думаете одного дня хватит, если ехать с утра а возвращаться вечером?
В принципе, да, но надо будет поторапливаться.
Я ездил в августе (жил в Монреале). Из Монреаля выехал на автобусе "Orleans Express" (см.
https://www.orleansexpress.com/en/) в 6 утра и приехал в Квебек в 9:15. Изначально хотел успеть в Цитадель (см.
http://www.lacitadelle.qc.ca/en/) к 9:45, чтобы попасть на экскурсию со сменой караула в 10:00. Можно было, конечно, сходить в Цитадель и ближе к обеду, но смена караула там только раз в день. Однако у меня не вышло - от автостанции до Цитадели надо немало пройти через старый город, а там улочки кривые. Надо было брать такси, ну да ладно. Я довольно быстро потерял ориентиры и решил просто погулять (в Цитадель в итоге не пошёл вообще). В городском инфоцентре для туристов узнал, как проехать к водопаду Montmorency (поищите его в Google - очень красиво!). В инфоцентре мне дали карту, отметили на нём остановку, написали номер автобуса (вроде бы это 800, но я забыл, см.
https://www.rtcquebec.ca/) и отметили магазин рядом с инфоцентром, где можно купить автобусные билеты. Я пошёл сначала в этот магазин. Сказал, что хочу съездить на автобусе до водопада Montmorency и вернуться обратно в центр. Мне дали карточку, на которую записали (электронным образом) два билета. Если что, автобус обычный городской. Далее я пошёл на указанную остановку. Шёл минут 20-25 - на окраину старого города, так что идти было интересно. Когда подъехал нужный автобус, я вошёл в переднюю дверь и приложил карточку к считывателю. Первый билет тем самым как бы списался. Ехал до конечной минут 40-60. У водопада погулял около часа (можно и гораздо больше), перешёл по мосту через сам водопад. Потом вернулся в центр города на том же автобусе. Вышел примерно у авто- и ж/д-вокзала, не доезжая остановки, где сел ранее. Оттуда пешком прошёл через старый город к причалу паромов через речку. Купил там билет туда-обратно на паром (см.
https://www.traversiers.com/en/our-ferries/quebec-city-levis-ferry/home/), тут же сел на паром, переплыл через речку, сделал отличные фотографии с парома и другого берега, а потом вернулся в Квебек на пароме. На другом берегу город Lévis, но там туристам особенно нечего делать. Сойдя там с парома и сделав пару снимков, я тут же вернулся обратно (билет-то уже был), чтобы вернуться в Квебек и не терять времени. Оставшееся время я гулял по старому центру Квебека, зашёл в базилику, а вечером уехал в Монреаль. На автовокзал в Квебеке я пришёл рановато и попытался обменять билет на более ранний, но мне не разрешили. Дело в том, что я купил его по промо-тарифу в интернете, а обмен разрешён на билет такого же тарифа. Разумеется, в день поездки таких дешёвых билетов уже не было. А вот мои коллеги, которые купили билет на этот автобус ещё утром в Монреале, смогли поменять на более ранний без доплаты. Естественно, такой билет стоил в несколько раз дороже.
Поездкой я был доволен, но она всё же была в довольно большом темпе. Думаю, стоит остаться в Квебеке на 1 ночь, чтобы гарантированно успеть на смену караула и не торопясь погулять по городу. А в старом городе много интересных мест, да и в какие-нибудь музеи было бы неплохо зайти.
В Квебеке есть огромный и уже довольно старый отель Chateau Frontenac. Жить в нём очень дорого, но вот просто осмотреть было бы интересно. Ранее по его залам водили экскурсии, но в прошлом году, в августе, их почему-то не было. Возможно, их просто отменили. Попробуйте поискать в интернете.
***
Из Монреаля я ездил ещё в Оттаву на 1 день на автобусе "Greyhound" (см.
https://www.greyhound.ca/). Билеты покупал заранее через интернет. Уже после покупки выяснилась очень неприятная деталь. У этой компании нет системы резервации. Соответственно, в автобус (даже с купленным билетом!) сажают только в том случае, если есть места. Бывает много-много случаев, когда на один рейс продают больше билетов, чем есть посадочных мест в принципе. Это очень плохо. Из-за этого пассажиры занимают очередь где-то за 30-60 мин до отправления. Если мест не хватает, то отправляют следующим автобусом. Между Монреалем и Оттавой автобусы ходят раз в 2 часа. Представляете, каково! У других автобусных компаний такой проблемы нет.
Из Монреаля я выехал в 5 утра. В это время пассажиров было очень мало, все уместились. Коллеги ездили на следующем автобусе, в 7 утра. Потом рассказывали, что мест там хватило не всем. В Оттаву я приехал в 7 часов с чем-то, вышел около Университета (ещё до автостанции, где у автобуса конечная). Мне нужно было сразу идти занимать очередь на бесплатную экскурсию по Центральному зданию (Centre Block) Парламента Канады (см.
https://visit.parl.ca/index-e.html). Тогда бы я туда попал (билеты кончаются очень быстро, т. к. они бесплатные; имейте в виду, что билеты получают в здании через дорогу от Парламента). Но я не сообразил. Вместо этого просто стал гулять по центру и фотографировать. Где-то в 9:00, 9:30 или 10:00 перед Парламентом проводят смену караула. В отличие от Квебека, в Оттаве мне удалось её увидеть. Надо просто быть в нужное время перед Парламентом.
Когда я осознал, что в Парламент не попаду, поехал на автобусе 9 в Ридо-холл - резиденцию генерал-губернатора (см.
https://www.gg.ca/document.aspx?id=15029&lan=eng). Расположение автобусной остановки мне подсказал торговец хот-догами. Когда автобус подъехал, я сел в переднюю дверь и опустил монетки в коробку (заранее отсчитал нужную сумму, сдачу там не дают!), а водитель дал мне билет (см.
http://www.octranspo.com). Пассажиры подсказали мне, где выходить. Вроде бы там надо дать сигнал водителю (позвонить) перед остановкой, а то он проедет мимо. В Ридо-холле я попал на бесплатную экскурсию. Людей было совсем немного. Потом погулял по парку вокруг Ридо-холла и вернулся на автобусе в центр города. Зашёл в район ByWard Market и перекусил там. Потом ещё погулял и пошёл на автостанцию (путь неблизкий, можно было доехать на городском автобусе, но времени было совсем мало). Я заранее решил, что садиться надо именно на автостанции - на начальной остановке. Вдруг все места в автобусе займут уже там, и тогда на следующих остановках никого не пустят. В итоге я дошёл до автостанции за 2 часа до отправления моего (указанного в билете) автобуса. Как раз в это время отходил предыдущий автобус в Монреаль. Я встал в конец очереди и - ура! - как раз осталось последнее место. Меня пустили, хотя в билете было указано другое время отправления. Между прочим, из Оттавы мы выезжали каким-то другим образом, в основном по автостраде. Остановок в черте Оттавы я в пути вообще не видел.
***
Также я ездил из Монреаля в Торонто и из Торонто на Ниагарский водопад. Билеты покупал заранее на сайте
https://ca.megabus.com/. Автобусы между Торонто и водопадом, как я понимаю, всегда забиваются под завязку. Покупайте билеты заранее. Имейте в виду, что у этих автобусов в Монреале совершенно отдельное (по сравнению с "Greyhound" и "Orleans Express") место отправления. В Торонто они более-менее в центр приезжают. А вот с Ниагарским водопадом чуть сложнее. От их остановки в Ниагара-Фолс (это город у водопада) до водопада можно, в принципе, дойти пешком, но меня поджимало время. Я поехал на такси (5 минут, 15 канадских долларов, расплатился картой, такси ждут прямо у автостанции). И ещё там ходят городские автобусы для туристов (см.
http://www.wegoniagarafalls.com/). Билеты на них надо изловчиться купить где-то заранее, т. к. водитель билеты не продаёт, да и в интернете их не купишь. Я купил билет в инфоцентре для туристов рядом с водопадом, чтобы вернуться к автостанции. А вот где покупать билет в районе автостанции, чтобы доехать до водопада на городском автобусе, не знаю.
Автобус из Ниагара-Фолс в Торонто приехал на автостанцию в Ниагара-Фолс с задержкой на 1 час. И потом потеряли ещё минут 30-40 из-за пробок на въезде в Торонто. И это было воскресенье! А вокруг Монреаля многие автострады ремонтировались, и там были жуткие пробки. В общем, если ездить по Канаде на автобусах, надо быть готовым к опозданиям на час или даже два.
***
На поездах "VIA Rail Canada" (см.
http://www.viarail.ca/en) я не ездил. В августе они ходят очень редко. Вообще, посмотрите на расписание - судя по всему, поезда там очень медленно ездят, чуть ли не еле-еле тащятся. Канада, кстати, единственная страна из "Большой семерки" (G7), где нет хоть какого-то скоростного движения (даже в РФ уже есть). Далее, в Оттаве ж/д станция очень далеко от центра города. В Квебеке, пока ждал обратный автобус в Монреаль, обратил внимание на такую табличку на ж/д вокзале: "Время прибытия, указанное в расписании поездов, является ориентировочным и не гарантируется. Если вы выбрали последний (поздно вечером) поезд, то он может доехать несколько быстрее, т. к. в это время пути в целом свободны". После прочтения этой таблички я решил, что, когда приеду в Канаду во второй раз, на поездах не стану ездить.
***
На Монреаль я бы выделил хотя бы 2 полных дня, на Квебек - хотя бы 1,5 дня. В Оттаве, пожалуй, хватит одного дня без ночёвки, даже если успеть в Парламент.