m0
На снимке обратите внимание на количество припаркованных рядом с магазином фур.
Это крайний цивильный магазин на 1000 км до Актау.
Также это лучшее место для автостопа (подтверждено на собственном опыте).
На заправке в городе, пока сохла смазка на цепи, фотосессия с прессконференцией.
Отъехали - догоняет машина, машет остановиться. Местный мотоактивист. Не запомнил имя.
Всех, кто приезжает/проезжает, охотно встречают, размешают, если надо помогают.
- Мы уже уезжаем. Все ОК. Провожать не надо, карта GPS хорошая.
- Запишите хоть телефон. Вдруг что понадобится...
Телефон не записал. А помощь понадобилась ровно через три часа на заправке.
Без единого симптома резко умер аккумулятор. Так, оказывается, бывает: от тряски высыпается свинец и достаточно перемкнуть одну банку.
Помните мою эпопею с ремонтами в Италии в 2011 году?
Счастливые "крокодилы", купленные в Дубровнике, так со мной и ездят.
Завелся.
Если бы в этот момент повернул назад, добрался бы до Атырау своим ходом и избежал бы незабываемого 48-часового приключения по казахским чайханам, автосервисам, развалам запчастей, с автостопом, ночными попытками отлова мотоциклистов, приставанием к пешеходам в Атырау.
Но мысли у меня тогда не возникло развернуться и продубасить 200 км в обратную сторону. То ли уставший был, то ли постепенно становлюсь дебилом...
Знакомого мотоциклиста в Атырау не нашел.
Зато получил:
- шестичасовой экскурс по современной действительности Казахстана от дальнобойщиков, снабжающих молочными продуктами Актау;
- обзор культурной жизни Атырау от девочки на ресепшене дорогого отеля;
- вечернюю автомобильную прогулку и рассказ про южный Казахстан от двух гидроциклистов (представьте, есть и такие);
- криминальные хроники Казахстана от начальника райотдела милиции на пенсии;
- истории жизни автоперегонщика, двух веселых казахов на ГАЗели, набитой неизвестно чем, и двух геодезистов на УАЗе-буханке из Бейнеу, занимавшихся ремонтом УРАЛа в полевых условиях (фото коробки передач УРАЛа прилагается)
![До Ирана на мотоцикле, апрель-май 2014 До Ирана на мотоцикле, апрель-май 2014](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2653470/thumb/d0b/b1b/d0bb1bcd265b406197b7327eb68fae8e.jpg)
Чайхана с тремя гостевыми комнатами на въезде в Бейнеу, ставшая почти родной, и мойка с автосервисом поблизости (есть электрик с вольтметром, сварка и паяльная лампа)
https://www.google.ru/maps/dir/45.34666 ... m2!1m0!1m0
Комната - 50 тенге, нормально покушать вдвоем - 30, вблизи посмотреть на 150 узбекских гастарбайтеров, ехавших из Бухары в Москву на двух двухэтажных автобусах - бесплатно, если не считать седых бровей у жены.
Святое место на трассе
https://www.google.ru/maps/dir//47.4195 ... m0!1m0!3e2
Делают остановку все без исключения машины, дальнобойщики пинают колеса, кто-то кидает монетку, есть лавочки.
Особой легенды нет, просто поверье, что если не остановишься - не факт, что доедешь удачно.
![До Ирана на мотоцикле, апрель-май 2014 До Ирана на мотоцикле, апрель-май 2014](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2653469/thumb/f6a/bf1/f6abf1b68d5cb9b46978028a39930c62.jpg)
Дорога из Бейнеу в Узбекистан
Скажем так, неявная.
Тот, кто прорабатывал маршрут дома по картам Гугл и снимкам из космоса, ярких эмоций недополучит.
Гармин, видимо, берет кусок с базовой карты, предлагает проехать 25 км в сторону Актау и форсировать перерытый железнодорожный переезд, а дальше по азимуту.
Если проехать Бейнеу насквозь, дорога постепенно закончится в буераках.
А третий, правильный вариант - это на въезде в Бейнеу, где дорога направо уходит на Актау, резко влево есть гравийный железнодорожный переезд, сразу после него вправо, и потом все время по главной.
Можно было, конечно, и ментов спросить. Но наш ли это метод?
Работающих заправок в Бейнеу две: доисторическая на том самом перекрестке и цивильная в 2 км по трассе на Актау.
Набирать бензин не просто одну канистру, а навязывать еще по-максимуму бутылок, желательно пятилитровых.
В пластиковую тару бензин отпускают без разговоров.
Узбекистан
Погранперереход - пока самый обоссанный и дебильный в моей жизни. Легковые стоят трое суток, туристы больной ребенок похер. Декларации в двух экземплярах, указывать деньги сотовые другие носители информации. Ксерокопии паспорта и техталона , временный ввоз , досмотр, паспортный контроль. Денег не вымогали.
Почти весь пассажиропоток в Россию идет через него. По северу, со слов местных, получается на 1500 км больше. Узкое место - узбекский временный ввоз, занимаются два человека в оба направления, но народ, прожив по трое суток в очереди, воспринимает суету практически как счастье и освобождение, абсолютно позитивно подсказывают, где что ксерокопировать и какие где ставить штампы.
За 4 часа прошли.
Темно, идет дождь, запасенный в Бейнеу бензин уже в баке, сразу за шлагбаумом барыги, помимо местных денег в продаже страховки, сим-карты, есть будка с водой и кое-какой едой, бензина нет в наличии.
Через 3 км от границы по левой стороне две чайханы. В первой комнат нет, но хозяин, прикинув навар, выделил нам свою комнату 6 на 6 метров с ковром и двумя кроватями, а сам пошел спать с остальными узбеками в углу обеденного зала. Комната нам обошлась в 150 рублей, плов был достойный, пиво узбекского производства пошло как надо.
Не хочу даже думать, что было бы, если бы я эту чайхану проехал.
Дальше 300 км нет почти ничего, один или два поста ДПС, пасмурная и раскисшая пустыня.
Кунград
Заправка не работает больше года.
Единственная, но отличная чайхана человек на сто
https://www.google.ru/maps/dir//42.9988 ... m2!1m0!1m0
Обратите внимание на снимок, опять полно дальнобойщиков.
Там же, в подворотне, дают бензин:
- Сколько бензина нести?
- Сначала покажи свой бензин!
- На, смотри! Мутный, вонючий, но хороший...
Макаю указательный палец в бутылку, осторожно нюхаю, демонстративно облизываю безымянный палец, делаю вид, что на вкус не очень. Пацаны в немом ступоре секунд на десять...
Ближе к Нукусу и далее начинается земледелие, долина реки Амударья, в чайханах появляется жареная речная рыбка.
Хива
Приехали в темноте. Garmin показывает аж четыре отеля.
Отель "Исламбек" внутри крепости:
https://www.google.ru/maps/dir//41.3792 ... m2!1m0!1m0
Три этажа, мотоцикл во внутренний дворик, Wi-Fi, завтрак, можно слазить на крышу (фото крыши прилагается :lol: )
Не помню точно цену, порядка 40 долларов, для туристического места вполне неплохо. Могу рекомендовать.
Начинка крепости в Хиве
Почти в каждом караван-сарае музей. Заглянули в пару - как обычно на Востоке, основная красота внутри. Есть смысл брать единый билет, раз уж приехали.
Но тут прекратился дождь, появились разрывы в облачности, и мы подубасили в Бухару. Через час опять промокли, замерзли, навернулись в грязь. [мат]!
До Бухары 500 км, в том числе 150 км вот такого чуда в пустыне
Вечером вопрос его происхождения прояснился. Бетонка, построена немцами в рамках проекта "Шелковый путь", гарантия на покрытие 50 лет, когда-нибудь протянут такую дорогу от Астрахани до Алма-Аты.
Так вышло, что основные достопримечательности Бухары мы осмотрели с мотоцикла, пока кружили по пешеходному центру в поисках отеля.
Частный мини-отель нашелся чуть в стороне по самодельным указателям на дороге.
Hotel "Xasan - Gavhar"
Galaba street 18, Old town
Tel/fax +99865 221-31-20
Mob +998 90 718-17-20
xasan-gavhar_mn@mail.ru
Остались очень-очень довольны...
Большой четырехзвездочный отель в самом центре Бухары
https://www.google.ru/maps/dir//39.7736 ... m2!1m0!1m0
Рядом, у квадратного пруда большой туристический ресторан. Говорят, неплох.
Шашлык, вызвавший гастрономический шок, подают вот здесь
https://www.google.ru/maps/dir//39.7669 ... m2!1m0!1m0
Наводку дали в отеле: зеленый сквер, живая музыка, стулья на железных ножках, за трехметровым мангалом банкует восемнадцатилетний сопляк.
Заказали чай, один салат, одну солянку, один шашлык.
- Пиво есть?
- Нет.
- Вино есть?
- Вина нет. Водка есть.
- Можете одну рюмку налить? Жена третьи сутки согреться не может.
- Возьмите ей бутылку. Может, согреется...
Когда попробовал солянку - срочно заказал еще тарелку.
Когда принесли два алюминиевых шампура (шашлык и люля-кебаб) и я откусил - глаза от удивления полезли на лоб и я заказал еще две порции. Высшая похвала!!!
Старого города всего один квартал, серая пыль, унылые туристы, сувенирное говно.
Мечеть Боло Хауз фотогеничная снаружи и на реконструкции внутри
Крепость Арк. Один из контрфорсов и часть стены оставлены в естественном виде, без реконструкции.
Нечто второстепенное (такого в Бухаре довольно много)
Жилые кварталы старого города
Романтично? Нет.
Любопытно? Пожалуй, да. На один раз вполне.
Спросил мнение организованных туристов из Малазии: примерно тоже самое, ровно, без дикого восторга.
И важная деталь для мотоциклистов: по узбекским ПДД шлем не обязателен. Я это люблю, меня это дисциплинирует, это мой выбор.
Очень своеобразная Туркмения
Туркменский погранпереход не круглосуточный, работает с девяти до пяти-семи с перерывом на обед на час-два. С учетом разницы во времени, скачущей от зимы к лету, как не приезжайте, а обеденных посиделок под конвоем туркменских солдатов Вам не избежать. Дружеский совет: завтракайте в Бухаре плотнее и имейте в кофрах фрукты, орехи и воду, как это случайно сделали мы.
Многочисленные пограничные формальности, сопровождающиеся оплатой наличными долларами, если заранее знаешь о них, не так уж и раздражают. Погранцы - молодежь, работают честно и строго.
Барыг после границы нет.
Вот такими объемами из Амударьи забирается вода для нужд Бухары
Видимо, из-за таких каналов Амударья в Туркмении полноводнее, чем ниже по течению в Узбекистане.
Туркменабад
Довольно скучный город. Есть большой ЖД-вокзал, через дорогу большой банк, рядом с которым не шифруясь тусуются менялы, видел большой совковый отель, абсолютно галимый рынок, несколько точек фаст-фуда по центральной улице. Поели в пустом кафе плотно и невкусно, ведь сегодня предстоит еще 250 км по пустыне. Наконец, согрелись, просохли, можно снять перчатки и подшлемники.
Пустыня в Туркмении красивая: песок красно-желтый, реально зеленые кусты, цветут маки, попадаются грунтовые съезды с основной дороги, так и хочется поставить палатку.
Небольшой семейный скандал - и вот мы едем дальше навстречу темноте и неизвестности. И ближе к полуночи в городе Мары за 55 баксов вселяемся в двухкомнатный "Люкс" с торчащими из матраса пружинами (фото санузла прилагается).
Судя по количеству машин перед гостиницей, альтернативы ей попросту нет. Цена для туркменов в два раза ниже, чем для иностранцев. Это вроде и логично, но для кого-то оскорбительно.
Еще любопытные наблюдения и выводы по итогам 36 часов пребывания в стране.
Президент в детстве мечтал быть архитектором, но образование получил явно другое.
Поликлиника какая-нибудь
Президент в детстве мечтал иметь живого коня. Сейчас на гербе страны - красивый конь (нет, не в брачный период), в каждом городе новые ухоженные ипподромы, с мега-трибунами и гигантскими скульптурами коней.
Деньги в стране явно есть, но тратятся довольно лихо.
Народ какой-то унылый, хоть и не злой. На многих женщинах отпечаток тяжелого труда. Дети нарядные и веселые.
Вызывает смешанное чувство жалости и сочувствия.
И осознаю, что аналогичные чувства у очень многих жителей планеты справедливо вызываем мы, россияне.
Граница с Ираном.
Сделана явно при Советском Союзе.
Иранский погранпереход Серахс/Sarakhs
Также некруглосуточный, работает с девяти по местному времени (летом +30 минут к московскому, зимой м.б. иначе) с перерывом на обед.
Кондиционированное помещение по типу зала ожидания на автовокзале, народу немного, до паспортного контроля еще кабинет врача (кашель? температура? понос? рвота?) и некая иммиграция. Резкий контраст в обращении с людьми по сравнению с туркменской пограничной службой. С Карнетом надо зайти в три разных здания.
С учетом того, что сначала цепанули обед у туркменов, а потом обед у иранцев, прохождение границы заняло порядка 4 часов, устали и проголодались. Курс доллара у менял на границе 32 000 реалов, недавно подрос с 30 000. Поменял 500 долларов, получился приличный кирпич сильно потрепанных купюр. Получил первое замечание, что в Иране не принято оставлять ключи в замке зажигания, двухколесной техники очень много, тырят ее бессовестно, полиция лишь отмахивается. Спросил также насчет где хорошо поесть.
На перекрестке есть трехэтажный отель с цивильным рестораном
https://www.google.ru/maps/place/%D9%87 ... 269bd1f82a
- Нет, мне надо чтобы с местными!
- Тогда в центр, там есть!
Нашел за пять минут отличное (ОТЛИЧНОЕ!!!) место:
https://www.google.ru/maps/dir//36.5371 ... m2!1m0!1m0
Плюс/минус тридцать метров по этой улице.
Мясной суп с перловкой, роскошный рис с шафраном, 4 вида потрясающего кебаба, 2 литра безалкогольного фруктового пива.
После обеда наступил довольно жесткий физический и моральный отходняк.
Проехали тяжелых 3000 км, едва успели в туркменский транзитный коридор, ждал новых поломок от мотоцикла. Если бы встали в Туркмении, запаса времени на ремонт не было, попали бы на разборки и штрафы.
До Мешхеда осталось 200 км по пустыне. Первые 50 км ничем не отличаются от Туркмении: жара, влажность. Затем резко набор высоты, затяжной некрутой перевал, наверху даже есть деревья. Депресуха и усталость отступили, их сменило ликование. Другая обочина
Другой быт, другие краски
Ура, закончились ямы на дороге!
Мешхед
Первый и единственный город в Иране, где нет проблем с гостиницами.
Вот на этом участке их будет минимум двадцать
https://www.google.ru/maps/dir/36.28405 ... m0!1m0!3e2
Мощный внутренний туризм в городе, я так понимаю, связан с высокой религиозной значимостью погребального комплекса имама Резы.
В первом встреченном отеле не понравился фасад, во втором люксовом не было мест, в третьем люксовом за 80 долларов заселились в роскошную двухкомнатную квартиру с кухней и двумя санузлами (красная точка на карте - это он).
Жена - под одеяло.
Мотоцикл - в подземный гараж.
Я - в легкую обувь и на разведку.
В главную шиитскую святыню вечером стекается большое количество народа.
Выглядит комплекс действительно как главная святыня.
На всех входах досмотр с прощупыванием, раздельно для мужчин и женщин.
Где-то читал о трудностях посещения мавзолея немусульманами. Я с трудностями не столкнулся, м.б. проскочил в большом человекопотоке, не знаю.
Группа организованных религиозных туристов
Вся территория устелена теплым полированным мрамором, вымытым и надраенным до блеска, гектары новых чистых ковров с толстым ворсом, тонкая ювелирная работа на стенах и потолке. Одно из самых ярких впечатлений за всю поездку!
Совсем недавно прочитал, что традиция украшать мечети и мавзолеи орнаментами из зеркал появилась в Иране в ту пору, когда зеркала возили из Европы на верблюдах, в пути много зеркал билось, и было найдено оригинальное применение дорогим осколкам.
Мешхед еще и мировой центр производства и торговли шафраном. Опять нюхал, смотрел на свет, пробовал на зуб, тусовался с торгашами, накупил специй на 50 долларов, получилось много.
Набрал также выпечки, сладостей, купил дыню (апрель-май сезон арбузов и дынь, предполагаю не единственный в году), пива - и домой, отдыхать.